ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 650009-01-2021-000326-09 от 01.10.2021 Ногликского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 2-321/2021

УИД № 65RS0009-01-2021-000326-09

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт.Ноглики, Сахалинской области 01 октября 2021 года

Ногликский районный суд Сахалинской области под председательством судьи Поваляевой А.О,, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ещенко К.Г., с участием истца Королевой И.А., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ «Ногликский» Максимовой Н.М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королевой И.А., Королева С.В. о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Городской округ «Ногликский» по предоставлению социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в рамках целевой программы расселения ветхого жилья, возложении обязанности произвести выкуп жилого помещения, взыскании судебных расходов,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ Королева И.А. и Королев С.В. обратились в суд с настоящим иском к администрации муниципального образования «Городской округ «Ногликский», в обоснование указав, что являются собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>. Жилой дом по данному адресу признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением мэра муниципального образования «Городской округ «Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок отселения жильцов указанного дома до ДД.ММ.ГГГГ. Аварийный дом включен в муниципальную программу «Обеспечение населения муниципального образования «Городской округ «Ногликский» качественным жильем на 2015-2020 годы», утвержденную постановлением администрации муниципального образования «Городской округ «Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между ними и администрацией муниципального образования «Городской округ «Ногликский» заключено соглашение о намерениях, в соответствии с условиями которого стороны обязались в срок до ДД.ММ.ГГГГ заключить договор мены принадлежащего им жилого помещения по адресу: <адрес> на иное равнозначное благоустроенное жилье во вторичном жилье или во вновь построенном многоквартирном доме по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение, по условиям которого по договору мены им должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее 49, 5 кв.м во вновь построенном многоквартирном доме по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> в 2021-2026 годах». Согласно п. 2.1 данной программы собственникам жилых помещений предоставляется право выбора любого из нижеуказанных способов обеспечения их жилищных прав:

-денежное возмещение за изымаемое жилое помещение;

- предоставляемое взамен изымаемого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, либо, если рыночная стоимость предоставляемого жилого помещения превышает размер возмещения- при условии доплаты гражданином за счет собственных или заемных средств разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и суммой возмещения.

В связи с отсутствием строительства новых жилых домов в пгт. Ноглики, в том числе на <адрес>, что свидетельствует о невозможности исполнения сторонами соглашения о намерениях, они обратились в администрацию муниципального образования «Городской округ «Ногликский» с заявлением о выкупе их жилого помещения за 2700000 рублей. В письме от ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования «Городской округ «Ногликский» отказала им в выплате денежного возмещения за изымаемое жилое помещение.

Ссылаясь на положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, Королева И.А. и Королев С.В. просили суд признать незаконным отказ администрации муниципального образования «Городской округ «Ногликский» в изменении условий соглашений о намерениях от ДД.ММ.ГГГГ; обязать администрацию муниципального образования «Городской округ «Ногликский» произвести выкуп жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> за 2700000 рублей; взыскать судебные расходы (л.д.<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ Королева И.А. и Королев С.В. уточнили исковые требования, просили признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Городской округ «Ногликский» о предоставлении социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в рамках целевой программы расселение ветхого жилья; обязать администрацию муниципального образования «Городской округ «Ногликский» произвести выкуп жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> за 2700000 рублей; взыскать судебные расходы (л.д.<данные изъяты>).

В письменном отзыве на иск представитель ответчика –администрации муниципального образования «Городской округ «Ногликский» с иском не согласился, просил в его удовлетворении отказать, указав, что собственники жилого помещения по адресу: <адрес>, ФИО10, заключив соглашение о намерения ДД.ММ.ГГГГ, выбрали способ обеспечения своих жилищных прав- предоставление жилого помещения в собственность по договору мены. Постановлением Правительства Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Сахалинской области в 2021-2026 годах», многоквартирный дом, в котором расположено жилое помещение истцов, включен в данную программу; срок расселения дома по адресу: <адрес> по адресной программе определен до ДД.ММ.ГГГГ. Администрация полагает, что требование о взыскании возмещения за изымаемое жилое помещение до наступления срока реализации региональной адресной программы является преждевременным. Указывая на то, что установленные Программой сроки расселения дома не нарушены, администрация полагает, что бездействия органами местного самоуправления не допущено; доказательств, свидетельствующих, что проживание в данном доме создает угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем лиц, истцами не представлено (л.д.<данные изъяты>).

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ «Ногликский» (л.д. <данные изъяты>).

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечены несовершеннолетние ФИО5 и ФИО6 в лице их законного представителя ФИО7 (л.д. <данные изъяты>).

