ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 660003-01-2022-000679-35МО от 18.05.2022 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

<***>

Дело № 2-1832/2022

УИД № 66RS0003-01-2022-000679-35 Мотивированное решение изготовлено 18.05.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 11 мая 2022 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Деминой Т.Н.,

при секретаре Дворяниновой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Первоуральска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о возложении обязанности,

установил:

прокурора города Первоуральска в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской областис требованием о возложении обязанности.

В исковом заявлении он указал, что в ходе проверки установлено, что на основании распоряжения Совета Министров СССР от 02.03.1953 г. № 4710 отделу коммунального хозяйства Первоуральского горисполкома отведен земельный участок из гослесфонда для свалки мусора на срок 10 лет. На территории городского округа более 65 лет осуществлялась незаконная деятельность по размещению отходов производства и потребления на землях лесного фонда на участке, расположенном в квартале 78 Первоуральского участкового лесничества Билимбаевского лесничества, кадастровый номер 66:58:2902001:1638.Объем размещенных отходов на несанкционированной свалке по данным Свердловского областного кадастра отходов производства и потребления по состоянию на конец 2020 года составляет 3019,686158 тыс. тон. В период с 30.06.2004 по 31.12.2015 на праве безвозмездного пользования указанный земельный участок использовало ЗАО ПКП «Сталь Маркет» (ИНН 6625029445) на основании заключаемых договоров с ПМКУ «Городское хозяйство» и ПМУП «По ЖКХ». Каких-либо оснований для предоставления данного земельного участка лесного фонда у указанных организаций не имелось, поскольку указанный земельный участок лесного фонда находится в управлении Департамента лесного хозяйства Свердловской области.В период с 01.01.2016 по настоящее время помимо Департамента лесного хозяйства Свердловской области и ООО «Форвест» (ИНН 6625024207) в отношении указанного земельного участка лесного фонда деятельность иных лиц не осуществляется.03.08.2016 прокурором города в Первоуральский городской суд направлено исковое заявление к Администрации городского округа Первоуральск (далее - Администрация), ЗАО ПКП «Сталь Маркет», ООО «Форвест» о запрете использовать лесной участок, возложении обязанности организовать работы и разработать проект рекультивации лесного участка, провести рекультивацию лесного участка, взыскании суммы причиненного ущерба.

Решением Первоуральского городского суда от 29.12.2016 по делу №2-3445/2016 требования прокурора удовлетворены частично, судом принято решение:

- ООО «Форвест» запретить использовать лесной участок Первоуральского участкового лесничества Билимбаевского лесничества до завершения работ по рекультивации, занятого ТБО;

-ООО «Форвест» и ЗАО ПКП «Сталь Маркет» в срок до 31.12.2018 разработать проект и провести рекультивацию лесного участка;

- Администрацию обязать организовать выполнение работ по разработке проекта и рекультивации лесного участка;

- с ООО «Форвест» и ЗАО ПКП «Сталь Маркет» в пользу Администрации ГО Первоуральск взыскать ущерб в сумме 426 562 500 руб. с каждого.

30.10.2020 прекращена деятельность ЗАО ПКП «Сталь Маркет».

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.09.2018 поделу № А60-46818/2018 по заявлению ООО «Парк Инновационных технологий» ООО «Форвест» признано несостоятельным (банкротом) в отношении должника открыто конкурсное производство.14.12.2021 определением Арбитражного суда Свердловской области по делу №А60-46818/2018 конкурсное производство в отношении ООО «Форвест» завершено, указанное решение является основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

Поскольку обнаруженная несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда, не переданных никому в аренду или иное хозяйствование, организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Свердловской области отнесено к полномочиям Департамента лесного хозяйства Свердловской области, должна быть возложена на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области.

На основании изложенного истец просит суд возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области в срок до 31.12.2022 обязанность подготовить и направить в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации документы, отвечающие требованиям действующего законодательства об охране окружающей среды, обосновывающие необходимость включения свалку, расположенную в квартале 78 Первоуральского участка Первоуральского участкового лесничества ГКУ СО «Билимбаевское лесничество», кадастровый номер 66:58:2902001:1638, в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанность в срок до 31.12.2023 ликвидировать несанкционированное место размещения отходов, расположенное в квартале 78 Первоуральского участка Первоуральского участкового лесничества ГКУ СО «Билимбаевское лесничество», кадастровый номер 66:58:2902001:1638.

