УИД № 61RS0017-01-2020-001232-55
дело № 2-719/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Зверево Ростовской области 6 июля 2020 г.
Красносулинский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Полтавцева И.А.,
при секретаре Коденцевой И.В.,
с участием помощника прокурора г. Зверево Черноморова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц и интересах Российской Федерации, к МКУ«УЖКХ» г.Зверево, третье лицо: администрация г. Зверево, о возложении обязанности устранить нарушения законов об использовании городских лесов,
УСТАНОВИЛ:
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределённого круга лиц и интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к МКУ «УЖКХ» г.Зверево, третье лицо: администрация г. Зверево, о возложении обязанности устранить нарушения законов об использовании городских лесов, по тем основаниям, что в ходе анализа исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере лесопользования в деятельности муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства» города Зверево (далее - МКУ «УЖКХ» г.Зверево) установлены нарушения законов об использовании городских лесов. В соответствии с информацией администрации г. Зверево лесные участки города переданы в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «УЖКХ» г.Зверево, которое в настоящее время является единственным лесопользователем г.Зверево. Однако, в нарушение ст.ст. 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) проект освоения лесов города МКУ «УЖКХ» г.Зверево для проведения муниципальной экспертизы в администрацию г.Зверево до настоящего времени не представлен. В целях устранения нарушений законов внесено представление, по результатам рассмотрения которого меры к разработке, утверждению проекта освоения лесов и передаче его на муниципальную экспертизу в администрацию г. Зверево учреждением не приняты. Лесным законодательством предусмотрено использование лесов только на основании проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, и, соответственно, его составление и направление на государственную или муниципальную экспертизу лицами, использующими леса, является обязательным. На основании изложенного, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), прокурор просил суд возложить на МКУ «УЖКХ» г.Зверево обязанность устранить нарушение законов об использовании городских лесов, а именно: разработать и представить в администрацию г. Зверево для проведения муниципальной экспертизы проект освоения лесов г. Зверево.
В судебном заседании помощник прокурора г. Зверево Черноморов А.В. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представители МКУ«УЖКХ» г.Зверево и администрации г. Зверево в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим способом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. МКУ«УЖКХ» г.Зверево просило отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в представленных письменных возражениях на иск, а в случае удовлетворения иска предоставить срок не менее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица на основании ст.167 ГПК РФ.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав имеющиеся в деле доказательства, и оценив их по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, учитывая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности; суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ.
Согласно п.п. 3, 30, 34 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов.
Проект освоения лесов представляется в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в трех экземплярах на бумажных носителях и один - в электронном виде.
В соответствии с ч.ч. 1, 5 ст. 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится в течение не более чем тридцать дней со дня его поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе анализа исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере лесопользования в деятельности МКУ «УЖКХ» г.Зверево установлены нарушения законов об использовании городских лесов.
Площадь лесов г. Зверево составляет 149 га. Сведения о городских лесах внесены в государственный лесной реестр, 16 земельных участков с кадастровыми номерами: № из состава городских лесов поставлены на кадастровый учет, право собственности на них зарегистрировано за муниципальным образованием «Город Зверево». Земельные участки, занятые лесами г. Зверево, находятся в постоянном (бессрочном) пользовании МКУ «УЖКХ» г. Зверево, что подтверждается сведениями Единого государственного реестра недвижимости.
Лесоустройство лесов г. Зверево проведено в 2016 году в соответствии с планом лесонасаждений Зверевского городского леса. В соответствии с лесохозяйственным регламентом, разработанным на период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2027 г., в связи с незначительной площадью участковые лесничества в составе городских лесов не выделяются (всего 5 кварталов). Леса г. Зверево по целевому назначению отнесены к защитным, выполняющим функции защиты природных и иных объектов. Из всей площади городских лесов 142,1 га (95,4 %) приходится на лесные земли, при этом покрытые лесной растительностью земли составляют 83,9 га (56,3 % общей площади земель), не покрытые - 58,2 га (39,1 %), которые представлены прогалинами и пустырями. Площадь нелесных земель составляет 6,9 га (4,6 % от общей площади). Основными лесообразующими породами насаждений лесничества являются акация белая и ясень зеленый.
