УИД № 63RS0002-02-2022-000316-38 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Борское Самарской области 20 июля 2022 года Богатовский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Малкиной А.В., при секретаре Авдеевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № В2-2-199/2022 по исковому заявлению ФИО2 к Администрации сельского поселения Новый Кутулук муниципального района Борский Самарской области об установлении местоположения границ и конфигурации земельного участка, установил: ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации сельского поселения Новый Кутулук муниципального района Борский Самарской области об установлении местоположения границ, конфигурации земельного участка. В обоснование заявленных требований указала, что она является собственником земельного участка площадью 150 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Б на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ Участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства. С целью установления границ земельного участка истец обратилась к кадастровому инженеру МУП «Борский районный земельный кадастр», которым в ходе проведения межевых работ установлены границы и площадь земельного участка 150 кв.м. При проведении межевания границы спорных земельных участков были согласованы в порядке статей 39 и 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», что исключает нарушение прав смежных землепользователей. Вместе с тем, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области осуществление действий по государственному кадастровому учету в отношении спорного земельного участка было приостановлено, так как отсутствовала возможность определить местоположение и конфигурацию земельного участка существующего на местности более 15 лет. Поскольку отсутствует возможность во внесудебном порядке уточнить местоположение и границы земельного участка, истец просил установить местоположение границ указанного земельного участка в соответствии с межевым планом, выполненными МУП «Борский районный земельный кадастр» от 15.12.2021года. Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, в предыдущем судебном заседании исковое заявление поддержала в полном объеме, просила его удовлетворить. Представитель истца ФИО2 по доверенности ФИО3 также просил удовлетворить исковые требовании в полном объеме. Представитель ответчика Администрации сельского поселения Новый Кутулук муниципального района Борский Самарской области, надлежаще извещенный о времени и месте проведения слушания, в судебное заседание не явился, глава администрации ФИО4 просил о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, представил письменный отзыв, в котором указал на отсутствие возражений относительно иска ФИО2 Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, отзыв в письменной форме на заявленные истцом требования не представило и не просило суд о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, вместе с тем, в судебное заседание представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил. В судебном заседании третье лицо кадастровый инженер ФИО5 не возражала против удовлетворения исковых требований ФИО2, указала что ФИО2 было подано заявление о проведении межевании принадлежащего ей земельного участка, предоставлены документы на право собственности, в связи с чем был произведен выезд на местность для установления границ земельного участка, которые были определены, в том числе по существующим ограждениям и подготовлен межевой план, с которым собственник обратился в Росреестр по Самарской области для постановки на учет. При этом фактическая площадь спорного земельного участка полностью соответствует правоустанавливающим документам. В силу статьи 167 ГПК Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Исследовав материалы дела, в том числе представленные истцом копии: межевого плана земельного участка с кадастровым номером 63:16:0104004:462, изготовленного МУП «Борский районный земельный кадастр» 15.12.2021 года, выписки из ЕГРН от 27.04.2022 г. об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, иных документов, суд считает требования истца об установлении местоположения границ, конфигурации земельного участка обоснованными и подлежащими удовлетворению полностью. Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований части 1 статьи 3 ГПК Российской Федерации судебная защита прав гражданина возможна только в случае нарушения или оспаривания его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного или оспариваемого права и характеру нарушения. В силу п. 1 ст. 209 ГК Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В силу ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК Российской Федерации) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Согласно ч. 1 ст. 15 ЗК Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости является актом признания государством права собственности на объект недвижимости. В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЗК Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Согласно ст. 304 ГК Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В силу ст. 70 ЗК Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п. 4.2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» главным индивидуализирующим признаком земельного участка являются его границы, которые определяются кадастровыми инженерами при выполнении кадастровых работ посредством определения координат характерных точек таких границ. В соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Земельный участок в соответствующих границах начинает свое существование в качестве объекта государственного кадастрового учета в установленных межеванием границах, с даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель. Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. Согласно положениям частей 4, 4.1 и 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер). Кадастровые работы выполняются, в том числе и в отношении земельных участков, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. Согласно части 1 и 3 статьи 22 Федерального закона от 13 07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. В соответствии с требованиями пунктов 1.1 и 1.