ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 660002-01-2021-002465-49 от 10.12.2021 Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

К<...>

УИД № 66RS0002-01-2021-002465-49

Дело № 12-880/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Екатеринбург 10 декабря 2021 года

Судья Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга Сахарных А.В.

с участием должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, - главного государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями и пожарной безопасностью Уральского управления государственного железнодорожного надзора Ространснадзора Иванова Е.П.,

представителя Уральского управления государственного железнодорожного надзора Ространснадзора Мозыревой Е.П.,

рассмотрев жалобу защитника ПАО «Акрон» Храмова П.С. на постановление главного государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями и пожарной безопасностью Уральского управления государственного железнодорожного надзора Ространснадзора Иванова Е.П. от 23.08.2021 №13421/21, которым

публичное акционерное общество «Акрон» (далее - ПАО «Акрон»), ИНН 5321029508, зарегистрированное по адресу: г.Великий Новгород, индекс 173012, ранее не привлекавшееся к административной ответственности по статьям главы 11 КоАП РФ,

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.14 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 3000 рублей,

а также решение начальника Уральского управления государственного железнодорожного надзора Ространснадзора Кустова О.Б. от 17.09.2021,

установил:

ПАО «Акрон», зарегистрированное по адресу: г.Великий Новгород, индекс 173012, в нарушение статей 1, 20, части 3 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ», статьи 3 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ», пункта 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 29.07.2019 №245, абзаца 9 пункта 2.1.20 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ 05.04.1996, являясь грузоотправителем вагона *** в составе поезда ***, при отправлении вагона с опасным грузом по маршруту от станции Великий Новгород Октябрьской железной дороги до пункта назначения - станции Сукманы Свердловской железной дороги, не обеспечило надлежащее техническое состояние и пригодность под перевозку опасных грузов кузовов специализированных вагонов, корпусов контейнеров, а также их арматуры и оборудования, в результате чего произошла течь опасного груза из-под крышки нижнего сливного прибора при условии плотного закрытия крышки, что выявлено 19.07.2021 в 12:50 по прибытию состава с данным вагоном на станцию Оверята Свердловской железной дороги.

В поступившей жалобе защитник ПАО «Акрон» просит постановление отменить, а производство по делу прекратить, указывая, что в протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу имеется ссылка на недействующую редакцию Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам; грузоотправителем вагон передан железной дороге в исправном состоянии, а доступ к вагону посторонних лиц, следствием противоправных действий которых могло стать образование течи вагона-цистерны не исключён. Обращает внимание на отсутствие надлежащего уведомления законного представителя юридического лица.

В судебном заседании должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Иванов Е.П., и представитель Уральского управления государственного железнодорожного надзора Ространснадзора Мозырева Е.П., настаивали на законности и обоснованности обжалуемого постановления, отсутствии процессуальных нарушений.

Судья, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав участников процесса, приходит к следующим выводам.

Частью 3 статьи 11.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте.

Согласно части 3 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» грузоотправители и грузополучатели при перевозках, погрузке и выгрузке опасных и специальных грузов должны обеспечивать безопасность таких перевозок, погрузки и выгрузки, а также иметь соответствующие средства и мобильные подразделения, необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и их последствий.

В соответствии с пунктом 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 29.07.2019 №245, пригодность вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа для перевозки конкретного груза в коммерческом отношении в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» определяется грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими. Грузоотправитель является ответственным за исправность котла, арматуры, люков, прокладок, правильность заполнения вагона-цистерны, обеспечение безопасности в пути следования, порчу груза в результате налива в непредназначенный или неочищенный вагон-цистерну, вагон бункерного типа, а также за последствия неправильного их использования.

