ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 650006-01-2023-000289-20 от 15.12.2023 Курильского районного суда (Сахалинская область)

УИД № 65RS0006-01-2023-000289-20

Дело № 2а-207/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2023 года г. Курильск

Курильский районный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Якина С.А.,

при секретаре судебного заседания Барсуковой А.В.,

с участием:

представителя административного истца помощника прокурора <адрес>ФИО3,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Курильский городской округ» (далее также - администрация) ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, поданное в интересах Пак Сони, к муниципальной комиссии по обследованию муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения на территории муниципального образования «Курильский городской округ» (далее также - муниципальная комиссия), администрации муниципального образования «Курильский городской округ» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) и неисполнении обязанности по подготовке заключения о возможности либо отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, возложении обязанности провести проверку экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, и подготовить заключение о возможности либо отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме,

УСТАНОВИЛ:

прокурор <адрес>, действуя в интересах Пак С., обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия муниципальной комиссии, выразившегося в непроведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) и подготовке заключения о возможности либо отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме по месту жительства Пак С., инвалида 2 группы, зарегистрированной по адресу: <адрес> (подъезд ), и возложении на муниципальную комиссию обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести проверку экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта подъезда многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором проживает Пак С., и подготовить заключение о возможности либо отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора <адрес>ФИО3 поддержала административный иск.

Представитель административного ответчика администрации ФИО2 административный иск не признал, указав, что администрация не является надлежащим ответчиком по иску прокурора, требований к ней не заявлено.

Административный истец Пак С., представитель административного ответчика муниципальной комиссии, представитель заинтересованного лица министерства социальной защиты <адрес> в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте его проведения своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие указанных лиц.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о социальной защите инвалидов) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Согласно уставу муниципального образования «Курильский городской округ» <адрес>, принятому решением сессии <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, администрации Курильского городского округа в области социальной защиты населения уполномочена принимать меры по улучшению жилищных и материально-бытовых условий инвалидов.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (ч. 2 ст. 15 Закона о социальной защите инвалидов).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила ).

Названые Правила применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее - многоквартирный дом, в котором проживает инвалид).

Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению (п. 2 Правил ).

В отношении жилых помещений инвалидов, не входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, координацию мероприятий по их приспособлению с учетом потребностей инвалидов обеспечивает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3 Правил ).

Распоряжением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р министерство социальной защиты <адрес> определено уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> на координацию в <адрес> мероприятий по приспособлению жилых помещений, входящих в состав жилищного фонда <адрес>, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, а также имущества в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения, с учетом потребностей инвалидов.

Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (далее - обследование), в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения (подп. «а» п. 4 Правил ).

Согласно п. 5 Правил обследование проводится в соответствии с планом мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов (далее - план мероприятий) и включает в себя:

а) рассмотрение документов о характеристиках жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (технический паспорт (технический план), кадастровый паспорт и иные документы);

б) рассмотрение документов о признании гражданина инвалидом, в том числе выписки из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом. Уполномоченный федеральный орган (уполномоченный орган) в порядке межведомственного электронного взаимодействия запрашивает в Пенсионном фонде Российской Федерации сведения, подтверждающие факт установления инвалидности. Межведомственный запрос направляется указанными уполномоченными органами в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Указанные сведения предоставляются Пенсионным фондом Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня получения запроса. Гражданин, признанный инвалидом (семья, имеющая ребенка-инвалида), вправе по собственной инициативе представить в указанные уполномоченные органы в качестве сведений, подтверждающих факт установления инвалидности, документы о признании гражданина (ребенка) инвалидом, в том числе выписку из акта медико-социальной экспертизы гражданина (ребенка), признанного инвалидом;

в) проведение визуального, технического осмотра жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, при необходимости проведение дополнительных обследований, испытаний несущих конструкций жилого здания;

г) проведение беседы с гражданином, признанным инвалидом, проживающим в жилом помещении, в целях выявления конкретных потребностей этого гражданина в отношении приспособления жилого помещения;

д) оценку необходимости и возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления. Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования (п. 6 Правил ).

