ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 650001-01-2023-004605-44 от 17.10.2023 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Уникальный идентификатор дела № 65RS0001-01-2023-004605-44

дело №2-5495/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Южно-Сахалинск 17 октября 2023 года

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Ретенгер Е.В.,

при помощнике судьи Щетининой Т.В.,

с участием

истца ФИО

представителя ответчика, действующего на основании доверенности от 14 августа 2023 года Запускалова М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к Государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки Сахалинской области» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на компенсацию расходов, связанных с погашением ипотечного жилищного кредита, семьям в случае рождения второго ребенка, возложении обязанности выплатить денежную компенсацию,

УСТАНОВИЛ:

ФИО обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки Сахалинской области» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на компенсацию расходов, связанных с погашением ипотечного жилищного кредита, семьям в случае рождения второго ребенка, возложении обязанности выплатить денежную компенсацию.

В обоснование заявленных требований истец указала, что является матерью троих <данные изъяты>ФИО, ДД.ММ.ГГГГ; ФИО, ДД.ММ.ГГГГ; ФИО, ДД.ММ.ГГГГ

Отмечет, что 15 марта 2022 года был заключен кредитный договор по условиям которого Банком предоставлены денежные средства в размере 1 153 164 рубля 07 копеек на приобретение квартиры, расположенной по <адрес>

Указывает, что 10 апреля 2023 года обратилась в ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» по городу Южно-Сахалинску с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на компенсацию расходов, сказанных с погашением ипотечного жилищного кредита, на что получил отказ по причине того, что семья после рождения третьего ребенка приобрела статус многодетной семьи и утратила право на компенсацию расходов, связанных с погашением ипотечного жилищного кредита (займа), в семьях которых рожден второй ребенок.

Истец считает решение об отказе в предоставлении социальной выплаты незаконным, поскольку административный регламент по предоставлению социальной услуги не содержит такого основания для отказа как приобретение статуса многодетной семьи или рождение в семье третьего ребенка.

В судебном заседании истец, настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске, отметила, что каких-либо мер социальной поддержки, предусмотренных законом Сахалинской области от 06 декабря 2010 г. № 112-ЗО не получала и не может являться получателем выплаты, имеющей статус многодетной семьи, поскольку обеспечена жилым помещением с учетом нормативов площади.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований указав, что при рождении второго ребенка семья приобретает статус многодетной и право на ЕДВ на компенсацию расходов, связанных с погашением ипотечного жилищного кредита семьям, в случае рождения второго ребенка утрачивает, что являлось единственным основанием к отказу. Также сообщил суду, что истцом представлен полный пакет документов, а также о том, что истец каких-либо мер социальной поддержки, предусмотренных законом Сахалинской области от 06 декабря 2010 г. № 112-ЗО не получала.

Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, оценив представленные доказательства как в отдельности, так в их совокупности суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом суд исходит из следующего:

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» закреплено право субъектов Российской Федерации устанавливать за счет собственных средств дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4-5 Закона Сахалинской области от 06 декабря 2010 г. № 112-ЗО «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области» семьям, в которых рожден (усыновлен, удочерен) второй ребенок, предоставляется социальная поддержка в виде единовременной денежной выплаты на компенсацию расходов, связанных с погашением ипотечного жилищного кредита (займа) в размере 266 194 рублей на семью.

Пунктами 2 - 4 статьи 4-5 Закона о социальной поддержке установлено следующее.

Право на социальную поддержку, предусмотренную настоящей статьей, имеют семьи, в которых рожден (усыновлен, удочерен), начиная с 1 января 2013 года второй ребенок, при условии проживания указанной семьи на территории Сахалинской области в общей сложности не менее пяти лет. При этом учитываются дети, рожденные одной матерью, дети, усыновленные (удочеренные) одним из супругов-усыновителей (единственным усыновителем), но не учитываются умершие дети.

