Судья Лукша Е.Н. УИД № 65RS0001-01-2022-002931-06
дело № 72-250/2022
Решение
13 сентября 2022 года город Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Бочарова Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Сахалинской области ФИО1 на решение судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 31 мая 2022 года, вынесенное в отношении федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Сахалинской области от 07 февраля 2022 года № 65/5-2020-21-ПВ/12-341-И/123 федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области» (далее – ФКУЗ «МСЧ МВД России по Сахалинской области», Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 31 мая 2022 года постановление должностного лица изменено в части назначенного административного наказания: административный штраф заменен на предупреждение. В остальной части названный акт оставлен без изменения.
В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, должностное лицо, вынесшее постановление просит решение судьи отменить, дело направить на новое рассмотрение в Южно-Сахалинский городской суд. Полагает, что наказание назначено Учреждению в соответствии с санкцией части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании законный представитель Учреждения ФИО2 возражал против удовлетворения жалобы. Пояснил, что юридическим лицом предприняты все меры для своевременной выплаты заработной платы работникам.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав ФИО2, а также пояснения опрошенной в качестве свидетеля главного бухгалтера ФКУЗ «МСЧ МВД России по Сахалинской области» ФИО3, прихожу к следующему.
Частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) установлена административная ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
Частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В силу положений частей 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Согласно части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Частями 5 и 6 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – Указ Президента Российской Федерации № 597) в части повышения заработной платы отдельных категорий работников предусмотрено повышение к 2018 году средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
В силу разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 года № 45 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» приведенных в пункте 14, Трудовым кодексом Российской Федерации установлены сроки выплаты заработной платы работнику (статья 136). Нарушение названных сроков выплаты заработной платы в полном объеме, в том числе в неденежной форме, влечет привлечение виновного лица к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно правилам внутреннего трудового распорядка, утвержденным приказом начальником ФКУЗ «МСЧ МВД России по Сахалинской области» 26 августа 2021 года заработная плата выплачивается работникам каждые полмесяца 5 и 20 числа.
Как следует из материалов дела, Государственной инспекцией труда Сахалинской области в отношении ФКУЗ «МСЧ МВД России по Сахалинской области» в связи с поступившей из Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации информации об обращении работников поликлиники МВД России по Сахалинской области на основании решения от 29 декабря 2021 года № 65/5-2020-21-ПВ/12-3807-И/123 проведена документарная проверка, по результатам которой установлено, что в нарушение Правил внутреннего трудового распорядка Учреждения и части 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации причитающаяся работникам выплата, установленная Указом Президента Российской Федерации № 597, являющаяся частью заработной платы не выплачена работникам в октябре и ноябре 2021 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении юридического лица – ФКУЗ «МСЧ МВД России по Сахалинской области» протокола об административном правонарушении и привлечения его к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Рассматривая жалобу на постановление должностного лица административного органа, судья городского суда, руководствуясь правилами назначения наказания и санкцией части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела отягчающих ответственность лица обстоятельств не установлено, учитывая отсутствие сведений о привлечений юридического лица к административной ответственности ранее, назначенный административный штраф заменил на предупреждение.
Однако нельзя согласиться с выводами должностного лица административного органа и судьи городского суда о наличии в действиях ФКУЗ «МСЧ МВД России по Сахалинской области» состава вмененного административного правонарушения.
Исходя из материалов дела, ФКУЗ «МСЧ МВД России по Сахалинской области» является некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме федерального казенного учреждения, являющегося государственным учреждением.
Согласно пунктам 39, 41, 42 Устава ФКУЗ «МСЧ МВД России по Сахалинской области», утвержденного приказом МВД России от 31 марта 2014 года № 250, источником финансового обеспечения Учреждения являются средства федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации; Учреждение является получателем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Учреждения и реализацию возложенных на него задач; Учреждение обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств полномочен отвечать от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств; осуществлять планирование соответствующих расходов бюджета, составлять обоснования бюджетных ассигнований; составлять, утверждать и вести бюджетную роспись, распределять бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнять соответствующую часть бюджета.