В соответствии с информацией администрации г. Зверево от ДД.ММ.ГГГГ лесные участки города переданы в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «УЖКХ» г.Зверево, которое в настоящее время является единственным лесопользователем г. Зверево.
Проект освоения лесов города МКУ «УЖКХ» г.Зверево для проведения муниципальной экспертизы в администрацию г.Зверево до настоящего времени не представлен.
В целях устранения нарушений законов ДД.ММ.ГГГГ и.о. директора МКУ «УЖКХ» г. Зверево внесено представление, по результатам рассмотрения которого меры к разработке, утверждению проекта освоения лесов и передаче его на муниципальную экспертизу в администрацию г. Зверево учреждением не приняты.
Согласно информации директора МКУ «УЖКХ» г. Зверево от ДД.ММ.ГГГГ проект освоения лесов не разработан, мероприятия по его подготовке запланированы на 2020 год, в настоящее время ведутся работы с филиалом ФГУ ВНИИЛМ «Южно-европейская НИЛОС» по заключению контракта на разработку указанного документа.
Лесным законодательством предусмотрено использование лесов только на основании проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, и, соответственно, его составление и направление на государственную или муниципальную экспертизу лицами, использующими леса, является обязательным.
По изложенным мотивам доводы ответчика о наличии оснований для отказа в удовлетворении иска судом отклоняются, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, противоречат материалам делам и имеющимся доказательствам.
Учитывая, что в ходе судебного разбирательства установлено неисполнение ответчиком требований законодательства Российской Федерации суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом, суд считает необходимым отметить, что лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом. Использование лесов в отсутствие получившего по результатам муниципальной экспертизы положительное заключение проекта освоения лесов является нарушением интересов Российской Федерации, определяющей государственную политику в сфере охраны лесов, охраны окружающей среды, поскольку городские леса являются одним из важнейших видов природных ресурсов: играют одну из ведущих ролей в развитии экономики, улучшении и защиты окружающей среды, повышении благосостояния населения. Таким образом, несоблюдение требований закона МКУ «УЖКХ» г. Зверево приводит к затруднению контроля за территориями лесных участков, риску возникновения лесных пожаров, а также риску нарушений природоохранного и экологического законодательств в связи с невозможностью достоверной оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите воспроизводству лесов. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации; разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. Тем самым, нарушены интересы Российской Федерации, устанавливающей принципы лесной политики государства, к которым, прежде всего, относятся: обеспечение устойчивого управления лесами, сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, в том числе сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала. Статьей 11 ЛК РФ предусмотрено право каждого гражданина свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Сохранение лесов является реализацией гарантий конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу статьи 42 Конституции Российской Федерации. Использование лесов в отсутствие получившего по результатам муниципальной экспертизы положительное заключение проекта освоения лесов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, права участников лесных отношений на использование лесов, создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды. Непринятие мер МКУ «УЖКХ» г. Зверево по разработке, утверждению и предоставлению для проведения муниципальной экспертизы проекта освоения лесов нарушает конституционные права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья, а также законные интересы Российской Федерации в сфере государственного управления.
Вместе с тем, в целях обеспечения баланса интересов сторон спорного правоотношения, с учетом организационно-правовой формы ответчика, положений ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда – шесть месяцев с момента вступления в законную силу.
В соответствии с ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Поскольку прокурор подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины по данному исковому заявлению в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации, в силу ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика надлежит взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей за требования неимущественного характера.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц и интересах Российской Федерации, удовлетворить.
Возложить на МКУ «УЖКХ» г.Зверево обязанность устранить нарушение законов об использовании городских лесов, а именно: разработать и представить в администрацию г. Зверево для проведения муниципальной экспертизы проект освоения лесов г. Зверево.
Установить срок исполнения решения суда – шесть месяцев с момента вступления в законную силу.
Взыскать с МКУ «УЖКХ» г.Зверево в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через постоянное судебное присутствие в г.Зверево Красносулинского районного суда Ростовской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 07.07.2020.
Председательствующий судья: