ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 610013-01-2019-001370-31 от 12.08.2019 Гуковского городского суда (Ростовская область)

Дело № 12-43/2019

УИД № 61RS0013-01-2019-001370-31

Р Е Ш Е Н И Е

12 августа 2019 г. г. Гуково

Судья Гуковского городского суда Ростовской области Авдиенко А.Н.,

представителя АО «Гуковпогрузтранс» ФИО1,

рассмотрев жалобу:

АО «Гуковпогрузтранс», юридический адрес: <адрес>, данные о государственной регистрации юридического лица: ОГРН-, ОКПО , ИНН , ранее к административной ответственности не привлекавшегося,

на постановление заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Ростовской области от 10.07.2019 о привлечении АО «Гуковпогрузтранс» к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,

у с т а н о в и л:

в отношении АО «Гуковпогрузтранс» 10.07.2019 заместителем начальника отдела Государственной инспекции труда в Ростовской области вынесено постановление о привлечении АО «Гуковпогрузтранс» к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, а именно, за то, что в Государственную инспекцию труда в РО поступило обращение председателя первичной профсоюзной организации АО «Гуковпогрузтранс» С.Я. о нарушении норм трудового законодательства АО «Гуковпогрузтранс» в части не проведения индексации заработной платы.

В ходе проведения проверки представлен приказ от 07.03.2019 Об индексации заработной платы в 2019 г. с 01.04.2019 г. (коэффициент индексации 4,3%). В ходе проведения проверки представлен Протокол конференции представителей трудового коллектива АО «Гуковпогрузтранс» от 27.02.2019 согласно содержанию которого участники конференции проголосовали за обязание генерального директора АО «Гуковпогрузтранс» проиндексировать тарифные ставки и оклады за 2018 г. на коэффициент инфляции с 01.03.2019, при этом проиндексировать тарифы и оклады за январь и февраль 2019 г.

Представитель ЗАО «Гуковпогрузтранс», действующий на основании доверенности, ФИО1 при рассмотрении жалобы пояснил, что вину в совершенном административном правонарушении ЗАО «Гуковпогрузтранс» не признает и постановление, принятое административным органом, подлежит отмене по следующим основаниям. Государственный инспектор труда при рассмотрении дела об административном правонарушении, не принял во внимание, что обязанность работодателя производить индексацию заработной платы закреплена в Коллективном договоре по вопросам труда и социальных гарантий на период с 01.04.2017 по 31.03.2020, заключенном между АО «Гуковпогрузтранс» и Председателем первичной профсоюзной организации, где в п. 5.3. Договора установлены процедура, периодичность и порядок определения её размера: «Работодатель в целях обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы производит индексацию тарифных ставок и окладов ежегодно, исходя из индекса роста потребительских цен на основании данных Федеральной службы госстатистики».

Стороны трудовых отношений, АО «Гуковпогрузтранс» и представительный орган работников, в соответствии с требованиями ст. 40 ТК РФ определили конкретный порядок и периодичность индексации заработной платы - «ежегодно, исходя из индекса роста потребительских цен», тем самым подтвердив отсутствие какой-либо неопределенности по реализации работниками прав на защиту своих доходов от инфляции в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги.

Согласно договору работодатель вправе самостоятельно (в одностороннем порядке) определять дату, с которой будет производиться индексация по итогам соответствующего года, в целях исполнения положений Коллективного договора, путем издания работодателем приказа в соответствующем периоде.

Во исполнение положений Договора, определяющих в организации порядок проведения индексации, АО «Гуковпогрузтранс» на основании ст.ст. 130, 134 ТК РФ, издав Приказ от 07.03.2019 об установлении конкретной величины индексации и даты для её проведения, выполнило в полном объеме взятые на себя обязательства (абз. 2 ч. 2 ст. 22 ТК РФ) по восстановлению покупательной способности заработной платы работников вследствие инфляции по итогам 2018 года. Каких-либо фактов нарушения положений п. 5.3 Коллективного договора, регулирующего вопросы повышения уровня реального содержания заработной платы работников Общества, Государственным инспектором труда в ходе проверки установлено не было.

