ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 660015-01-2018-001827-62Д от 15.01.2018 Асбестовского городского суда (Свердловская область)

УИД № 66RS0015-01-2018-001827-62 Дело № 12-8/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Асбестовского городского суда Свердловской области Филимонов А.С., при участии секретаря судебного заседания Чечулиной А.П., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Свердловской области № 305 по делу об административном правонарушении от 22 ноября 2018 года, которым должностное лицо – заместитель директора по экономике и финансам Муниципального унитарного объединенного предприятия «Рефтинское» городского округа Рефтинский ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей,

установил:

Постановлением о назначении административного наказания от 22.11.2018 *Номер* заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее – РЭК Свердловской области) должностное лицо – заместитель директора по экономике и финансам Муниципального унитарного объединенного предприятия «Рефтинское» городского округа Рефтинский ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), а именно в том, что заместитель директора по экономике и финансам МУОП «Рефтинское» ФИО1, являясь должностным лицом и находясь на рабочем месте в МУОП «Рефтинское» (адрес местонахождения: Свердловская область, пгт. Рефтинский, *Адрес*, корп. А) в период с *Дата* по *Дата*, не осуществлял контроль за соблюдением порядка ценообразования и применения регулируемых цен (тарифов), что привело к нарушению установленного порядка ценообразования, выразившемуся в предъявленном потребителям платы за тепловую энергию и теплоноситель, в то время, как МУОП «Рефтинское» не является единой теплоснабжающей организацией (л.д.4-6).

Не согласившись с указанным постановлением должностное лицо – заместитель директора по экономике и финансам Муниципального унитарного объединенного предприятия «Рефтинское» городского округа Рефтинский ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, от 22.11.2018 №*Номер* отменить, прекратить производство по делу. В обоснование указал, что Постановлением РЭК Свердловской области от *Дата**Номер*-ПК «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области на 2017-2021 годы» и Постановлением РЭК Свердловской области от *Дата**Номер*-ПК «Об установлении теплоснабжающим организациям Свердловской области долгосрочных тарифов на теплоноситель и (или горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) с использованием метода индексации установленных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования на 2016-2018 годы» МУОП «Рефтинское» городского округа Рефтинский установлен тариф на тепловую энергию в размере от 817,69 руб/Гкал до 1008,40 руб/Гкал, тариф на теплоноситель в размере от 8,37 руб/куб.м до 8,47 руб/куб.м. Таким образом, по мнению заявителя, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку МУОП «Рефтинское» городского округа Рефтинский при предъявлении платы использует установленные регулирующим органом тарифы, и является теплоснабжающей организацией, при этом, Региональная энергетическая комиссия Свердловской области, являясь регулирующим органом, при установлении тарифов для МУОП «Рефтинское» городского округа Рефтинский была уполномочена производить проверку документов, подтверждающих осуществление регулируемых видов деятельности, и законности осуществления деятельности регулируемой организацией.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности – заместитель директора по экономике и финансам Муниципального унитарного объединенного предприятия «Рефтинское» городского округа Рефтинский ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель Региональной энергетической комиссии Свердловской области ФИО2, действующий на основании доверенности от *Дата*, в судебном заседании указал, что не согласен с доводами, указанными заявителем в жалобе. Считает вынесенное административном органом постановление по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица МУОП «Рефтинское» ФИО1 законным и обоснованным.

В силу ч.2 ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Исследовав причины неявки должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в судебное заседание, доказательства его надлежащего извещения о месте и времени рассмотрения дела, судом принято решение о возможности рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав доводы представителя административного органа, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении ФИО6, изучив и исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующему.

Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.

В соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 № 1067-УГ, Региональная энергетическая комиссия Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, сборов, размеров платы).

Статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон №190-ФЗ) цены (тарифы) на услуги в сфере теплоснабжения подлежат регулированию и устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении каждого регулируемого вида деятельности. Отношения, возникающие в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя урегулированы Законом №190-ФЗ.

Как следует из п. 11 ст. 2 Закона №190-ФЗ теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии. Деятельность теплоснабжающей организации по поставке тепловой энергии потребителям подлежит государственному регулированию.

Согласно п. 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» к регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся тарифы на тепловую энергию. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации.