Пунктом 2.1.20 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ 05.04.1996, подаваемые под погрузку опасных грузов вагоны и контейнеры должны быть исправны и очищены от ранее перевозимых грузов и мусора. Пригодность всех вагонов и контейнеров под перевозку опасных грузов в коммерческом отношении определяется грузоотправителями. Запрещается подавать под погрузку опасных грузов вагоны и контейнеры, в том числе специализированные контейнеры-цистерны, без технического осмотра и признания их годными под перевозку этих грузов.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что ПАО «Акрон», зарегистрированное по адресу: г.Великий Новгород, индекс 173012, в нарушение статей 1, 20, части 3 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ», статьи 3 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ», пункта 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 29.07.2019 №245, абзаца 9 пункта 2.1.20 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ 05.04.1996, являясь грузоотправителем вагона *** в составе поезда ***, при отправлении вагона с опасным грузом по маршруту от станции Великий Новгород Октябрьской железной дороги до пункта назначения - станции Сукманы Свердловской железной дороги, не обеспечило надлежащее техническое состояние и пригодность под перевозку опасных грузов кузовов специализированных вагонов, корпусов контейнеров, а также их арматуры и оборудования, в результате чего произошла течь опасного груза из-под крышки нижнего сливного прибора при условии плотного закрытия крышки, что выявлено 19.07.2021 в 12:50 по прибытию состава с данным вагоном на станцию Оверята Свердловской железной дороги, т.е. нарушило правила перевозки опасных веществ, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 11.14 КоАП РФ.

Вывод о наличии события и состава правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании материалами, а именно:

протоколом об административном правонарушении от 13.08.2021, в котором, вопреки доводам защитника, в полном объёме и надлежащим образом изложено содержание нарушения, указано виновное лицо, квалификация правонарушения и иные обстоятельства, указанные в статье 28.2 КоАП РФ;

протоколом расследования причин течи формалина из танк-контейнера №1-2021, согласно которому причиной течи является негерметичность запорных устройств (сливной кран и донный клапан);

актом общей формы от 19.07.2021, в котором изложены сведения об опасном грузе и проверке запорных устройств силами грузооотправителя;

квитанцией о приеме груза ОАО «РЖД» от ПАО «Акрон»;

дорожной ведомостью и транспортной накладной, в которой изложен маршрут следования;

протоколом оперативного совещания у начальника железнодорожной станции Оверята Пермского центра организации работы железнодорожных станций Свердловской дирекции управления движением от 20.07.2021, согласно которому ответственным лицом за течь груза - раствор формальдегида, определено ПАО «Акрон»;

актом технического расследования причин возникновения течи формалина их танк-контейнера от 04.08.2021, утвержденного руководителем транспортного управления Понамаревым В.В.;

а также уставом ПАО «Акрон» и выпиской из ЕГРЮЛ.

При определении виновности юридического лица судья исходит из следующего.

В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» определено, что под перевозочным процессом понимается совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.

Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством РФ о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.

Отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и их права, обязанности и ответственность регламентированы положениями Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ».

Согласно абзацам 3 и 4 статьи 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ подготовка под погрузку, в том числе под налив, вагонов и контейнеров, не принадлежащих перевозчику, в том числе специализированных вагонов, контейнеров, проводятся грузоотправителями или при наличии возможности перевозчиком за счет грузоотправителей в соответствии с заключенными между ними договорами. Перед наливом цистерн грузоотправители проверяют техническую исправность котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн.

В пункте 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Устава железнодорожного транспорта РФ», разъяснено, что согласно статье 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ обязанность по проверке технической исправности котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн перед наливом возложена на грузоотправителя.

Порядок и условия перевозки железнодорожным транспортом грузов, в т.ч. опасных наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума на сети железных дорог государств - участников Содружества установлен Правилами №50, которые являются обязательными для работников железнодорожного транспорта, грузоотправителей и грузополучателей, а также для транспортно-экспедиционных предприятий, обслуживающих грузоотправителей и грузополучателей (пункт 1.1 Правил №50).

Согласно пункту 3.1.1 названных Правил перевозка жидких грузов наливом осуществляется только в технически исправных и предназначенных для этих грузов вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа.

Абзацем 9 пункта 2.1.20 Правил перевозки установлено, что техническое состояние и пригодность под перевозку опасных грузов кузовов специализированных вагонов, а также их арматуры и оборудования определяет грузоотправитель.

В соответствии с пунктом 3.2.23 Правил перевозки по окончании налива грузоотправитель обязан, среди прочего, герметично закрыть крышки загрузочного люка, бункера, сливоналивной арматуры, заглушек.

