ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 660003-01-2018-008631-74 от 03.01.2018 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

<***>Дело № 2а-8431/2018

УИД № 66RS0003-01-2018-008631-74

Мотивированное решение изготовлено 24 декабря 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 17 декабря 2018 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Деминой Т.Н., при секретаре судебного заседания Осиповой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Некоммерческому партнерству «Технико-внедренческий центр развития инновационных технологий в металлургии и машиностроении» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области обратилось в Кировский районный суд г. Екатеринбурга с административным иском к Некоммерческому партнерству «Технико-внедренческий центр развития инновационных технологий в металлургии и машиностроении» о прекращении деятельности юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование своих требований административный истец указал, что Некоммерческое партнерство «Технико-внедренческий центр развития инновационных технологий в металлургии и машиностроении» зарегистрировано *** года, основной государственный регистрационный номер – ***, ведомственный регистрационный номер ***. Главным управлением Министерства юстиции России по Свердловской области проведен анализ материалов учетного дела организации. В результате анализа материалов учетного дела организации установлено следующее. В нарушение п.п. 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» организация не информировала о продолжении деятельности в 2014 – 2017 годы. По факту непредставления отчетности к Некоммерческому партнерству «Технико-внедренческий центр развития инновационных технологий в металлургии и машиностроении» было вынесены письменные предупреждение от *** года № ***, ******, ****** обязывающее устранить допущенные нарушения в срок один месяц со дня получения указанного предупреждения. До настоящего времени нарушения законодательства Российской Федерации не устранены. Кроме того, в нарушение п. 3 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, то есть до 01 января 2013 года административный ответчик не представил необходимые сведения для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц. В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации, и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представитель административного истца Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Некоммерческого партнерства «Технико-внедренческий центр развития инновационных технологий в металлургии и машиностроении» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом путем направления судебной повестки по адресу регистрации юридического лица. Причины неявки ответчика суду неизвестны, ходатайства об отложении судебного заседания не поступали.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга.

Явка сторон обязательной не признана. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).

В развитие названных конституционных положений Федеральный закон Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", определяющий особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, установил, что юридические лица и (или) граждане в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей вправе создавать объединения в форме ассоциаций (союзов), являющиеся некоммерческими организациями, основанными на членстве (пункт 1 статьи 11).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Как видно из материалов дела, Некоммерческое партнерство «Технико-внедренческий центр развития инновационных технологий в металлургии и машиностроении» зарегистрировано Управлением Федеральной налоговой службы по Свердловской области ***, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, Уставом (л.д.13-14, 18-25).

Пункт 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» возлагает на некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязанность представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

По факту непредставления обязательной отчетности, предусмотренной п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», за 2014-2017 годы, Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в адрес административного ответчика были вынесены письменные предупреждения об устранении нарушений действующего законодательства Российской Федерации от *** года № ***, ******, ******.

До настоящего времени нарушения действующего законодательства Российской Федерации, указанные в данных письменных предупреждениях административным ответчиком не устранены, доказательств этому не предоставлено.

Таким образом, административный ответчик неоднократно не представлял сведения, предусмотренные ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Статьей 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрена возможность ликвидации некоммерческой организации на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Таким образом, ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

При таких обстоятельствах, учитывая факт неоднократного невыполнения предписаний контролирующего органа, суд приходит к выводу, что требование о ликвидации административного ответчика Некоммерческого партнерства «Технико-внедренческий центр развития инновационных технологий в металлургии и машиностроении» подлежит удовлетворению.

По смыслу Закона, исключение юридических лиц из государственного реестра предусматривает собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, предусматривающую предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность последующего проведения судебного контроля, обеспечивающего законность принимаемых решений.

Таким образом, процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 6 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Требования административного иска Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Некоммерческому партнерству «Технико-внедренческий центр развития инновационных технологий в металлургии и машиностроении» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить.

Ликвидировать Некоммерческое партнерство «Технико-внедренческий центр развития инновационных технологий в металлургии и машиностроении» и исключить сведения о нём из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с Некоммерческого партнерства «Технико-внедренческий центр развития инновационных технологий в металлургии и машиностроении» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 6 000 руб.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья <***> Т.Н. Демина