В соответствии с п. 31 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808, отказ потребителя от исполнения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией и заключение договора теплоснабжения с иным владельцем источника тепловой энергии допускается в том числе в случае поставки тепловой энергии в тепловые сети, к которым подключен потребитель, только с источников тепловой энергии, принадлежащих иному владельцу источника тепловой энергии.

Как следует из материалов дела, в период с 24.09.2018 по 19.10.2018 РЭК Свердловской области на основании распоряжения от 19.09.2018 № 145 в отношении МУОП «Рефтинское» проведена плановая документарная проверка соблюдения установленного порядка ценообразования и применения регулируемых цен (тарифов) (л.д.29-32).

Проведенной проверкой установлено, что МУ ОП «Рефтинское», не являясь единой теплоснабжающей организацией, в отсутствие собственных источников тепловой энергии неправомерно осуществляло поставку тепловой энергии, теплоносителя конечным потребителям и осуществляло расчеты за оказанные услуги по утвержденным для предприятия тарифам. По мнению РЭК Свердловской области, в нарушение требований ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 8, ст. 13, ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», п. 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», МУ ОП «Рефтинское» в период с 31.10.2017 по 31.08.2018 неправомерно предъявляло потребителям плату за тепловую энергию и теплоноситель, не являясь единой теплоснабжающей организацией, что образует состав административного правонарушения как «иное нарушение установленного порядка ценообразования». Сумма нарушения составила 1841061 руб. 25 коп. По результатам проверки Комиссией составлен акт от 19.10.2018 № 145 (л.д.68-79).

Как следует из материалов дела, к акту проверки представлен муниципальный контракт теплоснабжения № Т-1 от 20.08.2018, заключенный между МУОП «Рефтинское» (далее - потребитель) и публичным акционерным обществом «Энел Россия» (далее - теплоснабжающая организация). Согласно контракту теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию и/или теплоноситель, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и/или теплоноситель, также соблюдать предусмотренный настоящим контрактом режим потребления тепловой энергии. Теплоснабжающая организация по настоящему контракту является Единой теплоснабжающей организацией, в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой теплоснабжения городского округа Рефтинский.

Согласно пояснений МУ ОП «Рефтинское», представленным к проверке, предприятие не имеет котельных, тепловая энергия и теплоноситель приобретаются по договору у филиала Рефтинская ГРЭС РАО «Энел Россия» и поставляются потребителям по сетям МУ ОП «Рефтинское».

Таким образом, по мнению заинтересованного лица, МУ ОП «Рефтинское», не владея источниками тепловой энергии на территории пгт. Рефтинский, не являясь ЕТО, в зоне действия ЕТО, не попадает под исключения, предусмотренные п. 31 Правил *Номер*, и в зоне действия ЕТО не может оказывать деятельность в качестве теплоснабжающей организации.

На основании изложенного, МУ ОП «Рефтинское» не вправе осуществлять поставку тепловой энергии, теплоносителя конечным потребителям и осуществлять расчеты за оказанные услуги по утвержденным для предприятия тарифам, так как предприятие не является единой теплоснабжающей организацией

*Дата* РЭК Свердловской области в отношении должностного лица МУ ОП «Рефтинское» - заместителя директора по экономике и финансам МУОП «Рефтинское» городского округа Рефтинский ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ (л.д.87-89).

22 ноября 2018 года РЭК Свердловской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 22.11.2018 *Номер*, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей (л.д.12-17).

Приказом директора МУОП «Рефтинское» городского округа Рефтинский *Номер* от *Дата*, с *Дата* ФИО1, состоящий в должности заместитель директора по экономике и финансам МУОП «Рефтинское» городского округа Рефтинский назначен ответственным лицом за своевременную подготовку материалов для защиты цен (тарифов) по регулируемым видам деятельности в РЭК Свердловской области, а также за применение установленных регулируемых цен (тарифов) в соответствии с действующим законодательством (л.д.61).

Согласно п. 2 Постановления Главы городского округа Рефтинский от *Дата**Номер* «Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа Рефтинский до 2028 года» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в городском округе Рефтинский Филиал «Рефтинская ГРЭС» ОАО «Энел ОГК-5» (в настоящее время - Филиал ПАО «Энел Россия» «Рефтинская ГРЭС») (л.д.44).

