К делу № 2-3219/2022
УИД № 61RS0022-01-2022-004578-66
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 июля 2022 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Полиевой О.М.,
при секретаре судебного заседания Шкурко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лях Т. И. к Финансовому управлению г. Таганрога о взыскании задолженности по единовременной выплате при выходе на пенсию, взыскании компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Администрации г. Таганрога,
У С Т А Н О В И Л:
Истица обратилась в суд с иском к Финансовому управлению г. Таганрога о взыскании задолженности по единовременной выплате при выходе на пенсию, взыскании компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что с года она занимала должность начальника Финансового управления г. Таганрога. В соответствии с Распоряжением Главы Администрации города Таганрога №с от она уволена с должности начальника Финансового управления г. Таганрога по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. года Главой Администрации города Таганрога принято Распоряжение № № о выплате Финансовым управлением г. Таганрога Лях Т.И. единовременного пособия при выходе на пенсию в размере 20-кратного должностного оклада в соответствии с Положением «О денежном содержании и дополнительных гарантиях лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих в городе Таганроге», утвержденным Решением Городской Думы от года №. Соответствующие выплаты были произведены года из расчета должностного оклада 16 579 рублей.
Решением Городской Думы города Таганрога от года № размер должностного оклада по занимаемой ею ранее должности увеличен и составляет 21 223,0 рублей. Указанное Решение городской Думы применяется к правоотношениям, возникшим с .
Финансовым управлением г. Таганрога на её счет перечислено руб. в качестве перерасчета оклада, который произведен за рабочие дни . Перерасчет единовременной выплаты при выходе на пенсию в размере 20-кратного должностного оклада в соответствии с Решением Городской Думы города Таганрога от № Финансовым управлением произведен не был, деньги ей в полном объеме перечислены не были.
истцом в адрес ответчика была направлена Претензия с просьбой произвести перерасчет единовременного пособия при выходе на пенсию в размере 20-кратного должностного оклада, предусмотренного Положением «О денежном содержании и дополнительных гарантиях лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих в городе Таганроге», утвержденного Решением Городской Думы о № с учетом положений Решения Городской Думы города Таганрога от № и перечислить на её счет предусмотренные законом денежные средства, ответ на которую дан не был.
Полагает, что бездействия ответчика по перерасчету единовременного пособия при выходе на пенсию в размере 20-кратного должностного оклада, предусмотренного Положением «О денежном содержании и дополнительных гарантиях лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих в городе Таганроге», утвержденного Решением Городской Думы с № с учетом положений Решения Городской Думы городе Таганрога от № и невыплата причитающейся ей единовременной выплаты при выходе на пенсию в полном объеме являются незаконными, нарушающими её законные интересы.
В связи с чем, истица просит суд взыскать в её пользу с Финансового управления г. Таганрога задолженность в размере 80 805,60 руб. по единовременной выплате при выходе на пенсию; 10 378,13 руб. процентов (денежной компенсации) за задержку единовременной выплаты при выходе на пенсию из расчёта одной сто пятидесятой действующей ключей ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно; компенсацию морального вреда за задержку единовременной выплаты при выходе на пенсию в размере 100 000 руб.
Определением Таганрогского городского суда от к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация г. Таганрога.
В судебном заседании представитель истицы – адвокат Савина Е.П., действующая на основании ордера, исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика – Брянцева Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленных требований, представила письменные возражения, указав, что согласно части 9 статьи 9 Областного закона Ростовской области от 09.10.2007 № 786-ЗС «О муниципальной службе в Ростовской области» в качестве дополнительной гарантии муниципальных служащих в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования муниципальному служащему, достигшему пенсионного возраста, предусмотренного частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), при увольнении с муниципальной службы по инициативе муниципального служащего в связи с выходом на пенсию может выплачиваться единовременное пособие за полные годы стажа муниципальной службы. Данное пособие выплачивается однократно при увольнении с муниципальной службы. При последующих увольнениях муниципальных служащих, достигших пенсионного возраста предусмотренного частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», данное пособие не выплачивается.
