ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 640047-01-2021-001392-60 от 30.06.2021 Октябрьского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

№ 2-1445/2021

№ 64RS0047-01-2021-001392-60

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2021 г. г. Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Мониной О.И.,

при секретаре Курбанове Р.Д.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о взыскании компенсации материального и морального вреда, причиненных бездействием должностных лиц,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Саратовской области о взыскании компенсации материального и морального вреда, причиненных бездействием должностных лиц.
В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» истцу ежемесячно производится выплата, как лицу осуществляющему уход за ФИО5, <дата> года рождения. Согласно справке УПФР в КОФ в районах г. Саратова от <дата><данные изъяты> ему осуществляется выплата с 01 марта 2020 г. по настоящее время. Федеральными законами № <данные изъяты> от <дата>, № <данные изъяты> от <дата>, № <данные изъяты> от <дата> увеличен минимальный размер оплаты труда (МРОТ), однако размер компенсационных выплат не индексировался. Ссылаясь на п. 8 приложения к Распоряжению Президента Российской Федерации от <дата><данные изъяты> «О мерах по упорядочению подготовки актов Президента Российской Федерации», Федеральные законы № <данные изъяты> от <дата>, № <данные изъяты> от <дата> полагает, что должностными лицами не вносятся изменения в действующее законодательства, в части индексации размера компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, в том числе за гражданами достигшим возраста 80 лет, что свидетельствует о незаконном бездействии должностных лиц.

В ходе судебного разбирательства ФИО1 уточнил исковые требования, просил привлечь в качестве соответчиков Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. С учетом уточнений, представленного расчета, просил взыскать в свою пользу с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации компенсацию материального вреда в сумме 125 724 руб. 19 коп., компенсацию морального вреда в сумме 150 000 руб.

Истец в судебном заседании уточненное исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил взыскать материальный и моральный вред, произвести перерасчет выплаты, установленный Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 г. № 1455, исходя из размера МРОТ, действующего за период с 01 марта 2020 г. по март 2021 г.

Представитель ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих факт причинения материального и морального вреда, поддержала письменный отзыв, приобщенный к материалам дела.

Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил возражения на исковое заявление.

Представитель третьего лица УПФР в КОФ в районах г Саратова также в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, ранее от него поступали письменные отзыв на иск, приобщенный к материалам дела, и заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Суд, выслушав объяснения истца, представителя ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

К способам защиты гражданских прав, предусмотренным статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, относится, в частности, возмещение убытков, под которыми понимаются в том числе расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления своего нарушенного права (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 15 названного кодекса предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В пункте 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации приведены случаи возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, независимо от вины причинителя вреда.

В остальных случаях вред, причиненный в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу (пункт 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Из содержания приведенных выше норм права в их взаимосвязи и разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации следует, что ответственность субъектов, перечисленных в статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, наступает на общих основаниях, но при наличии указанных в ней специальных условий, выражающихся в причинении вреда противоправными действиями при осуществлении властно-административных полномочий.

Так, в целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.

Порядок осуществления компенсационных выплат определен Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. № 343 (далее - Правила).

Согласно пп. 2 и 3 Правил указанная компенсационная выплата назначается неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, а ее выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.09.20212 года № 1533-О, правовое регулирование, предусматривающее ежемесячную выплату исключительно для неработающих трудоспособных граждан, направлено на обеспечение полноценного ухода за инвалидами, а также создание условий, позволяющих в максимальной степени компенсировать ограничения жизнедеятельности, вызванные значительно выраженными стойкими нарушениями функций организма.

Судом установлено, что с 01 марта 2020 г. ФИО1 является лицом, осуществляющим уход за ФИО5, в связи с достижением последней возраста 80 лет. На основании Указа Президента РФ от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» ФИО1 установлен размер компенсационной выплаты как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ФИО5 в сумме 1200 руб., что подтверждается справкой УПФР в КОФ районах г. Саратова от 20 апреля 2020 г. № <данные изъяты> (л.д. 8).

Согласно справке УПФР в КОФ районах г. Саратова от 10 февраля 2021 г. № 63992/21 ФИО1 ежемесячно производится компенсационная выплата в сумме 1200 руб. за период с 01 марта 2020 г. по 28 февраля 2021 г. (л.д. 6).

04 марта 2020 г. истец ФИО1 обратился в УПФР в КОФ районах г. Саратова с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином (л.д. 65-68). В тот же день ФИО5 подала заявление в УПФР в КОФ районах г. Саратова о согласии на осуществление за ней ухода неработающим трудоспособным лицом ФИО1 (л.д. 69-70).

В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

В силу ст. 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное собрание, включающее в себя Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12 апреля 1995 года N 2-П, Конституция Российской Федерации презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10).

Распоряжением Президента РФ от 05 февраля 1993 г. № 85-рп) «О мерах по упорядочению подготовки актов Президента Российской Федерации» утвержден «Порядок подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации» - далее «Порядок».