Факты нарушения заявителем порядка ценообразования подтверждены представленными в дело доказательствами, событие административного правонарушения имело место, что подтверждено материалами дела.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу ч. 1 и ч. 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу указанной нормы закона, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Как следует из материалов дела, постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 13 декабря 2016 года № 161-ПК «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области на 2017 - 2021 годы» Муниципальному Унитарному Объединенному Предприятию «Рефтинское» городского округа Рефтинский установлен тариф на тепловую энергию в размере от 817,69 руб/Гкал до 1008,40 руб/Гкал (л.д.114-118).

Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 10 декабря 2015 года № 206-ПК «Об установлении теплоснабжающим организациям Свердловской области долгосрочных тарифов на теплоноситель и (или) горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) с использованием метода индексации установленных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования на 2016 - 2018 годы» Муниципальному Унитарному Объединенному Предприятию «Рефтинское» городского округа Рефтинский установлен тариф на теплоноситель в размере от 8,37 руб/куб.м до 8,47 руб/куб.м.

При этом при расчете с потребителями заявителем предъявляло к оплате: - за тепловую энергию (юридическим лицам и гражданам) по тарифам в размере от 817,69 руб./Гкал до 1008,40 руб./Гкал; - за теплоноситель (сетевую воду) (юридическим лицам) по тарифам в размере 8,37 руб./куб.м и 8,47 руб./куб.м, что соответствует установленным постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 13 декабря 2016 года № 161-ПК, постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 10 декабря 2015 года № 206-ПК, тарифам.

В протоколе об административном правонарушении от 19.10.2018 административный орган ограничился лишь констатацией выявленных нарушений, при этом вопрос о наличии вины должностного лица в совершении вменяемого ему правонарушения не исследовался.

В оспариваемом постановлении от 22.11.2018 *Номер* административный орган пришел к выводу о том, что вина ФИО1 выразилась в отсутствии контроля за правильностью применения регулируемых государством цен (тарифов), что привело к нарушению порядка ценообразования в МУОП «Рефтинское». По мнению административного органа, ФИО1 не принял всех зависящих от него мер для соблюдения установленных норм, несмотря на то, что возможность не допустить нарушение установленных норм у него имелась.

В оспариваемом постановлении вопрос о наличии вины заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения хотя и исследовался, но недостаточно для утверждения данного вывода, с учетом установленных обстоятельств по делу, действий заявителя.

Между тем, суд находит заслуживающим внимание доводы заявителя в той части, что

МУ ОП «Рефтинское» при предъявлении платы потребителям применяло тарифы, установленные РЭК Свердловской области. В связи с этим, по мнению суда, административным органом не представлено убедительных данных о том, что при данных обстоятельствах ФИО1 указанное в обжалуемом постановлении нарушение совершено виновно.

Кроме того, суд принимает во внимание решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 февраля 2019 года, которым требования Муниципального унитарного объединенного предприятия «Рефтинское» городского округа Рефтинский, заявленные к Региональной энергетической комиссии Свердловской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 22.11.2018 *Номер* удовлетворены. Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области по делу об административном правонарушении от 22.11.2018 *Номер* в отношении юридического лица Муниципального унитарного объединенного предприятия «Рефтинское» городского округа Рефтинский, вынесенное административным органом по аналогичным основаниям признано судом незаконным и отменено, в связи с отсутствием (недоказанностью) состава административного правонарушения.

Учитывая изложенное, вывод административного органа о виновности должностного лица в совершении данного административного правонарушения, с учетом положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать обоснованным.

Пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП предусматривает, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, постановление заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Свердловской области *Номер* по делу об административном правонарушении от 22 ноября 2018 года, которым должностное лицо – заместитель директора по экономике и финансам Муниципального унитарного объединенного предприятия «Рефтинское» городского округа Рефтинский ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей, подлежит отмене, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст.24.5, ч.2 ст.30.1, п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Жалобу должностного лица заместителя директора по экономике и финансам Муниципального унитарного объединенного предприятия «Рефтинское» городского округа Рефтинский ФИО1 удовлетворить.

Постановление заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Свердловской области *Номер* по делу об административном правонарушении от 22 ноября 2018 года, которым должностное лицо – заместитель директора по экономике и финансам Муниципального унитарного объединенного предприятия «Рефтинское» городского округа Рефтинский ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей, отменить, производство по данному административному делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Асбестовского городского суда А.С.Филимонов