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 8 апреля 1996 г. (далее – Инструкция), межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле - продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности. В соответствии с п. 2 Инструкции межевание земель включает помимо прочего: уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков. Согласно п. 9.1 Инструкции установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке. В силу п. 9.2 результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города). Аналогичные требования к обязательному согласованию границы земельного участка со смежными землепользователями содержатся в Федеральном законе № 221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» (статьи 39, 40). Согласно п. 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921, выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13 07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные". В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются. В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 1 января 2019 года, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка). В соответствии с ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. В силу пункта 1 статьи 64 ЗК Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно ст. 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что согласно выписке из ЕГРН от 27.04.2022 г. ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 150 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: – выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 11.09.2009 г. Вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. Сведения о земельном участке имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. В результате кадастровых работ по определению местоположения границ и площади спорного земельного участка кадастровым инженером МУП «Борский районный земельный кадастр» ФИО5 установлено, что площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет 150 кв. м. Площадь и конфигурация земельного участка с кадастровым номером № не изменилась. По сведениям Отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Борский Самарской области, согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Собрания представителей сельского поселения Новый Кутулук муниципального района Борский Самарской области от 25.12.2013 № 117, в редакции решений Собрания представителей сельского поселения Новый Кутулук муниципального района Борский Самарской области от 31.12.2015 № 20, от 22.11.2021 №38 земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Б, находится в территориальной зоне Ж1 (Зона застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами). Согласно заключению кадастрового инженера, в ходе проведения кадастровых работ на местности было установлено, что права смежных землепользователей не нарушены. Границы спорного земельного участка были согласованы в порядке статей 39 и 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», что исключает нарушение прав смежных землепользователей. Спора между смежными землепользователями относительно местоположения границ спорных земельных участков не установлено. Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО2 также подтвердил что споров по границам земельного участка не имеется, данный земельный участок принадлежит его родителям более 25 лет, которые пользуются им открыто, платят за него налоги. На данном участке расположены гаражи, участок огорожен установленным ими забором, гаражами также пользуются его родители. При обозрении фотоматериалов подтвердил принадлежность изображенного на нем земельного участка с гаражами истцу. Аналогичные сведения были даны допрошенным свидетелем ФИО1 В деле имеются квитанции об уплате земельного налога на спорный земельный участок по адресу: . При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок. На основании представленных документов (свидетельство о государственной регистрации права 63-63-16/008/2010-267 от 05.07.2010г.) сведения, подтверждающие конфигурацию и размер земельного участка в документе, подтверждающем право собственности на земельный участок не содержатся. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Земельный участок предоставлен на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 11.09.2009г. В соответствии с абзацем 2 п.7 ст.36 ЗК РФ Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. В ходе выполнения работ были запрошены сведения из государственного фонда данных, в результате, чего на основании фрагмента фотоплана (на бумаге) на территории сельских населенных пунктов Самарской области Борского района можно точно определить конфигурацию земельного участка. Границы спорного земельного участка были согласованы в порядке статей 39 и 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», что исключает нарушение прав смежных землепользователей. При таких обстоятельствах, учитывая, что спорный земельный участок не относится к земельным участкам, изъятым из оборота или ограниченным в обороте в силу ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца ФИО2 об установлении местоположения границ, конфигурации земельного участка в соответствии с межевым планом, выполненными МУП «Борский районный земельный кадастр». Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, РЕШИЛ: Исковое заявление ФИО2 (№) к Администрации сельского поселения Новый Кутулук муниципального района Борский Самарской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) об установлении местоположения границ и конфигурации земельного участка– удовлетворить. Установить местоположение границ и конфигурацию земельного участка площадью 150 кв. м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Б, в координатах, определенных межевым планом от 15.12.21 г., выполненным кадастровым инженером МУП «Борский районный земельный кадастр» ФИО5, по точкам: Решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и конфигурации земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Б. Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богатовский районный суд Самарской области, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий А.В. Малкина Мотивированное решение в соответствии со статьей 199 ГПК Российской Федерации составлено 22 июля 2022 г. |