Во исполнение норм вышеуказанного закона в части 1 статьи 6 Положения о денежном содержании и дополнительных гарантиях лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих в городе Таганроге, утвержденного Решением Городской Думы города Таганрога от 22.04.2011 № 296, содержится норма о том, что муниципальным служащим, достигшим пенсионного возраста, при увольнении с муниципальной службы однократно за счет средств бюджета города Таганрога выплачивается единовременное пособие за полные годы стажа муниципальной службы:
1) от 5 до 10 календарных лет - в размере 5-кратного должностного оклада;
2) от 10 до 20 календарных лет - в размере 10-кратного должностного оклада;
3) свыше 20 календарных лет - в размере 20-кратного должностного оклада.
Из содержания указанной нормы следует, что предусмотренная выплата осуществляется при наступлении определенного события, а именно при увольнении. Соответственно, размер единовременного пособия определяется исходя из размера должностного оклада на день увольнения муниципального служащего.
Порядок выплаты единовременного пособия осуществляется в рамках Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Таким образом, увольняя работника по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, работодателем выплачиваются все полагающиеся выплаты в установленный Трудовым кодексом Российской Федерации срок (часть 4 статьи 84.1, часть 1 статьи 140 ТК РФ).
Истица уволена с должности начальника Финансового управления г.Таганрога на основании распоряжения главы Администрации г. Таганрога от № №. В соответствии с распоряжением главы Администрации г. Таганрога от № Финансовым управлением г. Таганрога произведена выплата в размере 20-кратного должностного оклада, установленного действующей на тот момент редакцией Решения от №.
Решение Городской Думы города Таганрога от № «О внесении изменений в Решение Городской Думы города Таганрога от № «О денежном содержании и дополнительных гарантиях лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих в городе Таганроге» принято Городской Думой города Таганрога .
Из содержания Решения Городской Думы города Таганрога от № следует, что указанное решение регулирует отношения, возникшие с лицами, замещающими должности муниципальной службы, и соответственно, распространяется на правоотношения, возникшие с в отношении только тех лиц, которые замещали должности муниципальной службы на дату его принятия – .
На дату принятия Решения Городской Думы города Таганрога от № трудовые отношения с Лях Т.И. прекращены и соответственно, истец не являлся лицом, замещающим должность муниципальной службы. Основания для произведения перерасчета отсутствуют.
В части перечисления Финансовым управлением г. Таганрога на счет Лях Т.И. средств в размере рублей в качестве перерасчета указано, что по результатам проведенного служебного расследования выявлено, что перерасчет был произведен заместителем начальника отдела учета и отчетности Финансового управления г. Таганрога неправомерно в отсутствие правовых оснований и соответствующих распорядительных документов. В связи с чем указанный сотрудник за неправомерные действия привлечен к дисциплинарной ответственности.
Представитель третьего лица Администрации г. Таганрога Дзыговская О.Н., возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержав доводы представителя ответчика.
Истица в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела, направила своего представителя.
Дело рассмотрено в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (статья 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О муниципальной службе в РФ») муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ»).
Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее также - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 22 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ»).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального «О муниципальной службе в РФ» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом.
Аналогичные положения содержатся в абзаце седьмом статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В силу пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).
Частью 2 статьи 22 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений федеральных законов следует, что они определяют общие принципы и условия прохождения муниципальной службы. Порядок и условия прохождения муниципальной службы в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, включая оплату труда муниципальных служащих, виды поощрений муниципальных служащих за добросовестный труд, определяются законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.
Порядок прохождения муниципальной службы на территории Ростовской области регулируется Законом Ростовской области от 9 октября 2007 г. № 786-ЗС «О муниципальной службе в Ростовской области».
Как установлено в судебном заседании, Лях Т.И. являлась муниципальным служащим, исполняла должностные обязанности в Администрации города Таганрога по должности начальника Финансового управления г. Таганрога с , что подтверждается трудовым договором № от .
Дополнительным соглашением от к трудовому договору от №, Лях Т.И. трудовой договор от № изложен в новой редакции, а также установлен должностной оклад в размере руб.
Распоряжением Администрации города Таганрога № от Лях Т.И. уволена с должности начальника Финансового управления г. Таганрога по собственному желанию в связи с выходом на пенсию впервые с муниципальной службы, п. 3 ч. 1 статьи 77 ТК РФ.