В силу п. 12 Правил по результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - акт обследования), содержащий:

а) описание характеристик жилого помещения инвалида, составленное на основании результатов обследования;

б) перечень требований из числа требований, предусмотренных разделами III и IV настоящих Правил, которым не соответствует обследуемое жилое помещение инвалида (если такие несоответствия были выявлены);

в) описание характеристик общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, составленное на основании результатов обследования;

г) выводы комиссии о наличии или об отсутствии необходимости приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием;

д) выводы комиссии о наличии или об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием;

е) перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - мероприятия), определяемый на основании настоящих Правил с учетом мнения инвалида, проживающего в данном помещении (в случае, если в акте комиссии сделан вывод о наличии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида).

В случае если в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, то есть о невозможности приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности такой реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а уполномоченный орган обеспечивает ее проведение (п. 15 Правил ).

Правила проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п. 16 Правил ).

Такие правила утверждены приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ/пр (далее - Правила /пр).

Проверка экономической целесообразности осуществляется на основании акта обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, оформленного в соответствии с положениями п.п. 12 и 13 Правил (далее - акт обследования жилого помещения) комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, созданной согласно требованиям п.п. 6 - 10 Правил (далее - комиссия), содержащего:

- вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения и общего имущества, то есть о невозможности приспособления жилого помещения и общего имущества без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта;

- решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения и общего имущества (п. 3 Правил /пр).

Проверка экономической целесообразности осуществляется путем сравнения потребности в финансовых ресурсах, необходимых на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения и общего имущества, исходя из указанных в акте обследования мероприятий (далее соответственно - потребность в финансовых ресурсах на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта, реконструкция и (или) капитальный ремонт), с потребностями в финансовых ресурсах, необходимых на приобретение нового жилого помещения, приспособленного с учетом потребностей инвалида, и равнозначного по общей площади и месторасположению помещению, в котором проживает инвалид (далее соответственно - потребность в финансовых ресурсах на приобретение нового жилого помещения, новое жилое помещение) (п. 5 Правил /пр).

По результатам проведения проверки экономической целесообразности комиссия принимает одно из следующих решений:

- об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения и общего имущества, если объем потребности в финансовых ресурсах на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта составляет менее объема потребности в финансовых ресурсах на приобретение нового жилого помещения,

- об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, если объем потребности в финансовых ресурсах на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта превышает объем потребности в финансовых ресурсах на приобретение нового жилого помещения (п. 17 Правил , п. 9 Правил /пр).

Решение комиссии о целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида оформляется по форме, содержащейся в приложении к приказу Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ/пр (п. 10 Правил /пр).

Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности. Формы соответствующих заключений утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п. 18 Правил ).

В соответствии с п. 19 Правил заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании:

а) акта обследования;

б) решения комиссии об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, предусмотренного подп. «а» п. 17 Правил .

На основании п. 20 Правил заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании:

а) акта обследования;

б) решения комиссии об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, предусмотренного подп. «б» п. 17 Правил .

Заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодным для проживания инвалида (п. 21 Правил ).

Для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий заключение, предусмотренное п. 19 Правил , в течение 10 дней со дня его вынесения направляется муниципальной комиссией главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида (п. 22 Правил ).

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Пак С., проживающая по адресу: <адрес>, подъезд , <адрес>, является инвалидом второй группы.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ/2022, выданной ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России, Пак С. имеет нарушение функции опорно-двигательного аппарата, вызывающее необходимость использования кресла-коляски, в связи с чем она нуждается в оборудовании жилого помещения специальными средствами и приспособлениями.

Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановлений администрации от ДД.ММ.ГГГГ и ) утвержден порядок создания и работы муниципальной комиссии по обследованию муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения на территории муниципального образования «Курильский городской округ» (далее - Порядок создания и работы муниципальной комиссии).

