ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 630029-02-2022-000118-74 от 05.04.2022 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

Дело (УИД) № 63RS0029-02-2022-000118-74

Производство № 2-2500/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 апреля 2022 года Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Лифановой Л.Ю., при секретаре Черных М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца Шамшиной И.В., представителя ответчика Овчинникова В.Д., гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Самарской области «Центр занятости населения городского округа Тольятти» к Овчинниковой Светлане Викторовне о взыскании неосновательного обогащения,

У С Т А Н О В И Л:

Государственное казенное учреждение Самарской области«Центр занятости населения городского округа Тольятти» (далее - ГКУСО ЦЗН г.о. Тольятти) обратилось в суд с иском кОвчинниковой С.В. о возврате неосновательно полученного пособия по безработице. В обосновании исковых требований истец указал, чтоОвчинникова С.В. состояла на регистрационном учете в качестве безработной в Центре занятости населения городского округа Тольятти, с выплатой пособия по безработице с 22.11.2020 по 14.05.2021гг. как уволенная 20.08.2020г. из ООО «Рулевые системы». 04.06.2021 г. на основании сообщения налоговой инспекции было установлено, что Овчинникова С.В. на дату признания безработной с 13.10.2020г. по 02.06.2021г. являлась самозанятой, что является недопустимым при постановке на учет в качестве безработной, поскольку, будучи занятой, она не имела права состоять на регистрационном учете и получать пособие по безработице. За период нахождения на учете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 необоснованно получила пособие безработице в размере 70 171 руб. 37 коп. В адрес ответчика направлялась претензия с предложением возвратить необоснованно полученное пособие по безработице добровольно, однако до настоящего времени задолженность не погашена, в связи с чем истец обратился в суд и просит взыскать с ответчика неосновательно полученное пособие по безработице в размере 70 171 руб. 37 коп.

Представитель истца ФИО4 в судебном заседании на требованиях настаивала, суду пояснила, что в ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» указаны категории граждан, которые не могут состоять на учете в качестве безработных; к данной категории относится ответчик, поскольку регистрация ФИО1 на сайте ФНС является обязательной, однако она не сообщила о постановке на учет, в связи с чем пособие получено ФИО1 необоснованно.

Представитель ответчика ФИО1ФИО5 в судебном заседании иск не признал, суду пояснил, что в Центр занятости ДД.ММ.ГГГГ ответчик подавала заявление с достоверными сведениями о занятости, данных не скрывала, поскольку ей не было известно о том, что она состоит на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, то есть является самозанятой. При очередном приходе на прием в центр занятости ей было сообщено, что ответчик является самозанятой. После этого ответчик самостоятельно снялась с учета в качестве самозанятой. Утверждает, что постановка на учет в качестве плательщика НПД не является государственной регистрацией профессиональной деятельности с обязательным получением профессионального дохода в период постановки на учет, а является лишь экспериментальным режимом налогообложения, которым может воспользоваться гражданин. Неграмотный человек скачивает приложение «Мой налог» и проходит регистрацию, даже не понимая, что он уже зарегистрирован, в связи с чем, в удовлетворении требований просил отказать в полном объеме.

Третье лицо Межрайонная ИФНС России по <адрес> о дне, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, суду сообщило, что ФИО1 состояла на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (НП НПД) в период с 13.10.2020г. по 02.06.2021г. Регистрация физических лиц в качестве налогоплательщиков НПД осуществляется без визита в налоговый орган. Датой постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления.

На основании ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав пояснения представителей сторон, зучив доводы иска и материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с п.1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости населения).

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о занятости населения безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

В силу пункта 3 статьи 3 Закона о занятости населения безработными не могут быть признаны граждане, перечисленные в статье 2 настоящего Закона.

Согласно статье 2 Закона о занятости населения в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей на дату подачи ответчиком заявления о регистрации в качестве безработного, занятыми считаются граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.

Лица, зарегистрированные в качестве самозанятых, не могут быть признаны безработными. Для постановки на учет в качестве безработного необходимо сначала сняться с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход (статья 2, пункты 1, 3 статьи 3 Закона о занятости населения). Лица, утратившие статус самозанятых, признаются безработными и получают пособие по безработице в общем порядке.