Согласно п. 1 Порядка ответственность за качество проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации, их согласование с заинтересованными сторонами несут руководители органов федеральной исполнительной власти или структурных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, которые вносят эти документы.

В соответствии с п. 5, 7 Порядка проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации, содержащие вопросы, отнесенные к сфере ведения Правительства Российской Федерации, подлежат внесению на согласование в Правительство Российской Федерации, проекты указов Президента Российской Федерации нормативного характера должны проходить согласование с Министерством юстиции Российской Федерации.

В силу п. 11 Порядка обеспечение установленного порядка подготовки и внесения для подписания проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации осуществляется Управлением информационного и документационного обеспечения Президента Российской Федерации.

Исходя из п. 6 Положения об Управлении информационного и документационного обеспечения Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2004 г. № 1135 «Об утверждении Положения об Управлении информационного и документационного обеспечения Президента Российской Федерации» следует, что основными функциями Управления являются выпуск федеральных конституционных законов и федеральных законов, оформление и выпуск указов и распоряжений Президента Российской Федерации, распоряжений Администрации Президента Российской Федерации

Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы. В противном случае это означало бы нарушение принципа разделения властей на территории Российской Федерации и являлось бы неправомерным вмешательством в конституционно-правовую и иную деятельность Президента Российской Федерации, как главы государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Согласно п. 9 Порядка форма и сроки согласования (визирования) проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации устанавливаются Инструкцией по делопроизводству, утверждаемой Руководителем Администрации Президента Российской Федерации.

Исходя из п. 10.3 Инструкция по делопроизводству в Администрации Президента Российской Федерации, утвержденной распоряжением Руководителя Администрации Президента РФ от 16.03.1992 № 223, следует, что зарегистрированные в Отделе писем и приема граждан письма в зависимости от их содержания направляются в подразделения Администрации для рассмотрения или подготовки поручений Президента Российской Федерации, Вице-президента Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, других должностных лиц. Копии поручений, а в последующем и материалы по результатам рассмотрения писем граждан передаются в Отдел писем и приема граждан.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59- ФЗ).

В силу части 1 статьи 2 данного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона № 59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

При этом пунктами 2, 3 данной статьи установлено, что предложением признается рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявлением – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оценивая в совокупности приведенные выше нормы закона и доказательства, суд пришел к выводу о том, что в судебном заседании не установлен факт причинения вреда истцу незаконным бездействием должностных лиц. Так, из положений статей 12, 151, пункта 1 статьи 1069, статей 1100, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Обязательным условием возмещения вреда является вина должностного лица, ответственного за причинение вреда. Под виной понимается предвидение вредного результата противоправного действия и желания (либо сознательного допущения) наступления последствий. Обстоятельств виновного бездействия должностных лиц ответчиков, находящегося в причинно-следственной связи с заявленным истцом вредом, судом не установлено.

Фактически требования истца сводятся к причинению ему материального и морального вреда, в связи с бездействием должностных лиц, ответственных за внесение изменений в Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами». Между тем как указывалось выше, действующим законодательством предусмотрен специальный порядок внесения изменений в нормативно-правовые акты, а также порядок их оспаривания. Установление судом обязанности соответствующих должностных лиц по внесению изменений в действующее законодательство, в частности, по увеличению размера компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, в том числе за гражданами достигшим возраста 80 лет, либо установление бездействия по выполнению такой обязанности, означало бы нарушение принципа разделения властей, что прямо запрещено Конституцией РФ. При этом ФИО1 не лишен права направить соответствующие предложения по вопросу внесения изменений в сложившийся порядок общественных отношений, регулируемый Указом Президента РФ от 26 февраля 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» в органы государственной власти, обладающие прерогативой законодательной инициативы.

Судом обращается внимание, что 02 ноября 2020 г. в Государственную Думу Российской Федерации был внесен проект № 1048188-7 Федерального закона «О ежемесячных компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет».

В целях соблюдения принципа социальной справедливости законопроектом предлагалось предоставить неработающим трудоспособным гражданам, которые являются опекунами (попечителями) престарелого, нуждающегося по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшего 80 лет, право на получение ежемесячной компенсационной выплаты за осуществление ухода за указанными престарелыми также в размере 10 000 рублей. Законопроектом предусмотрена ежегодная индексация указанной выплаты, что позволит сохранить ее покупательную способность.

Вместе с тем, Постановлением Государственной Думы Российской Федерации от 2 июня 2021 г. № 10600-7 ГД отклонен проект федерального закона № 1048188-7 «О ежемесячных компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет» в связи с отсутствием одобрения Правительства Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации, поскольку в проекте не определены источники средств для реализации таких выплат, что противоречит Бюджетному кодексу.

Поскольку судом не установлено нарушение прав истца действиями / бездействием должностных лиц ответчиков, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации о взыскании компенсации материального и морального вреда, причиненных бездействием должностных лиц, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд города Саратова в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья /подпись/ О.И. Монина

Мотивированный текст решения изготовлен 07 июля 2021 г.