ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 610022-01-2022-005941-51 от 05.10.2022 Таганрогского городского суда (Ростовская область)

К делу № 2-4066/2022

УИД № 61RS0022-01-2022-005941-51

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Таганрог, Ростовская область 05 октября 2022 года

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Сысоевой Е.Е.,

при секретаре судебного заседания Гальцовой А.А.,

с участием представителя истца ФИО1, действующей на основании доверенности от 30.08.2021,

ответчика ФИО2 и его представителя - адвоката Козорог А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ООО «Управляющей компании «Континент» к ФИО2, 3 лицо МУП «Управление «Водоканал», об обязании обеспечить доступ в жилое помещение, демонтировать короб и иные элементы отделки и взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с настоящим иском, указав в обоснование своих требований на следующие обстоятельства.

ООО «УК «Континент» является управляющей организацией, в управление которой с 01.01.2018 находится многократный жилой дом по адресу <адрес>09.06.2019 в ходе проведения проверки инженерный сетей комиссией было выявлено, что в <адрес>, а именно в санузле стены и пол уложены керамической плиткой, потолок натяжной, выполнена перепланировка и переустройство инженерных сетей, а именно: санузел совмещен (убрана перегородка), доступ к общедомовым инженерным коммуникациям (стоякам холодного и горячего водоснабжения) отсутствует, местоположение полотенцесушителя, подсоединённого к общедомовой системе горячего водоснабжения, перенесено на другую стену.

Собственником жилого помещения <адрес> является ФИО2

В иске указывается, что в ходе рассмотрения гражданского дела № 2-1309/2020 по иску ООО «УК «Континент», к ФИО3, ФИО2, ФИО4 была проведена строительно-техническая экспертиза, согласно фото к заключению эксперта от <дата> доступ к общедомовым инженерным коммуникациям – стоякам холодного и горячего водоснабжения ограничен, имеется небольшое отверстие для доступа к запорным устройствам и приборам учёта.

11.05.20221 истцом было направлено письмо – требование (исх. от 11.05.2021) ответчику о необходимости привести жилое помещение кв. в надлежащее состояние, а именно демонтировать плитку, шкаф и обеспечить свободный (открытый) доступ к водопроводам.

20.05.2021 письмо вручено адресату, согласно отчету об отслеживания отправлений.

31.05.2021 доступ собственником жилого помещения кв. сотрудникам истца предоставлен не был.

12.05.2022 ООО «УК «Континент» была направлена претензия (исх. №162 от 12.05.2022) ФИО2 с требованием: привести жилое помещение в надлежащее состояние в течение 10 дней с момента получения претензии в соответствие с требованиями законодательства, а именно демонтировать плитку, шкаф и обеспечить свободный (открытый) доступ к канализационному стояку и стояку водоснабжения.

Согласно отчету об отслеживания отправления с почтовыми идентификаторами претензия вручена адресату 23.05.2022.

Однако ФИО2 доступ в жилое помещение представлен не был, что подтверждается актом от 30.05.2022.

С учетом изменения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ истец просит суд обязать ФИО2 обеспечить доступ представителям ООО «Управляющей компании «Континент» в занимаемое жилое помещение <адрес>, для осмотра общего имущества (инженерных коммуникаций)- стояков холодного и горячего водоснабжения, центрального канализационного стояка и в случае необходимости проведения ремонтных работ или замены; обязать ФИО2 демонтировать короб и иные элементы отделки, затрудняющие доступ к общему имуществу (инженерным коммуникациям) – стоякам холодного и горячего водоснабжения, центральному канализационному стояку, расположенных в санузле жилого помещения , а также взыскать с последнего расходы, понесенные по оплате государственной пошлины, в размере 6000 руб.

Протокольным определением от 22.09.2022 в качестве 3 лица по настоящему делу привлечено МУП «Управление «Водоканал».