В судебное заседание при надлежащем извещении не явились истец Королев С.В. просил о рассмотрении дела в его отсутствие, третьи лица, не заявляюшие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, несовершеннолетние ФИО5 и ФИО6, интересы которых в судебном заседании представляет их законный представитель Королева И.А., представитель ответчика- администрации муниципального образования «Городской округ «Ногликский», о причинах неявки суд не известил.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании Королева И.А. исковые требования, с учетом уточнений, поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном заявлении, указав, что в настоящее время планы ее семьи изменились, они переехали на постоянное место жительство в г. Южно-Сахалинск, а потому получать квартиру в пгт. Ноглики взамен изымаемой им нет необходимости; так как дом признан аварийным и подлежащим сносу, проживание в нем не возможно, просила суд признать бездействие по непредставлению выплаты на приобретение жилья взамен изымаемого незаконным, обязать администрацию муниципального образования «Городской округ «Ногликский» произвести выкуп принадлежащего ее семье жилого помещения за 2700000 рублей.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «<адрес> «Ногликский» - Максимова Н.М. с иском не согласилась, поддержав отзыв администрации, просила в удовлетворении иска отказать, указав, что решения о сносе дома по адресу: пгт. Ноглики, <адрес>, а также изъятии жилых помещений у собственников в данном доме органами местного самоуправления не принималось, а потому оснований для выкупа жилого помещения у ФИО10 не имеется.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГФИО5 (размер дои <данные изъяты>), ФИО6 (размер дои <данные изъяты>), Королев С.В. (размер дои <данные изъяты>), Королева И.А. (размер доли <данные изъяты>) являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. <данные изъяты>).

Согласно акту обследования жилого помещения по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. <данные изъяты>).

Постановлением мэра муниципального образования «Городской округ «Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, включен в адресную муниципальную программу «Обеспечение населения муниципального образования «Городской округ «Ногликский» качественным жильем на 2015-2020 годы», установлен срок переселения жильцов до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>).

Постановлением мэра муниципального образования «Городской округ «Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление от ДД.ММ.ГГГГ, исключено указание на «2015-2020 годы» (л.д. <данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования «Городской округ «Ногликский», Королевой И.А. и Королевым С.В. заключено соглашение о намерениях, согласно которому стороны договорились заключить договор мены жилого помещения по адресу: <адрес> на жилое помещение, приобретенное на вторичном рынке, или во вновь построенном доме по <адрес> в пгт. Ноглики (л.д. <данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования «Городской округ «Ногликский», Королевой И.А. и Королевым С.В. заключено дополнение к соглашению о намерениях от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому стороны договорились заключить договор мены жилого помещения по адресу: <адрес> на жилое помещение во вновь построенном доме по <адрес> (л.д. <данные изъяты>).

Письмом мэра муниципального образования «Городской округ «Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГФИО10 отказано в выкупе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а также разъяснено, что решение о сносе дома и изъятии земельного участка не принималось (л.д. <данные изъяты>).

Согласно отчету об оценке от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> составляет 2700000 рублей (л.д<данные изъяты>).

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Постановление Правительства Сахалинской области от 31 марта 2021 N 113 утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Сахалинской области в 2021 - 2026 годах».

Согласно паспорту Программы установлены сроки и этапы ее реализации на 2021-2026 года: 1 этап - 2021 - 2022 годы; 2 этап - 2022 - 2023 годы; 3 этап - 2023 - 2024 годы; 4 этап - 2024 - 2025 годы; 5 этап - 2025 - 2026 годы.

<адрес> включен в региональную адресную Программу, установлен срок расселения жильцов до ДД.ММ.ГГГГ (п.21 Приложения № 5 Программы).

Данной Программой предусмотрено, что расселение многоквартирных домов, признанных в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, планируется осуществлять посредством (приложения N 2, 6 к Программе):

- строительства и (или) приобретения у застройщиков жилых помещений в многоэтажных многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) строительства таких домов;

- строительства жилищного фонда социального использования;

- приобретения жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиком (вторичный рынок);

- предоставления гражданам жилых помещений из имеющегося муниципального жилого фонда после проведения в них капитального ремонта;

- заключения договоров комплексного развития территорий, в том числе в целях строительства стандартного жилья;

- заключения договоров на приобретение квартир на первичном рынке.

Предоставление социальной выплаты на приобретение жилья или строительства жилых помещений в рамках данной Программы не предусмотрено, как не предусмотрено выделение таковой нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования «Городской округ «Ногликский», а потому оснований для признания незаконным бездействия администрации муниципального образования «Городской округ «Ногликский» по не предоставлению такой выплаты семье ФИО10, в связи с признанием дома, в котором находится принадлежащее им жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу, не имеется.

В связи с тем, что жилой дом по адресу: <адрес> включен в региональную адресная программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Сахалинской области в 2021 - 2026 годах», семья ФИО10 имеет право выбора любого из способов обеспечения их жилищных прав: предоставление другого жилого помещения или его выкуп.

В соответствии с приложением 5 Программы данное право ими может быть реализовано при наступлении срока расселения жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ. Так как данный срок не наступил, заявленное Истцами требование о выкупе жилого помещения является преждевременным.

В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Согласно части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

В судебном заседании установлено, что Ответчик решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом, а также решение об изъятии каждого жилого помещения в указанном доме, принадлежащего на праве собственности проживающим в нем жильцам, не принимал. Наличие в материалах дела документов, свидетельствующих о ненадлежащем техническом состоянии многоквартирного дома, само по себе не является основанием для удовлетворения заявленных истцом требований.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения иска Королевой И.А. и Королева С.В. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

В удовлетворении искового заявления Королевой И.А., Королева С.В. к администрации муниципального образования «Городской округ «Ногликский» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Городской округ «Ногликский» по предоставлению социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в рамках целевой программы расселения ветхого жилья, возложении обязанности произвести выкуп жилого помещения, взыскании судебных расходов, отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Сахалинский областной суд через Ногликский районный суд Сахалинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение принято 08 октября 2021 года.

Председательствующий А.О.Поваляева