ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 640047-01-2021-007398-84 от 15.02.2022 Октябрьского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

№ 2-518/2022

№ 64RS0047-01-2021-007398-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 февраля 2022 г. г.Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Андреевой С.Ю.,

при помощнике судьи Халяпиной Е.В.,

с участием старшего помощника прокурора Октябрьского района г. Саратова Галанова В.В.,

представителя истцов по первоначальному иску, ответчиков по встречному иску ФИО1,

представителя ответчиков по первоначальному иску и истца по встречному иску ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» к ФИО3, ФИО4, ФИО5 об изъятии жилого помещения, выселении, снятии с регистрационного учета, прекращении права собственности, признании права собственности, по встречному иску ФИО3. ФИО4, ФИО5 к администрации муниципального образования «Город Саратов» об обязании предоставить жилое помещение,

установил:

Истцы обратились в суд с иском к ФИО3, ФИО4, ФИО5 об изъятии жилого помещения с выплатой денежной компенсации, мотивируя свои требования тем, что ФИО3, ФИО4, ФИО5 являются собственниками жилого помещения (квартиры), жилой площадью 31,5 кв.м., находящейся по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 01.07.2019 года № 1184 утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», которая предусматривает приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах или в домах, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 49 ГК РФ, и (или) строительство таких домов. <адрес> в <адрес> включен в указанную программу.

Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» № 2420 от 03.12.2020 года «Об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд» земельный участок по адресу: <адрес> был изъят для муниципальных нужд.

Во исполнение указанного постановления в адрес ответчиков было направлено Соглашение о возмещении за изымаемое жилое помещение, возмещение за изымаемую квартиру определено в размере 1 087 411 рублей. Ответчики Соглашение не заключили.

Просит изъять у ФИО3, ФИО4, ФИО5 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с выплатой возмещения собственникам в размере 1 087 411 рублей, выселить ФИО3, ФИО4, ФИО5, прекратить их право собственности на указанное жилое помещение, снять с регистрационного учета по указанному выше адресу; а также признать право муниципальной собственности на указанное жилое помещение.

В ходе рассмотрения дела от ответчиков ФИО3, ФИО4, ФИО5 поступил встречный иск, в котором они указали, что не желают получения денежной компенсации, взамен изымаемого жилого помещения, желают получения благоустроенного жилого помещения площадью не менее 31,5 кв.м., отвечающего установленным требованиям, в черте города Саратова.

Представитель истцов по первоначальному иску ФИО1 исковые требования поддержала, дала суду объяснения, аналогичные обстоятельствам, указанным в иске, против удовлетворения встречного иска возражала.

Ответчики по первоначальному иску, истцы по встречному иску в судебное заседание не явились, их интересы представлял ФИО2, который поддержал исковые требования по встречному иску, возражал против удовлетворения первоначального иска, суду дал объяснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным во встречном иске.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, возражений на иск суду не представили, о дне судебного заседания были извещены надлежащим образом.

В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом мнения явившихся участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.

Суд, выслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора полагавшего возможным удовлетворить встречное исковое заявление о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого и об отказе в удовлетворении первоначальных исковых требований, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статья 19 Конституции Российской Федерации закрепляет равенство всех перед законом и судом.

Как следует из ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с Положением об администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 29.01.2009 года № 36-398 «О Положениях об администрациях районов муниципального образования «Город Саратов», администрация Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», осуществляющим от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» исполнительно-распорядительный функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории Октябрьского района в части и объеме, установленных Положением, а также иными муниципальными правовыми актами.

Судом установлено, что согласно распоряжению администрации муниципального образования «Город Саратов» № 363-р от 02.06.2015 года собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> течение 5 месяцев со дня издания настоящего распоряжения предложено произвести отселение из занимаемых помещений, произвести снос указанного жилого дома в срок до 01.06.2015 года, установленный в заключении межведомственной комиссии от 11.03.2015 года № 4/О.

Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 01.07.2019 года № 1184 утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», которая предусматривает приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах или в домах, указанных в п.2 ч.2 ст. 49 ГК РФ, и (или) строительство таких домов. <адрес> в <адрес> включен в указанную программу.

Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» № 2420 от 03.12.2020 года «Об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд» земельный участок по адресу: <адрес> был изъят для муниципальных нужд.

Во исполнение указанного постановления в адрес ответчиков истцом было направлено Соглашение о возмещении за изымаемое жилое помещение, возмещение за изымаемую квартиру определено в размере 1 087 411 рублей. Ответчики указанное Соглашение не подписали.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно части первой статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

На основании пункта 11 части первой статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе, относятся определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания.

Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1). В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями второй и третьей статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Однако, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07. 2007 г. № 185-ФЗ, имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп.

Аналогичные разъяснения содержатся в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04. 2014 г.)

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.

Как установлено судом, дом, в котором расположено спорное жилое помещение, принадлежащее ФИО3, ФИО4, ФИО5, включен в программу «Переселение граждан из аварийного жилого фонда», утвержденную постановлением Правительства Саратовской области от 01.07.2019 г. № 1184, до внесения изменений в ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, собственники спорного жилого помещения ФИО3, ФИО4, ФИО5 по своему выбору имеют право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.

ФИО4 в июне 2020 года от имени всех истцов по встречному иску направил в МКУ «Капитальное строительство» запрос о сроках предоставления жилого помещения взамен аварийного жилья, на который ему был предоставлен ответ за исх. № 01-10/1914 от 28.07.2020 г. в котором указано, что с целью переселения граждан из жилого помещения в аварийный <адрес> приобретена однокомнатная <адрес>, общей площадью 37,13 кв.м., расположенная на 2 этаже 10-ти этажного жилого дома по строительному адресу: <адрес>, №, СарГРЭС. Плановый срок передачи жилого помещения по муниципальному контракту – не позднее 20 декабря 2021 года.

При таких обстоятельствах, в силу положений пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» у администрации МРО «Город Саратов» имеется обязанность предоставить ФИО3, ФИО4, ФИО5 в собственность другое равнозначное благоустроенное жилое помещение.

Доводы представителя администрации МО «Город Саратов» о праве истца на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение в силу положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд находит несостоятельными, поскольку противоречат нормам материального права.

Поэтому, исходя из вышеизложенного, на администрацию МО «Город Саратов» надлежит возложить обязанность предоставить в собственность ФИО3, ФИО4, ФИО5 благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 31,5 кв.м., взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, признанного аварийным и подлежащим сносу.

Удовлетворяя требования ФИО3, ФИО4, ФИО5 о предоставлении им жилого помещения в собственность, во избежание неосновательного обогащения, и с учетом характера возникших между сторонами правоотношений, следует прекратить право собственности ФИО3, ФИО4, ФИО5 с момента фактического предоставления администрацией муниципального образования «Город Саратов» в их собственность благоустроенного жилого помещения в черте города Саратова, общей площадью не менее 31,5 кв.м.

В связи с чем, в удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» к ФИО3, ФИО4, ФИО5 об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности на жилое помещение, расположенное в аварийном жилом доме, признание права собственности, следует отказать. В требовании о выселении ответчиков по первоначальному иску суд также отказывает, поскольку действующим законодательством не предусмотрено восстановление права на будущий период.

Согласно п. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено

Таким образом, суд полагает, что в целях обеспечения исполнимости решения подлежит установлению срок его исполнения в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно пункту 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).

В связи с чем, суд полагает взыскать с администрации муниципального образования «город Саратов» в пользу ФИО3, ФИО4. ФИО5 судебную неустойку в размере 100 рублей в день в пользу каждого, со дня, следующего за днем окончания срока исполнения вступившего в законную силу решения суда до дня фактического исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Встречное исковое заявление ФИО3. ФИО4, ФИО5 удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить в собственность ФИО3. ФИО4. ФИО5 благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова, общей площадью не менее 31.5 кв.м, в равных долях по 1/3 доле каждому в течении семи месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Прекратить право собственности ФИО3. ФИО4, ФИО5 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> момента фактического предоставления администрацией муниципального образования «Город Саратов» в их собственность благоустроенного жилого помещения в черте города Саратова, общей площадью не менее 31,5 кв.м.

Исковые требования Администрации муниципального образования «город Саратов», Администрации Октябрьского района муниципального образования «город Саратов» к ФИО3. ФИО4. ФИО5, удовлетворить частично.

Признать право собственности администрации муниципального образования «город Саратов» на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> момента фактического предоставления администрацией муниципального образования «Город Саратов» в их собственность благоустроенною жилого помещения в черте города Саратова, общей площадью не менее 31.5 кв.м.

В удовлетворении остальной части исковых требований Администрации муниципального образования «город Саратов». Администрации Октябрьского района муниципального образования «город Саратов» к ФИО3. ФИО4, ФИО5, отказать.

Взыскать с администрации муниципального образования «город Саратов» в пользу ФИО3. ФИО4. ФИО5 судебную неустойку в размере 100 рублей в день в пользу каждого, со дня, следующего за днем окончания срока исполнения вступившего в законную силу решения суда до дня фактического исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Саратова.

Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2022 года.

Судья С.Ю. Андреева