УИД № 63RS0030-01-2021-000002-15 производство № 12-121/2021 РЕШЕНИЕ по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении г. Тольятти 19 июля 2021 г. Судья Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области Головачева О.В., с участием заявителя ФИО1, его представителя ФИО2, рассмотрев жалобу должностного лица – начальника линейно-производственного управления по эксплуатации газового хозяйства ПАО «ТОАЗ» ФИО1 ФИО7 на постановление № 2482-р/671-290-Д от 15.12.2020 г., вынесенное начальником межрегионального отдела по надзору за объектами нефтегазового комплекса, магистрального трубопровода, взрывными работами и безопасности недропользования Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника линейно-производственного управления по эксплуатации газового хозяйства ПАО «ТОАЗ» ФИО1, установил: постановлением №2482-р/671-290-Д о назначении административного наказания от 15.12.2020 г., принятого начальником межрегионального отдела по надзору за объектами нефтегазового комплекса, магистрального трубопровода, взрывными работами и безопасности недропользования Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3, должностное лицо ФИО1 признан виновным в нарушении требований промышленной безопасности опасных производственных объектов по ст. 9.1 ч.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 20000 руб. ФИО1 не согласен с принятым решением, просит отменить постановление о привлечении его к административной ответственности, прекратив производство по делу об административном правонарушении за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. В обоснование своей жалобы ФИО1 указал, что по обжалуемому постановлению ему вменяется нарушение требований промышленной безопасности: 1) без проектной документации на консервацию или ликвидацию опасного производственного объекта, прошедшей соответствующую экспертизу, выведен из эксплуатации опасный производственный объект: участок магистрального газопровода от 421 км. газопровода «Мокроус-Самара-Тольятти»; 2) не проведена экспертиза промышленной безопасности с целью определения возможности дальнейшей безопасной эксплуатации газопровода-отвода к ГРС-1 ТОАЗ, протяженностью 12,326 км, год ввода в эксплуатацию 1977, при отсутствии в проектной документации данных о сроке эксплуатации магистрального газопровода; 3) технологический регламент на эксплуатацию ОПО ОАО «Тольяттиазот»: Станция газораспределительная (ГРС-1); участок магистрального газопровода от 421 км. газопровода «Мокроус-Самара-Тольятти» рег. №А53-01507-0030 утвержденный главным инженером ОАО «Тольяттиазот», утвержденный главным инженером 07.06.2016г., не соответствует проектным решениям, действительным характеристикам, условиям работы ОПО МТ, требованиям законодательства РФ в области промышленной безопасности и нормативных технических документов, а именно: отсутствует сжатый продольный профиль линейной части ОПО МТ (графическая часть); отсутствуют паспортные характеристики запорной арматуры кран №13, №420, СКЗ №807, №808. При этом в указанных правонарушениях отсутствует его вина, поскольку опасный производственный объект «Участок газопровода от 421 км. газопровода «Мокроус-Самара-Тольятти», рег. №А53-01507-003 отключен в марте 2010 г. на основании распоряжения о выводе из работы от 21.08.2020 г. с отключением от источника газоснабжения МГ Мокроус-Самара-Тольятти с видимым и установкой сферических заглушек, выведен из эксплуатации на основании проектной документации на консервацию опасного производственного объекта прошедшего соответствующую экспертизу. По газопроводу к ГРС-1, отсоединенного от источника газоснабжения, не может осуществляться транспортировка газа, т.е. использование объекта по назначению, а соответственно не эксплуатируется согласно определения. Таким образом, на этапе консервации экспертиза промышленной безопасности с целью определения возможности дальнейшей безопасности эксплуатации не требуется и не целесообразно. Поскольку газопровод-отвод ГРС-1 ТОАЗА отключен в марте 2013 г., распоряжение о выводе из работы от 21.08.2020 г. с отключением от источника газоснабжения МГ Мокроус-Самара-Тольятти с видимым разрывом и установкой сферических заглушек в соответствии с проектной документацией на консервацию ОПО прошедшей экспертизу промышленной безопасности, эксплуатация объекта не осуществляется, объект не используется по назначению. Также не используется для производственных нужд. На сегодняшний момент продолжаются работы по консервации объекта с последующим проведением капитального ремонта, ЭПБ и ввода в эксплуатацию. Наличие технологического регламента на этапе консервации объекта, федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности не предусмотрено. ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании поддержали жалобу, показали, что постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1192 с 01.01.2021 г. отменены и утратили свою силу Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 520 от 06.11.2013 года «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов». Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 538 от 14.11.2013 года «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности». Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 495 от 25.11.2016 года «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном Реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов». В соответствии с Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 11-00-12/801 от 02.02.2021 года даны разъяснения, согласно которым, дела об административных правонарушениях, возбужденные в 2020 году по фактам нарушений обязательных требований, которые в 2021 году отменены или видоизменены (содержатся в ином нормативном правовом акте), на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, подлежат прекращению. Опасный производственный объект – участок газопровода от 421 км газопровода Мокроус-Самара-Тольятти, отключен в марте 2013 г., выведен из эксплуатации на основании проектной документации на консервацию опасного производственного объекта. Проектная документация на момент проверки имелась, но из-за объемного характера этой документации, предоставить её при проверке не представилось возможным. По вопросу проведения экспертизы промышленной безопасности с целью определения возможности дальнейшей безопасности эксплуатации газопровода-отвода к ГРС-1 ТОАЗа, отсутствии в проектной документации данных о сроке эксплуатации магистрального газопровода заявитель указывает на то, что Постановлением Правительства РФ от 06.08.2020 N 1192 (ред. от 30.12.2020) приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 ноября 2018 г. N 538 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в производстве растительных масел методом прессования и экстракции" утратил силу. По вмененному нарушению о том, что участок магистрального газопровода от 421 км газопровода Мокроус-Самара-Тольятти не соответствует проектным решениям, действительным характеристикам, условиям работы ОПО МТ, требованиям законодательства РФ в области промышленной безопасности и нормативных технических документов заявитель указывает, что в связи с тем, что газопровод отключен в марте 2010 г., распоряжение о выводе из работы от 21.08.2020 г. с отключением от источника газоснабжения МГ Мокроус-Самара-Тольятти с видимым разрывом и установкой сферических заглушек в соответствии с проектной документацией на консервацию ОПО, прошедшей экспертизу промышленной безопасности, эксплуатация объекта не осуществляется. На данный момент продолжаются работы по консервации объекта с последующим проведением капитального ремонта, ЭПБ и ввода в эксплуатацию. Наличие технологического регламента на этапе консервации объекта действующими правилами и нормами не предусмотрен. Представитель Средне-Поволжского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, о причине неявки суд не известил. Судом определено рассмотреть жалобу в отсутствие представителя административного органа, уведомленного о времени и месте рассмотрения дела. Суд, выслушав объяснения заявителя и его представителя, пришел к следующему. Под промышленной безопасностью опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Опасными производственными объектами в соответствии с названным Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются указанные опасные вещества определенных видов. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта. Согласно пункту 2 статьи 9 ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», работники опасного производственного объекта обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте. В соответствии с п.1 ст.13Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», экспертизе промышленной безопасности подлежат, в том числе документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта. Согласно пунктам 91, 92, 93, 94 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 06.11.2013 № 520,технические мероприятия по консервации и ликвидации ОПО МТ осуществляют в соответствии с документацией после получения положительного заключения экспертизы промышленной безопасности на эту документацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности. На основании документации на консервацию и ликвидацию ОПО МТ разрабатывают перечень организационных и технических мероприятий по консервации и ликвидации ОПО МТ, порядок и методы их выполнения, состав и объемы работ, требования по пожарной безопасности, охране труда и экологической безопасности, а также по документальному оформлению проводимых работ, включая порядок контроля, отчетность и сроки выполнения работ. Для сохранения исправности и работоспособности оборудования ОПО МТ должен быть проведен комплекс мероприятий по консервации объекта и организовано его техническое обслуживание. Продолжительность периода, на который ОПО МТ выводят из эксплуатации, условия нахождения в резерве (консервация или периодическое включение в работу в целях поддержания работоспособного состояния ОПО МТ) должна устанавливать эксплуатирующая организация. Пункт 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, устанавливает, что здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе: в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией; в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения; после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений; по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы. В соответствии с п. 67, 68 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 06.11.2013 № 520, для ОПО МТ разрабатывают технологический регламент на эксплуатацию, определяющий порядок организации надежного и безопасного ведения технологического процесса, который должен соответствовать проектным решениям, действительным характеристикам, условиям работы ОПО МТ, требованиям законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности и нормативных технических документов. Технологический регламент на эксплуатацию ОПО МТ должен включать: технические характеристики ОПО МТ, оборудования