ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 640027-01-2023-000696-39 от 24.10.2023 Петровского городского суда (Саратовская область)

Дело № 64RS0027-01-2023-000696-39

Производство № 2-580/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 октября 2023 года город Петровск

Петровский городской суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Раат О.С., при помощнике судьи Федоровой О.С., с участием истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Вымпел-Коммуникации» о расторжении договора, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Публичному акционерному обществу «Вымпел-Коммуникации» (далее – ПАО «ВымпелКом») в котором просит: расторгнуть договор об оказании услуг связи; взыскать с ответчика 579 рублей 66 копеек в качестве компенсации авансовых платежей; взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей. В обоснование заявленных требований указано, что 27.07.2023 года истец подала заявление о расторжении договора услуг связи по номеру + , которое зарегистрировал ответчик в местном салоне связи в г. Петровске Саратовской области. 26.06.2023 года истец первично подавала заявление в рукописной форме, так как продавец отказался выдать типовой бланк заявления на расторжение договора услуг связи. На следующий день продавец в салоне связи сообщила, что заявление рассмотрели, но нужно заполнить заявление повторно по типовой печатной форме и выдал бланк печатной формы. Истец заполнила заявление 27.07.2023 года. При явке к ответчику истец предъявляла оригинал паспорта для обозрения. Негатив сотрудника салона связи в г. Петровске Саратовской области и ответ на заявление подтверждает нежелание ответчика расторгать договор оказания услуг связи добровольно. Услуги связи истцу оказываются некачественные, интернет трафик крайне медленный. На момент обращения истца к ответчику с заявлением о расторжении договора на счете оставалось 579 рублей 66 копеек, которые истец просит взыскать в качестве компенсации авансовых платежей. Истец также просит взыскать с ответчика 50 000 рублей в качестве компенсации морального вреда, причиненного нарушением прав истца как потребителя услуг связи, как за некачественность самой связи, так и за отказ в расторжении договора.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала, дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении обстоятельствам. Дополнительно пояснила, что заявлений об изменении паспортных данных в договоре об оказании услуг связи ответчику не подавала, к заявлению от 27.07.2023 года копию паспорта с отметкой о замене паспортных данных и сведениями о предыдущем паспорте не прикладывала. Абонентскую плату последний раз вносила в первом квартале 2023 года.

Ответчик ПАО «ВымпелКом» - о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель ответчика не явился. В возражениях на исковое заявление представитель ответчика по доверенности ФИО2 просил в удовлетворении заявленных требований отказать; в случае удовлетворения требований отказать во взыскании производных требований – неустойки, штрафа, морального вреда; в случае удовлетворения производных требований сократить взысканный размер таких требований.

Признав извещение ответчика надлежащим, суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), определил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Согласно ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита нарушенных прав осуществляется судом.

В силу ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1).

В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу п. 1 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 года № 126-ФЗ "О связи" на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Отношения между абонентом и (или) пользователем услуг телефонной связи и оператором связи регулируются "Правилами оказания телематических услуг связи", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2607 (далее - Правила).

В п. 2 Правил дано понятие "абонент" – под которым понимается пользователь, с которым заключен возмездный договор об оказании телематических услуг связи с выделением уникального кода идентификации (далее - договор об оказании услуг связи).

Идентификация пользователя осуществляется оператором связи путем установления фамилии, имени, отчества (при наличии) пользователя, подтверждаемых документом, удостоверяющим личность, либо иным способом, обеспечивающим достоверное установление указанных сведений, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации), или достоверное установление абонентского номера, назначенного пользователю в соответствии с договором об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенным с оператором связи (п. 21 Правил).

В соответствии с п. 25 Правил сторонами договора об оказании услуг связи, заключаемого в письменной форме, могут выступать физическое лицо, юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, с одной стороны, и оператор связи, с другой стороны, при этом физическое лицо при заключении договора об оказании услуг связи предъявляет документ, удостоверяющий его личность, за исключением случаев заключения договора об оказании услуг связи, предусматривающего оказание услуг с использованием средств коллективного доступа, или заключения договора об оказании услуг связи с использованием сети "Интернет".

В силу п. 27 Правил - при заключении договора об оказании услуг связи, за исключением срочного договора об оказании разовых телематических услуг связи в пунктах коллективного доступа, оператор связи обязан идентифицировать лицо, имеющее намерение заключить договор об оказании услуг связи, установив в отношении физического лица следующие данные - фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность.

Согласно п. 29 Правил в договоре об оказании услуг связи, заключаемом в письменной форме, должны быть указаны: а) дата и место заключения договора об оказании услуг связи; б) наименование (фирменное наименование) и место нахождения оператора связи; в) реквизиты расчетного счета оператора связи; г) следующие сведения об абоненте: для физического лица это: фамилия, имя, отчество, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность (сведения о наименовании документа, серии и номере, дате выдачи, наименовании органа, выдавшего документ, или коде подразделения).

