Дело № 64RS0027-01-2020-000155-62
Производство № 2-166/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2020 года город Петровск
Петровский городской суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Раат О.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федоровой О.С., с участием истца ФИО1, представителя ответчика - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Петровском районе Саратовской области (межрайонное) ФИО2, действующей на основании доверенности № 09/1 от 09.01.2019 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петровском районе Саратовской области (межрайонное), о признании незаконным решения об отказе в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости,
установил:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петровском районе Саратовской области (межрайонное) (далее – УПФР в Петровском районе) о признании незаконным решения об отказе в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в котором просит: признать незаконным решение УПФР в Петровском районе от 11.12.2019 года в части исключения их сельского стажа, дающего право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости ФИО1 периода работы с 15.06.1955 по 15.08.1955 года, с 15.06.1956 по 30.06.1956 года, с 15.09.1956 по 15.10.1956 года, с 15.04.1957 по 15.09.1957 года, с 01.04.1958 по 01.04.1958 года в колхозе имени «Заря» (имени «Фрунзе») Озинского района Саратовской области; периода работы с 12.07.1971 по 26.12.1973 года в Озинском районном объединении «Сельхозтехника» в должности шофера автобазы, с 28.11.1972 года в должности слесаря – монтажника, в качестве мастера ремонтной мастерской; периода работы в колхозе «Путь к коммунизму» в качестве скотника, зоотехника, классировщика шерсти с 1978 по 1982 год; период работы с 02.05.1978 по 01.02.1982 года в Озинском межхозяйственном племобъединении в должности контроль-ассистента; периода работы с 01.01.1997 по 31.12.1997 год в качестве главы КФХ «Кальгускин»; зачесть указанные периоды в сельский стаж, необходимый для повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости; обязать ответчика установить ФИО1 повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25 % суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии с момента обращения в Пенсионный фонд. В обоснование заявленных требований указано, что истец имеет трудовую книжку, в которой отражен весь его трудовой стаж. Обязанность по правильному и полному ведению трудовых книжек, приказов, ведомостей по начислению заработной платы возложена законодателем на работодателя. Его вины нет в том, что отсутствуют необходимые документы в архивах. С 02.05.1978 по 01.02.1982 год работал в Озинском межхозяйственном племобъединении в качестве контроль-ассистента. Его работа была связана с сельским хозяйством. Так, истец занимался племучетом, селекционными работами. С 01.01.1997 по 31.12.1997 года работал в качестве главы КФХ «Кальгускин». В период его работы отчисления в Пенсионный фонд производились. Истец ушел с поста главы раньше чем указано в трудовой книжке, но продолжал деятельность в качестве члена КФХ, в разряде активных - пахал на тракторе, ремонтировал сельхозтехнику, сортировал зерно на складе, осуществлял погрузку, осуществлял уход за кровами, в КФХ было 10 свиноматок, 10 овцематок.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что работал в Озинском межхозяйственном племобъединении в колхозе «Путь к коммунизму» в должности контроль - ассистента. Вся ее трудовая деятельность была связана с животноводством. В его обязанности входило: учет племенного скота, проведение бонитировки крупно-рогатого скота, ведение первичных документов по племучету, осуществление контрольных доек, определение жирности молока, контроль за осеменением коров. В период работы в племобъединении заработная плата выплачивалась регулярно.
Представитель ответчика – УПФР в Петровском районе - ФИО2, действующая на основании доверенности от 09.01.2019 года, в судебном заседании, возражая против исковых требований, пояснила, что поддерживает позицию, изложенную в решении УПФР в Петровском районе № 2360 от 11.12.2019 года в отношении ФИО1 и считает невозможным включение спорных периодов в стаж работы в сельском хозяйстве, по обстоятельствам изложенным в возражениях на исковое заявление.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 с 1973 по 1982 год был зарегистрирован и проживал по адресу: Саратовская область, Озинский район, колхоз «Путь к Коммунизму. С 2009 года зарегистрирован и проживает по адресу: <...>, что подтверждается копией его паспорта, архивной справкой сектора по делам архивов администрации Озинского муниципального района Саратовской области от 16.05.2019 года № 71. Факт проживания истца в сельской местности ответчиком не оспаривается.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь пенсионером по старости, 27.08.2019 года обратился в УПФР в Петровском районе с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в Петровском районе № 2360 от 11.12.2019 года ФИО1 отказано в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа в сельском хозяйстве не менее 30 календарных лет.
