Административное дело № 2а-2636/2023
УИД № 62RS0004-01-2023-002480-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Рязань 04 октября 2023 года
Советский районный суд г. Рязани в составе председательствующего судьи Кривцовой Т.Н., при секретаре судебного заседания Шкуренко О.В.,
с участием помощника прокурора Советского района г. Рязани Колдаевой Н.В., действующей на основании удостоверения,
представителя административного истца – адвоката Поповой К.Г., действующей на основании удостоверения и доверенности,
представителя административного ответчика администрации г. Рязани – Бирюковой Е.В., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, представителя заинтересованного лица Управления транспорта администрации города Рязани Черноусовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Индивидуального предпринимателя Поповой Елены Анатольевны к администрации г. Рязани об оспаривании нормативных правовых актов органа местного самоуправления и обязании внести изменения,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Попова Е.А. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просила признать п.2 постановления администрации города Рязани от 01 марта 2023 г. №2331 об утверждении Порядка предоставления в 2023 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров, субсидий на возмещение недополученных доходов, связанных с установлением органами местного самоуправления города Рязани дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан по полному или частичному освобождению от платы за услуги по перевозке пассажиров автомобильным наземным электрическим транспортом общего пользования города Рязани незаконным, обязать администрацию внести в него изменения, указав, что оно вступает в законную силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года, за исключением п.2.13, вступающим в силу со дня опубликования указанного постановления администрации №2331 от 01 марта 2023 г.; признать п.2 постановления администрации города Рязани от 01 марта 2023 г. №2332 об утверждении Порядка предоставления в 2023 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров городским наземным электрическим транспортом общего пользования и автомобильным транспортом общего пользования городского сообщения, субсидий на возмещение недополученных доходов, связанных с осуществлением ими перевозок граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством РФ и Рязанской области незаконным; обязать администрацию города Рязани внести изменения в п.2 постановления администрации г.Рязани от 1 марта 2023 г. №2332, указав, что указанное постановление администрации вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года, за исключением п.2.13, вступающим в силу со дня опубликования постановления администрации №2332 от 01 марта 2023 года.
В обоснование своих требований административный истец указала, что п.2.13 оспариваемых постановлений, в которых указано, что значением показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидий является выполнение на муниципальном маршруте регулярных перевозок не менее 80% рейсов от количества рейсов, установленных расписанием движения транспортных средств; выполнение на муниципальном маршруте регулярных перевозок в вечернее время (с 20.00 до 24.00) не менее 80% рейсов от количества рейсов, установленных расписанием движения транспортных средств) в части распространения действия указанного п.2.13 на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года, противоречат ч.1 ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку ухудшается ее положение как субъекта экономической деятельности, к которому предъявляются новые требования п.2.13, о которых ей не было заблаговременно известно; это противоречит высказанной Конституционным Судом Российской Федерации позиции в решении от 1 октября 1993 года №81-р, определении от 25 января 2007 года №37-О-О, 15 апреля 2008 года 3262-О-О, 20 ноября 2008 года №745-О-О, 16 июля 2009 года №691-О-О, 2 апреля 2015 года №821-О, Постановлении от 15.02.2016 г. №3П). В Порядке предоставления субсидий в 2022 году вышеназванные требования к перевозчику не предъявлялись.
Кроме того, п.2.13 Порядков, по мнению административного истца, противоречит п.3 ч.1 ст.6 Закона Рязанской области от 06 июня 2016 года №27-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования отношений по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Рязанской области», в котором на перевозчиков возложена обязанность не превышать 10% от соотношения между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренных для выполнения в течение данного квартала, установленным расписанием.
В судебном заседании представитель административного истца иск поддержала, дополнительно пояснив, что вид оспариваемых постановлений не соответствует требованиям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку в них не указаны нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, которые позволяют придать обратную силу оспариваемым муниципальным правовым актам по вопросу предоставления субсидий. Оспариваемые постановления приняты в соответствии со ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, следовательно, являются актами бюджетного законодательства. В соответствии с п.1 ст.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Представитель административного ответчика против удовлетворения заявленных требований возражала, указывая, что оспариваемые акты приняты органом местного самоуправления в пределах его компетенции и законодательным актам большей юридической силы, регулирующим спорные правоотношения, не противоречат, прав административного истца не нарушают, установление значения показателя выполнения расписания с отклонением в 20% не может расцениваться как ухудшающее положение стороны, т.к. данное значение не превышает максимально допустимых отклонений, установленных Законом Рязанской области №27-ОЗ и постановлением администрации города Рязани от 23.01.2020 №172.
