ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 650001-01-2022-003733-25 от 14.09.2022 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Лукша Е.Н. УИД №65RS0001-01-2022-003733-25

дело №72-251/2022

Р Е Ш Е Н И Е

14 сентября 2022 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Русецкая А.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу главного государственного инспектора труда отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Сахалинской области ФИО1 на решение судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 31 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – начальника федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел по Сахалинской области ФИО2,

у с т а н о в и л:

постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Сахалинской области ФИО1 от 07 февраля 2022 года должностное лицо – начальник федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел по Сахалинской области (далее – ФКУЗ «МСЧ МВД России по Сахалинской области», Учреждение) ФИО2 привлечен к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 11000 рублей.

Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 31 мая 2022 года указанное постановление изменено в части назначенного административного наказания, административный штраф заменен предупреждением, в остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, должностное лицо, вынесшее постановление, - ФИО1 просит решение судьи отменить, дело направить на новое рассмотрение в Южно-Сахалинский городской суд, приводя доводы о его незаконности.

В судебном заседании ФИО2 возражал против удовлетворения жалобы, пояснил, что юридическим лицом предприняты все меры для своевременной выплаты заработной платы работникам.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Согласно частям 1, 5, 6 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – Указ Президента Российской Федерации № 597) в части повышения заработной платы отдельных категорий работников предусмотрено повышение к 2018 году средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Как следует из материалов дела, на основании письменного обращения Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации, поступившего в Государственную инспекцию труда в Сахалинской области о невыплате заработной платы в полном объеме работникам поликлиники МВД России по Сахалинской области, 29 декабря 2021 года заместителем руководителя вынесено решение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ФКУЗ «МСЧ МВД России по Сахалинской области», в ходе которой установлено, что в нарушение Правил внутреннего трудового распорядка Учреждения и части 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации причитающаяся работникам выплата, установленная Указом Президента Российской Федерации №597, являющаяся частью заработной платы, не выплачена работникам в октябре и ноябре 2021 года.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица – начальника ФКУЗ «МСЧ МВД России по Сахалинской области» ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья городского суда при пересмотре дела, согласившись с выводами должностного лица о виновности ФИО2 в совершении административного правонарушения, заменил административный штраф предупреждением.

Между тем с выводами, содержащимися в постановлении должностного лица административного органа и решении судьи о наличии в действиях должностного лица ФИО2 состава вмененного административного правонарушения, согласиться нельзя в силу следующего.

Исходя из материалов дела, ФКУЗ «МСЧ МВД России по Сахалинской области» является некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме федерального казенного учреждения, являющегося государственным учреждением.

Согласно пунктам 39, 41, 42 Устава ФКУЗ «МСЧ МВД России по Сахалинской области», утвержденного приказом МВД России от 31 марта 2014 года №250, источником финансового обеспечения Учреждения являются средства федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации; Учреждение является получателем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Учреждения и реализацию возложенных на него задач; Учреждение обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств полномочен отвечать от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств; осуществлять планирование соответствующих расходов бюджета, составлять обоснования бюджетных ассигнований; составлять, утверждать и вести бюджетную роспись, распределять бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнять соответствующую часть бюджета.

Согласно части 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Таким образом, ФКУЗ «МСЧ МВД России по Сахалинской области» имеет возможность производить выплату заработной платы только в пределах доведенных до него субвенций бюджетных обязательств.

Согласно письму МВД России от 30 июня 2020 года № 1-6996 в соответствии с пунктом 10 Графика подготовки и представления в 2020 году документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета Российской Федерации и государственного оборонного заказа на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, в части, касающейся МВД России (утвержден распоряжением МВД России от 25 июня 2020 года № 1/6809) ФЭД МВД России поручено в срок не позднее 29 июня 2020 года довести до заинтересованных подразделений МВД России в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» объемы базовых бюджетных ассигнований на 2021 – 2023 годы. Вместе с тем Минфином России указанные материалы к установленному сроку не представлены. По предварительным данным Минфина России, сроки проведения основных этапов формирования проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый 2022 и 2023 годы будут перенесены. В целях своевременного формирования проекта бюджета МВД России предлагается начать работу по формированию бюджетополучателями проектов бюджетных смет.

Из представленных ФИО2 документов следует, что в рамках формирования проекта бюджетной сметы на 2021 год ФКУЗ «МСЧ МВД России по Сахалинской области» 24 июля 2020 года направило в ЦФО УМВД России по Сахалинской области расчеты, согласно которым фонд оплаты труда на 2021 года с учетом установленной Указом Президента Российской Федерации №597 выплаты составил 182236,6 тыс. рублей. Вместе с тем расходным расписанием от 06 января 2021 года на выплату заработной платы в 2021 году гражданскому персоналу Учреждения доведены лимиты бюджетных обязательств в размере 99328 тысяч рублей.

Указанные обстоятельства послужили основанием для направления в адрес ЦФО УМВД России по Сахалинской области информации о потребности в бюджетных ассигнованиях на 2021 год для реализации Указа Президента Российской Федерации №597 (письмо ФКУЗ «МСЧ МВД России по Сахалинской области» от 11 января 2021 года №21/3). Впоследствии УМВД России по Сахалинской области обратилось к начальнику Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России с письмом о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств с целью недопущения снижения в 2021 году установленных Указом Президента Российской Федерации №597 показателей оплаты труда. В июле 2021 года в адрес ЦФО УМВД России по Сахалинской области направлена информация по корректировке лимитов бюджетных обязательств на 2021 год. Кроме того, УМВД по Сахалинской области 30 июля 2021 года письмом №1/2986 направило запрос начальнику Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России о выделение дополнительных лимитов бюджетных обязательств для реализации Указа Президента Российской Федерации №597, ссылаясь на то, что доведенных лимитов для оплаты труда в 2021 году, исходя из произведенных ранее расчетов, недостаточно. Аналогичные запросы направлялись 13 октября и 02 декабря 2021 года в ЦФО УМВД России по Сахалинской области и Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России соответственно.

Денежные средства доведены Учреждению только расходными расписаниями 27, 28 декабря 2021 года, после чего выплаты по Указу Президента Российской Федерации №597 незамедлительно произведены всем работникам.

Согласно части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Положения нормы, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта не выделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.

Обстоятельства настоящего дела свидетельствуют о принятии начальником ФКУЗ «МСЧ МВД России пор Сахалинской области» ФИО2 всех зависящих мер для исполнения требований о выплате заработной платы в установленный срок, а также о невозможности исполнения указанного требования по уважительным причинам. В данном случае нарушение срока выплаты денежных средств для реализации положений Указа Президента Российской Федерации №597 работникам произошло из-за отсутствия денежных средств на счете Учреждения по причине несвоевременного поступления финансирования из федерального бюджета.

Изложенное в совокупности свидетельствует об отсутствии вины ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем вынесенные в отношении него постановление и решение подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Сахалинской области ФИО1 от 07 февраля 2022 года №65/5-2020-21-ПВ/12-340-И/123, решение судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 31 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел по Сахалинской области» ФИО2 отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии с нормами статьей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дальнейшее обжалование постановления по делу об административном правонарушении и судебных решений возможно путем подачи жалобы, принесения протеста в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Сахалинского областного суда А.А. Русецкая