Из решения УПФР в Петровском районе № 2360 от 11.12.2019 года следует, что общая продолжительность стажа в сельском хозяйстве ФИО1 составляет 29 лет 06 месяцев 12 дней. Периоды работы с 17.11.1962 по 29.10.1963 года в Озинском автохозяйстве, с 06.03.1967 по 16.04.1969 года на Саратовском авиационном заводе, с 18.04.1969 по 09.02.1970 год в Саратовской геофизической экспедиции, с 04.03.1970 по 11.06.1970 года в Дергачевской нефтеразведочной экспедиции, с 06.07.1970 по 10.07.1971 года в Озинском ПМК № 37, с 12.07.1971 по 26.12.1973 года в Озинском районном объединении «Сельхозтехника» не засчитаны в сельский стаж, поскольку Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14.ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) не предусмотрены указанные организации; период работы с 02.05.1978 по 01.02.1982 года в Озинском межхозяйственном племобъединении в должности контроль-ассистента не засчитан в сельский стаж, поскольку основным видом деятельности организации не является сельское хозяйство и должность контроль-ассистент не поименована в Списке работ, производств, профессий, должностей, специальностей, утвержденным Правительством Российской Федерации от 29.11.2018 года № 1440; период работы с 01.01.1997 по 31.12.1997 год в качестве главы КФХ «Кальгускин» не засчитан в сельский стаж, поскольку КФХ дохода не имело и уплату страховых взносов в Пенсионный фонд не производило.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закон № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам устанавливается в сумме 4 982 рубля 90 копеек в месяц.
В соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ, лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Действие ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ было приостановлено до 01.01.2019 года Федеральным законом от 19.12.2016 года № 428-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.10.2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
Частью 16 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 года № 1140 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ (далее – Список), а также Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ (далее – Правила).
Согласно п. 4 Списка работа (деятельность) в колхозах, на машино-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) до 01.01.1992 года засчитывается в стаж работы в сельском хозяйстве для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.
В соответствии со Списком в наименование работ, производств сельского хозяйства включены растениеводство и животноводство. В перечень профессий включены: техник животноводства (техник по воспроизводству стада, техник по искусственному осеменению животных, техник по племучету, техник-селекционер и т.д.).
Согласно п. 3 Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 01.01.1992 года, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
Согласно трудовой книжки, заведенной на ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 с 02.05.1978 по 01.02.1982 года работал в Озинском межхозяйственном племобъединении в качестве контроль-ассистента.
На основании решения № 342 от 24.11.1977 года Исполнительного комитета Озинского районного Совета народных депутатов создано межхозяйственное производственное объединение по племенному делу и искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, утверждено Положение о межхозяйственном производственном объединении по племенному делу и искусственному осеменению сельскохозяйственных животных Озинского района.
В соответствии с примерным Положением о межхозяйственном производственном объединении по племенному делу и искусственному осеменению сельскохозяйственных животных к основным задачам объединения относятся: улучшение породных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных путем: организации и проведения искусственного осеменения сельскохозяйственных животных, повышения оплодотворяемости маточного поголовья и увеличения выхода приплода; привлечения для проведения искусственного осеменения сельскохозяйственных животных в колхозах, совхозах и других государственных сельскохозяйственных предприятиях и у населения; ведение зоотехниками-селекционерами и контроль-ассистентами зоотехнического учета в колхозах, совхозах и других государственных сельскохозяйственных предприятиях по установленным формам и также нумерацию, взвешивание и определение продуктивности, скорости молокоотдачи сельскохозяйственных животных и т.д. Для выполнения основных задач объединение в своем составе имеет две группы специалистов: специалисты по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных; специалисты и контроль-ассистенты по зоотехническому учету сельскохозяйственных животных. В обязанности контроль-ассистента входит: учет племенного скота, бонитировка сельскохозяйственных животных, контроль за реализацией племенного молодняка, проведение контрольных доек, определение жирности молока, контроль осеменаторов; контроль своевременного предоставления первичных документов по производственно-зоотехническому делу, обеспечение сохранности документации по племенному делу. Данные обязанности тождественны обязанностям техника по племучету.
Проанализировав представленные в материалы дела архивные документы по межхозяйственному производственному племобъединению, суд приходит к выводу о том, что межрайонными племобъединениями, объединениями совхозов, колхозов, в том числе «Путь к коммунизму», где осуществлял истец свою трудовую деятельность в спорный период, осуществлялась деятельность в области животноводства, а именно: организация племенного дела в животноводстве, расширение охвата искусственным осеменением сельскохозяйственных животных, реализация племенного и улучшенного скота, другие работы, связанные с повышением породных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных.