Граждане, прекратившие регистрацию в качестве самозанятых, могут получить пособие по безработице при условии постановки на учет в центре занятости, в частности, путем подачи заявления в электронной форме на Едином портале госуслуг (пункт 2 статьи 3, пункт 3 статьи 31 Закона о занятости населения).

Проведение эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее - эксперимент) согласно пунктам 2, 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 422-ФЗ (редакция от ДД.ММ.ГГГГ) «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в соответствии с пунктом 8 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации начато с ДД.ММ.ГГГГ в городе федерального значения Санкт-Петербурге, в Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, в Красноярском и <адрес>х, в <адрес> - Югре, <адрес>, в <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ - в субъектах Российской Федерации, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, с учетом положений частей 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

При регистрации в качестве плательщика налога на профессиональный доход (далее – НПД) гражданин должен указать тот регион, где он будет вести деятельность. Закон не предусматривает выбор сразу нескольких субъектов Российской Федерации при регистрации в качестве налогоплательщика НПД.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» физическое лицо указывает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, при переходе на специальный налоговый режим.

Согласно частям 6, 7, 8 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

Профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход.

Согласно частям 1, 2, 3 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона мобильное приложение «Мой налог» - это программное обеспечение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, применяемое физическими лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер), подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Порядок использования мобильного приложения «Мой налог» размещается в сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, вправе через мобильное приложение «Мой налог» или через кредитную организацию уполномочить на реализацию установленных настоящим Федеральным законом прав и исполнение обязанностей операторов электронных площадок и (или) кредитные организации, которые осуществляют информационный обмен с налоговыми органами, включая получение от налоговых органов сведений, полученных налоговыми органами при применении такими физическими лицами специального налогового режима.

Из пункта 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 460 (далее - Временные правила), следует, что регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Временных правил постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.

Согласно пункту 4 Временных правил центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным, в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации. Для целей настоящих Временных правил указанные сведения о заработке (доходе) гражданина приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы).

Срок подготовки и направления сведений, указанных в пунктах 4 и 4 (1) настоящих Временных правил, по запросу центра занятости населения не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления такого запроса (пункт 5 Временных правил)

Пункт 11 Временных правил указывает на то, что решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице.

В случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке (пункт 19 Временных правил).

Частью 7 статьи 16.2 Закона о занятости населения устанавливается обязанность участников ИАС «Работа в России» обеспечивать полноту, достоверность и актуальность информации, подлежащей размещению в системе.

В случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем, а также признания гражданина занятым ему прекращается выплачиваться пособие по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного (статья 2, пункт 2 статьи 35 Закона ).

Судом установлено, чтона основании заявления ФИО1 от 21.08.2020г. (л.д.5) приказомГКУСО ЦЗН г.о. Тольятти Д582/200301 отДД.ММ.ГГГГ.ФИО1 была признана безработной; ей было назначено пособие по безработице в размере 12130 руб. с 21.11.2020г. по 20.02.2021г.; в размере 12 130 руб. с 21.02.2021г. по 20.06.2021г.; в размере 9831,39 руб. с 21.06.2021г. по 20.11.2021г. (л.д. 6).

Согласно справки ГКУСО ЦЗН г.о. Тольятти от 07.06.2021г. ФИО1 начислено и выплачено пособие по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по 14.05.2021гг. в общей сумме 70 171,37 руб. (л.д.10).

Согласно данным Межрайонной ИФНС России по <адрес>, по сведениям государственного реестра налогоплательщика ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН 632115520904 состояла на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (НП НПД) в период с 13.10.2020г. по 02.06.2021г.

Ответчик в возражениях указывает, что постановка на учет в качестве плательщика НПД не является государственной регистрацией профессиональной деятельности с обязательным получением профессионального дохода в период постановки на учет, а является лишь экспериментальным режимом налогообложения, которым может воспользоваться гражданин, в связи с чем ФИО1 не соответствует критериям отнесения к занятым гражданам, не имея работы и заработка, в связи с чем имеет право на получения пособия по безработице.