В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующая на основании доверенности от 30.08.2021, исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям. При этом представитель пояснила, для того чтобы зайти в квартиру ответчику должна была произойти аварийная ситуация, что и произошла. Ответчиком предоставлен акт от 20.07.2022, подписанный свидетелями, согласно которому каких-либо повреждений нет и коммуникации находятся в удовлетворительном состоянии. Однако данный акт подписали люди, которые не обладают специальными познаниями. Возможно, аварийной ситуации не произошло, если бы истцу был предоставлен доступ. Собственник злоупотребляет своими правами с 2019 года, так как не допускал управляющую компанию. Согласно допросу эксперта по делу №2-1309/2020 было выяснено, что доступ к коммуникация был закрыт, доступ к общему имуществу нельзя ограничивать для его обслуживания. Поскольку управляющая компания обслуживает общедомовое имущество на собственников жилых помещений возложена обязанность предоставлять доступ независимо от того произошла аварийная ситуация или нет. Данная позиция подтверждена Верховным судом РФ и Конституционным судом РФ, судебная практика приобщена к материалам дела. Представитель просила иск удовлетворить.

В судебном заседании ответчик ФИО2 и его представитель - адвокат Козорог А.И. возражали против удовлетворения исковых требований, при этом ФИО2 пояснил, что короб был сделан, так как у него маленький ребенок, и он прикрыл трубы для того, чтобы он не пугался. Трубы были не полностью закрыты, он сделал технологические отверстия для осмотра стояков, а для ремонтных работ он доступ обеспечил и разобрал короб для замены стояка.

Адвокат Козорог А.И. пояснил, что исполнение данного требования предполагает возложить на ФИО2 обязанность обеспечить доступ к инженерным коммуникациям, однако в случае отказа от явки в квартиру представителей истца у него никаких полномочий не имеется заставить их осуществить такую явку (обеспечить доступ). По мнению адвоката заявленные требования некорректны, не основаны на нормах закона и не исполнимы. Что касается чинения препятствий в осмотре данной квартире, обращено внимание на то обстоятельство, что в ходе рассмотрения гражданского дела, судом были заслушаны свидетели, как со стороны истца, так и со стороны ответчика. Представитель просил суд критически оценить показания свидетелей: ФИО5, ФИО6 - работников ООО «УК «Континент» по причине нахождения их в трудовой зависимости от руководства данного общества. Свидетель ФИО7 пояснила, что все проверки в квартире истцом производились по её инициативе, что свидетельствует о предвзятом отношении указанного свидетеля к ответчику. Свидетели ФИО8, ФИО9, ФИО10 дали последовательные показания о том, что в день предполагаемого осмотра 30.05.2022 ответчик ФИО2 находился дома со своей женой ФИО10, в период с 09:00 до 12:00 никто, в том числе и представители истца, не обращались. Соседи, проживающие на одной с ответчиком площадке, а также в квартире, расположенной выше этажом также ничего не знали по поводу предполагаемого осмотра. Ссылка в исковом заявлении на п. 3.4.5 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» не обоснована, так как п. 3.4. предусмотрены требования к Содержанию подвалов и технических подполий. П. 3.4.5 данного постановления устанавливает, что входные двери в техническое подполье, подвал должны быть закрыты на замок (ключи хранятся в организациях по содержанию жилищного фонда, ОДС, у дворника, рабочих, проживающих в этих домах), о месте хранения делается специальная надпись на двери. Данным пунктом также предусмотрено, что доступ к транзитным инженерным коммуникациям, проходящим через помещения, представителей соответствующих организаций по обслуживанию жилищного фонда и городского коммунального хозяйства должен быть обеспечен в любое время суток. То есть данная норма касается именно подвальных помещений, в которых находятся инженерные коммуникации. В результате чего, можно сделать вывод о том, что ответчиком ФИО2 не чинились препятствия истцу в доступе в жилое помещение для осмотра инженерных коммуникаций квартиры, так как ответчик готов в любое время предоставить такой доступ в квартиру в соответствии с действующими положениями пп. «е» п.34 Постановления Правительства РФ № 345 от 13.08.2011, однако представителями истца создаётся видимость таких ограничений со стороны ответчика, вызванная ранее рассмотренным судом спором между этими же сторонами. В удовлетворении исковых требований осуществить определённые действия по демонтажу короба и иных элементов отделки, затрудняющих доступ к стоякам холодного и горячего водоснабжения, расположенным в <адрес> полагаю, что также следует отказать. В протоколе судебного заседания от 13.11.2020 года л.д. 26 по гражданскому делу № 2-1309/2020, который представлен в материалы дела истцом, содержится ответ эксперта ФИО11, проводившего исследования квартиры на основании определения суда, и на поставленный ему вопрос имеется ли доступ к стоякам, экспертом дан ответ, что такой доступ имеется. Выполнены отверстия для доступа к запорным устройствам и приборам учёта. К таким же выводам о том, что имеется доступ к коммуникациям в квартире № 150 пришёл и Таганрогский городской суд, который в решении от 16.11.2020 года на стр. 4 данный вывод изложил в мотивировочной части решении суда. П. 18. Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (ред. от 29.06.2020) «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме") предусмотрены общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах: проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учёта, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах); а также контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации. Ссылка истца на положения п. 5.4.10. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" не обоснована так как, данным пунктом предусмотрены совершенно иные положения, нежели описанные в исковом заявлении, а именно то, что крышная котельная должна быть оборудована молниезащитой. А также то, что, все детали котельного оборудования, которые при аварийном состоянии могут оказаться под напряжением, должны иметь защитное заземление с занулением. Теплогенераторы, к которым подведено напряжение, ремонтировать воспрещается. Требования об обязании осуществить определенные действия по демонтажу короба и иных элементов отделки, затрудняющих доступ к стоякам холодного и горячего водоснабжения, расположенным в <адрес>, не обоснованы нормами действующего законодательства, и считаем, что, обращаясь с подобными иском, истец действует в нарушение положений ст. 10 ГК РФ, то есть действует недобросовестно, в результате чего его требования не подлежат судебной защите. Как было установлено актом от 20.07.2022 года, подписанного всеми заинтересованными собственниками квартир, расположенных под. над и рядом с квартирой , в данной квартире находятся в надлежащем состоянии системы водопровода и водоотведения, каких-либо дефектов, протечек не имеется.

