ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 610022-01-2020-013097-85 от 15.03.2021 Таганрогского городского суда (Ростовская область)

К делу № 2-977/2021

УИД: № 61RS0022-01-2020-013097-85

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 марта 2021 года г.Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Полиевой О.М.,

при секретаре судебного заседания Яценко Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ УПФ РФ в г. Таганроге о включении периодов в специальный стаж, назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в Таганрогский городской суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Таганроге Ростовской области о включении периодов в специальный стаж, назначении пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 №440-ФЗ «О страховых пенсиях». В обоснование своих исковых требований указала следующее. 03.11.2020 ответчик по данному заявлению вынес решение № об отказе ФИО1 в назначении досрочной пенсии по старости. Вышеуказанный отказ был мотивирован ответчиком тем, что ФИО1 требуемую продолжительность специального стажа выработала 26.06.2020, что дает ей право выхода на пенсию 27.12.2021, через полтора года после приобретения требуемой продолжительности специального стажа. В ее специальный (педагогический) стаж, по мнению ответчика, не вошли следующие периоды работы:

с 16.08.1994 по 10.11.1994 – в должности освобожденного классного руководителя в средней школе № 38 г. Таганрога, согласно трудовой книжке, по той причине, что должность «освобожденный классный руководитель» не предусмотрена «Списком должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность», утвержденным Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002.

с 14.03.2011 по 19.03.2011, с 11.04.2011 по 16.04.2011 – периоды прохождения курсов повышения квалификации (с отрывом от основной деятельности в период работы учителем в МОБУ СОШ № 38, согласно сведениям персонифицированного учета и справки МОБУ СОШ № 38 от <дата>).

С исключением вышеуказанных спорных периодов работы из ее педагогического стажа ответчиком она не согласна. Указала, что, в период с 16.08.1994 по 10.11.1994 она работала в должности освобожденного классного руководителя в средней школе № 38 г. Таганрога. Справкой № 170 от 15.12.2020, выданной Управлением образования г. Таганрога также подтверждается работа ФИО1 в должности освобожденного классного руководителя в спорные периоды времени в указанном образовательном учреждении. Также имеется соответствующий приказ о назначении ее на указанную должность. ФИО1 на основании приказа от <дата>, приказа от <дата> о перетарификации, была установлена учебная нагрузка 22 часа учителя русского языка и литературы и 2 часа факультатива. На основании сведений о педагогической нагрузке истицы (не менее 1 ставки), размере заработной платы и надбавок, получаемых ФИО1 в спорные периоды времени нормы рабочего времени (педагогической нагрузки), установленной на ставку заработной платы учителя и воспитателя. Фактически в рассматриваемые спорные периоды времени она выполняла должностные обязанности воспитателя и учителя, а работодателем была внесена неверная запись в ее трудовую книжку. Полагает, что в ее случае несоответствие наименований должностей имеет место вследствие неправильного указания работодателем в трудовой книжке наименования должности, однако такое несоответствие, по ее мнению, не может служить достаточным основанием к отказу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Полагает, что ответчиком незаконно были исключены из ее специального педагогического стажа и периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации, когда она осуществляла педагогическую деятельность в общеобразовательном учреждении г.Таганрога, а работодатель должен был производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

С учетом поданных в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) уточнений, истица просит суд включить периоды работы с 16.08.1994 по 10.11.1994, с 14.03.2011 по 19.03.2011, с 11.04.2011 по 16.04.2011 в специальный педагогический стаж; признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 30.09.2020, т.е. с момента обращения с заявлением о назначении пенсии.

В судебное заседание истица ФИО1 не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие истца в порядке ст.167 ГПК РФ.

Представитель истицы – ФИО2, действующий на основании доверенности от <дата> года в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнений поддержал, просил удовлетворить. Указал, что во время работы освобожденным классным руководителем истица практически осуществляла деятельность классного руководителя, также имела нагрузку педагога ОБЖ, имеется справка в подтверждение данных обстоятельств. Впоследствии должность классного руководителя была переименована на воспитателя, но согласно должностным инструкциям обязанности не поменялись. Указал, что факт педагогической нагрузки подтверждается тарификационными списками.