Представитель заинтересованного лица полагала требования не подлежащими удовлетворению, пояснив, что исключение обратной силы постановлений №2331 и №2332 приведет к недействительности договоров 13 перевозчиков и возникновению обязанности указанных перевозчиков возвратить полученные из бюджета денежные средства. Нормативно-правовые акты выделяют главный принцип транспортного обслуживания населения при осуществлении регулярных перевозок – его надежность, которая выражается в стабильной работе транспорта общего пользования и неукоснительном соблюдении перевозчиком расписания. Допустимые максимальные отклонения от соблюдения расписания, которые оговорил законодатель, это 10% в соотношении количества рейсов согласно расписанию и фактически выполненных (Закон Рязанской области от 06.06.2016 №27-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования отношений по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Рязанской области») и 15% в соотношении регулярности (Постановление администрации города Рязани от 23.01.2020 №172, которым утвержден стандарт качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).
Суд, выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшей иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 13 Гражданского кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны недействительными.
Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии со ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов (устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации и вступления их в силу); соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
По смыслу положений ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, в контексте позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», основанием для принятия решения об удовлетворении соответствующих требований является подтверждение судом факта не соответствия оспариваемого нормативного акта полностью или в части иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также любое нарушение требований законодательства, связанных с порядком его принятия (полномочий принятия нормативного акта и их пределов, формы, вида и правил его опубликования).
Напротив, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в удовлетворении заявленных требований отказывается.
Судом установлено, что 01 марта 2023 года администрацией г. Рязани принято Постановление № 2331 «Об утверждении Порядка предоставления в 2023 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров, субсидий на возмещение недополученных доходов, связанных с установлением органами местного самоуправления города Рязани дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан по полному или частичному освобождению от платы за услуги по перевозке пассажиров автомобильным и наземным электрическим транспортом общего пользования города Рязани», которое в настоящее время действует в редакции постановления Администрации города Рязани от 25.07.2023 №9863.
Первоначальный текст документа опубликован в сетевом издании "Рязанские ведомости" www.rv-ryazan.ru, 03.03.2023, и в издании "Рязанские ведомости", N 15, 03.03.2023.
Изменения, внесенные Постановлением Администрации города Рязани от 25.07.2023 N 9863, вступили в силу со дня официального опубликования в издании "Рязанские ведомости" - 26.07.2023.
В п.2 Постановления 01 марта 2023 года №2331 указано, что настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года.
Данным Постановлением утвержден порядок предоставления в 2023 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров, субсидий на возмещение недополученных доходов, связанных с установлением органами местного самоуправления города Рязани дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан по полному или частичному освобождению от платы за услуги по перевозке пассажиров автомобильным и наземным электрическим транспортом общего пользования города Рязани, определяет процедуру и условия предоставления субсидий.
В силу п.1.3 Порядка цель предоставления субсидий – возмещение недополученных доходов в рамках реализации муниципальной программы «Обеспечение социальной поддержкой, гарантиями и выплатами отдельных категорий граждан», утвержденной постановлением администрации города Рязани от 24.09.2021 №4103, по мероприятию 3.1.1 «Возмещение недополученных доходов, связанных с установлением органами местного самоуправления города Рязани дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан по полному или частичному освобождению от платы за услуги по перевозке пассажиров автомобильным и наземным электрическим транспортом общего пользования города Рязани».
В пп.1.5 п.1 «Общих положений о предоставлении субсидий» указано, что право на получение субсидий (средств бюджета города Рязани на возмещение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки, недополученных доходов, связанных с представлением льгот по оплате проезда) имеют претенденты, сведения о которых содержатся в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципального образования – город Рязань, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров транспортными средствами, подключенными к автоматизированной системе оплаты проезда города Рязани; осуществляющие регулярные перевозки пассажиров транспортными средствами, подключенными к информационной системе цифрового сервиса "Единая цифровая карта жителя Рязанской области".