В судебном заседании помощник прокурора г. Первоуральска Свердловской области Округин А.Н. заявленные требованияподдержал, просил удовлетворить по изложенным в иске доводам.

Представитель ответчика Ананьев С.В., действующий на основании доверенности № 12-25-02/24318 от 28.12.2020 сроком по 31.12.2022, поддержал доводы отзыва на исковое заявление, в которых пояснил о том, что принятию решения о включении объекта в государственный реестр предшествует процедура оценки объекта отходов как объекта накопленного вреда.После включения объекта в государственный реестр Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляется категорирование объекта в целях обоснования очередности проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и принятия неотложных мер. Включение объекта отходов в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде носит заявительный характер, на основании проведенной оценки накопленного вреда, меры по обеспечению включения объекта в государственный реестр законом не предусмотрены.Администрацией городского округа Первоуральск с 2013 года проводятся работы по переводу земель лесного фонда, занятых полигоном твердых коммунальных и промышленных отходов (земельный участок с кадастровым номером 66:58:2902001:1638), в земли иных категорий в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», а также и приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.12.2018 № 684 «Об утверждении содержания ходатайства о переводе земель лесного фонда в другую категорию и состава прилагаемых к нему документов».С 2019 года данный вопрос на контроле у Губернатора Свердловской области.Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области в соответствии с письмом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 16.04.2021 № АВ-03- 27/7759 в адрес Администрации Первоуральского городского округа направлена документация на перевод участка земель лесного фонда в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения на доработку.После устранения замечаний доработанная документация на перевод земель будет направлена на рассмотрение в Рослесхоз.Согласно действующему законодательству Российской Федерации при изменении категории земель необходимо заключение государственной экологической экспертизы.По результатам рассмотрения пакета документов, обосновывающих изменение категории земель, Федеральным агентством лесного хозяйства заявителю (муниципалитет) указанный пакет возвращен по причине не представления заключения государственной экологической экспертизы.Вместе с тем провести данную экспертизу не представляется возможным из-за того, что органы местного самоуправления не имеют возможности разработать соответствующую проектную документацию по причине отнесения испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда, находящимся в собственности Российской Федерации.Министерством направлялось обращение в Минприроды России с целью получения разъяснений по вышеуказанной проблеме перевода земель лесного фонда, занятых полигонами твердых коммунальных отходов. В полученном ответе сообщалось о необходимости получения заключения государственной экологической экспертизы на проект рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, при формировании пакета документов для перевода земель лесного фонда в земли иных категорий.В связи с неудовлетворенностью ответом в Минприроды России направлено повторное обращение. До настоящего времени ответа не поступало.Вопрос по переводу земельного участка из земель лесного фонда с целью проведения последующих работ по его рекультивации, а также вопрос по ликвидации объектов накопленного вреда, расположенных на землях лесного фонда (федеральная собственность), на законодательном уровне не решен. Требование о ликвидации накопленного вреда окружающей среде от объекта являются преждевременными, поскольку оценка объекта отходов не проведена, решение о включении объекта в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде не принято. Просил в удовлетворении требований отказать.

Представитель третьего лица Администрации городского округа Первоуральск в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск, в котором указал, что исковые требования поддерживает, поскольку Министерство обладает полномочиями для исполнения испрашиваемых истцом обязанностей по ликвидации свалки на территории городского округа Первоуральск. На основании решения Первоуральского городского суда от 29.12.2016, которым возложена обязанность организовать выполнение работ по разработке проекта рекультивации лесного участка, администрацией организованы работы, в частности с 13.07.2020 трижды направлены ходатайства о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий. В ответ получены отказы и возвраты в связи с тем, что не представлено заключение государственной экологической экспертизы. Однако разработать данную проектную документацию органы местного самоуправления не могут по причине того, что испрашиваемый земельный участок находится в собственности Российской Федерации (л.д. 135-137).

Представитель третьего лица ГКУ СО «Билимбаевское лесничество» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом и в срок,заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие, об отложении рассмотрения дела с указанием уважительности причин суду не представлено.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Таким образом, прокурор вправе обратиться в суд с рассматриваемым исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.

В ходе проведенной прокуратурой города Первоуральска проверки установлено, что на территории городского округа более 65 лет осуществлялась незаконная деятельность по размещению отходов производства и потребления на землях лесного фонда на участке, расположенном в квартале 78 Первоуральского участкового лесничества Билимбаевского лесничества, кадастровый номер 66:58:2902001:1638.

