ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 650001-01-2022-008116-68 от 21.09.2022 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Уникальный идентификационный № 65RS0001-01-2022-008116-68

Дело № 2-6387/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Южно-Сахалинск 21 сентября 2022 года

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Ретенгер Е.В.,

при помощнике судьи Щетининой Т.В.,

с участием

помощника Сахалинского

транспортного прокурора ФИО,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сахалинского транспортного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Сахалинской области о возложении обязанности исключить гребное судно из реестра маломерных судов в течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Сахалинский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Сахалинской области о возложении обязанности в тридцатидневный срок исключить из реестра маломерных судов гребное судно типа <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ постройки, регистрационный из реестра маломерных судов.

В обоснование заявленных требований указал, что Сахалинской транспортной прокуратурой проведена проверка законности нахождения в реестре маломерных судов центра ГИМС ГУ МЧС России по Сахалинской области судов, в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация гребного судна типа <данные изъяты>, длиной 7 метров с присвоением реестрового , принадлежащего ФИО

Поскольку государственная регистрация в реестре маломерных судов несамоходного судна длиной 7 метров, является в силу действующего законодательства неправомерной, и в соответствии с ч. 3 ст. 33 КТМ РФ государственная регистрация судна может быть оспорена только в судебном порядке, прокурор обратился в суд с указанным иском об исключении судна из реестра маломерных судов.

Помощник Сахалинского транспортного прокурора ФИО в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о уважительных причинах своей неявки суд не информировал, ходатайств об отложении не заявлял.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, на стороне ответчика, ФИО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном законом порядке, в адрес суда возвращено судебное уведомление с отметкой об истечении срока хранения.

Согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ с учетом мнения лиц, участвующих в деле, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, оценив представленные доказательства, как в отдельности, так и в их совокупности суд приходит к следующему:

Согласно п.4 ст.6 Кодекса торгового Мореплавания Российской Федерации государственный надзор за спортивными парусными судами, прогулочными судами, а также маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, осуществляется в порядке, установленным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 и 2 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 № 835 (далее - Положение), государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Государственная инспекция по маломерным судам) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).

В систему Государственной инспекции по маломерным судам входят структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам в составе территориальных органов МЧС России, государственные инспекторы по маломерным судам, а также соответствующие подразделения и организации МЧС России, государственная инспекция по маломерным судам руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми и другими актами МЧС России, а также настоящим Положением.

Пунктами 4, 5 Положения установлено, что одной из основных задач Государственной инспекции по маломерным судам является осуществление государственного надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, включая функции по организации контроля за соблюдением правовых актов, регламентирующих порядок пользования маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок; осуществлению в установленном порядке классификации, освидетельствования, государственной регистрации и учету маломерных судов; ведению реестра маломерных судов и государственного учета выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании.

В силу п. 24 Административного регламента МЧС России предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утверждённого приказом МЧС России от 24.06.2016 № 339 (далее - Регламент), документами, подтверждающими основания для исключения судна из реестра маломерных судов являются, в том числе, судебный акт, вступивший в законную силу.

В силу ч. 3 ст. 7 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать 20м и общее количество людей, на котором не должно превышать 12 м.

В соответствии с пунктами 1, 1.1, и 3 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации (далее - реестры судов): Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; бербоут-чартерном реестре; Российском международном реестре судов; Российском открытом реестре судов; реестре строящихся судов.

Не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.

Регистрация в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, Российском открытом реестре судов или реестре маломерных судов права собственности и иных вещных прав на судно, ограничений (обременений) этих прав, их возникновения, перехода и прекращения является единственным доказательством существования зарегистрированных прав, ограничений (обременений) этих прав и сделок, которые могут быть оспорены только в судебном порядке.

Судом установлено и подтверждается представленной в материалы дела регистрационной карточкой, что в реестре маломерных судов состоит гребное несамоходное судно типа <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ постройки, длиной 7 метров, шириной 2,2 метра, высотой борта 0,7 метра.

Таким образом, поскольку спорное гребное судно типа <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ постройки, регистрационный имеет длину не более 12 метров, а государственная регистрация в реестре маломерных судов предусмотрена для несамоходных судов свыше 12 метров, то суд удовлетворяет требование истца о возложении обязанности исключить судно из реестра маломерных судов.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданской процессуального кодекса РФ суд признает обоснованными и разумными сроки исполнения решения суда в течении 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сахалинского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Сахалинской области о возложении обязанности в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу исключить гребное судно типа <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ постройки, регистрационный из реестра маломерных судов - удовлетворить.

Обязать Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу исключить гребное судно типа <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ постройки, регистрационный из реестра маломерных судов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Дата принятия решения судом в окончательной форме – 28 сентября 2022 года.

Председательствующий судья Е.В. Ретенгер