Достигнутый в АО «Гуковпогрузтранс» уровень оплаты труда работников по результатам индексации также не указывает на неадекватность или экономически несправедливое вознаграждение работников общества за их труд, с учетом текущего состояния рынка труда и уровня оплаты работников в аналогичных условиях.

Как следует из приобщенных в материалы проверки документов, рост заработной платы по обществу в целом в 2018 году составил - 15,24 %, в первом квартале 2019 года - 4,43 %, при установленном Федеральным законом от 30.11.2011 № 371-ФЗ "О федеральном бюджете» размере инфляции на 2018 год - 4,3 процента и на первый квартал 2019 года - 1,78 %.

Аналогичные меры по предотвращению обесценивания заработной платы всех работников организации, поддержания ее покупательной способности, предпринимались обществом и в предшествующие периоды, то есть. периодически (ежегодно), как предписано положениями договора, что подтверждается приобщенными к материалам проверки приказами и штатными расписаниями за 2017-2018 годы.

Таким образом, при фактически проводимой в АО «Гуковпогрузтранс» индексации зарплат, в установленном Коллективным договором порядке, выводы Государственной инспекции труда о невыполнении АО «Гуковпогрузтранс» установленных ст. 22, ст. 134 ТК РФ требований по утверждению локального акта отличного от условий Коллективного договора, как основание для привлечения Общества к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ несостоятельны и на законе не основаны, поскольку ни ТК РФ, ни действующим в Обществе Коллективным договором, такая обязанность на работодателя не возложена.

Порядок индексации в АО «Гуковпогрузтранс» предусмотрен Коллективным договором, изменения относительно такого порядка должны вноситься (при необходимости) в соответствии с требованиями ст. 44 Трудового кодекса РФ, то есть в соответствии с требованиями к такой процедуре: в порядке, установленном для процедуры принятия коллективного договора (коллективные переговоры), либо в порядке, предусмотренном в самом коллективном договоре, а не путем утверждения дополнительного локального нормативного акта, принятие которого Трудовым кодексом РФ отнесено к исключительной компетенции работодателя (ст. 8 ТК РФ).

Возлагая на Общество ответственность за отсутствие локального акта, Государственный инспектор труда не принял во внимание, что действующий в Обществе порядок индексации заработной платы не запрещен и не ограничен требованиями Трудового кодекса РФ, соответственно принимаемые Обществом меры по восстановлению покупательной способности заработной платы работников, не могут быть отнесены к категории незаконных и совершенных с нарушением норм ТК РФ.

Кроме того, государственным инспектором труда нарушен порядок привлечения АО «Гуковпогрузтранс» к административной ответственности, поскольку протокол об административном правонарушении от 29.05.2019 составлен, а постановление о назначении административного наказания от 10.07.2019 вынесено в отсутствие представителя привлекаемого лица и без его надлежащего уведомления о месте и времени рассмотрения дела.

Как следует из протокола об административном правонарушении, поступившего в адрес общества 17.06.2019, и оспариваемого постановления о назначении административного наказания, поступившего 18.07.2019, указанные процессуальные документы составлены (вынесены) в отношении АО «Гуковпогрузтранс» в отсутствие представителя юридического лица, при этом из текста процессуальных документов следует, что о месте и времени совершения процессуальных действий, представитель работодателя уведомлен надлежащим образом.

Вся направленная государственным инспектором в адрес АО «Гуковпогрузтранс» корреспонденция посредством ФГУП «Почта России» (протокол от 29.05.2019, определение о месте и времени рассмотрения дела от 29.05.2019) поступила в адрес АО «Гуковпогрузтранс» и была получена законным представителем - 17.06.2019, то есть после завершения всех процессуальных действий, которые согласно определению были назначены на 11.06.2019 в 12-00 часов.

Как следует из штемпеля на почтовом конверте с идентификатором , в котором направлялись определение Государственной инспекции труда от 29.05.2019 и протокол об административном правонарушении, данные документы были направлены в адрес АО «Гуковпогрузтранс» - 05.06.2018, то есть спустя 6 дней с момента их вынесения, которые поступили в подразделение почты г. Гуково РО 08.06.2019, а фактически получено АО «Гуковпогрузтранс» - 17.06.2019, что также подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором .

Иных мер по извещению законного представителя АО «Гуковпогрузтранс» о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении инспекцией не предпринималось, определений или уведомлений на этот счет в период с 17.06.2019 по дату вынесения оспариваемого постановления (10.07.2019) в адрес Общества не поступало, обратного материалы дела не содержат.

В соответствии с отметкой на почтовом конверте с идентификатором , в котором направлялось постановление от 10.07.2019, оспариваемое постановление поступило в адрес почтового отделения г. Гуково - 16 июля 2019 г., а фактически получено АО «Гуковпогрузтранс» -18.07.2019, именно с указанной даты Общество, его законный представитель, имели возможность узнать о состоявшемся рассмотрении дела об административном правонарушении и принятом по его результатам постановлении.

В связи с этим рассмотрение 10.07.2019 Государственной инспекцией труда дела об административном правонарушении в отсутствие представителя общества, при отсутствии извещения привлекаемого лица о проведения данного процессуального действия, не соответствует требованиям ч.2 ст.25.1 КоАП РФ и свидетельствует о лишении АО «Гуковпогрузтранс» возможности квалифицированно возражать и давать объяснения по существу выявленного правонарушения, что является существенным нарушением процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Просит суд признать незаконным и отменить Постановление от 10.07.2019 заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Ростовской области о назначении АО «Гуковпогрузтранс» административного наказания по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей; производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Представитель Государственной инспекции труда в Ростовской области в судебное заседание не явился, о времени месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается Отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором.

Выслушав представителя заявителя, действующего на основании доверенности, изучив материалы дела, суд приходит к следующему мнению.

Частью 1 ст.5.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 29.05.2019, на основании которого Государственной инспекции труда в Ростовской области было вынесено постановление от 10.07.2019 о привлечении АО «Гуковпогрузтранс» к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,

В соответствии с положениями ст. 22 ТК РФ - работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В силу ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, вокальными нормативными актами.

По смыслу нормативных положений приведенной статьи Трудового кодекса Российской Федерации порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работодателями, которые не получают бюджетного финансирования, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.

Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления, в том числе, ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности.

Исходя из буквального толкования положений ст. 134 ТК РФ индексация - это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п.

В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Ввиду изложенного при разрешении споров работников с работодателями, не получающими бюджетного финансирования, по поводу индексации заработной платы, в том числе, при рассмотрении судом заявления ответчика (работодателя) о пропуске истцом (работником) срока на обращение в суд с данными требованиями подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающие системы оплаты труда, порядок индексации заработной платы работников в организациях, не получающих бюджетного финансирования.

Работодателям, не финансируемым из бюджета, Трудовым кодексом РФ предоставлено право самостоятельно, с учетом мнения представительного органа работников устанавливать сроки, периодичность и размер индексации заработной платы в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте.

Положения статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ во взаимосвязи со статьей 2.1 и статьей 26.11 данного Кодекса в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

Как следует из Коллективного договора по вопросам труда и социальных гарантий на период с 01.04.2017 по 31.03.2020, заключенном между АО «Гуковпогрузтранс» и Председателем первичной профсоюзной организации, п. 5.3. Договора установлены процедура, периодичность и порядок определения её размера: работодатель в целях обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы производит индексацию тарифных ставок и окладов ежегодно, исходя из индекса роста потребительских цен на основании данных Федеральной службы госстатистики.

Как следует из приказа АО «Гуковпогрузтранс» от 07.03.2019 обществом установлена дата проведения индексации окладов (тарифных ставок) всех работников АО «Гуковпогрузтранс».

Учитывая то, что АО "Гуковпогрузтранс" не относится к организациям, финансируемым за счет средств бюджета, вопросы индексации заработной платы отнесены к исключительной компетенции указанного работодателя и разрешаются с учетом конкретных обстоятельств, специфики деятельности организации, уровня ее платежеспособности.

Материалами дела установлено, что коллективный договор АО "Гуковпогрузтранс» предусматривает порядок повышения уровня реального содержания заработной платы, включающего индексацию заработной платы ежегодно.

Действующая редакция коллективного договора АО "Гуковпогрузтранс" соответствует трудовому законодательству и судебной практике, в связи с чем оснований для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ не имеется.

Каких-либо доказательств о неисполнении п.5.3 Коллективного договора по вопросам труда и социальных гарантий на период с 01.04.2017 по 31.03.2020 суду не представлено.