В соответствии с п.п. «м» п. 33 Правил оператор связи обязан обеспечить для абонента возможность подтверждения соответствия персональных данных фактического пользователя сведениям, заявленным в договоре об оказании услуг связи, путем представления оператору связи документа, удостоверяющего личность, а также использования одного из предоставляемых оператором связи способов (при их наличии), указанных в п.п. "ж" п. 35 настоящих Правил.

Подпунктом «в» п. 35 Правил предусмотрено, что абонент обязан сообщать оператору связи в срок, не превышающий 60 дней, о прекращении своих прав владения и (или) пользования помещением, в котором установлено оборудование, а также достоверные сведения об изменениях данных, указанных в п.п. "г" п. 29 настоящих Правил (фамилия, имя, отчество, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность (сведения о наименовании документа, серии и номере, дате выдачи, наименовании органа, выдавшего документ, или коде подразделения), в срок, не превышающий 60 дней со дня изменения указанных сведений.

В соответствии с п. 57 Правил абонент вправе в любое время в одностороннем порядке расторгнуть договор об оказании услуг связи при условии оплаты им понесенных оператором связи расходов по оказанию ему телематических услуг связи.

Из материалов дела следует между «ПАО «ВымпелКом» и ФИО1 15.11.2014 года был заключен договор № 538498612 на оказание услуг связи (далее – договор). При этом идентификация абонента произведена на основании паспорта <...> выданного 06.11.2009 года ОУФМС России по Саратовской области в г. Петровске.

26.10.2020 года Отделением по вопросам миграции ОМВД России по Петровскому району Саратовской области ФИО1 выдан новый паспорт -6320 745062.

25.07.2023 года ФИО1 обратилась в ПАО «ВымпелКом» с рукописным заявлением о расторжении договора в котором не было отражено обязательных реквизитов для возможности идентификации абонента, полностью отсутствовали паспортные данные. К заявлению ксерокопия паспорта ФИО1 приложена не была.

С ответом на вышеуказанное заявление ПАО «ВымпелКом» направило в адрес ФИО1 бланк заявления на расторжение договора.

27.07.2023 года ФИО1 подала в ПАО «ВымпелКом» заявление о расторжении договора, при этом в заявлении указаны паспортные данные отличные от паспортных данных абонента ФИО1, указанных в договоре от 15.11.2014 года. К заявлению не была приложена ксерокопия паспорта ФИО1 с отметкой о замене паспортных данных и сведениями о предыдущем паспорте.

ФИО1 не обращалась в ПАО «ВымпелКом» с заявлением об изменении паспортных данных в договоре об оказании услуг связи.

В связи с тем, что у ответчика отсутствовала возможность идентифицировать абонента и лицо, обратившееся с заявлением 27.07.2023 года о расторжении договора, договор оказания услуг связи от 15.11.2014 года расторгнут не был.

Доводы ФИО1 о том, что при обращении в салон сотовой связи в г. Петровске паспорт ею предоставлялся, своего подтверждения в ходе судебного заседания не нашли.

Письменных обращений от ФИО1 относительно качества оказания услуг связи в ПАО «ВымпелКом» не зафиксировано. Доказательств обращения истца к ответчику с заявлениями относительно качества оказываемой связи в материалы дела не представлено.

Согласно пунктам 3, 4 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

В силу п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В пункте 2 названной статьи указано, что в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 этой статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

При этом поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения (четвертый абзац п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Поведение ФИО1 по обращению к ответчику с заявлением о расторжении договора оказания услуг связи без предоставления паспорта для идентификации заявителя с абонентом, суд квалифицирует как недобросовестное поведение.

С учетом представленных сторонами доказательств, приняв во внимание, что в гражданском судопроизводстве в силу принципов состязательности и диспозитивности каждая сторона самостоятельно определяет меру (пределы) своей активности, принимая на себя последствия в виде риска лишиться возможности получить защиту своего права либо охраняемого законом интереса, руководствуясь ст. ст. 59 - 61, 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку истцом не было представлено относимых, допустимых и достоверных доказательств нарушения ответчиком ее прав как потребителя при предоставлении услуг связи, так и при рассмотрении ее заявления о расторжении договора, а также доказательств причинения ей морального вреда.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований о расторжении договора оказания услуг связи, требования о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда как производные также удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 (паспорт ) к Публичному акционерному обществу «Вымпел-Коммуникации» (ИНН <***> ОГРН <***>) о расторжении договора, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Петровский городской суд Саратовской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 31.10.2023 года.

Председательствующий подпись О.С. Раат