Социальная поддержка, предусмотренная настоящей статьей, предоставляется семье при одновременном соблюдении следующих условий:

рождение (усыновление, удочерение) обоих детей одной матерью

либо усыновление обоих детей одним усыновителем;

2) наличие у обоих детей гражданства Российской Федерации;

3) государственная регистрация рождения обоих детей в органах

записи актов гражданского состояния;

4) приобретение жилого помещения (доли в праве собственности на

жилое помещение), строительство жилого помещения на территории Сахалинской области с использованием средств ипотечного кредита (займа), предоставленного по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией. Жилое помещение должно соответствовать установленным техническим правилам и нормам.

Единовременная денежная выплата назначается в соответствии с правилами, предусмотренными частью 1 статьи 11 настоящего Закона, одному из родителей (единственному родителю) либо одному из супругов-усыновителей (единственному усыновителю), которому предоставлен ипотечный жилищный кредит (заем).

Согласно 1.5 Правил предоставления единовременной денежной выплаты на компенсацию расходов, связанных с погашением ипотечного жилищного кредита (займа), семьям, в которых рожден второй ребенок, утв. Приказом министерства социальной защиты Сахалинской области от 27 октября 2022 года следует, что право на ЕВ на погашение ипотеки имеют семьи, в которых рожден (усыновлен, удочерен) начиная с 1 января 2013 года второй ребенок, при условии проживания указанной семьи на территории Сахалинской области в общей сложности не менее пяти лет. При этом учитываются дети, рожденные одной матерью, дети, усыновленные (удочеренные) одним из супругов-усыновителей (единственным усыновителем), но не учитываются умершие дети.

При определении права на единовременную выплату на погашение ипотеки в состав семьи учитываются: совместно проживающие родители (мать, отец) либо усыновители, первый ребенок и второй ребенок, рожденный после 31 декабря 2012 года (п.1.6).

Единовременная выплата на погашение ипотеки предоставляется семье при одновременном соблюдении следующих условий:

1) рождение (усыновление, удочерение) обоих детей одной матерью либо усыновление обоих детей одним усыновителем;

2) наличие у обоих детей гражданства Российской Федерации;

3) государственная регистрация рождения обоих детей в органах записи актов гражданского состояния;

4) приобретение жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение), строительство жилого помещения на территории Сахалинской области с использованием средств ипотечного кредита (займа), предоставленного по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией. Жилое помещение должно соответствовать установленным техническим правилам и нормам.

Единовременная выплата на погашение ипотеки предоставляется на основании заявления, поданного заявителем (представителем заявителя) в Учреждение (п.2.1).

Судом установлено, что ФИО является матерью:

- ФИО, ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о рождении от 13 января 2015 года;

- ФИО, ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о рождении от 26 ноября 2018 года;

- ФИО, ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством от 25 марта 2016 года;

15 марта 2022 года между ФИО и <данные изъяты>» был заключен кредитный ипотечный договор от 15 марта 2022 года на приобретение объекта недвижимости по <адрес>.

10 апреля 2022г. ФИО обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на компенсацию расходов, связанных с погашением ипотечного жилищного кредита, семьям в случае рождения второго ребенка представив необходимый пакет документов.

Согласно решению ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» по городу Южно-Сахалинска от 17 апреля 2023 года и извещению от 27 февраля 2023 года следует, что ФИО отказано в виду того, что в связи с рождением второго ребенка семья приобрела статус многодетной и утратила право на компенсацию расходов, связанных с погашением ипотечного жилищного кредита, семьям в случае рождения второго ребенка.

Между тем, Закон о социальной поддержке не содержит в себе таких оснований для отказа в предоставлении социальной поддержки как – рождение третьего ребенка.