Индексация заработной платы АО «Гуковпогрузтранс» осуществляется с 01 апреля ежегодно за предшествующий год. Неисполнение обществом своих обязательств не подтверждено.

Кроме того, из представленного заявителем Положения о порядке индексации заработной платы работникам АО «Гуковпогрузтранс», которое вводится в действие с 01 августа 2019 г. и согласовано с председателем первичной профсоюзной организации АО «Гуковпогрузтранс» С.Я., утвержденного Генеральным директором АО «Гуковпогрузтранс» Г.Н., порядок индексации заработной платы разработан в соответствии с нормами ТК РФ, иными нормативными правовыми актами РФ и заключается на срок действия Коллективного договора по вопросам труда и социальных гарантий на период с 01.04.2017 до 31.03.2020.

Индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работников АО «Гуковпогрузтранс», ее покупательной способности, в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Представителями работников в целях настоящего Положения являются лица, избранные трудовым коллективом для заключения коллективного договора - Профсоюзная организация АО «Гуковпогрузтранс» Российского независимого профсоюза угольной промышленности, в лице председателя первичной профсоюзной организации.

Величина индексации определяется в соответствии с изменением индекса потребительских цен за соответствующий год, опубликованном на официальном сайте Росстата РФ.

Индексация проводится ежегодно с 1 апреля, исходя из коэффициента индексации, равного индексу потребительских цен, определяемого Федеральной службой государственной статистики РФ на основании статистических данных.

Индексации подлежат должностные оклады работников Общества, работающих по трудовым договорам.

Индексации не подлежат доплаты, надбавки, премии, компенсации, социальные пособия, заработок, сохраняемый за уволенным Работником на период трудоустройства, а также суммы материальной помощи, выплачиваемые работникам.

Размер индексации заработной платы (коэффициент) работников Общества утверждается приказом Генерального директора не позднее 1 апреля следующего года. Заработная плата, рассчитанная с коэффициентом индексации, выплачивается работникам Общества с 1 апреля каждого года.

На основании вышеизложенного суд приходит к мнению, что Общество выполняет обязательство по восстановлению покупательной способности заработной платы работников вследствие инфляции по итогам 2018 года, как определено обществом об индексации ежегодно за предшествующий год.

Каких-либо фактов нарушения положений п. 5.3 Коллективного договора, регулирующего вопросы повышения уровня реального содержания заработной платы работников Общества, Государственным инспектором труда в ходе проверки установлено не было и суду не представлено.

Рассматривая постановление о привлечении АО «Гуковпогрузтранс» к административной ответственности, суд приходит к мнению, что заместитель начальника отдела Государственной инспекции труда РО не верно установил обстоятельства, касающиеся совершения административного правонарушения, дал им не надлежащую оценку.

Суд соглашается с доводами представителя АО «Гуковпогрузтранс» в части того, что они своевременно не были уведомлены о дне рассмотрения протокола об административном правонарушении от 29.05.2019, что подтверждается представленными суду документами: почтовым конвертом и почтовым идентификатором, из которых следует, что протокол об административном правонарушении и определение о назначении места и времени рассмотрения дела от 29.05.2019 были направлены почтой 08.06.2019, то есть спустя 6 дней с момента их вынесения, и получены представителем АО «Гуковпогрузтранс» 17.06.2019, то есть после завершения всех процессуальных действий. Кроме того, суду не представлено доказательств надлежащего извещения представителя АО «Гуковпогрузтранс» о времени и месте рассмотрения протокола об административного правонарушения 10.07.2019, что свидетельствует о процессуальном нарушении при составлении и рассмотрении протокола об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах суд считает, что постановление заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Ростовской области от 10.07.2019 о привлечении АО «Гуковпогрузтранс» к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, в силу положений п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу прекращению за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6, п.2 ч.1 ст. 30.7, 30.8, КоАП РФ, суд

р е ш и л:

постановление заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Ростовской области от 10.07.2019 о привлечении АО «Гуковпогрузтранс» к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей отменить , производство по делу об административном правонарушении прекратить по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжалованию в Ростовский областной суд через Гуковский городской в течение 10 суток с момента его вынесения.

Судья А.Н. Авдиенко