ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 630030-01-2021-000615-19 от 13.07.2021 Комсомольского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

УИД № 63RS0030-01-2021-000615-19

производство №2а-1221/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2021 г. Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе

председательствующего Головачевой О.В.,

при секретаре Зубовой Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству иностранных дел Российской Федерации об обжаловании бездействий,

установил:

ФИО1 обратилась с административным исковым заявлением об обжаловании бездействий к Министерству иностранных дел Российской Федерации, указав, что она обращалась в Министерство обороны РФ и Росгвардию о поступлении на военную службу по контракту на востребованные боевые должности «Стрелок», «Снайпер», «Водитель», однако ей было отказано по признаку пола.

Истец письменно обратилась с жалобой в Министерство иностранных дел Российской Федерации на Приказ директора Росгвардии № 01 от 11 июля 2016 и Приказ Министра обороны Российской Федерации № 025 от 24 апреля 2017 «Об утверждения перечня воинских должностей подлежащих замещению солдатами...», которые запрещают лицам женского пола замещение боевых должностей «Стрелок», «Снайпер», «Водитель», а также с жалобой на Постановление Правительство РФ от 06.02.1993 № 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъёме и перемещении тяжестей вручную» - на которое указал Верховный суд.

Ответчик проинформирована о направлении жалобы в Комитет ООН по исключении дискриминации женщин, на который возложен международный надзор за исполнением настоящей международной Конвенции.

14 декабря 2020 г. ответчик отказался выполнить возложенные на него обязанности в отношении реализации настоящей Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» и привести нормативно-правовые акты в соответствии с международными обязательствами, включающие в себя Приказы Миноборы и Росгвардии, а также Постановление Правительства РФ 105, перенаправив жалобу истца в Минтруда, Минюст, последний указал, что вопрос не входит в его обязанности, Минтруд ответ не представил.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просит обязать ответчика по требованию Федерального закона от 19.06.2004 г. № 52 «О ратификации факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», реализовать выполнение международной Конвенции ООН в России, для поступления и прохождения военной службы по контракту ситца на должностях «Стрелок», «Снайпер», «Водитель»; обязать ответчика привести нормативно- правовые акты, включая Приказы директора Росгвардии №01 от 11.07.2016 г. и Приказ Министра обороны Российской Федерации №025 от 24.04.2017 г. «Об утверждении перечня воинских должностей, подлежащих замещению солдатами…», постановление Правительства РФ от 06.02.1993 №105 « о новых нормах предельно-допустимых нагрузок для женщин при подъёме и перемещении тяжестей вручную» в соответствие с международным обязательством для поступления и прохождения военной службы по контракту на должностях «Стрелок», «Снайпер», «Водитель»; обязать ответчика устранить дискриминацию истца по признаку пола для поступления и прохождения военной службы по контракту на должностях «Стрелок», «Снайпер», «Водитель» в соответствие с требованием ст. 19 Конституции Российской Федерации и международной конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин».

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, ходатайствовал о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель административного ответчика, в судебное заседание не явился, направил мотивированное возражение, в котором указал, что требования не признает в полном объеме.

Судом допрошен свидетель ФИО2, который подтвердил, что ФИО1 обращалась в Войсковую часть 6622 по вопросу заключения с ней контракта, где ей ответили, что свободных должностей для трудоустройства женщин нет. ФИО1 хочет служить в войсках Министерства обороны и в войсках национальной гвардии Российской Федерации на должностях стрелок, снайпер, водитель, но из-за ограничения должностей, которые могут замещаться женщинами, её не принимают на указанные должности. ФИО1 полагает, что в отношении женщин наблюдается дискриминация по половому признаку, в связи с чем просит обязать Министерство иностранных дел Российской Федерации привести нормативно-правовые документы по вопросу предельно допустимых нагрузок на женщин при подъеме и перемещении тяжестей в соответствие с международными документами.

Суд, изучив материалы дела, допросив свидетеля, пришел к следующему.

ФИО1 обратилась в Министерство иностранных дел Российской Федерации по вопросу проведения проверок и подготовки рекомендаций по вопросам соблюдения Министерством Обороны Российской Федерации и Министерством национальной гвардии Российской Федерации международных обязательств по Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Европейской конвенции по правам человека, поскольку действующим законодательством ограничен перечень воинских должностей Перечень воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, сержантами и старшинами, прапорщиками и мичманами, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, а Министерство обороны Российской Федерации и Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации в своих ответах со ссылкой на нормативные правовые акты, определяющие на основании абзаца третьего пункта 3 статьи 42 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, указали, что прохождение лицами женского пола военной службы на должностях водителя, механика, снайпера, стрелка не предусмотрено.