Доводы ответчика судом проверены и признаны несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с письмом Министерства Финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 03-11-11/12548 Департаментом налоговой политики даны разъяснения по осуществлению деятельности «самозанятыми» гражданами.

Так, пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Указ) предусмотрена задача в части обеспечения благоприятных условий осуществления деятельности «самозанятыми» гражданами посредством создания нового режима налогообложения, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые органы Российской Федерации в автоматическом режиме, освобождение от обязанности представлять отчетность, а также уплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы.

В целях реализации указанной задачи и обеспечения благоприятных условий осуществления деятельности «самозанятыми» гражданами в основу разработки специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее - НПД) была положена концепция простоты, понятности для налогоплательщиков и максимальной автоматизации взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим НПД, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика НПД.

В настоящее время разработано мобильное приложение «Мой налог», являющееся программным обеспечением ФНС России, которое используется с компьютерным устройством налогоплательщика, в том числе мобильным телефоном, смартфоном или компьютером, включая планшетный компьютер, подключенным к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (пункт 1 статьи 3 Федерального закона).

Регистрация физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в качестве налогоплательщиков НПД осуществляется без визита в налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог», которое можно бесплатно установить на компьютерное устройство (мобильный телефон, смартфон или компьютер, включая планшетный компьютер) налогоплательщика. Взаимодействие между налогоплательщиками НПД и налоговыми органами происходит удаленно посредством использования мобильного приложения «Мой налог». Функционал мобильного приложения «Мой налог» позволяет «самозанятым» гражданам осуществлять онлайн постановку на учет и снятие с учета, вести учет доходов, формировать чеки и уплачивать НПД с использованием банковской карты.

Статьей 11 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что сумма налога исчисляется налоговым органом, который уведомляет налогоплательщика НПД через мобильное приложение «Мой налог» о сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, с указанием реквизитов, необходимых для уплаты налога.

Уплата налога осуществляется налогоплательщиком НПД не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения им деятельности.

Таким образом, уплата налога с полученных доходов, облагаемых НПД, осуществляется налогоплательщиком НПД по итогам налогового периода самостоятельно, в том числе путем предоставления налоговому органу права на направление поручения на списание средств или с привлечением уполномоченных лиц на основании полученного налогового уведомления.

Специальный налоговый режим НПД, являясь добровольным, предлагает гражданам более льготные условия налогообложения по сравнению с иными режимами налогообложения и направлен, в первую очередь, на предоставление гражданам возможности вести свою деятельность в правовом поле.

Таким образом, суд приходит к выводу, что самозанятые граждане не могут быть признаны безработными, поскольку согласно действующему законодательству они уплачивают налог на профессиональный доход от своей деятельности, то есть встают на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, что предполагает осуществление ими экономически активной деятельности и исключает признак отсутствия работы и заработка (дохода).

Указанное свидетельствует о том, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ являлась самозанятой, о чем не сообщила ГКУСО ЦЗН г.о. Тольятти, и необоснованно получала пособие по безработице. Данное нарушение было выявлено ГКУСО ЦЗН г.о. Тольятти 04.06.2021г., о чем составлен акт (л.д.9) и выплата пособия была прекращена.

07.06.2021г. ФИО1 было направлено требование о возврате неосновательно полученного пособия по безработице (л.д.11), которое ею не исполнено.

Таким образом, факт признания ответчика безработным в период, когда она являлась самозанятой (с 13.10.2020г.), подтверждает необоснованность получения ею пособия по безработице за период сДД.ММ.ГГГГ по 04.06.2021гг. в размере 70 171,37 руб.

При таких обстоятельствах исковые требования ГКУСО ЦЗН г.о. Тольятти являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Ответчик от уплаты судебных расходов не освобожден, соответственно, с него подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета городского округа Тольятти.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Государственного казенного учреждения <адрес> «Центр занятости населения городского округа Тольятти» удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного казенного учреждения <адрес> «Центр занятости населения городского округа Тольятти» неосновательно полученное пособие по безработице в размере 70 171 рубль 37 копеек.

Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 305 рублей 14 копеек.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.Ю. Лифанова

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ года