Дело № 12-931/2020
УИД № 66RS0005-01-2020-005541-55
РЕШЕНИЕ
«21» октября 2020 года г. Екатеринбург
Судья Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Стоянов Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление № 066/04/7.30-1796/2020 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области ФИО2 от 14.09.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
установил:
Постановлением должностного лица от 14.09.2020 начальник отдела управления автодорогами и сооружениями ГКУ СО «Управление автодорог» ФИО1 подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит об отмене постановления о назначении административного наказания и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, поскольку в конкурной документации содержалось требование о том, что в составе второй части заявки на участие в электронном конкурсе предоставляется копия свидетельства об аккредитации организации на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры с областью аккредитации: в сфере дорожного хозяйства, выданного Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта РФ. Кроме того, при рассмотрении дела должностным лицом не учтено имущественное положение ФИО1 и другие смягчающие административную ответственность обстоятельства, вследствие чего сделан ошибочный вывод о малозначительности деяния.
В судебном заседании ФИО1 и его защитник Шавалиева Г.Х. поддержали жалобы по изложенной в ней основаниям, пояснив, что семья ФИО1 является многодетной, супруга в настоящее время не работает в связи со сложной экономической ситуацией, при этом в отношении ФИО1 вынесено пять постановлений о назначении административного наказания на общую сумму 150000 рублей, исполнение которых повлечет невозможность обеспечения семьи в течение длительного времени. Просили отменить постановление о назначении административного наказания и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события правонарушения, либо за малозначительностью деяния.
Заслушав пояснения, изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, 31.10.2019 на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0162200011819003086 и закупочная документация на выполнение работ, предусмотренных Распоряжением Правительства РФ № 1653-р от 05.11.2009 «Об утверждении перечня работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности», по разработке планов обеспечения транспортной безопасности, блок 2. Начальная (максимальная) цена контракта составила 7 004 000,00 рублей.
Требования к участникам закупки, соответствующие п. 3-11 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ установлены в п. 7 Части I.I «ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ» закупочной документации. При этом, требования к участникам закупки, соответствующие п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ о подтверждении статуса участника закупки в качестве специализированной организации в области обеспечения транспортной безопасности в п. 5.1 Части I. «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» закупочной документации не установлены.
Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1085 (далее – Правила), установлены порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Согласно п.п. 10, 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то дли каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Вместе с тем, закупка проводилась среди участников закупки, обладающих статусом подразделения транспортной безопасности, при этом к участникам закупки не предъявлены дополнительные требования, подтверждающие, что участник закупки является специализированной организаций в области обеспечения транспортной безопасности, однако, заказчиком в Приложении к Части I «Общая часть» закупочной документации установлены величины значимости критериев оценки заявки, соответствующей закупке, проводимой среди специализированных организаций, а именно ценовой критерий — «40 %», неценовые критерии—«60 %». Таким образом, заказчиком установлены величины значимости критериев оценки в нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3, п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона № 44-ФЗ, п.п. 8, 11 Правил.
Таким образом, по мнению должностного лица, ФИО1 совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ, поскольку он в силу должностной инструкции взаимодействует с отделом государственных заказов путем предоставления данных для подготовки документации для проведения закупочных мероприятий на содержание автодорог и сооружений, а также согласно приказа от 11.10.2019 № 1018 осуществляет подготовку и передачу в отдел государственных закупок критериев оценки конкурсных заявок.
Вместе с тем, с выводами должностного лица не нахожу основания согласиться.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ).
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Так, из должностной инструкции начальника отдела управления автодорогами и сооружениями, утвержденной 01.10.2019, следует, что одной из основных задач ФИО1 является планирование деятельности Управления в сфере транспортной безопасности путем организации проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, организации разработки планов обеспечения транспортной безопасности, организации реализации планов обеспечения транспортной безопасности. Для реализации возложенных на него задач ФИО1 вменены функциональные обязанности (раздел 3 должностной инструкции), предоставлены права (раздел 4), которые по своей сути сводятся только к организации деятельности возглавляемого отдела. ФИО1 осуществляет взаимодействие с отделом государственных заказов путём получения необходимой информации и представления необходимых исходных данных для подготовки документации для проведения закупочных мероприятий на содержание дорог и сооружений.
Согласно приказа № 1018 от 11.10.2019 на ФИО1 возложена обязанность по передаче в отдел государственных закупок, в том числе, критериев оценки конкурсных заявок, в отдел законопроектной и правовой работы – описание объекта закупки, календарный план или график выполнения работ, существенные условия исполнения контракта. Этим же приказом на начальника отдела государственных закупок ФИО3 возложены обязанности по подготовке и обеспечению согласования документации на закупку. Контроль за исполнением приказа возложен на заместителя начальника управления ФИО4
Как следует из п.п. 3.8, 3.10 Положения об отделе государственных закупок ГКУ СО «Управление дорог», функциями отдела государственных закупок являются подготовка конкурсной документации, документации об аукционе запроса котировок, запроса предложений, а также осуществление закупок на поставку товаров.
Кроме того, в соответствии с п. 6 Порядка взаимодействия Департамента государственных закупок Свердловской области и заказчиков Свердловской области в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд Свердловской области, утверждённого постановлением Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1665-ПП, Департамент осуществляет регистрацию заявок заказчиков Свердловской области в день их поступления; в случае направления заявок в нерабочее время либо в выходной или нерабочий праздничный день осуществляет регистрацию заявок в первый рабочий день, следующий за днем поступления заявок; не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации или поступления заявок, после их рассмотрения на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Свердловской области в сфере закупок товаров, работ, услуг осуществляет первичную проверку заявок и возвращает заявки заказчикам Свердловской области в случае если документация не утверждена должностным лицом, имеющим право действовать от имени заказчика Свердловской области, а также если установленные заказчиком Свердловской области в конкурсной документации критерии оценки заявок участников закупки не позволят конкурсной комиссии осуществить оценку заявок в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг.
Таким образом, исходя из системного анализа вышеуказанных нормативных и локальных актов, следует, что ФИО1 только передает в отдел государственных закупок ГКУ СО «Управление дорог» описание объекта закупки, календарный план или график выполнения работ, информацию, необходимую для расчета и обоснования цены, критерии оценки конкурсных заявок и требования к участникам закупки, которые проходят согласование в заинтересованных отделах, после чего отделом законопроектной и правовой работы осуществляется согласование существенных условий и подготовка государственного контракта, и отделом государственных закупок вносятся изменения в план-график закупок, осуществляется подготовка и обеспечивается согласование документации на закупку. Далее конкурсная документация утверждается руководителем ГКУ СО «Управление дорог» и направляется в Департамент государственных закупок Свердловской области, который, в свою очередь, осуществляет проверку документации и возвращает заявку заказчику в случае, если установленные заказчиком Свердловской области в конкурсной документации критерии оценки заявок участников закупки не позволят конкурсной комиссии осуществить оценку заявок в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг.
При таких обстоятельствах, несмотря на то обстоятельство, что обязанность по первичной подготовке документов возложена на ФИО1, проверку и контроль правильности оформления документов, в том числе в части соответствия требованиям Закона № 44-ФЗ, осуществляет отдел государственных закупок, который обеспечивает подготовку и согласование документации на закупку, а также Департамент государственных закупок Свердловской области, реализующий полномочие по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Свердловской области следующими конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): электронные аукционы в случаях, если начальная (максимальная) цена контракта составляет один миллион рублей и более.
В данном случае, в силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ, ФИО1 не наделен административно-хозяйственными или организационно-распорядительными полномочиями, связанными с подписанием конкурсной документации, распоряжением денежными средствами или принятием решения о проведении закупки, следовательно, он не является должностным лицом и субъектом административной ответственности, при этом совершение правонарушения в качестве работника контрактной службы ему не вменяется и вменено быть не может.
Таким образом, постановление о назначении административного наказания подлежит отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление № 066/04/7.30-1796/2020 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области ФИО2 от 14.09.2020 – отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 – прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти суток со дня получения или вручения его копии путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Стоянов Р.В.