Представитель ответчика – ФИО3, действующий на основании доверенности от <дата>, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, представил письменные возражения, в которых указал, что 03.09.2020 истец обратилась с заявлением в Управление ПФ в г. Таганроге. 03.11.2020 Управление ПФ отказало истцу в назначении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью по причине отсутствия требуемого 25 лет педагогического стажа. С доводами искового заявления не согласны по причине того, что период работы истицы учителем в должности «освобожденный классный руководитель» не может быть включен в спецстаж, требуемый для назначения досрочной пенсии, т.к. наименование должности, в которой работала истец, не предусмотрено ни одним Списком учреждений и должностей, работа в которых дает право на досрочную пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности. Периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации не могут быть включены в спецстаж, т.к. в такой стаж включаются периоды работы, а не время нахождения на учебе, в течение которого истица выполнила ту работу, что дает право на досрочную пенсию. В судебном заседании указал, что дата назначения пенсии, указанная в заявлении, ничем не подтверждена, если включить спорные периоды, 25 лет специального педагогического стажа у истицы возникнет в марте 2020 года, т.е. через 1,5 года от даты, когда истица выработала 25 лет.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Конституции РФ все граждане Российской Федерации имеют право на социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 этой же статьи Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

При этом в силу п. 3 ст. 30 указанного закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. Так, согласно данному постановлению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:

м) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР от 04.10.1991 № 190 и п. 11 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 (а также ранее действовавшим п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555) - трудовая книжка, установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Суд установил, что 30.09.2020 ФИО1 обратилась в ГУ УПФ РФ в г.Таганроге Ростовской области с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального Закона РФ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

03.11.2020 ответчик по данному заявлению вынес решение об отказе ФИО1 в назначении досрочной пенсии по старости.

Вышеуказанный отказ был мотивирован ответчиком тем, что, по мнению ответчика, требуемую продолжительность специального стажа 25 лет 00 месяцев ФИО1 выработала 26.06.2020, что с учетом Приложения № 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 и с применением ч. 3 чт. 10 Федерального закона № 350-ФЗ от 03.10.2018 даст ей право выхода на пенсию 27.12.2021 (через полтора года после приобретения требуемой продолжительности специального стажа). В ее специальный (педагогический) стаж, по мнению ответчика, не вошли следующие периоды работы:

с 16.08.1994 по 10.11.1994 – освобожденный классный руководитель в средней школе №38 г. Таганрога, согласно трудовой книжке, поскольку должность «освобожденный классный руководитель» не предусмотрена «Списком должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность», утвержденным Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002.

с 14.03.2011 по 19.03.2011, с 11.04.2011 по 16.04.2011 – периоды прохождения курсов повышения квалификации с отрывом от основной деятельности в период работы учителем МОБУ СОШ № 38, согласно сведениям персонифицированного учета и справки МОБУ СОШ № 38 от <дата>. Пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, определен исчерпывающий перечень периодов, подлежащих включению в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости. Период нахождения на курсах повышения квалификации в их числе не предусмотрен.

С доводами ответчика об отказе во включении указанных периодов в специальный стаж суд согласиться не может, в связи со следующим.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ, равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и мест деятельности.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона РФ от 28.12.2013г. № ФЗ-400 «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста.

При определении права на досрочную пенсию применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В соответствии со ст.12 Закона РФ «Об образовании» от 1.07.1992 № 3266-1, образовательные учреждения для детей с 30.07.1992г. должны обладать статусом юридического лица.

Согласно п.3 Правил №781 исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г., в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанный в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Списком №781 предусмотрена должность воспитателя и учителя.

В соответствии с п. 14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, работа за период с 1 ноября 1999г. в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте 18 лет.

В соответствии с ч.6. ст.21 Закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 «Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно п.11 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии», утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014г. №1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, начиная с 1 сентября 2000 года засчитывается в стаж работы при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной на ставку заработной платы (должностной оклад), подтверждается справками с указанием основания их выдачи.

Из трудовой книжки ФИО1 следует, что в период с 16.08.1994 по 10.11.1994 истица работала в должности освобожденного классного руководителя в средней школе № 38 г.Таганрога.

Справкой, выданной начальником отдела образования г. Таганрога от 04.03.2021 № 29 также подтверждается работа ФИО1 в должности освобожденного классного руководителя в период с 16.08.1994 по 10.11.1994. Согласно тарификационным спискам за указанный период ФИО1 была установлена нагрузка: освобожденный классный руководитель – 1,0 ставка, учитель ОБЖ – 1 час в неделю. Основание выдачи справки приказы по ГОРОО, лицевой счет , тарификационные списки за 1994 год.