В соответствии с п.2.1 «Условий и порядка предоставления субсидий» субсидии предоставляются на возмездной и безвозмездной основе, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий: - соответствие получателя субсидий требованиям, установленным в пунктах 1.5,1.6, 1.7 настоящего Порядка; - заключение с администрацией г.Рязани договора о предоставлении субсидий; - достижение получателем субсидий показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидий; - предоставление получателем субсидий документов, подтверждающих суммы недополученных доходов.
В соответствии с п.2.5 договор между администрацией города Рязани и получателем субсидий заключается в соответствии с типовой формой, установленной приказом финансово-казначейского управления администрации г.Рязани от 21.12.2016 368 о/д, в течение 10 рабочих дней после подачи заявления о заключении договора. Договор должен содержать, в том числе, значение показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидий.
В силу пп.2.8 «Условий и порядок предоставления субсидий» для получения субсидий получатели субсидий до десятого числа месяца, следующего за отчетным, предоставляют в управление транспорта заявку на предоставление субсидии по форме в соответствии с приложением №2 к настоящему Порядку с приложением следующих документов: -отчета о достижении значений показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидий, по форме в соответствии с приложением №3 к настоящему Порядку и подтверждающих документов; - расчетов сумм недополученных доходов, связанных с предоставлением льгот по оплате проезда, по формам в соответствии с приложениями №4,5 к настоящему Порядку.
В силу пп.2.13 п.2 «Условий и порядка предоставления субсидий» показателем, необходимым для достижения результатов предоставления субсидий, является стабильность транспортного обслуживания населения при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, оценивая исходя из процента соблюдения расписания движения транспортных средств на муниципальном маршруте регулярных перевозок. Значениями показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидий, являются: - выполнение на муниципальном маршруте регулярных перевозок не менее 80% рейсов от количества рейсов, установленных расписанием движения транспортных средств; - выполнение на муниципальном маршруте регулярных перевозок в вечернее время (с 20.00 до 24.00) не менее 80% рейсов от количества рейсов, установленных расписанием движения транспортных средств.
Судом установлено, что 01 марта 2023 года администрацией г. Рязани принято Постановление № 2332 «Об утверждении Порядка предоставления в 2023 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров городским наземным электрическим транспортом общего пользования и автомобильным транспортом общего пользования городского сообщения, субсидий в целях возмещения недополученных доходов в связи с осуществлением ими перевозок граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области», с изменениями на 25.07.2023 года, которое в настоящее время действует в редакции Постановления Администрации города Рязани от 25.07.2023 № 9864).
Первоначальный текст документа опубликован в газете "Рязанские ведомости", N 15, 02.03.2023, в сетевом издании "Рязанские ведомости" www.rv-ryazan.ru, 03.03.2023.
Изменения, внесенные Постановлением Администрации города Рязани от 25.07.2023 N 9864, вступили в силу со дня официального опубликования в издании "Рязанские ведомости" - 26.07.2023.
Данным Постановлением утвержден порядок предоставления в 2023 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров городским наземным электрическим транспортом общего пользования и автомобильным транспортом общего пользования городского сообщения субсидий в целях, возмещения недополученных доходов в связи с осуществлением ими перевозок пассажиров, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области.
В силу п.1.3 Порядка цель предоставления субсидий – возмещение недополученных доходов в рамках реализации муниципальной программы «Обеспечение социальной поддержкой, гарантиями и выплатами отдельных категорий граждан», утвержденной постановлением администрации города Рязани от 24.09.2021 №4103, по мероприятию 3.2.3 «Возмещение недополученных доходов в связи с осуществлением перевозок граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области.
В пп.1.5 п.1 «Общих положений Порядка о предоставлении субсидий» указано, что право на получение субсидий (средств бюджета Рязанской области, предоставляемых на возмещение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки, недополученных доходов в связи с осуществлением ими перевозок граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области) имеют претенденты, сведения о которых содержатся в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципального образования – город Рязань, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров транспортными средствами, подключенными к автоматизированной системе оплаты проезда города Рязани – АСОП; осуществляющие регулярные перевозки пассажиров транспортными средствами, подключенными к информационной системе цифрового сервиса "Единая цифровая карта жителя Рязанской области".
