ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 660008-01-2020-002812-32Д от 27.11.2020 Дзержинского районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

УИД № 66RS0008-01-2020-002812-32 Дело № 12-162/2020

Р Е Ш Е Н И Е

город Нижний Тагил 27 ноября 2020 года

Судья Дзержинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области Ильютик Н.В.,

с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, АО «НПК «Уралвагонзавод» Правило А.В.,

представителя Уральского межрайонного управления Росприроднадзора Щевелевой О.М.,

должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, Ярчук О.В.,

рассмотрев на основании ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалобу защитника АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» Екимова А.Н. на постановление № 03-02-14/70-2020 ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по городу Нижнему Тагилу Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Ярчук О.В. от 14 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» им. Ф.Э. Дзержинского (ОГРН 1086623002190, ИНН 6623029538, 622007, Свердловская область, город Нижний Тагил, Восточное шоссе, 28),

У С Т А Н О В И Л:

14 сентября 2020 года постановлением № 03-02-14/70-2020 ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по г.Н.Тагил Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Ярчук О.В. Акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» им. Ф.Э. Дзержинского (далее АО «НПК «Уралвагонзавод») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Из постановления должностного лица следует, что 15 июля 2020 года на производственной площадке, расположенной по Восточному шоссе, 28 в Дзержинском районе г.Н.Тагил, поставленной на государственный учет в федеральном государственном реестре и являющейся объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, АО «НПК «Уралвагонзавод» допустило превышение предельно-допустимых концентраций вредных веществ в воздухе в охранных зонах, а именно, на территории садово-огородных участков в восточном направлении от границы предприятия (коллективные сады «УВЗ № 3» и «УВЗ № 5») выявлено превышение предельно-допустимых концентраций бенз(а)пирена в 7,1 раза, чем АО НПК «Уралвагонзавод» допустило несоблюдение экологических требований при осуществлении эксплуатации предприятия.

Не согласившись с данным постановлением, защитник АО «НПК «Уралвагонзавод» Екимов А.Н. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием вины в совершении административного правонарушения и недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. В обоснование жалобы указал, что основным источником выбросов бенз(а)пирена на промплощадке АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» являются энергетические и водогрейные котлы ТЭЦ, которая предназначена для производства тепло- и энергоснабжения всех подразделений предприятия, ее режим работы непрерывный, круглосуточный, вырабатываемая электрическая мощность зависит от тепловой нагрузки, определяемой внешними потребителями, основным видом топлива для всех котлов являются природный газ, а резервным и аварийным – мазут. При сжигании природного газа в котлоагрегатах ТЭЦ в атмосферный воздух поступают оксид азота, оксид углерода и бенз(а)пирен. При этом расчеты выбросов выполнены в соответствии с соответствующей методикой, а предприятием осуществляется контроль выбросов оксидов азота и углерода, а бенз(а)пирен контролю не подлежит. В период отбора проб Обществом выполнялись мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, о чем имеется отчет. Непосредственно 15 июля 2020 года в цехе 850 работало только два котла, а природного газа было сожжено в 6 раз меньше, чем при возможном максимальном суточном расходе природного газа. Полагает, что факт правонарушения не установлен, а вина Общества в его совершении не доказана. Кроме того, указал, что представителю Общества не вручалось определение о возбуждении дела об административном правонарушении, а отборы проб воздуха были взяты с нарушением требований закона, в связи с чем и результаты лабораторных исследований не могут являться допустимым доказательством.

В судебном заседании защитник АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» Правило А.В. поддержал в полном объеме доводы жалобы и приведенное в жалобе обоснование, настаивал на том, что в день взятия проб ТЭЦ предприятия работала в полсилы, всего 2 котла из 4. Кроме того, аналогичные ТЭЦ также имеется и в садах, и на других предприятиях города.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Ярчук О.В. в судебном заседании возражала против доводов жалобы, пояснила, что замеры проводились в период НМУ (неблагоприятных погодных условий), то есть при отсутствии ветра и движения воздуха. Само вещество бенз(а)пирен – это тяжелый газ, который оседает вниз. 14 июля 2020 года при осуществлении замеров атмосферного воздуха показатели данного вещества были в норме, а 15 июля 2020 года было зафиксировано значительное превышение его концентрации в воздухе. Несмотря на доводы в жалобы, каких-либо доказательств снижения объемов производства в этот день юридическим лицом представлено не было, на рассмотрение дела приезжал эколог от предприятия, которая согласилась с тем, что предприятие обязано делать замеры, однако их в течение года ни разу не производились. Точки, в которых производились замеры, определяло само предприятие, а наличие бенз(а)пирена в воздухе не обязательно только от деятельности ТЭЦ, это происходит от работы всех цехов предприятия, за что юридическое лицо должно нести ответственность. Изначально дело было возбуждено в отношении неустановленного лица, в рамках проверки запрашивалось и анализировалось большое количество информации, проверялись все возможные субъекты, в том числе, другие предприятия, представившие сведения, позволившие исключить их из числа подозреваемых, а от АО «НПК «Уралвагонзавод» сведений не было. В результате расследования были установлены событие правонарушения и вина Общества, что подтверждается материалами дела.

Представитель Уральского межрайонного управления Росприроднадзора Щевелева О.М., поддержала доводы инспектора Ярчук О.В.

Выслушав участников процесса, проверив доводы жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему:

Выслушав участников процесса, проверив доводы жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, прихожу к следующему:

Статьей 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Субъектом правонарушения являются организации, предприятия, иные юридические лица независимо от форм собственности, а также должностные лица, ответственные за производственную деятельность на соответствующих объектах.

Согласно положениям ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

На основании ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела следует, что АО «НПК «Уралвагонзавод» зарегистрировано в качестве юридического лица 31 марта 2008 года (путем реорганизации в форме преобразования), поставлено на учет в инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбург с 07 октября 2015 года. Общество осуществляет свою деятельность по адресу: г.Н.Тагил, Восточное шоссе, 28. Основной вид деятельности: производство военных боевых машин. Деятельность АО «НПК «Уралвагонзавод» связана с выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при этом предприятием разработаны планы-графики контроля за соблюдением установленных нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) на предприятии на 2015 - 2020 годы.

Приказом Департамента Росприроднадзора по Уральскому Федеральному округу от 22 декабря 2015 года №1761 для производственных площадок АО «НПК «Уралвагонзавод» по адресам: Восточное шоссе, 28 и 43, испытательный полигон «Салита» в 1140 км на восток от границы основной площадки, утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период с 22 декабря 2015 года по 21 декабря 2020 года и выдано разрешение № 254/15 (С) от 30 декабря 2015 года на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух со сроком действия с 30 декабря 2015 года по 21 декабря 2020 года.

Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.

Статья 11 названного Федерального закона устанавливает обязанность юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции и другие.

В соответствии с ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 19 Федерального закона № 96-ФЗ от 04 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Согласно ч. 1 ст. 22, ст. 25, ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Данные юридические лица должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

На основании приказа № 696 от 13 июля 2020 года заместителя руководителя Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в соответствии со ст. 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» утверждено плановое (рейдовое) задание на проведение с 14 по 15 июля 2020 года мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований природоохранного законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха в районе расположения контрольных точек промышленных предприятий города Нижнего Тагила в связи с поступлением из ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» информации о наступлении метеорологических условий, неблагоприятных для рассеивания вредных примесей в атмосферном воздухе первой степени опасности. В связи с изложенным доводы жалобы о несоблюдении требований ст. 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» несостоятельны.

Отбор проб промышленных выбросов в атмосферу осуществлен ФГБУ «ЦЛАТИ по УрФО», имеющим соответствующую аккредитацию.

В ходе лабораторных исследований были выявлены превышения предельно допустимых концентраций в жилых и охранных зонах города, в частности 15 июля 2020 года превышение в 7,1 раза по бенз(а)пирену в точке РТ11 сады.