площадочных сооружений и свойства перекачиваемых углеводородов; технологические режимы процесса транспортирования углеводородов ОПО МТ; порядок контроля за герметичностью (целостностью) трубопроводов и оборудования ОПО МТ; порядок обнаружения утечек; порядок контроля технологического процесса; порядок приема, сдачи и учета перекачиваемых углеводородов; принципиальные и технологические схемы линейной части ОПО МТ и площадочных сооружений (графическая часть); сжатый продольный профиль линейной части ОПО МТ (графическая часть); перечень и характеристика наиболее опасных участков; паспортные характеристики технических устройств, применяемых на ОПО МТ; перечень обязательных технологических и производственных инструкций по обеспечению безопасного ведения технологического процесса, технического обслуживания, а также действий работников в аварийных ситуациях и при инцидентах; раздел о безопасной эксплуатации производства. Разрешая жалобу должностного лица ФИО1 суд принимает во внимание, что на момент проведении проверки имелась проектная документация на консервацию или ликвидацию опасного производственного объекта которая прошла регистрацию и на неё имелось положительное заключение промышленной безопасности (ЭПБ), рег. №53-ТП-10523-2014. Соответствующие сведения внесены в реестр заключения экспертиз промышленной безопасности. Заявителем ФИО1 предоставлены суду уведомление о внесении сведений в реестр заключений промышленной безопасности от 16.06.2014 г.; проектная документация на «Консервацию объекта «Сооружения газораспределительная станция ГРС-1 (литера А)» и «газопровод-отвод к ГРС-1 ТОАЗа». На основании проведенной экспертизы промышленной безопасности, здание ГРС-1 соответствует нормам промышленной безопасности и может быть допущено к дальнейшей эксплуатации. Срок дальнейшей эксплуатации ГСР – 10 лет, при условии выполнения рекомендаций, действующих норм и правил. Суду предоставлена проектная документация 2013 г. на «Консервацию объектов «Сооружение газораспределительная станция ГРС-1 (литера А)» и «Газопровод-отвод к ГРС-1 ТОАЗа» со схемой планировочной организации земельного участка (разбивочный генплан с указанием объектов, подлежащих конвертации). В качестве доказательства наличия проектной документации заявителем предоставлена Проектная документация 2013 г. на «Консервацию объектов «Сооружение газораспределительная станция ГРС-1 (литера А)» и «Газопровод-отвод к ГРС-1 ТОАЗа» со сведениями об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технических решений», Проект на консервацию объектов; Технологические схемы порядка консервации; Проектная документация 2013 г. на «Консервацию объектов «Сооружение газораспределительная станция ГРС-1 (литера А)» и «Газопровод-отвод к ГРС-1 ТОАЗа» с Перечнем мероприятий по охране окружающей среды; Проектная документация 2013 г. на «Консервацию объектов «Сооружение газораспределительная станция ГРС-1 (литера А)» и «Газопровод-отвод к ГРС-1 ТОАЗа» с мероприятиями по обеспечению пожарной безопасности, подготовленные в рамках рабочей документации, разработанной ОАО Головным научно-исследовательским и проектным институтом по распределению и использованию газа «ГИПРОНИИГАЗ». С учетом того, что объект выведен из эксплуатации, суд не усматривает в действиях должностного лица ФИО1 вмененного нарушения: не проведение экспертизы промышленной безопасности с целью определения возможности дальнейшей безопасной эксплуатации газопровода – отвода к ГРС-1 ТОАЗа, протяженностью 12,326 км. Суд не усматривает в действиях должностного лица ФИО1 нарушений Технологического регламента на эксплуатацию ОПО ОАО «ТОАЗ», вменных в п.3 нарушений, так 5ак газопровод-отвод к ГРС-1 ТОАЗА отключен в марте 2010 г., распоряжение о выводе из работы от 21.08.2020 г. с отключением от источника газоснабжения МГ Мокроус-Самара-Тольятти с видимым разрывом и установкой сферических заглушек осуществлен с проектной документацией на консервацию, прошел экспертизу промышленной безопасности, поскольку объект не используется, транспортировка газа не осуществляется. В настоящее время продолжаются работы по консервации объекта с последующим проведением капитального ремонта, экспертизы промышленной безопасности. Наличие технического регламента на этапе консервации объекта федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности не предусмотрено. Ответственность по ст. 9.1. ч. 1 КоАП РФ наступает за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Предоставленные суду доказательства приводят к выводу об отсутствии в действиях начальника ЛПУЭХГ ПАО «Тольяттиазот» ФИО1 состава вмененного ему правонарушения. В соответствии со ст. 30.7 ч. 1 п. 3 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 24.5, 30.1, 30.7 КоАП РФ, судья решил: постановление начальника межрегионального отдела по надзору за объектами нефтегазового комплекса, магистрального трубопровода, взрывными работами и безопасности недропользования Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3 по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – начальника линейно-производственного управления по эксплуатации газового хозяйства ПАО «ТОАЗ» ФИО1 ФИО5 на постановление № 2482-р/671-290-Д от 15.12.2020 г., по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 ФИО6 по ст. 9.1. ч. 1 КоАП РФ прекратить за отсутствие в действиях состава правонарушения. Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня получения его копии в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти. Судья О.В. Головачева. |