В соответствии с п.2.1 «Условий и порядка предоставления субсидий» субсидии предоставляются на возмездной и безвозвратной основе, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий: - соответствие получателя субсидий требованиям, установленным в пунктах 1.5,1.6, 1.7 настоящего Порядка; - заключение с администрацией г.Рязани договора о предоставлении субсидий; - достижение получателем субсидий показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидий; - предоставление получателем субсидий документов, подтверждающих суммы недополученных доходов.
В соответствии с п.2.5 договор между администрацией города Рязани и получателем субсидий заключается в соответствии с типовой формой, установленной приказом финансово-казначейского управления администрации г.Рязани от 21.12.2016 №68 о/д, в течение 10 рабочих дней после подачи заявления о заключении договора.
В силу пп.2.8 «Условий и порядка предоставления субсидий» для получения субсидий получатели субсидий до десятого числа месяца, следующего за отчетным, предоставляют в управление транспорта заявку на предоставление субсидии по форме в соответствии с приложением №2 к настоящему Порядку с приложением следующих документов: -отчета о достижении значений показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидий, по форме в соответствии с приложением №3 к настоящему Порядку и подтверждающих документов; - расчета суммы недополученных доходов, связанных с осуществлением перевозок граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области (далее - расчет), по форме в соответствии с приложением N 4 к настоящему Порядку.
В силу пп.2.13 п.2 «Условий и порядка предоставления субсидий» показателем, необходимым для достижения результатов предоставления субсидий, является стабильность транспортного обслуживания населения при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, оценивая исходя из процента соблюдения расписания движения транспортных средств на муниципальном маршруте регулярных перевозок. Значениями показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидий, являются: - выполнение на муниципальном маршруте регулярных перевозок не менее 80% рейсов от количества рейсов, установленных расписанием движения транспортных средств; - выполнение на муниципальном маршруте регулярных перевозок в вечернее время (с 20.00 до 24.00) не менее 80% рейсов от количества рейсов, установленных расписанием движения транспортных средств.
Из содержания оспариваемых актов усматривается, что утвержденная ими типовая форма договора устанавливает права и обязанности по договору администрации и неопределенного круга лиц (получателей субсидий), что в рассматриваемом случае свидетельствует о нормативном характере данного акта (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года, апелляционное определение Рязанского областного суда от 12 августа 2019 года), и, как следствие, о возможности рассмотрения дела по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что Попова Е.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с основным видом деятельности: регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), и между ней и администрацией г. Рязани заключались договоры о предоставлении из бюджета города Рязани субсидий на возмещение недополученных доходов, связанных с установлением органами местного самоуправления города Рязани дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан по полному или частичному освобождению от платы за услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования города Рязани и в целях возмещения недополученных доходов в связи с осуществлением перевозок граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством РФ и Рязанской области (в том числе договоры от 22 марта 2023 года № 02/1/1-26-03 и №02/1/1-26-04), она является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми актами.
Проверяя порядок принятия оспариваемых актов, суд учитывает следующее.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления из местного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии из местного бюджета предоставляются в случаях и в порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Законом Рязанской области от 7 октября 2004 г. 75-ОЗ город Рязань наделен статусом муниципального образования и статусом городского округа.
Представительным органом муниципального образования – город Рязани является Рязанская городская Дума, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования является администрация города Рязани, которую возглавляет глава города Рязани, уполномоченный издавать постановления в пределах полномочий, установленных нормативно правовыми актами представительного органа города Рязани (статьи 39,41 Устава муниципального образования - город Рязань, принятого решением ранее действовавшего представительного органа – Рязанского городского Совета от 30 июня 2006 года №470-111.).