Согласно заключению по результатам проведения лабораторных исследований от 27 июля 2020 года № 20-14/38 в г.Н.Тагил в точке «РТ11 сады» зафиксирована концентрация бенз(а)пирен 0,0071 мкг на кубический метр, что в 7,1 раза превышает предельно допустимую концентрацию 0,1нг на кубический метр.

Согласно Перечню загрязняющих веществ, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 июля 2015 года № 1316-р, в него входит, в том числе, бензапирен.

29 июля 2020 года составлен Акт рейдового осмотра на предмет соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды № 310-Р, согласно которому маршрут рейдового осмотра пролегал, в том числе, по контрольной точке промышленных предприятий на границах селитебной территории – г.Н.Тагил, сады (р.т. 11), где 15 июля 2020 года зафиксировано превышение нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющего вещества бенз(а)пирен в атмосферном воздухе в 7,1 раза.

Определением государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 07 августа 2020 года № 03-02-14/70-2020 по данному факту возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении неустановленного круга лиц.

07 сентября 2020 года за указанное правонарушение в отношении АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» составлен протокол об административном правонарушении № 03-02-14/70-2020. Согласно протоколу территория садов, на которой были отобраны пробы атмосферного воздуха, в результате исследования которых было зафиксировано превышение предельно-допустимых концентраций вещества бенз(а)пирен, является охранной зоной города Нижнего Тагила, относится к границе санитарно-защитной зоны и садово-огородных участков (коллективный сады «УВЗ № 3» и «УВЗ № 5»), определена как точка отбора проб в соответствии с проектом нормативов предельно-допустимых выбросов. Согласно проекту нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» разрешен выброс вредных (загрязняющих) веществ, при этом предельно допустимый выброс вещества бенз(а)пирен определен в 3,57559Е-05г/с (0,0006992591т/год). Также были проверены иные возможные источники выбросов вещества бенз(а)пирен, расположенные в зоне влияния на точку отбора проб при соответствующих на дату отбора проб погодных условиях – при западно-северо-западном, северо-западном направлениях ветра. Других объектов негативного воздействия на окружающую среду не установлено.

Таким образом, в ходе выполнения планового (рейдового) задания и административного расследования установлено, что АО «НПК «Уралвагонзавод» допустило нарушение требований ст. 19, 22 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», ст. 11, 20 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 14, 22, 25 Федерального закона № 96-ФЗ от 04 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха».

При рассмотрении дела об административном правонарушении, на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств, установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, дана правильная юридическая оценка действиям Общества, в силу чего, должностным лицом Росприроднадзора сделан обоснованный вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого по делу постановления должностного лица, не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Доводы жалобы на процессуальные нарушения при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования судом не принимаются, по следующим основаниям:

По смыслу закона нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

В соответствии с частью 3.1 статьи 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

В материалах дела действительно отсутствуют доказательства уведомления заявителя о дате и месте вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении от 07 августа 2020 года. Вместе с тем, дело возбуждено в отношении неопределенного круга лиц. С учетом того, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, АО «НПК «Уралвагонзавод» уведомлен надлежащим образом и протокол составлен с участием защитника Общества, неизвещение юридического лица о возбуждении дела об административном правонарушении, не является существенным процессуальным нарушением и не привело к нарушению прав АО «НПК «Уралвагонзавод», в связи с чем, указанное нарушение не является основанием для признания незаконным постановления должностного лица.

В соответствии с ч. 3 и 3.1. ст. 4.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания учтены характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, то, что правонарушение совершено впервые.

Постановлением должностного лица Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в минимально возможном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Оснований для изменения постановления не установлено. Оснований для применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и снижения размера назначенного наказания суд не усматривает. Назначенный размер штрафа отвечает принципам справедливости наказания, соразмерности совершенному правонарушению.

Руководствуясь ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление № 03-02-14/70-2020 ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по городе Нижний Тагил Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Ярчук О.В. от 14 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» им. Ф.Э. Дзержинского (ОГРН 1086623002190, ИНН 6623029538, 622007, Свердловская область, город Нижний Тагил, Восточное шоссе, 28) – оставить без изменения, жалобу защитника АО «НПК «Уралвагонзавод» Екимова А.Н. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: Н.В. Ильютик