№2-1134/2021
№ 64RS0047-01-2021-001335-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2021 года г. Саратов
Октябрьский районный суд Саратовской области, в составе:
председательствующего судьи Маштаковой М.Н.,
при секретаре Ефимовой В.Е.,
с участием прокурора Великовой Я.С., представителя ответчика ФИО1, представителя третьего лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску заместителя прокурора Кировского района г. Саратова в защиту прав и законных интересов ФИО3 к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» о признании гражданина одинокопроживающим, возложении обязанности произвести определенные действия,
установил:
заместитель прокурора Кировского района г. Саратова обратился в Октябрьский районный суд г. Саратова суд в интересах ФИО3 с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» (далее по тексту- ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова»); с учетом изменения и уточнения исковых требований просил признать ФИО3 относящейся к категории одинокопроживающего гражданина, обязать ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» с момента вступления решения в законную силу производить начисление льгот ФИО3, исходя из норматива общей площади жилых помещений на одиноко проживающего гражданина -33 кв. метра.
В обоснование требований истец указал, что ФИО3, <дата>, зарегистрированная по месту жительства по адресу: <адрес>, является единственным собственником указанного жилого помещения, состоит на учете в ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» согласно льготной категории «ветеран труда» и является получателем мер социальной поддержки за жилищно-коммунальные услуги.
В жилом помещении, принадлежащем ФИО3 на праве собственности, зарегистрировано 2 человека: помимо истицы, ее дочь ФИО4, которая членом ее семьи не является, с 2007 года постоянно проживает во Франции, где имеет гражданство.
Мера социальной поддержки по позиции «взнос на капитальный ремонт», входящей в состав ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по льготной категории «ветеран труда» определяется ФИО3 в следующем порядке: 42 кв. м. (норматив общей площади жилого помещения на семью из 2 человек) /2 (количество граждан, зарегистрированных в жилом помещении) х 06 рублей 33 копейки (минимальный размер взноса на капитальный ремонт на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц в г. Саратове) х 50%. Компенсируется сумма 66,47 рублей.
В соответствии с требованиями ч.1 ст. 2 Закона Саратовской области № 109-ЗСО «Об установлении размера, порядка и условий компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Саратовской области» (далее по тексту- Закон №109-ЗСО) региональным льготополучателям из числа «ветеран труда», в том числе, нетрудоспособным членам их семей, совместно с ними проживающим, находящимся на их полном содержании или получающим от них помощь, которая является постоянным источником средств к существованию, компенсация предоставляется в размере 50%:
платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанной исходя из фактически оплаченных сумм на оплату жилого помещения в соответствии с фактически занимаемой общей площадью жилых помещений: в пределах 18 квадратных метров общей площади - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метров общей площади - на семью из двух человек, 33 квадратных метров общей площади - на одиноко проживающих граждан, в коммунальных квартирах и отдельных комнатах в общежитиях - в пределах занимаемой жилой площади;
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом области, и фактически занимаемой общей площади жилых помещений: в пределах 18 квадратных метров общей площади - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метров общей площади - на семью из двух человек, 33 квадратных метров общей площади - на одиноко проживающих граждан, в коммунальных квартирах и отдельных комнатах в общежитиях - в пределах занимаемой жилой площади;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из буквального толкования положений ч.1 ст.2 Закона №109-ЗСО следует, что одинокопроживающему гражданину из категории «ветеран труда» компенсация расходов на уплату жилищно-коммунальных услуг выплачивается из фактически занимаемой общей площади жилых помещений пределах 33 кв.м.общей площади.
В ходе проведенной проверки было установлено, что ФИО4 нетрудоспособной не является, на иждивении у ФИО3 не состоит, с ней не живет, общее хозяйство не ведет, материальную помощь от нее не получает, расчет и предоставление 50% льгот получает, исходя из 42 кв.м., двух членов семьи и тарифов.
Полагает, что изложенное выше нарушает права ФИО3, поскольку она фактически является одинокопроживающим собственником жилого помещения в многоквартирном доме общей площадью 48,5 кв.м., потому ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должна рассчитываться, исходя из норматива 33 кв.м.общей площади.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, дал суду объяснения, аналогичные обстоятельствам, указанным в уточненном иске, так же пояснил, что 22.06.2021 года ФИО3 обратилась к ответчику с заявлением о компенсации расходов за уплату жилищно-коммунальных услуг как одиноко проживающему гражданину, указав, что длительное время проживает одна.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований, суду пояснил, что законодательством предусмотрено предоставление определенного пакета документов на получение льгот, в том числе, справки о составе семьи. В данном случае в жилом помещении зарегистрированы 2 человека.
Представитель третьего лица возражала против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что в жилом помещении, находящемся в собственности истца ФИО5, зарегистрировано 2 человека.
Выслушав лиц, участвующих по делу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту- ЖК РФ) предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ч.1,3 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Саратовской области по оплате жилого помещения и коммунальных услуг регулируется Законом Саратовской области от 24.09.2015 года № 109-ЗСО «Об установлении размера, порядка и условий компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Саратовской области».