Пунктами 4.5.1, 4.5.2, 4.5.3, 4.7, 4.9, 4.11, 4.12 Порядка создания и работы муниципальной комиссии регламентирован порядок проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения и общего имущества, а также составления заключения о возможности либо невозможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида. Данный порядок аналогичен тому, что изложен в вышеприведенных Правилах и /пр.

Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановлений администрации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден состав муниципальной комиссии.

ДД.ММ.ГГГГ председателем муниципальной комиссии утвержден план-график обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, включая <адрес> в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности на 2023 год.

ДД.ММ.ГГГГ муниципальной комиссией проведено обследование общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> (подъезд ), в котором проживает Пак С., по результатам которого установлено: жилое помещение Пак С. расположено на 1 этаже; число подъемов (ступеней) в одном перепаде уровней соответствует трем; наружный дверной проем имеет ширину менее 1,2 м; тамбур многоквартирного дома при прямом движении и одностороннем открывании дверей менее 2,3 м глубиной и менее 1,5 м шириной; ширина внутренних дверных и арочных проемов менее 0,9 м; лестница, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, не оборудована нескользким и невибрирующим покрытием с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления подошвы обуви, опоры вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски в разных погодных условиях; крыльцо многоквартирного дома и входная площадка не отвечают следующим требованиям: уровень пола помещения при входе в здание более 14 мм со скошенными краями; дверные проемы имеют пороги и перепады относительно уровня пола; лестница крыльца многоквартирного дома не отвечает требованиям: поверхность ступеней не имеет антискользящее покрытие; ограждение с двух сторон стационарной лестницы не непрерывные, не имеют двухуровневых поручней на высоте от 0,7 до 0,9 м, имеющих закругленные окончания; верхняя и нижняя ступени не выделены цветом или фактурой; перед открытой лестницей за 0,8-0,9 м не оборудованы предупредительные тактильные полосы шириной 0,3-0,5 м; пандус крыльца многоквартирного дома не установлен; двери для входа в многоквартирный дом и тамбур не отвечают требованиям: входная дверь не имеет контрастную окраску по краям дверного полотна или наличника; наружная дверь не оборудована информационной табличной с указанием номеров подъезда и квартир, а также табличной с такой же информацией с использованием шрифта Брайля, расположенной на высоте от 0,7 до 0,9 м; двери не оборудованы доводчиками с регулируемым усилием не более 19,5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд; участки пола по пути движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами не имеют тактильных предупреждающих указателей и (или) контрастно окрашенную поверхность.

Комиссия пришла к выводам о необходимости приспособления общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает Пак С., требованиям раздела III Правил и об отсутствии технической возможности приспособления общего имущества в этом многоквартирном доме в этой связи о необходимости проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает Пак С., в целях приспособления ее жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме с учетом ее потребностей и обеспечения условий их доступности для нее.

ДД.ММ.ГГГГ Пак С. обратилась в прокуратуру <адрес> с заявлением, согласно которому указала, что подъезд ее дома не оборудован пандусом, что затрудняет ей подъем в квартиру, в которой она проживает.

Решением и.о. прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании обращения Пак С. назначена проверка исполнения администрацией требований законодательства о социальной защите инвалидов сроком 30 дней с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес> запросил из администрации сведения о том, принимались ли решения комиссии об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), обследованного ДД.ММ.ГГГГ, а также копии заключений о возможности (об отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, обследованном ДД.ММ.ГГГГ.

В ответ на указанный запрос ДД.ММ.ГГГГ администрацией за .13-3334/23 сообщено, что вышеуказанные решения комиссией не принимались, заключения находятся на стадии подготовки.

ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес>, сославшись на выявленные муниципальной комиссией в ходе обследования ДД.ММ.ГГГГ нарушения, внес главе администрации представление /Прдп об устранении нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов, потребовав безотлагательно принять меры, направленные на устранение указанных в представлении нарушений, их причин и условий, им способствующих.