Пунктом 2.13. Правил определены основания отказа в предоставлении Единовременной выплаты на погашение ипотеки на второго ребенка является наличие одного или нескольких следующих оснований:

1) нахождение ребенка на полном государственном обеспечении;

2) лишение граждан родительских прав в отношении детей, с которыми связано предоставление ЕВ на погашение ипотеки;

3) ограничение граждан в родительских правах в отношении детей, с которыми связано предоставление ЕВ на погашение ипотеки;

4) предоставление неполного пакета документов, предусмотренных пунктами 2.1 - 2.2 настоящих Правил;

5) обнаружение обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных гражданином в подтверждение права на ЕВ на погашение ипотеки;

6) случаи, когда член семьи (члены семьи) не относится (не относятся) к категории лиц, перечисленных в статьи 1 Закона № 112-ЗО;

7) отмена в установленном законом порядке усыновления ребенка (детей);

8) в случае смерти ребенка или признания его в установленном законом порядке умершим или безвестно отсутствующим;

9) достижение обоими детьми совершеннолетия на дату подачи заявления и документов на получение единовременной денежной выплаты;

10) выезд семьи на постоянное место жительства за пределы Сахалинской области;

11) предоставление ранее семье жилого помещения или денежных средств на его приобретение за счет средств федерального бюджета, областного бюджета Сахалинской области или местных бюджетов муниципальных образований Сахалинской области (за исключением единовременной выплаты на погашение остатка основного долга по договорам займа на приобретение (строительство) жилого помещения, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на улучшение жилищных условий, предоставления жилых помещений либо социальных выплат на приобретение или строительство жилья в рамках программ (подпрограмм)).

Судом в ходе судебного разбирательства установлено, что таких оснований к отказу в предоставлении выплаты не установлено.

Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что решение от 17 апреля 2023 года об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на компенсацию расходов, связанных с погашением ипотечного жилищного кредита, семьям в случае рождения второго ребенка является незаконным, поскольку рождение третьего ребенка не относится к числу обстоятельств исключающих право предоставления указанной денежной выплаты. Ни сам закон, ни принятые на его основании Правила не содержат таких оснований к отказу в выплате как приобретение семьей статуса многодетной семьи.

Напротив, Закон Сахалинской области от 06 декабря 2010 г. № 112-ЗО «О социальной поддержке семей, имеющих детей в Сахалинской области» имеет своей целью установление дополнительных меры материальной поддержки семей, имеющих детей. В связи с чем вне зависимости от того обстоятельства, что семья стала многодетной с рождением третьего ребенка, она не утратила права пользования одной из мер социальной поддержки при рождении второго ребенка, поскольку право выбора мер социальной поддержки принадлежит исключительно семье.

При таких обстоятельствах суд находит требования истца о признании незаконным решения Государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» от 17 апреля 2023 года об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на компенсацию расходов, связанных с погашением ипотечного жилищного кредита, предусмотренной Законом Сахалинской области 06 декабря 2010 г. № 112-ЗО «О социальной поддержке семей, имеющих детей в Сахалинской области» в случае рождения второго ребенка и возложении обязанности произвести указанную выплату ФИО обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно пункту 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков и иные органы, обращающиеся в защиты государственных или общественных интересов.

Суд принимает во внимание, что Государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки Сахалинской области» выполняет отдельные функции государственного органа и при этом его участие в данном споре обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов. В связи с чем, суд приходит к выводу, что ответчик в данном случае освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО к Государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки Сахалинской области» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на компенсацию расходов, связанных с погашением ипотечного жилищного кредита, семьям в случае рождения второго ребенка, возложении обязанности выплатить денежную компенсацию - удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» от 17 апреля 2023 года об отказе предоставления единовременной денежной выплаты на компенсацию расходов, связанных с погашением ипотечного жилищного кредита, семьям в случае рождения второго ребенка.

Возложить на Государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки Сахалинской области» обязанность произвести единовременную денежную выплату на компенсацию расходов, связанных с погашением ипотечного жилищного кредита, семьям в случае рождения второго ребенка.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Дата составления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий судья Е.В. Ретенгер