В соответствии со ст.43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования
15 декабря 2022 года Рязанская городская Дума приняла решение № 301-III «Об утверждении бюджета города Рязани на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годы», которым за счет средств бюджета города в 2023 году предоставляются субсидии: - юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров городским наземным электрическим транспортом общего пользования и автомобильным транспортом общего пользования городского сообщения, в целях возмещения недополученных доходов в связи с осуществлением ими перевозок граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области;- юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров, на возмещение недополученных доходов, связанных с установлением органами местного самоуправления города Рязани дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан по полному или частичному освобождению от платы за услуги по перевозке пассажиров автомобильным и наземным электрическим транспортом общего пользования города Рязани.
В соответствии с решением Рязанской городской Думы порядок предоставления субсидий утвержден:
- Постановлением администрации города Рязани от 01 марта 2023 г. №2331 «Об утверждении порядка предоставления в 2023 году юридическим лицам индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров, субсидий на возмещение недополученных доходов, связанных с установлением органами местного самоуправления города Рязани дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан по полному или частичному освобождению от платы за услуги по перевозке пассажиров автомобильным и наземным электрическим транспортом общего пользования города Рязани»;
- Постановлением администрации города Рязани от 01 марта 2023 г. №2332 «Об утверждении порядка предоставления в 2023 году юридическим лицам индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров городским наземным электрическим транспортом общего пользования и автомобильным транспортом общего пользования городского сообщения, субсидий в целях возмещения недополученных доходов, в связи с осуществлением ими перевозок граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области».
В силу ст.39 Устава администрация города Рязани в лице ее органов и подразделений реализует исполнительно-распорядительные полномочия местного самоуправления по установлению требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.
В силу ч.3 ст.41 Устава глава администрации города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Рязанской области, настоящим Уставом и нормативными правовыми актами представительного органа города Рязани, издает постановления администрации города Рязани по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Рязанской области, а также распоряжения администрации города Рязани по вопросам организации работы администрации города.
Согласно ч. 2 ст.7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам мастного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
В ст.7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что к числу вопросов местного значения городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа.
Проанализировав положения Федерального закона от 06 октября 2013 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования г.Рязань, суд приходит к выводу, что оспариваемые правовые акты приняты администрацией города Рязань в пределах ее полномочий, предусмотренных названными нормативными правовыми актами. Постановления администрации города Рязани надлежащим образом опубликованы в средствах массовой информации.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, местной администрации предоставляется право принимать нормативные правовые акты по вопросам предоставления субсидий из местного бюджета. Принятие нормативных правовых актов по вопросам определения Порядка предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные пассажирские перевозки транспортом общего пользования предоставлено администрации муниципального образования г.Рязань ст.7 Решения Рязанской городской Думы от 15 декабря 2022 года № 301-III «Об утверждении бюджета города Рязани на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годы».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что процедура принятия оспариваемых постановлений соблюдена.
Пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Такие Общие требования утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 №1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», далее – Постановление №1492.
В соответствии с п. «м» ч.5 Постановления №1492 при определении условий и порядка предоставления субсидий в правовом акте указываются достигнутые или планируемые результаты предоставления субсидии, под которыми понимаются результаты деятельности (действий) получателя субсидии, соответствующие результатам федеральных проектов, региональных проектов, государственных (муниципальных) программ (при наличии в государственных (муниципальных) программах результатов предоставления субсидии), указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящего документа (в случае если субсидия предоставляется в целях реализации такого проекта, программы), а также при необходимости их характеристики (показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии) (далее - характеристики), значения которых устанавливаются в соглашениях.
Возмещение недополученных доходов в данном случае осуществляется в рамках реализации муниципальной программы «Обеспечение социальной поддержкой, гарантиями и выплатами отдельных категорий граждан», утвержденной постановлением администрации города Рязани от 24.09.2021 №4103, при этом результатом (планируемым) предоставления субсидий является, п.2.12:
-в соответствии с постановлением №2331-100% обеспеченность отдельных категорий граждан дополнительными мерами социальной поддержки и социальной помощи по полному или частичному освобождению от платы за услуги по перевозке пассажиров автомобильным и наземным электрическим транспортом общего пользования города Рязани на 31 декабря 2023 года;
-в соответствии с постановлением №2332 – 100% обеспеченность мерами социальной поддержки по оплате проезда в автомобильном и наземном электрическом транспорте общего пользования города Рязани на муниципальных маршрутах регулярных перевозок граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области на 31 декабря 2023 года.