издано Распоряжение Администрации города Таганрога №с о выплате Лях Т.И. единовременного пособия в размере 20-кратного должностного оклада в связи с увольнением по собственному желанию и выходом на пенсию впервые с муниципальной службы в соответствии с Положением «О денежном содержании и дополнительных гарантиях лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих в городе Таганроге», утвержденного Решением Городской Думы города Таганрога от №, протоколом заседания комиссии по исчислению стажа муниципальной службы и стажа работы в органах местного самоуправления от № №.
Из приведенных нормативных положений следует, что начальник Финансового управления г. Таганрога, замещающий должность по контракту, отнесен к муниципальным служащим, на которых распространяются положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о муниципальной службе, регулирующие основания, порядок, сроки, условия замещения должности муниципальной службы и прекращения полномочий по занимаемой должности муниципальной службы, в том числе и дополнительные гарантии муниципальным служащим. При этом нормы трудового законодательства распространяются на муниципальных служащих в случаях, не урегулированных нормами специального законодательства.
Положения Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» не устанавливают гарантии муниципальным служащим в виде выплаты единовременного денежного пособия в связи с выходом на пенсию, при этом часть 3 статьи 23 указанного Закона предусматривает, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии. Трудовой кодекс РФ также не содержит норм в виде гарантий по единовременным выплатами или выходным пособиям при увольнении по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.
Частью 9 ст. 9 Областного закона Ростовской области от 9 октября 2007 года № 786-ЗС «О муниципальной службе в Ростовской области» предусмотрено, что в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования муниципальному служащему, достигшему пенсионного возраста, предусмотренного частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», может выплачиваться единовременное пособие за полные годы стажа муниципальной службы при увольнении с муниципальной службы по инициативе муниципального служащего в связи с выходом на пенсию (п.п.6). Данное пособие выплачивается однократно при увольнении с муниципальной службы. При последующих увольнениях муниципальных служащих, достигших пенсионного возраста, предусмотренного частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», данное пособие не выплачивается. Уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены иные дополнительные гарантии (ч.10).
Таким образом, дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О муниципальной службе РФ») обеспечиваются за счет средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
Решением Городской Думы города Таганрога от № № (далее - Решение от №), утверждено Положение «О денежном содержании и дополнительных гарантиях лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих в городе Таганроге», в ч. 1 ст. 6 которого закреплено право муниципальных служащих, достигших пенсионного возраста, при прекращении полномочий или при увольнении с муниципальной службы однократно за счет средств бюджета города Таганрога на выплату единовременного пособия за полные годы стажа муниципальной службы:
1) от 5 до 10 календарных лет - в размере 5-кратного должностного оклада;
2) от 10 до 20 календарных лет - в размере 10-кратного должностного оклада;
3) свыше 20 календарных лет - в размере 20-кратного должностного оклада.
Как установлено в судебном заседании, Лях Т.И. выплачено единовременное пособие в размере 288 474 руб. (исчисленное исходя из оклада 16579 руб.* 20 = 331 580 руб. –13% НДФЛ) в соответствии с Распоряжением Администрации города Таганрога №-л/с от .
После увольнения Лях Т.И. Решением Городской Думы города Таганрога Ростовской области от г. № «О внесении изменений в Решение Городской Думы города Таганрога от № «О денежном содержании и дополнительных гарантиях лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих в городе Таганроге» внесены изменения в размеры должностных окладов лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих в городе Таганроге, которым изменены должностные оклады, в том числе и по должности, занимаемой истцом (Приложение 1 в Решению Городской Думы от №). В пункте 5 указано, что Решение вступает в силу со дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим с .
В обоснование заявленных требований представитель истца ссылается на то, что ответчиком неправомерно отказано в перерасчете выплаченного при увольнении истице единовременного пособия в связи с изменением должностного оклада по ранее занимаемой ею должности с
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с БК РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьей 86 БК РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительных гарантий муниципальных служащих, осуществляемых за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительных гарантий для муниципальных служащих своего муниципального образования.
Между тем определяя дополнительные гарантии муниципальным служащим, орган местного самоуправления вправе предусмотреть и конкретные условия выплаты денежного вознаграждения.
В обоснование своих возражений, представитель ответчика ссылается на то, что из содержания Решения Городской Думы города Таганрога от № следует, что указанное решение регулирует отношения, возникшие с лицами, замещающими должности муниципальной службы, и соответственно, распространяется на правоотношения, возникшие с в отношении только тех лиц, которые замещали должности муниципальной службы на дату . Поскольку на дату принятия Решения Городской Думы города Таганрога от № трудовые отношения с Лях Т.И. прекращены и соответственно, она не являлась лицом, замещающим должность муниципальной службы, оснований для перерасчета выплаченного при увольнении единовременного пособия исходя из нового оклада не имеется.
Принимая во внимание, что Лях Т.И. являлась муниципальным служащим и была уволена , суд приходит к выводу, что при расчете причитающегося ей единовременного пособия в связи с расторжением трудового договора по инициативе муниципального служащего в связи с выходом на пенсию, подлежал применению оклад, установленный на день ее увольнения.
Оснований для исчисления единовременного пособия из оклада, установленного Решением Городской Думы города Таганрога от №, т.е. после расторжения с ней трудового договора не имеется в силу того, что на дату принятия данного решения, Лях Т.И. муниципальным служащим не являлась. Указание на то, что Решение, вступая в силу со дня его официального опубликования, применяется к правоотношениям, возникшим с , не свидетельствует о правомерности требований Лях Т.И. о перерасчете ранее выплаченного ей выходного пособия, в силу прекращения между сторонами трудовых отношений .
Излагая свою правовую позицию, представитель истицы сослалась на положения ст. 134 ТК РФ, полагая, что этой нормой установлена безусловная обязанность ответчика произвести истице перерасчет выплаченного единовременного пособия исходя из увеличенного размера оклада, поскольку повышение должно затронуть всех работников, осуществлявших трудовую деятельность в организации с даты индексации заработной платы, в том числе работавших на дату повышения, но уволенных в последствии.
Данные доводы судом отклоняются, как основанные на неверном понимании норм действующего законодательства применительно к спорным правоотношениям, в силу того, что правовое регулирование дополнительных гарантий муниципальных служащих, осуществляемых за счет средств местного бюджета, нормами Трудового кодекса РФ не регулируется.
Доводы представителя истицы о том, что Финансовым управлением на счет Лях Т.И. перечислено руб. в качестве перерасчета, произведенного за рабочие дни года исходя из размера измененного оклада, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку из материалов дела следует, что данная выплата произведена заместителем начальника отдела учета и отчетности Финансового управления г. Таганрога неправомерно в отсутствие правовых оснований и соответствующих распорядительных документов. В связи с чем, указанный сотрудник за неправомерные действия привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания, что подтверждается Приказом № №ОД от .
Следует отметить, что Решением Городской Думы города Таганрога от № установлено, что с по года размер единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренной части 1 статьи 5 Положения «О денежном содержании и дополнительных гарантиях лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих в городе Таганроге», утвержденного приложением 2 к Решению Городской Думы от №, определяется исходя из размера должностного оклада, установленного на года. Конкретизируя в данном случае порядок предоставления дополнительных гарантий для муниципальных служащих, состоящих на службе на дату издания указанного Решения до года, органом местного самоуправления установлено, что дополнительные гарантии определяются из размера ранее установленного оклада.
Соответственно, не имеется оснований для применения к спорным отношениям положений статьи 236 Трудового кодекса РФ, определяющих материальную ответственность работодателя за нарушение сроков денежных выплат, причитающихся при увольнении работнику.
Поскольку нарушений трудовых прав истицы не установлено, оснований для взыскания компенсации морального вреда, предусмотренной ст. 237 Трудового кодекса РФ, не имеется.
При таком положении исковые требования Лях Т.И. не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Лях Т. И. к Финансовому управлению г. Таганрога о взыскании задолженности по единовременной выплате при выходе на пенсию, взыскании компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Решение изготовлено в окончательной форме 04.08.2022.