Представитель 3 лица в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав стороны и их представителей, изучив материалы гражданского дела № 2-4066/2022, в том числе № 2-1309/2020, оценив представленные письменные доказательства, показания допрошенных свидетелей, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд принимает решение на основании тех доказательств, которые представлены суду на момент рассмотрения дела (ч.2 ст. 150 ГПК РФ).

В силу ст. 3 ЖК РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных Жилищным кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

Согласно п. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

На основании ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ч. 1, ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным Кодексом.

Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, Правила пользования жилыми помещениями, а также Правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В соответствии с положениями статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В силу ст. 162 ЖК РФ на управляющей компании лежит обязанность по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг, выполнению иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 (ред. от 22.05.2019 ) утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Согласно пп. «б» п. 32 указанных Правил исполнитель имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.

В соответствии с пп. «е» п. 34 Правил потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.

П. 31 пп. «о» указанных правил предусмотрено, что исполнитель обязан: согласовать с потребителем устно время доступа в занимаемое им жилое или нежилое помещение либо направить ему письменное уведомление о проведении плановых работ внутри помещения не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения таких работ, в котором указать: дату и время проведения работ, вид работ и продолжительность их проведения; номер телефона, по которому потребитель вправе согласовать иную дату и время проведения работ, но не позднее 5 рабочих дней со дня получения уведомления; должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за проведение работ.

В соответствии с пп. «а» п. 85 Правил проверки, если для их проведения требуется доступ в жилое помещение потребителя, осуществляются исполнителем в следующем порядке, если договором, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, не предусмотрено иное, а именно исполнитель направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, позволяющим определить дату отправления такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время исполнителя для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета.

Таким образом, на исполнителя возлагается обязанность, в установленном Правилами порядке, заранее согласовать с потребителем дату и время осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в случае необходимости его проверки, устранения недостатков предоставления коммунальных услуг, выполнения необходимых ремонтных работ. Для ликвидации аварий исполнитель вправе требовать от потребителя обеспечения доступа в помещение в любое время.

Судом установлено, сторонами не оспаривается, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, находится в управлении ООО «УК «Континент». Договор управления МКД заключен и утвержден решением общего собрания в соответствии с ст. 162 ЖК РФ и действует по настоящее время.

Истец обеспечивает безопасные условия проживания граждан в многоквартирном доме, обеспечивает сохранность, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, решает вопросы пользования указанным имуществом, организовывает предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям квартир, проживающим в данном доме.