В силу п.2.13 постановлений №2332 и №2331 показателем, необходимым для достижения результатов предоставления субсидий, является стабильность транспортного обслуживания населения при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, оцениваемая исходя из процента соблюдения расписания движения транспортных средств на муниципальном маршруте регулярных перевозок.
Для данного показателя в абзаце 2 пункта 2.13 установлены характеристики (значения):
-выполнение на муниципальном маршруте регулярных перевозок не менее 80% рейсов от количества рейсов, установленных расписанием движения транспортных средств;
-выполнение на муниципальном маршруте регулярных перевозок в вечернее время (с 20.00 до 24.00) не менее 80% от количества рейсов, установленных расписанием движения транспортных средств.
При таких обстоятельствах установление данных вышеизложенных требований, как оснований для выплаты субсидий в полной мере соответствует требованиям Постановления Правительства РФ №1492. Следовательно, постановления администрации соответствуют законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Попова Е.А. ссылается на то, что распространение действия Порядков, утвержденных в марте 2023 года, на правоотношения, возникшие в январе 2023 года, ухудшает ее положение и противоречит ст.4 ГК РФ и п.1 ст.5 БК РФ.
Согласно ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Придание нормативному правовому акту обратной силы, определение круга лиц, на которых он распространяется, является правом органа, принимающего такой акт. Таким образом, нормативный правовой акт может иметь обратную силу, если это указано в акте.
Пунктом 2 постановлений №2331, №2332 установлено распространение действия постановлений на отношения, возникшие до введения их в действие, т.е. с 01.01.2023, что соответствует требованиям ст.4 ГК РФ и не требует дополнительного правового регулирования.
Правовое регулирование расходования субсидий на финансирование льготного проезда соответствует основным принципам бюджетного законодательства, закрепленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, в том числе принципам результативности и эффективности использования бюджетных средств.
При изложенных обстоятельствах отсутствуют основания считать, что оспариваемые постановления ущемляет права и законные интересы административного истца.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 23 июня 2022 г. №1479-О указал, что в соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации публичный субъект, предусматривая предоставление подобного рода субсидий, обязан принять нормативный правовой акт, определяющий критерии, которым должен соответствовать получатель субсидии. Однако этот нормативный правовой акт - в силу бюджетного законодательства - сам по себе не служит достаточным основанием возникновения права на получение субсидий, он является актом общего предписания, предполагающим необходимость последующей оценки соблюдения подателем заявки предусмотренных им критериев, принятия уполномоченным органом решения о предоставлении субсидии в определенном размере и заключения соответствующего договора (соглашения) о предоставлении субсидии.
Следовательно, при предоставлении субсидии в качестве меры поддержки деятельности индивидуальных предпринимателей право на получение субсидии возникает не из нормативного правового акта, определяющего условия ее получения, и не из самого факта выполнения этих условий, а из индивидуальных актов (решение и/или договор) о предоставлении субсидии. До принятия соответствующих актов какой-либо обязанности публичного субъекта, кроме как принять заявку лица и ее рассмотреть, не возникает. Если право на получение субсидии возникает в момент принятия индивидуального акта, порядок и условия ее предоставления должны определяться на основании правовых актов, действующих на момент принятия индивидуального акта.
Правоотношения между индивидуальным предпринимателем Поповой Е.А. и администрацией г.Рязани по предоставлению субсидий из бюджета города Рязани на возмещение недополученных доходов, связанных с установлением органами местного самоуправления города Рязани дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по полному или частичному освобождению от платы за услуги по перевозке и на возмещение недополученных доходов возникли из заключенных ею с администрацией г.Рязани договоров на предоставление субсидий дд.мм.гггг.№ и №.
В соответствии с п.1 ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Из ст.309 ГК РФ следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (ст.310 ГК РФ).
На момент заключения Поповой Е.А. и администрацией города Рязани указанных договоров вступили в силу и действовали нормативно правовые акты общего предписания – Постановления администрации г.Рязани №2331 и №2332, которые утвердили порядки и условия предоставления субсидий.