Данные обстоятельства, свидетельствуют о том, что грузоотправителем - ПАО «Акрон» допущены нарушения установленных требований и правил перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом, что подтверждается совокупностью представленных в материалы дела и приведённых выше доказательств и свидетельствует о наличии в деянии Общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 11.14 КоАП РФ.

Таких же правовых позиций придерживается Седьмой кассационный суд (постановление от 26.02.2021 №16-745/2021 и другие).

Довод защитника о нарушении процессуальных норм при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела должностным лицом в части уведомления ненадлежащего лица, не соответствует действительности. В соответствии с имеющимися в деле документами извещения направлялись заблаговременно и в адрес исполнительного директора Общества Тихонова О.В., уполномоченного генеральным директором Куницким В.Я. на основании представленной доверенности от 17.05.2021, на представление интересов юридического лица в государственных органах и судах, в т.ч при производстве по делам об административных правонарушениях, и пользоваться всеми процессуальными правами ПАО «Акрон» в соответствии с КоАП РФ. Подтверждением получения данных извещений являются имеющиеся в материалах дела ходатайства о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела соответственно в отсутствие представителя Общества. При этом извещения каждый раз направлялись по адресу электронной почты, который указан в направленных ПАО «Акрон» в связи с производством по делу об административном правонарушении документах, а также в настоящей рассматриваемой жалобе, и совпадает с адресом, указан на сайте Общества.

При таких обстоятельствах, уведомление направлялось надлежащим способом, надлежащему лицу, и в материалах дела имеются документы, подтверждающие уведомление Общества.

Довод жалобы о ссылке на иную редакцию Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам как устаревшую версию правового акта судья признает несостоятельным в силу ошибочного толкования законодательства, поскольку анализ положений данных Правил показывает, что имеющая юридическое значение для данного дела норма с течением времени и изменения редакций не отменялась и не претерпевала изменений, влекущих освобождение от ответственности. Кроме того, в порядке, определенном статьей 29.12 КоАП РФ, должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, данная техническая описка, не влекущая юридических последствий освобождения от ответственности и не изменяющая, вопреки доводам жалобы, существа и содержания обвинения, устранена.

Решение, вынесенное по жалобе на постановление по делу, принято в соответствии с установленными КоАП РФ нормами. Существенных нарушений при пересмотре обжалуемого постановления вышестоящим должностным лицом не допущено.

Вместе с тем диспозиция части 3 статьи 11.14 КоАП РФ сформулирована альтернативным способом, предусматривающим несколько предметов, перевозка которых образует самостоятельный состав правонарушения при наличии нарушения правил перевозки, однако в обжалуемом постановлении должностного лица, указаны все способы его совершения, в связи с чем излишне вмененное обвинение в части нарушения правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте подлежит исключению, что не влияет на наличие состава правонарушения по перевозке опасных веществ, не устраняет наказуемость деяния и не влечёт снижение назначенного наказания.

В остальной части постановление о назначении наказания и решение вышестоящего должностного лица мотивировано и обоснованно, соответствует положениям статьи 29.10 КоАП РФ. Избранный вид наказания в виде административного штрафа определен в минимальном размере.

Постановление о назначении наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.

При рассмотрении дела, что следует из обжалуемого постановления, учтены все фактические и юридические обстоятельства правонарушения, в т.ч. отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств, наказание назначено в пределах санкции статьи в минимальном размере. Мотивирована невозможность прекращения производства по делу.

Существенных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, которые могут повлечь отмену или иное изменение вынесенного постановления, а также решения, принятого вышестоящим должностным лицом при его пересмотре, судьей не установлено.

Руководствуясь статьей 30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление главного государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями и пожарной безопасностью Уральского управления государственного железнодорожного надзора Ространснадзора Иванова Е.П. от 23.08.2021 №13421/21, которым ПАО «Акрон» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.14 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей, а также решение начальника Уральского управления государственного железнодорожного надзора Ространснадзора Кустова О.Б. от 17.09.2021, оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток с момента вынесения.

<...>

<...>

Судья А.В. Сахарных