Согласно материалам дела квартира по адресу <адрес>, находится в собственности ФИО2, что подтверждается выпиской их ЕГРН (л.д.67).

Как следует из договора управления - собственники жилых и нежилых помещений - пользователи помещений обязаны обеспечить доступ в принадлежащее им жилое помещение работникам Управляющей организации для- контроля, обслуживания и ремонта общедомовых инженерного оборудования и коммуникаций, расположенных в помещении, принадлежащем заказчику.

В связи с непредоставлением доступа к общедомовому имуществу в адрес собственника <адрес> были направлены требования (исх.№219 от 11.05.2021, исх.№162 от 12.05.2022), согласно которым требуется демонтировать плитку, шкаф и обеспечить свободный доступ в указанное помещение к канализационному стояку и стояку водоснабжения.

Согласно акту об отказе предоставить доступ к общему имуществу МКД от 30.05.2022, составленному представителями ООО «УК «Континент» с участием председателя совета МКД ФИО7, собственник квартиры в назначенное время отсутствовал (л.д.45).

Отсутствие доступа в жилое помещение создает угрозу нарушения прав соседей, поскольку вследствие дефекта общедомовых инженерных систем может быть причинен вред, а также влечет невозможность ООО «УК «Континент» исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом надлежащим образом.

Управляющая организация, иной исполнитель, обеспечивающие предоставление коммунальных услуг и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме вправе требовать обеспечить доступ в жилое помещение, а пользователи обязаны его предоставить.

Таким образом, у ответчика, как собственника жилого помещения, имеется обязанность по предоставлению доступа в жилое помещение для проведения осмотра общего имущества жилого дома, которое находится в его помещении при наличии соответствующего обращения от управляющей компании.

Порядок уведомления собственника квартира о необходимости предоставления доступа в жилое помещение истцом соблюден, доказательства не предоставления такого доступа следуют из обстоятельств дела.

Суд критически относится к показаниям свидетелей со стороны ответчика – ФИО12, ФИО9, являющиеся соседями, соответственно, сбоку и сверху, так как они не могут с достоверностью подтверждать факт нахождения 30.05.2022 ФИО2 дома. Свидетель ФИО10 является заинтересованным лицом – супругой, т.е. состоит в родственных отношениях с ФИО2

Напротив, все свидетели со стороны истца: главный инженер ОО «УК «Континент» ФИО13, слесарь ФИО14, а также ФИО7 подтвердили, что пытались произвести осмотр жилого помещения 30.05.2022 с 09:00 час., но доступ предоставлен не был, о чем был составлен соответствующий акт.

Показания указанных свидетелей не имеют какой-либо заинтересованности в исходе дела.

Учитывая, что ответчиком – собственником квартиры доступ в жилое помещение сотрудникам истца не был предоставлен, что следует из имеющегося в материалах дела акта, то имеются основания для удовлетворения исковых требований в указанной части.

Суд отмечает, что в настоящее время собственником жилого помещения осуществлен демонтаж короба, которым частично были закрыты стояки. В связи с этим доказательства, представленные истцом в обоснование демонтажа короба и иных элементов отделки, затрудняющих доступ к общему имуществу, в указанном жилом помещении не могут быть приняты судом. В указанной части отсутствуют доказательства нарушения прав истца, что влечет отказ в удовлетворении исковых требований в указанной части.

С учетом изложенного исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

При подаче иска истец оплатил государственную пошлину в размере 6000 руб., что подтверждается платежным поручением от 23.06.2022.

В связи с чем, данные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ООО «Управляющей компании «Континент» удовлетворить частично.

Обязать ФИО2 обеспечить доступ представителям ООО «Управляющей компании «Континент» в занимаемое жилое помещение <адрес>, для осмотра общего имущества (инженерных коммуникаций)- стояков холодного и горячего водоснабжения, центрального канализационного стояка и в случае необходимости проведения ремонтных работ или замены.

Взыскать с ФИО2 в пользу ООО «Управляющей компании «Континент» расходы, понесенные по оплате государственной пошлины, в размере 6000 руб.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в апелляционном порядке через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: Е.Е.Сысоева

Решение изготовлено в окончательной форме 17.10.2022