При заключении указанных договоров были согласованы условия: - о предоставлении субсидии при условии достижения значений показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидий (пункты 3.2,3.2.2);
-об установлении показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидий – стабильность транспортного обслуживания населения при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, оцениваемая исходя из процента соблюдения расписания движения транспортных средств на муниципальном маршруте регулярных перевозок (п.4.1.4.1);
-об установлении значений показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидий – выполнение на муниципальном маршруте регулярных перевозок не менее 80% рейсов от количества рейсов, установленных расписанием движения транспортных средств; выполнение на муниципальном маршруте регулярных перевозок в вечернее время (с 20.00 до 24.00) не менее 80% рейсов от количества рейсов, установленных расписанием движения транспортных средств (п.4.1.4.1);
-о распространении действия договора на правоотношения сторон, возникшие с 01 января 2023 года до 30 июня 2023 года.
Оспариваемый пункт 2 постановлений администрации придает нормативному правовому акту обратную силу, не ухудшающему положение административного истца, как хозяйствующего субъекта, оказывающего транспортные услуги, поскольку не возлагает на него какие-либо новые дополнительные обязанности, исходя из следующего.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
ИП Попова Е.А. осуществляет перевозки пассажиров и багажа по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу на основании свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту и карт маршрута регулярных перевозок (статья 19 Федерального закона №220-ФЗ от 13 июля 2015 года «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации».
В соответствии с ч.5 статьи 27 Федерального закона №220-ФЗ и приказом Минтранса России от 10.11.2016 №331 расписание является приложением к свидетельству об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Порядок регулярных перевозок пассажиров и багажа предусмотрен главой 3 Федерального закона №259-ФЗ 8 ноября 2007 года «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Из указанной главы следует, что обязательными признаками, характеризующими регулярные перевозки, являются: публичный договор перевозки, утвержденный маршрут регулярных перевозок, расписание движения транспортных средств, наличие остановочных пунктов.
Согласно п.4 раздела 2 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 №1586 «Об утверждении Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта.
В соответствии с п.4 статьи 19 Федерального закона №259-ФЗ перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляется в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта.
В силу п.3.9 постановления администрации г.Рязани №4351 от 21.08.2012 «Об утверждении Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» разработку и утверждение расписания движения пассажирского транспорта осуществляет уполномоченный орган, исходя из необходимого количества транспортных средств на муниципальном маршруте регулярных перевозок, а в силу п.3.10 постановления №4351, перевозчику запрещается осуществлять регулярные перевозки по измененному расписанию без предварительного согласования изменений с уполномоченным органом.
Таким образом, Попова Е.А., осуществляющая регулярные перевозки на основании свидетельства серии №, обязана осуществлять регулярные перевозки, предусмотренные данным свидетельством, следовательно, исполнять расписание, являющееся приложением №1 к свидетельству об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Порядки предоставления субсидий являются нормативно-правовыми актами, которые принимаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 №1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий» и, как было указано выше, в полной мере соответствуют указанному Постановлению.
Вместе с этим, на территории муниципального образования – город Рязань постановлением администрации города Рязани от 23.01.2020 №172 утвержден социальный стандарт качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Указанный стандарт разработан в соответствии с распоряжением Минтранса России от 31.01.2017 №НА-19-р «Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
Постановление №172 является муниципальным правовым актом, обязательным к исполнению на всей территории муниципального образования (ч.3 ст.7 Федерального закона от 06.10.2023 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Постановлением №172 установлен уровень и показатели качества транспортного обслуживания населения при осуществлении регулярных перевозок.
В п.2.2.1 установлен показатель качества транспортного обслуживания, соблюдение расписания маршрутов регулярных перевозок и его нормативное значение – отправление каждого рейса маршрута регулярных перевозок от каждого остановочного пункта в соответствии с расписанием или в пределах двух минут от указанного в расписании времени. Доля рейсов регулярных перевозок, осуществленных с опозданием свыше двух минут, не должна превышать 15% от общего количества рейсов, предусмотренных расписанием.
То есть данным актом установлено максимально допустимое отклонение регулярности 15%.
