ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 610020-01-2019-000988-30 от 29.05.2019 Новошахтинского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2-1013/2019

УИД № 61RS0020-01-2019-000988-30

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 мая 2019 года. г. Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Селицкой М.Ю.,

при секретаре Сугейко Д.А.,

с участием представителя истцов – адвоката Веригиной Н.Н., действующей на основании ордера №.... от 17.04.2019.

представителя ответчика Администрации г. Новошахтинска Ростовской области – Никулиной О.Н., действующей на основании доверенности №.... от 06.05.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мулина С.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Мулина Л.С. и Мулиной У.С., Мулиной А.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Мулина В.А. и Мулиной Т.А., Мулиной Г.И. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просят обязать Администрацию города Новошахтинска заключить с ними, зарегистрированными и проживающими по адресу: <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков гражданам, подлежащим переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, в срок до 31.12.2020.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что зарегистрированы и проживают в 1/2 доле жилого дома №.... по <адрес>

Указанная доля жилого дома принадлежит на праве общей долевой собственности Мулину С.В. на основании договора купли-продажи 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом от 26.02.2013, зарегистрированного в ЕГРН 15.03.2013 под №.....

Жилой дом №.... по <адрес>, в котором они проживают, признан непригодным для постоянного проживания.

Их семья в составе 7 человек включена в дополнительный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «....» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности. Указанный дополнительный списков утвержден протоколом в 2016 году.

Согласно Правилам предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005, им положена социальная выплата на приобретение жилья площадью 126 кв.м.

Они предоставили в Администрацию г. Новошахтинска весь необходимый пакет документов, и написали заявление о том, что желают на выделенную социальную выплату купить жилье на вторичном рынке. В заявлении указали, что, так как в составе их семьи имеется четверо несовершеннолетних детей, они просят ускорить получение ими выплаты.

Администрация города заверила их, что при поступлении финансирования по программе переселения граждан из ветхого жилья, с ними будет заключен соответствующий договор о предоставлении социальной выплаты.

На их обращение в Администрацию г. Новошахтинска в 2017 году с просьбой предоставить социальную выплату, они получили разъяснение, что выплата будет предоставлена после поступления денежных средств в 2018 финансовом году. При обращении в Администрацию г. Новошахтинска в 2018 года, был дан ответ, что при наличии денежных средств на специализированном счете в Администрации г. Новошахтинска договор с ними заключат в 2019 году. Тем не менее, при поступлении денежных средств на счет Администрации, в феврале 2019 года их в список расчета размера предоставляемых субсидий на включили, объяснив это тем, что деньги закончились.

Считают, что Администрация г. Новошахтинска немотивированно и необоснованно отказывается от заключения с ними договора о предоставлении социальной выплаты.

Считают, что их семья имеет преимущественное право на получение социальной выплаты перед другими гражданами, так как в составе семьи имеется четверо несовершеннолетних детей. Кроме того, состояние дома таково, что проживание в нем небезопасно.

Согласно отчету о научно-технической работе № 1969 от 02.12.2014 выявлены следующие нарушения конструкций здания: северо-восточный угол просел, образуя в фундаменте и кирпичной кладке, косые и вертикальные трещины раскрытием до 5-7 мм. С северной стороны над оконными проемами косые трещины с раскрытием до 7-8 мм. Деревянная обрешетка имеет изношенный вид, некоторые фрагменты отсутствуют. Внутри, в штукатурном слое внешней стены и перегородок многочисленные косые и вертикальные трещины раскрытием до 6-7 мм., некоторые заделаны цементным раствором, но возникают вновь раскрытием до 2-3 мм, в углах сопряжения внешних стен и перегородок продольные трещины раскрытием до 8-9 мм, сопряжения стен и потолка раскрытием до 6-7 мм, сопряжения стен и пола трещины раскрытием до 15-20 мм, перекос оконных и дверных блоков.

Несмотря на критически опасное состояние несущих конструкций дома, конкретный срок расселения жильцов их дома не установлен.

Истцы в судебное заседание не явились, о дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Предоставили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие с участием адвоката Веригиной Н.Н. Дело рассмотрено в отсутствие истцов в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истцов – адвокат Веригина Н.Н., действующая на основании ордера, в судебном заседании поддержала требования своих доверителей по основаниям, изложенным в иске. Просила исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации г. Новошахтинска Ростовской области – Никулина О.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенном в письменном возражении, приобщенном к материалам дела. Просит в удовлетворении иска отказать.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", которым под реструктуризацией угольной промышленности понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера (статья 1).

В силу статьи 5 названного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации; финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, которым предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (пп. "б" пункта 8).

Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2005 № 428.

В соответствии с Правилами межбюджетные трансферты направляются, в частности, на финансирование реализации таких мероприятий, как снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого (пункт 5); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства, которое осуществляется в форме предоставления социальных выплат (пункт 8).Пунктом 11 Правил установлены условия предоставления социальной выплаты, согласно которым гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или в муниципальном жилищном фонде, гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, а также все совершеннолетние члены его семьи принимают обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной им социальной выплаты (абзацы третий и четвертый).

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, носит целевой характер и направлена на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

В судебном заседании установлено, что истцы зарегистрированы и проживают в доме №.... по <адрес>, 1/2 доля в праве общей долевой собственности на который принадлежит Мулину С.В. – истцу по настоящему делу - на основании договора купли-продажи 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом от 26.02.2013, зарегистрированного в ЕГРН 15.03.2013 под №.....

Указанный жилой дом признан не пригодным для постоянного проживания. Истцы включены в дополнительный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ шахтой «....» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности под ТЭО №..... Указанный дополнительный список утвержден протоколом Минэнерго РФ АЯ-342пр от 18.07.2016.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что истцы в 2019 году обратились к ответчику с заявлением о заключении с ними договора о предоставлении соцвыплаты на приобретение жилья, в чем им было отказано в связи с отсутствием денежных средств.

Суд полагает данную позицию ответчика ошибочной, нарушающей права истцов по следующим основаниям.

Согласно ст. 5 Федерального закона № 81-ФЗ, ст.ст. 6, 179 БК РФ, ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.

Учитывая, что п. 2 ст. 5 Федерального закона № 81-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности являются действующими и их действие не приостановлено, финансовые обязательства федерального бюджета подлежат исполнению.

Таким образом, заключение договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации, не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия финансовых средств, выделяемых на реализацию указанных мероприятий, поскольку отсутствие финансирования не может являться основанием для ограничения, предусмотренного законом права истца на получение социальной выплаты, право получения которой достоверно установлено.

Однако до настоящего времени социальная выплата на приобретение жилого помещения истцам не предоставлена. Истцы вместе с четырьмя несовершеннолетними детьми продолжают вынужденно проживать в условиях, не соответствующим санитарным и техническим нормам для жилого помещения.

Также суд обращает внимание на следующее.

Согласно Положению о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы № 403 от 05.02.2013, очередность переселения устанавливается органом местного самоуправления с учетом причастности граждан к льготной категории (с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан из основных списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города).

В судебном заседании установлено, что семья истцов состоит из троих взрослых и четырех несовершеннолетних детей 2006-2017 годов рождения.

В настоящее время федеральный законодатель не устанавливает, какая семья считается многодетной. Указом Президента РФ от 05.05.1992 № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" было предусмотрено, что субъекты РФ вправе самостоятельно определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.

В большинстве случаев многодетной считается семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 18 лет включительно.

В соответствии со ст. 12 Областного закона Ростовской области от 22.10.2004 № 165-ЗС "О социальной поддержке детства в Ростовской области", многодетной признается семья, имеющая трех и более детей, в том числе приемных детей, в возрасте до 16 лет, а продолжающих обучение - до 18 лет.

Указанным законом предусмотрены также меры социальной поддержки для многодетных семей.

Изложенное выше позволяет суду прийти к выводу, что семья истцов, будучи многодетной, отнесена как федеральным, так и областным законодательством к льготной категории граждан, чему ответчиком, при решении вопроса об установлении очередности переселения, не была дана надлежащая оценка.

Как установлено в судебном заседании, претензий к неполноте либо недостоверности представленных истцами в целях реализации своего права на переселение пакета документов, ответчиком заявлено не было.

Учитывая изложенное выше, суд обращает внимание на то, что право истцов на получение социальной выплаты, которое никем до настоящего времени не оспорено, не было реализовано по независящим от них обстоятельствам, в связи с чем восстановить его суд полагает возможным путем возложения обязанности на ответчика по заключению с ними договора о предоставлении субсидии для приобретения жилья на вторичном рынке за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мулина С.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Мулина Л.С. и Мулиной У.С., Мулиной А.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Мулина В.А. и Мулиной Т.А., Мулиной Г.И. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке, удовлетворить.

Обязать Администрацию города Новошахтинска Ростовской области заключить с Мулиным С.В., действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Мулина Л.С. и Мулиной У.С., Мулиной А.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Мулина В.А. и Мулиной Т.А., Мулиной Г.И., зарегистрированными и проживающими по адресу: <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков гражданам, подлежащим переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, в срок до 31.12.2020.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме составлено 03.06.2019.