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 1 Закона №109-ЗСО мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с учетом оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива) в форме ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) предоставляется в соответствии с Законом Саратовской области от 26 декабря 2008 г. N 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" следующим категориям граждан, проживающих в Саратовской области (далее - граждане) ветеранам труда.
Согласно ч.1 ст. 1 Закона №109-ЗСО гражданам, указанным в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Закона, в том числе нетрудоспособным членам их семей, совместно с ними проживающим, находящимся на их полном содержании или получающим от них помощь, которая является постоянным и основным источником средств к существованию, компенсация предоставляется в размере 50 процентов:
платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанной исходя из фактически оплаченных сумм на оплату жилого помещения в соответствии с фактически занимаемой общей площадью жилых помещений: в пределах 18 квадратных метров общей площади - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метров общей площади - на семью из двух человек, 33 квадратных метров общей площади - на одиноко проживающих граждан, в коммунальных квартирах и отдельных комнатах в общежитиях - в пределах занимаемой жилой площади;
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом области, и фактически занимаемой общей площади жилых помещений: в пределах 18 квадратных метров общей площади - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метров общей площади - на семью из двух человек, 33 квадратных метров общей площади - на одиноко проживающих граждан, в коммунальных квартирах и отдельных комнатах в общежитиях - в пределах занимаемой жилой площади;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по месту жительства по адресу: <...>, является единственным собственником указанного жилого помещения (свидетельства о регистрации права от 19.12.2000 и от 28.07.2015гг. (л.д.20,21), состоит на учете в ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» согласно льготной категории «ветеран труда» и является получателем мер социальной поддержки за жилищно-коммунальные услуги.
В жилом помещении, указанном выше, принадлежащем на праве собственности ФИО3, зарегистрировано 2 человека: истица и ее дочь ФИО4
Мера социальной поддержки по позиции «взнос на капитальный ремонт», входящей в состав ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по льготной категории «ветеран труда», определяется ФИО3 в следующем порядке: 42 кв. м.(норматив общей площади жилого помещения на семью из 2 человек) /2 (количество граждан, зарегистрированных в жилом помещении) х 06 рублей 33 копейки (минимальный размер взноса на капитальный ремонт на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц в г. Саратове) х 50%. Компенсируется сумма 66,47 рублей.
Прокурор указывает, что, несмотря на регистрации дочери истца ФИО3 в жилом помещении, находящемся в ее собственности, она фактически проживает одна длительное время, в связи с чем является одинокопроживающей.
Согласно ч.1,2 ст. 4 Закона №109-ЗСО компенсация предоставляется гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, учреждением социальной защиты населения по месту жительства или пребывания (по их выбору) на основании документов, подтверждающих право гражданина на получение компенсации.
Заявление-обязательство о назначении (перерасчете размера) компенсации (далее - заявление-обязательство) и документы по выбору гражданина или его законного представителя могут быть представлены в учреждение социальной защиты населения по месту жительства или пребывания (по выбору гражданина) или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (в соответствии с заключенным соглашением о взаимодействии).
В соответствии с ч.1 ст. 5 закона №109-ЗСО для назначения компенсации необходимы заявление-обязательство по форме согласно приложению к настоящему Закону и следующие документы и (или) сведения: 1) документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе документ, удостоверяющий личность военнослужащего Российской Федерации (для граждан Российской Федерации); 2) документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая удостоверение беженца и вид на жительство (для лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации); 3) удостоверение, подтверждающее отнесение к льготной категории граждан (для ветеранов труда, ветеранов военной службы, ветеранов труда Саратовской области), или сведения о выдаче удостоверения; 4) справка о реабилитации, или сведения о реабилитации, или свидетельство о праве на льготы (при наличии), или сведения о выдаче свидетельства о праве на льготы (для реабилитированных лиц); 5) справка о признании пострадавшим от политических репрессий, или сведения о признании пострадавшим от политических репрессий, или свидетельство о праве на льготы (при наличии), или сведения о выдаче свидетельства о праве на льготы (для лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий); 6) пенсионное удостоверение или сведения о получении пенсии (для пенсионеров из числа лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Закона); 7) утратил силу. - Закон Саратовской области от 03.10.2018 N 94-ЗСО; 8) решение органа опеки и попечительства или сведения об установлении опеки (для граждан, признанных недееспособными); 9) документ, удостоверяющий личность гражданина, являющегося опекуном гражданина, претендующего на получение компенсации; 10) свидетельства о рождении несовершеннолетних детей граждан, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Закона, выданные органами записи актов гражданского состояния Российской Федерации, или сведения о рождении; 10.1) свидетельства о рождении несовершеннолетних детей граждан, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Закона, выданные компетентными органами иностранного государства, и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык (при наличии); 10.2) свидетельства об усыновлении несовершеннолетних детей граждан, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Закона, выданные органами записи актов гражданского состояния или консульскими учреждениями Российской Федерации (при наличии); 11) справка об обучении в образовательной организации по очной форме обучения детей в возрасте от 18 до 23 лет, выданная образовательной организацией, расположенной на территории Российской Федерации, или сведения об обучении (в отношении детей граждан, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Закона); 11.1) документ о прохождении обучения в образовательной организации по очной форме обучения детей в возрасте от 18 до 23 лет, выданный на территории иностранного государства, и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык - при наличии (в отношении детей граждан, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Закона); 12) документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства (пребывания) гражданина, претендующего на получение компенсации, и лиц, проживающих совместно с ним в жилом помещении (при наличии у гражданина регистрации по месту жительства (пребывания), или сведения о регистрации по месту жительства (пребывания); 13) документ или сведения, подтверждающие право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, в котором проживает гражданин, претендующий на получение компенсации (для граждан, выплачивающих ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме); 14) документ, подтверждающий наличие у гражданина, претендующего на получение компенсации, в доме печного отопления, или технический паспорт здания (строения), или сведения о наличии у такого гражданина в доме печного отопления (для граждан, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления); 15) документы или сведения, подтверждающие затраты на приобретение и доставку топлива (для граждан, претендующих на получение компенсации, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления); 16) платежные документы или сведения о фактически начисленных и оплаченных суммах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства (пребывания) гражданина, претендующего на получение компенсации, и (или) о суммах и периодах задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Реквизиты счета, открытого в кредитной организации, на который следует перечислять денежные средства (для граждан, получающих компенсацию через кредитные организации), представляются в произвольной форме; 17) копия вступившего в законную силу решения суда об установлении места жительства (пребывания) на территории области - при отсутствии у гражданина регистрации по месту жительства (пребывания) на территории области; 18) отсутствие информации о наличии у гражданина, претендующего на получение компенсации, подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.
Согласно справке о составе семьи (л.д.73) в жилом помещении по адресу: <...> проживают: ФИО3, дата регистрации с 16.06.1993 года, и ФИО4, дата регистрации с 26.06.1994 года.
Сведения о регистрации ФИО4 подтверждены адресной справкой (л.д.84).
Ответчик в возражениях на исковое заявление указывает, что сведения о составе семьи были предоставлены ФИО3 в 2010 году.
Как было установлено судом, и не оспаривалось стороной ответчика, 22.06.2021 года ФИО3 обратилась в ГКУ СО «Комитет социальной поддержки г. Саратова» с заявлением о компенсации затрат на жилищно-коммунальные услуги на нее как одинокопроживающего гражданина, указав, что с 2007 года она фактически проживает одна.
Заявление ФИО3 на дату рассмотрения дела судом ответчиком не рассмотрено по существу.
Разрешая заявленные требования, учитывая положения ст. 5 Закона №109-ЗСО, суд полагает, что у гражданина отсутствует возможность в данном случае при наличии регистрации кого-либо в жилом помещении, находящемся в его собственности, во внесудебного порядка предоставить органу социальной поддержки населения документы, подтверждающие, что он является одинокопроживающим гражданином. Это обстоятельство возможно установить только в судебном порядке.
В данном случае доказательствами того, что ФИО3 длительное время проживает одна в жилом помещении, находящемся в ее собственности, являются следующие доказательства: согласно отметкам в паспорте ФИО4, <дата>., она трижды <дата> г. приезжала в Российскую Федерацию на незначительное время и обратно уезжала из нее: в <дата>.;
согласно письменным объяснениям ФИО3 она длительное время с 2007 года проживает в указанном выше жилом помещении одна, так как ее дочь имеет второе гражданство- Франции и с 2007 года постоянно с семьей проживает во Франции,
письменными объяснениями ФИО6, проживающей по адресу: <адрес>, согласно которым она знакома с ФИО3, проживающей с ней в одном подъезде, ФИО3 с <дата> проживает одна, так как ее дочь ФИО4 проживает <адрес>, в Российскую Федерацию приезжает редко и не надолго.
Также из материалов дела следует, что оплата за коммунальные услуги: электроэнергию, газ, воду,- истцом ФИО5 производится согласно приборам учета, установленным в ее жилом помещении (л.д.123,124).
Оценивая указанные доказательства, суд приходит к выводу, что ФИО3 действительно в настоящее время проживает одна в жилом помещении, принадлежащем ей на праве собственности.
В связи с чем, учитывая возраст гражданина и его статус «Ветеран труда», требования, связанные с социальной поддержкой определенной категории граждан, суд полагает, что в данном случае возможно удовлетворить исковые требования.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора Кировского района г. Саратова в защиту прав и законных интересов ФИО3 к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» о признании гражданина одиноко проживающим, возложении обязанности произвести определенные действия удовлетворить.
Признать ФИО3 одиноко проживающим гражданином.
Обязать ГКУ Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» с момента вступления решения в законную силу производить начисление льгот ФИО3, исходя из норматива общей площади жилых помещений на одиноко проживающего гражданина 33 кв. метра.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 05.07.2021 года.
Судья /подпись/ М.Н. Маштакова.