Отвечая на представление прокурора, администрация в письме от ДД.ММ.ГГГГ.13-3712/23 сообщила, что проверка экономической целесообразности (либо нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта обследованных в 2023 году жилых домов, в которых проживают инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, будет осуществлена муниципальной комиссией ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес> повторно запросил из администрации сведения о проведении муниципальной комиссией проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта обследованных многоквартирных домов, в которых проживают инвалиды, копии решения по результатам данной проверки и заключения о возможности приспособления обследованных жилых помещений инвалидов.

Согласно письму администрации от ДД.ММ.ГГГГ.13-4000/23 на запрос прокурора от ДД.ММ.ГГГГ проверка экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта обследованных многоквартирных домов, в которых проживают инвалиды, муниципальной комиссией не проводилась, заключение о возможности приспособления обследованных многоквартирных домов не принималось в связи с отсутствием членов муниципальной комиссии, имеющих компетентные знания по составлению локального сметного расчета для реконструкции или капитального ремонта обследованных многоквартирных домов.

Решением прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вновь назначена проверка исполнения администрацией требований законодательства о социальной защите инвалидов сроком 30 дней с ДД.ММ.ГГГГ. В тот же день из администрации запрошены сведения о проведении проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта спорного дома.

В ответ на данный запрос 15 и ДД.ММ.ГГГГ администрацией за .13-4066/23 и .13-4086/23 сообщено, что с целью проведения экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, и составления сводного сметного расчета с целью реконструкции или капитального ремонта, в 2023 году выполнено мероприятие по разработке проектно-сметной документации для адаптации входных групп жилого указанного дома. В соответствии с полученной проектно-сметной документацией стоимость строительно-монтажных работ по адаптации входных групп указанного жилого дома составляет 3 323 920 рублей. Экономическая целесообразность реконструкции многоквартирного дома муниципальной комиссией не проведена. Причина не проведения - запланированная в 2022 году на 2023 год мероприятие по разработке вышеуказанной проектно-сметной документации.

На момент разрешения судом между сторонами спора проверка экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, в котором проживает Пак С., в целях приспособления с учетом ее потребностей и обеспечения условий их доступности для нее муниципальной комиссией не проведена, заключение о возможности приспособления общего имущества в указанном многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности не вынесено.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что, вопреки приведенным выше законоположениям, со дня проведения муниципальной комиссией обследования (ДД.ММ.ГГГГ) и до дня рассмотрения судом настоящего дела реальных и эффективных действий, направленных на проверку экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, в котором проживает Пак С., в целях приспособления с учетом ее потребностей и обеспечения условий их доступности для нее муниципальной комиссией и вынесение заключения о возможности приспособления общего имущества в указанном многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключения об отсутствии такой возможности, муниципальной комиссией не совершено. Причины, по которым данные действия муниципальной комиссией не были совершены, носили субъективный характер и не препятствовали их совершению.

В этой связи суд считает доказанным незаконность бездействия муниципальной комиссии и считает необходимым возложить на нее обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести проверку экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид 2 группы Пак С., в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и вынести заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида 2 группы Пак С. и общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид 2 группы Пак С., с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципальной комиссии по обследованию муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения на территории муниципального образования «Курильский городской округ», выразившееся в не проведении проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид 2 группы Пак Соня, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и не вынесении заключения о возможности приспособления жилого помещения инвалида 2 группы Пак Сони и общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид 2 группы Пак Соня, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности.

Возложить на муниципальную комиссию по обследованию муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения на территории муниципального образования «Курильский городской округ» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести проверку экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид 2 группы Пак Соня, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и вынести заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида 2 группы Пак Сони и общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид 2 группы Пак Соня, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Курильский районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Председательствующий С.А. Якин

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.