В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что истица в спорный период работала в образовательном учреждении, предусмотренном Списком № 463 (Школы и школы-интернаты всех типов и наименований). Также Списком № 781 предусмотрены образовательные учреждения «Школы всех наименований». Согласно приказу № 44 от 01.09.1994 ФИО1 была назначена освобожденным классным руководителем 7 «В» класса.

В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 11 ноября 1992 года № 33 (в редакции от 20.04.1993) «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования РФ» в должностные обязанности классного воспитателя входило: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка, внесение необходимых корректив в систему его воспитания; осуществление изучения личности обучающегося, его склонности, интересов; создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого ребенка в классе; способствование развитию общения; помощь ребенку решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями; осуществление помощи обучающимся (воспитанникам) в учебной деятельности; содействие получению дополнительного образования обучающимися (воспитанниками) через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в образовательных учреждениях, по месту жительства.

Из представленных должностных обязанностей освобожденного классного руководителя, утвержденных приказом по МОУ СОШ № 38, следует, что основными направлениями деятельности классного руководителя являются: изучение личности обучающегося, его склонности, интересы, осуществляет помощь обучающимся в саморазвитии и самоопределении; оказание обучающемуся педагогической поддержки в поисках обретения ценностей и смысла жизни, ясных целей пребывания в школе; раскрытие и сохранение неповторимости и уникальности каждого ученика класса; формирование в классном коллективе воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого обучающегося; организация в классе всех видов индивидуальной, групповой и коллективной деятельности; активная пропаганда здорового образа жизни; обеспечение сотрудничества обучающихся в классе, их родителей (законных представителей) с учителями-предметниками, педагогами-психологами, педагогами дополнительного образования и другими работниками образовательного учреждения.

Должностная инструкция освобожденного классного руководителя разработана на основе Закона РФ «Об образовании», письма Минобразования РФ от 07.06.1991 № 8/2-4 «Об основных подходах к содержанию деятельности классного руководителя в новых условиях», тарифно-квалификационной характеристики классного руководителя. При составлении инструкции учтены изменения критериев, объема и содержания деятельности классных руководителей в связи с переходом на индивидуальную лично-ориентированную работу с детьми на основании решения Коллегии Министерства образования России от 24.01.1991 «О демократизации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях РФ».

Из указанной должностной инструкции следует, что деятельность освобожденного классного руководителя связана с осуществлением воспитательной работы в указанном образовательном учреждении.

Должностные обязанности освобожденного классного руководителя МОУ СОШ № 38 соответствуют указанным тарифно-квалификационным требованиям к классному воспитателю, а также соответствуют должностным обязанностям классного воспитателя, указанным в должностной инструкции № 6 МОУ средняя общеобразовательная школа № 38.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367 в редакции Изменений, утвержденных Приказом Росстандарта от 19.06.2012 № 112-ст, также предусмотрены должности воспитатель, младший воспитатель (с 2002 года) и классный воспитатель.

Согласно п. 11 письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 апреля 2006 года № АФ-100/03 появление должности «классный воспитатель» было обусловлено проведением в начале 90-х годов эксперимента, целью которого являлось упразднение доплат за классное руководство, выплачиваемых учителям за осуществление этой дополнительной работы, и введение в штат общеобразовательных учреждений работников с наименованием должности «классный воспитатель», осуществляющих воспитательную работу и классное руководство в классах в рамках должностных обязанностей. В связи с тем, что для указанных работников не были урегулированы вопросы досрочного пенсионного обеспечения, сокращенной продолжительности рабочего времени, широкого распространения этот эксперимент не получил.

В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

В п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» указано, что, в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Приведенная правовая позиция Верховного Суда РФ означает то, что законодатель устанавливает требования, в соответствии с которыми назначается пенсия по выслуге лет, эти требования выражаются в специфике работы, не находятся в зависимости от наименования учреждения или должности, от ведомственной подчиненности, а также формы собственности.

Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.02.2012г. № 237-О-О об отказе в рассмотрении жалобы на нарушение конституционных прав, пунктом 12 вышеуказанных Правил исчисления периодов работы и положениям вышеназванного списка должностей и учреждений, в действующей системе пенсионного обеспечения установления для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения установленного профессионального возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в общеобразовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогическая деятельность).

Необходимо принять во внимание, что истица в спорные периоды работы в МОБУ СОШ №38 имела педагогическую нагрузку преподавателя ОБЖ.

Суд приходит к выводу, что истица, работая освобожденным классным руководителем, фактически осуществляла педагогическую работу, тождественную должностным обязанностям классного воспитателя.

При таком положении требование о включении в специальный стаж периода работы с 16.08.1994 по 10.11.1994 – в должности освобожденного классного руководителя в средней школе № 38 г. Таганрога подлежит удовлетворению, поскольку истица осуществляла педагогическую деятельность в общеобразовательном учреждении для детей.

Суд также полагает, что полагает, что незаконным является и отказ ПФ включить в специальный трудовой стаж истицы периодов прохождения курсов повышения квалификации с 14.03.2011 по 19.03.2011, с 11.04.2011 по 16.04.2011 – (с отрывом от основной деятельности в период работы учителем МОБУ СОШ № 38, согласно персонифицированного учета и справки МОБУ СОШ № 38 от <дата>).

Как установлено судом в указанный период времени ФИО1 работала в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 1 ставку с 20.10.2010 по 29.10.2012, учителя русского языка и литературы по совмещению.

При этом, суд исходит из того, что курсы повышения квалификации являются необходимым условием осуществления педагогической деятельности по занимаемой истицей должности, прохождение их в спорные периоды времени не было вызвано личной инициативой истицы; за данные периоды времени у нее сохранялась заработная плата, что подтверждается справками соответствующих учреждений о нахождении на курсах повышения квалификации; в эти периоды производились обязательные отчисления из заработной платы истицы в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии со ст.187 ТК РФ, в случае направления работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Кроме того, для отдельных категорий работников, в силу специальных нормативных актов, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Поэтому спорные периоды работы должны входить в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Данную точку зрения подтверждает и Постановление Президиума ВС РФ от 07.06.2006г. и 14.06.2006г. «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006года».

На основании вышеприведенных норм пенсионного законодательства суд находит обоснованными и законными требования истицы о включении в специальный стаж истицы периодов прохождения курсов повышения квалификации с 14.03.2011 по 19.03.2011, с 11.04.2011 по 16.04.2011, в связи с чем, включает в ее специальный стаж упомянутые периоды и дни.

В результате суммирования периодов работы, которые зачтены ГУ УПФР в г.Таганроге Ростовской области в специальный стаж истицы, а также вышеупомянутых спорных периодов, включенных в специальный стаж судом, специальный стаж истицы на 26.06.2020 составил 25 лет 03 месяца 04 дня.

С 1.01.2019 вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. Федерального закона от 3.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсии»), в части изменения сроков назначения пенсий, в том числе досрочных. В соответствии с данными изменениями, досрочная страховая пенсия по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, назначается не только с даты возникновения права, но и по истечении установленного ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Приложения № 7 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ и ст. 10 Федерального закона от 3.10.2018 № 350-ФЗ срока.

В силу части 1.1 статьи 30 указанного закона, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Указанным приложением предусмотрено увеличение на 24 месяца срока назначения страховой пенсии со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, если годом возникновения права на страховую пенсию является 2020 год.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Таким образом, право на обращение за страховой пенсией по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ считается отложенным.

При таком положении, принимая во внимание, что право на назначение пенсии у истицы возникло 19.03.2020 (с учетом включенных судом периодов), то пенсия истице должна быть назначена с 19.09.2021 года, в связи с чем, не имеется оснований для удовлетворения требований искового заявления о признании за ФИО1 права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 30.09.2020, т.е. с момента обращения с заявлением о назначении пенсии

Таким образом, исковые требования истицы ФИО1 подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к ГУ УПФ РФ в г. Таганроге о включении периодов в специальный стаж, назначении пенсии, – удовлетворить частично.

Включить в специальный стаж работы для исчисления пенсии ФИО1 периоды:

с 16.08.1994 по 10.11.1994,

с 14.03.2011 по 19.03.2011,

с 11.04.2011 по 16.04.2011.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение изготовлено в окончательной форме 19.03.2021.