Объем размещенных отходов на несанкционированной свалке по данным Свердловского областного кадастра отходов производства и потребления по состоянию на конец 2020 года составляет 3019,686158 тыс. тон.

На основании договора аренды № 63 от 10.04.2008 ООО «Форвест» являлось арендатором лесного участка.

В период с 30.06.2004 по 31.12.2015 на праве безвозмездного пользования указанный земельный участок использовало ЗАО ПКП «Сталь Маркет» (ИНН 6625029445) на основании заключаемых договоров с ПМКУ «Городское хозяйство» и ПМУП «По ЖКХ».

Каких-либо оснований для предоставления данного земельного участка лесного фонда у указанных организаций не имелось, поскольку указанный земельный участок лесного фонда находится в управлении Департамента лесного хозяйства Свердловской области.

В период с 01.01.2016 помимо Департамента лесного хозяйства Свердловской области и ООО «Форвест» (ИНН 6625024207) в отношении указанного земельного участка лесного фонда деятельность иных лиц не осуществляется.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.09.2018 по делу № А60-46818/2018 по заявлению ООО «Парк Инновационных технологий» ООО «Форвест» признано несостоятельным (банкротом) в отношении должника открыто конкурсное производство.

14.12.2021 определением Арбитражного суда Свердловской области по делу №А60-46818/2018 конкурсное производство в отношении ООО «Форвест» завершено, указанное решение является основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

30.10.2020 прекращена деятельность ЗАО ПКП «Сталь Маркет».

Вступившим в законную силу решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 29.12.2016 по делу 2-3445/2016 по иску прокурора г.Первоуральска в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к Администрации городского округа Первоуральск, Первоуральскому муниципальному казенному учреждению «Городское хозяйство», ЗАО ПКП «Сталь маркет», ООО «Форвест», Департаменту Лесного хозяйства Свердловской области, Первоуральскому муниципальному унитарному предприятию «Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» о запрете использовать лесной участок, возложении обязанности организовать работы и разработать проект рекультивации лесного участка, провести рекультивацию лесного участка, взыскании суммы причиненного ущерба, исковые требования удовлетворены частично.

Суд постановил: - ООО «Форвест» запретить использовать лесной участок Первоуральского участкового лесничества Билимбаевского лесничества до завершения работ по рекультивации, занятого ТБО;- ООО «Форвест» и ЗАО ПКП «Сталь Маркет» в срок до 31.12.2018 разработать проект и провести рекультивацию лесного участка;- Администрацию обязать организовать выполнение работ по разработке проекта и рекультивации лесного участка;- с ООО «Форвест» и ЗАО ПКП «Сталь Маркет» в пользу Администрации ГО Первоуральск взыскать ущерб в сумме 426 562 500 руб. с каждого (л.д. 12-21).

В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что распоряжения Совета Министров СССР от 02.03.1953 г. № 4710 отделу коммунального хозяйства Первоуральского горисполкома отведен земельный участок из гослесфонда для свалки мусора на срок 10 лет. Документы о передаче в состав земель городского округа Первоуральск квартала № 89 – отсутствуют, согласно лесохозяйственному регламенту ГКУ СО «Билимбаевское лесничество» данный земельный участок относится к землям лесного фонда (федеральные леса).Квартал № 78 Первоуральского лесхоза включен в состав земель лесного фонда, для ведения лесного хозяйства.

Исполнительные производства в отношении должников ООО «Форвест» и ЗАО ПКП «Сталь Маркет» прекращены - 04.09.2020, 03.11.2020, 04.12.2020 в связи с признанием ООО «Форвест» банкротом и исключением ЗАО ПКП «Сталь Маркет» из ЕГРЮЛ (л.д. 115-120).

В судебном заседании никем не оспаривался факт осуществления незаконной деятельности по размещению отходов производства и потребления на землях лесного фонда на участке, расположенном в квартале 78 Первоуральского участкового лесничества Билимбаевского лесничества, кадастровый номер 66:58:2902001:1638. Факт того, что земельный участок, на котором выявлено несанкционированное размещение отходов, относится к землям государственного лесного фонда и является федеральной собственностью.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации).