Из пояснений ФИО1 в судебном заседании следует, что в спорный период он работал в Озинском межхозяйственном племобъединении в должности контроль-ассистента. По существу контроль-ассистенты выполняли обязанности техника по племучету: вели учет племенного скота, проводили бонитировку, вели все первичные документы по учету, осуществляли контрольные дойки, определяли жирность молока, контролировали осеменаторов. В целях достоверности показателей племенной работы они были выведены из-под контроля на местах и получали заработную плату в племобъединениях. При этом работали они непосредственно в колхозах. Истец работал в колхозе «Путь к коммунизму» и проживал в колхозе «Путь к коммунизму».
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что обязанности контроль-ассистента, выполняемые ФИО1 в период работы в Озинском межхозяйственном племобъединении по совхозу «Путь к коммунизму» аналогичны обязанностям техника по племучету.
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Факт занятости истца на работах в области животноводства в сельском хозяйстве, характер выполняемой им работы по осуществлению племенного дела, подтвержден представленными в судебное заседание документами.
Факт проживания истца в сельской местности, по месту нахождения колхоза, где он работал, подтверждается архивной справкой администрации Озинского муниципального района Саратовской области № 71 от 16.05.2019 года.
Отказывая истцу во включении спорного периода в стаж работы в сельском хозяйстве, Пенсионный фонд неправомерно ограничил истца в пенсионных правах, поставив в неравные условия с другими категориями граждан, выполнявших аналогичную работу в животноводстве, что противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом, закрепленному ст. 19 Конституции Российской Федерации.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о доказанности выполнения истцом работы в сельском хозяйстве более тридцати лет, а также об отсутствии сведений об осуществлении истцом работы или иной деятельности в спорный период.
При изложенных обстоятельствах, имеются основания для признания периода работы ФИО1 с 02.05.1978 по 01.02.1982 года в Озинском межхозяйственном племобъединении в должности контроль-ассистента периодом работы в сельском хозяйстве.
С учетом включения в стаж работы истца спорного периода, он имеет стаж работы в сельском хозяйстве более 30 лет, в связи с чем, отказ истцу в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости является незаконным.
В соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 года № 350-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (ч. 14 ст. 17 Федерального закона N 400-ФЗ) осуществляется с 01.01.2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 01.09.2019 года. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с 01.01.2019 года. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31.12.2019 года, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона N 400-ФЗ.
Таким образом, ФИО1 имеет право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона N 400-ФЗ с 01.01.2019 года.
Доказательств того, что Озинское районное объединение «Сельхозтехника» относится к организациям - сельхозтоваропроизводителям, основным видом деятельности которых является сельскохозяйственное производство, в материалы дела не предоставлено, в связи с чем, период работы ФИО1 с 12.07.1971 по 26.12.1973 года в Озинском районном объединении «Сельхозтехника» в должности шофера автобазы, с 28.11.1972 года в должности слесаря – монтажника, в качестве мастера ремонтной мастерской, не может быть зачтен в сельский стаж.
Также не может быть зачтен в сельский стаж период работы с 01.01.1997 по 31.12.1997 год в качестве главы КФХ «Кальгускин», поскольку не представлено доказательств того, что КФХ в указанный период уплачивало страховые взносы в Пенсионный фонд.
Период работы с 15.06.1955 по 15.08.1955 года, с 15.06.1956 по 30.06.1956 года, с 15.09.1956 по 15.10.1956 года, с 15.04.1957 по 15.09.1957 года, с 01.04.1958 по 01.04.1958 года в колхозе имени «Заря» (имени «Фрунзе») Озинского района Саратовской области; период работы в колхозе «Путь к коммунизму» в качестве скотника, зоотехника, классировщика шерсти с 1978 по 1981 год зачтен в сельский стаж решением УПФР в Петровском районе № 2360 от 11.12.2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 – удовлетворить частично.
Отменить решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Петровском районе Саратовской области (межрайонное) № 2360 от 11.12.2019 года, принятое в отношении ФИО1 в части отказа включить в сельский стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, период работы в должности контроль-ассистента в Озинском межхозяйственном племобъединении.
Зачесть в сельский стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, период работы с 02.05.1978 по 30.06.1978 год, с 16.07.1978 по 31.08.1978 год, с 16.09.1978 по 14.11.1978 год, с 16.01.1979 по 14.07.1979 год, с 16.08.1979 по 14.10.1979 год, с 16.02.1980 по 14.07.1980 год, с 16.09.1980 по 14.12.1980 год, с 16.03.1981 по 14.07.1981 год, с 16.11.1981 по 01.02.1982 год в должности контроль-ассистента в Озинском межхозяйственном племобъединении.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Петровском районе (межрайонное) установить ФИО1 повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 01.01.2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Петровский городской суд Саратовской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 29.06.2020 года
Председательствующий подпись О.С. Раат