Верховный Суд Российской Федерации решением от 22 августа 2019 года отказал в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании частично недействующими Перечня воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами (в том числе которые могут замещаться военнослужащими женского пола, гражданским персоналом или замещаются на конкурсной основе), и размеров окладов по ним (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2017 года № 025) и Перечня воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами (в том числе которые могут замещаться военнослужащими женского пола и гражданским персоналом), соответствующих им воинских званий и тарифных разрядов в войсках национальной гвардии Российской Федерации (утвержден приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 11 июля 2016 года № 01); названные нормативные правовые акты не подлежат официальному опубликованию в связи с тем, что содержат сведения, составляющие государственную тайну.

Законодателем установлены ограничения для прохождения военной службы на воинских должностях лицами женского пола с делегированием полномочий по утверждению конкретного перечня таких воинских должностей руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (пункт 3 статьи 42 данного Федерального закона); оспариваемые заявительницей приказы направлены на предоставление женщинам дополнительных социальных гарантий с учетом общепризнанной социальной роли женщины в современном обществе.

Положениями статьи 253 Трудового кодекса Российской Федерации и статьи 267 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федераций, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации», установлен запрет применения труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для женщин нормы. Такие нормы определены в Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 06.02.1993 г. № 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную».

Исполнение обязанностей по воинским должностям водителя, механика, снайпера, стрелка предполагает превышение этих норм как при выполнении упражнений физической подготовки, так и при эксплуатации военной техники и вооружения.

Верховный Суд Российской Федерации, рассмотревший административный иск ФИО1 об оспаривании Перечня воинских должностей, которые могут замещаться женщинами, пришел к выводу, что оспариваемые приказы не нарушают прав ФИО1 на поступление и прохождение военной службы по контракту на указанных воинских должностях и не являются дискриминационными по признаку пола.

ФИО1 обратилась в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение ее конституционных прав Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную», которое, по ее мнению, не соответствует статье 19 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, на его основании принимать нормативные правовые акты, препятствующие лицам женского пола проходить военную службу по контракту на должностях водителя, механика, снайпера и стрелка, а судам - отказывать в признании таких актов недействующими в этой части.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.06.2020 г. № 1344-0 в принятии к рассмотрению жалобы ФИО1 было отказано в связи с отсутствием конкретного дела в смысле положений статей 96 и 97 Федерального конституционного закона 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», в рамках которого заявительница оспаривала бы в суде отказ в заключении с нею контракта о прохождении военной службы, основанный на положениях Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную».

Суд, принимая во внимание, что Верховным Судом Российской Федерации ФИО1 было отказано в признании частично недействующими приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 11 июля 2016 года № 01 и приказа Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2017 года № 025, поскольку они не нарушают прав заявительницы, а Конституционным Судом Российской Федерации ФИО1 было отказано в принятии к рассмотрении жалобы на нарушение ее конституционных прав Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную» в связи с отсутствием конкретного дела, в рамках которого оно было применено к заявительнице, исковые требования ФИО1 об обязании изменить вышеуказанные нормативные правовые акты и устранить имеющую место дискриминацию по признаку пола, являются не обоснованными.

Министерство иностранных дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

Основные задачи и функции Министерства иностранных дел Российской Федерации направлены на разработку общей стратегии внешней политики Российской Федерации, на реализацию внешнеполитического курса Российской Федерации, на обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями, на защиту дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом и тому подобное.

Министерство иностранных дел Российской Федерации не обладает полномочиями по отмене, пересмотру, изменению нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Вопросы прохождения военной службы в силовых структурах Российской Федерации также не входят в компетенцию Министерства иностранных дел.

Данное обстоятельство приходит к выводу, что требования ФИО1, адресованные к административному ответчику, находятся за пределами компетенции и указанного органа, так как ни Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. №865, ни другие нормы российского законодательства не наделяют МИД России полномочиями по принятию и отмене нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и актов федеральных органов исполнительной власти.

Федеральным законом от 19.06.2004 N 52-ФЗ "О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" ратифицирован Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (принят Генеральной Ассамблеей ООН 6 октября 1999 года), подписанный от имени Российской Федерации в городе Нью-Йорке 8 мая 2001 года.

Однако нормы Конвенции не содержат предписаний относительно военной службы женщин, в том числе, в плане отмены возможных ограничений в этой области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-179 КАС РФ, суд

решил:

исковое заявление ФИО1 к Министерству иностранных дел Российской Федерации о возложении обязанности реализовать выполнение международной Конвенции ООН для поступления и прохождения военной службы по контракту, о приведении Приказа директора Росгвардии №01 от 11.07.2016 г., Приказа Министра обороны РФ №025 от 24.04.2017 г., Постановления Правительства РФ от 06.02.1993 г. в соответствие с международным обязательством, о возложении обязанности по устранению дискриминации по признаку пола для поступления на службу по контракту на должностях «Стрелок», «Снайпер», «Водитель» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Комсомольский районный суд г. Тольятти.

Судья:подпись. О.В. Головачева.

Решение в окончательной форме изготовлено 20.07.2021 г. Судья -. подпись.