Согласно части 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, ФКУЗ «МСЧ МВД России по Сахалинской области» имеет возможность производить выплату заработной платы только в пределах доведенных до него субвенций бюджетных обязательств.
Согласно письму МВД России от 30 июня 2020 года № 1-6996 в соответствии с пунктом 10 Графика подготовки и представления в 2020 году документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета Российской Федерации и государственного оборонного заказа на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, в части, касающейся МВД России (утвержден распоряжением МВД России от 25 июня 2020 года № 1/6809) ФЭД МВД России поручено в срок не позднее 29 июня 2020 года довести до заинтересованных подразделений МВД России в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» объемы базовых бюджетных ассигнований на 2021 – 2023 годы. Вместе с тем Минфином России указанные материалы к установленному сроку не представлены. По предварительным данным Минфина России, сроки проведения основных этапов формирования проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый 2022 и 2023 годы будут перенесены. В целях своевременного формирования проекта бюджета МВД России предлагается начать работу по формированию бюджетополучателями проектов бюджетных смет.
Представленные представителем Учреждения документы подтверждают, что в рамках формирования проекта бюджетной сметы на 2021 год ФКУЗ «МСЧ МВД России по Сахалинской области» 24 июля 2020 года направило в ЦФО УМВД России по Сахалинской области расчеты, согласно которым фонд оплаты труда на 2021 года с учетом установленной Указом Президента Российской Федерации № 597 выплаты составил <данные изъяты>. Вместе с тем расходным расписанием от 06 января 2021 года на выплату заработной платы в 2021 году гражданскому персоналу Учреждения доведены лимиты бюджетных обязательств в размере <данные изъяты>.
Указанные обстоятельства послужили основанием для направления в адрес ЦФО УМВД России по Сахалинской области информации о потребности в бюджетных ассигнованиях на 2021 год для реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2021 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (письмо ФКУЗ «МСЧ МВД России по Сахалинской области» от 11 января 2021 года № 21/3). Впоследствии УМВД России по Сахалинской области обратилось к начальнику Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России с письмом о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств с целью недопущения снижения в 2021 году установленных Указом Президента Российской Федерации № 597 показателей оплаты труда. В июле 2021 года в адрес ЦФО УМВД России по Сахалинской области направлена информация по корректировке лимитов бюджетных обязательств на 2021 год. Кроме того, УМВД по Сахалинской области 30 июля 2021 года письмом № 1/2986 направило запрос начальнику Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России о выделение дополнительных лимитов бюджетных обязательств для реализации Указа Президента Российской Федерации № 597, ссылаясь на то, что доведенных лимитов для оплаты труда в 2021 году недостаточно исходя из произведенных ранее расчетов. Аналогичные запросы направлялись 13 октября и 02 декабря 2021 года в ЦФО УМВД России по Сахалинской области и Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России соответственно.
Денежные средства доведены Учреждению только расходными расписаниями 27, 28 декабря 2021 года, после чего выплаты по Указу Президента Российской Федерации № 597 незамедлительно произведены всем работникам.
Согласно части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Положения нормы, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта не выделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.
Указанная правовая позиция раскрыта в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года № 2478-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования «Город Новодвинск» на нарушение конституционных прав и свобод частью 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Обстоятельства настоящего дела свидетельствуют о принятии Учреждением всех зависящих мер для исполнения требований о выплате заработной платы в установленный срок, а также о невозможности исполнения указанного требования по уважительным причинам. В данном случае нарушение срока выплаты денежных средств для реализации положений Указа Президента Российской Федерации № 597 работникам произошло из-за отсутствия денежных средств на счете Учреждения по причине несвоевременного поступления финансирования из федерального бюджета.
Изложенное в совокупности свидетельствует об отсутствии вины Учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем вынесенные в отношении юридического лица постановление и решение подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Сахалинской области от 07 февраля 2022 года № 65/5-2020-21-ПВ/12-341-И/123, решение судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 31 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области» отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Вступившее в законную силу решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Сахалинского областного суда Л.А. Бочарова