В статье 6 Закона Рязанской области от 06.06.2016 №27-ОЗ «Об отдельных вопросах регулирования отношений по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Рязанской области» также установлено требование по соблюдению расписания, а именно: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, участник договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок», обязаны не превышать максимально допустимое 10% соотношение между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренных для выполнения в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренных для выполнения в течение данного квартала, установленным расписанием.
То есть установлено максимально допустимое отклонение между плановым и фактическим количеством рейсов 10%.
Таким образом, допустимыми отклонениями являются 10% в соотношении количества рейсов согласно расписанию и 15% - в соотношении регулярности.
Установленные в постановлениях №2331 и №2332 значения показателя выполнения расписания с отклонением 20% не может расцениваться как ухудшающие положение стороны, так как данное значение не превышает максимально допустимых отклонений, установленных Законом Рязанской области №27-ОЗ и постановлением №172, обязательных к исполнению административным истцом.
Доводы представителя административного истца о том, что Порядками установлены новые требования для получения субсидий с учетом изложенного, несостоятельны, оспариваемые положения направлены на конкретизацию Порядка предоставления субсидий.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что соответствуют требованиям действующего законодательства установленные в постановлениях положения о том, что показателем, необходимым для достижения результатов предоставления субсидий, является стабильность транспортного обслуживания населения при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, оцениваемая исходя из процента соблюдения расписания движения транспортных средств на муниципальном маршруте регулярных перевозок. Значениями показателя, необходимого для результата предоставления субсидий являются: выполнение на муниципальном маршруте регулярных перевозок не менее 80% рейсов от количества рейсов, установленных расписанием движения транспортных средств; выполнение на муниципальном маршруте регулярных перевозок в вечернее время (с 20 до 24) не менее 80% от количества рейсов, установленных расписанием движения транспортных средств. И придание обратной силы оспариваемыми постановлениями администрации г.Рязани от 01 марта 2023 года №2331 и №2332 в части распространения действия п.2.13 Порядков, устанавливающих показатели, вопреки позиции административного истца, не ухудшает ее положения, поскольку соответствуют вышеприведенному правовому регулированию в сфере перевозок. Кроме этого, указанные требования Порядков направлены на конкретизацию порядка предоставления субсидий и по сути не являются новыми требованиями к перевозчику, учитывая установление постановлением администрации города Рязани от 23.01.2020 №172 уровня и показателей качества транспортного обслуживания населения при осуществлении регулярных перевозок и статью 6 Закона Рязанской области от 06.06.2016 №27-ОЗ «Об отдельных вопросах регулирования отношений по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Рязанской области», устанавливающим требования к соблюдению перевозчиком расписания.
При таком положении оспариваемые постановления администрации, утвердившие Порядки, не могут считаться нарушающими права административного истца.
Поскольку нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе Бюджетному кодексу Российской Федерации, Федеральному законом от 06 октября 2013 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Общим требованиям к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 №1492, т.е. законодательству, имеющему большую юридическую силу Постановления №2331 и №2332 соответствуют, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований административного истца.
Поскольку п.2 постановлений администрации от 01 марта 2023 года №2331 и №2332 в оспариваемой части не противоречат федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушают, то в удовлетворении требований Поповой Е.А. должно быть отказано на основании п.2 ч.2 ст.215 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 177 КАС,
Решил:
В удовлетворении административного искового заявления Индивидуального предпринимателя Поповой Елены Анатольевны к администрации г. Рязани об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления, а именно п.2 постановления администрации г. Рязани «Об утверждении Порядка предоставления в 2023 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров, субсидий на возмещение недополученных доходов, связанных с установлением органами местного самоуправления города Рязани дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан по полному или частичному освобождению от платы за услуги по перевозке пассажиров автомобильным наземным электрическим транспортом общего пользования города Рязани» от 01 марта 2023 года №2331 и об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления, а именно п.2 постановления администрации г. Рязани «Об утверждении Порядка предоставления в 2023 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров городским наземным электрическим транспортом общего пользования городского сообщения, субсидий в целях возмещения недополученных доходов в связи осуществлением ими перевозок граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области» от 01 марта 2023 года №2332 и об обязании внести в них изменения – отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г. Рязани в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированной форме.
Судья - подпись