Как следует из части 1 статьи 51 Федерального закона №7-ФЗ, части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Создание несанкционированной свалки на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиком на уважение личной жизни неопределенного круга лиц, в значении статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В соответствии с части 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, - по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статьи 58 Конституции Российской Федерации), - основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.

Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 09 января 1998 № 1-П, от 07 июня 2000 года № 10-П, от 02 июня 2015 года № 12-П).

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственника земельного участка названы его использование в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв.

Как указано выше, земельный участок, на котором выявлено несанкционированное размещение отходов, относится к землям государственного лесного фонда и является федеральной собственностью (части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).

На основании положений пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районированияи государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

По смыслу пункта 2 Правил санитарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607) меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: а) лесозащитное районирование; б) государственный лесопатологический мониторинг; в) проведение лесопатологических обследований; г) предупреждение распространения вредных организмов; д) иные меры санитарной безопасности в лесах. Из содержания данного пункта видно, что названный перечень не исчерпывается мерами, указанными в нем.

Исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим полномочия Свердловской области в области лесных отношений, а также переданных государственных полномочий Российской Федерации в той же области, является Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, что следует из п. 1 Положения о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области (утв. постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2010 года №1905-ПП) и Постановления Правительства Свердловской области от 26 декабря 2018 года № 971-ПП.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 8 Положения именно ответчик осуществляет на территории Свердловской области все названные в пункте 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты.

Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области является главным администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по закрепленным источникам доходов, получателем и главным распорядителем бюджетных средств в соответствующей сфере деятельности (подпункт 3 пункт 9 Положения).

Руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд, принимая во внимание, что несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда, не переданных кому-либо в законное владение и пользование, приходит к выводу о том, что организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Свердловской области отнесено к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области должна быть возложена с учетом неделимости обязательства по ликвидации свалки на указанный орган государственной власти Свердловской области.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, с учетом положений части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым установить срок для исполнения возложенных обязанностей до 31.12.2023.

Оценивая исковые требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по подготовке и направлении в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации документов, обосновывающие необходимость включения спорной свалки в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, суд приходит к следующим выводам.

Истцом в ходе проверки установлено, что по состоянию на 07.05.2021 в Государственном реестре объектов накопленного вреда окружающей среде отсутствуют сведения о свалке на землях лесного фонда на участке, расположенном в квартале 78 Первоуральского участкового лесничества Билимбаевского лесничества, кадастровый номер 66:58:2902001:1638.

В соответствии с нормами Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (ст. 11 п. 1).

На основании ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под объектами накопленного вреда окружающей среде понимаются территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

В силу п.п. 3, 4 ст. 80.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти.

Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.

В силу п. 2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 16.09.2015 № 832-ПП, Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, недропользования, лесных отношений, водопользования, безопасности гидротехнических сооружений, обращения с отходами производства и потребления, организации, функционирования и упразднения особо охраняемых природных территорий, государственной экологической экспертизы, создания искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, регионального государственного экологического надзора.

Согласно пп. 8 п. 9 указанного Положения в сфере охраны окружающей среды Министерство проводит в соответствии с федеральным законодательством выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, осуществляет в соответствии с федеральным законодательством организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурорао возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, как на уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, обязанности по подготовке и направлению в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации документов, отвечающих требованиям действующего законодательства об охране окружающей среды, обосновывающие необходимость включения - свалку, расположенную в квартале 78 Первоуральского участка Первоуральского участкового лесничества ГКУ СО «Билимбаевское лесничество», кадастровый номер 66:58:2902001:1638 в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, с установлением срока в порядке п. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации до 31.12.2022.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

решил:

Исковые требования прокурора города Первоуральска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о возложении обязанности, удовлетворить.

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанность в срок не позднее 31.12.2022 подготовить и направить в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации документы, отвечающие требованиям действующего законодательства об охране окружающей среды, обосновывающие необходимость включения – свалку, расположенную в квартале 78 Первоуральского участка Первоуральского участкового лесничества ГКУ СО «Билимбаевское лесничество», кадастровый номер 66:58:2902001:1638 в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанность в срок не позднее 31.12.2023 ликвидировать несанкционированное место размещения отходов, расположенное в квартале 78 Первоуральского участка Первоуральского участкового лесничества ГКУ СО «Билимбаевское лесничество», кадастровый номер 66:58:2902001:1638.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья <***> Т.Н. Демина