ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 660015-01-2020-003514-77 от 10.02.2021 Асбестовского городского суда (Свердловская область)

УИД №66RS0015-01-2020-003514-77

Гражданское дело № 2-243/2021

Мотивированное решение составлено 10.02.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 февраля 2021 года г. Асбест

Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Филимонова А.С., при секретаре Крохта Д.Е., с участием представителя ответчика администрации городского округа Рефтинский – Флягиной М.Ю., представителя ответчика Муниципального Унитарного Объединенного Предприятия «Рефтинское» – Корниловой К.Ю., помощника прокурора г. Асбеста Новичковой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского округа Рефтинский, Муниципальному Унитарному Объединенному Предприятию «Рефтинское» о возложении обязанности обеспечить нормативную степень очистки сточных вод в соответствии с разрешительной документацией,

установил:

И.о. Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просил обязать администрацию городского округа Рефтинский, Муниципальное Унитарное Объединенное Предприятие «Рефтинское» обеспечить нормативную степень очистки сточных вод, сбрасываемых в реку *Адрес* на выпуске № 1 с очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков МУ ОП «Рефтинское», в соответствии с разрешительной документацией в течение двух лет со дня вступления решения суда в силу. В обоснование исковых требований указано, что в ходе проверки было установлено, что в составе сточных вод, сбрасываемых в реку Полуденка с очистных сооружений МУ ОП «Рефтинское», выявлены превышения допустимой концентрации по микробиологическим показателям, что является нарушением СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы». Также выявлены превышения нормативов допустимого воздействия на водный объект предельно допустимых концентраций для водного объекта рыбохозяйственного значения, нормативов допустимых сбросов за 4 квартал 2019 года и 9 месяцев 2020 года. Предприятие систематически допускает сброс загрязняющих веществ в сточных водах. В 2019 году МУ ОП «Рефтинское» разработана проектная документация «Реконструкция очистных сооружений канализации МЦУ ОП «Рефтинское»» с внедрением блока локальной очистки сточных вод городского округа «Рефтинский», финансирование которого планируется осуществить в 2021-2022 г.г. за счет средств местного и областного бюджетов. Вместе с тем, до настоящего времени вопрос с финансированием реализации проекта реконструкции очистных сооружений из местного и (или) областного бюджета не решен, меры по надлежащей очистке сточных вод МУ ОП «Рефтинское» не приняты. Учитывая, что комплекс очистных сооружений является собственностью муниципального образования, принадлежит МУ ОП «Рефтинское» на праве хозяйственного ведения, истец полагает, что обязанность по обеспечению надлежащей очистки сбрасываемой сточной воды в реке Полуденка лежит на ответчиках.

В судебном заседании помощник прокурора г. Асбеста Новичкова М.А. настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации городского округа Рефтинский – Флягина М.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании настаивала на доводах, изложенных в письменном мнении, исковые требования признала частично, выразив свое несогласие с предложенным истцом сроком исполнения обязанности, который, по мнению администрации городского округа Рефтинский, с учётом вступления в областную программу, соблюдения процедур, предусмотренных нормами Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» должен составлять не менее 5 лет.

Представитель ответчика МУ ОП «Рефтинское» Корнилова К.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании настаивала на доводах, изложенных в письменном мнении, исковые требования не признала, считает, что в связи с отсутствием у МУ ОП «Рефтинское» возможности обеспечить нормативную очистку сточных вод на существующих очистных сооружениях, собственником которых является муниципальное образование, обязанность по обеспечению нормативной степени очистки сточных вод, сбрасываемых в *Адрес* на выпуске *Номер* с очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков должна быть возложена на администрацию городского округа Рефтинский. Вопрос о выделении денежных средств на реконструкцию очистных сооружений канализации МУ ОП «Рефтинское» решается с *Дата* года, в настоящее время разработан проект реконструкции очистных сооружений.

Заслушав мнение помощника прокурора г. Асбеста, доводы представителей ответчиков, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании решения Министерства природных ресурсов Свердловской области о предоставлении водного объекта в пользование от *Дата*, ответчик МУ ОП «Рефтинское» является пользователем водного объекта – река <данные изъяты>

Цель использования водного объекта - сброс сточных вод. Срок водопользования с *Дата* по *Дата* (л.д. 17-29).

Таким образом, ответчик МУ ОП «Рефтинское» в силу ч. 2 ст. 21 Водного кодекса Российской Федерации является водопользователем, поэтому на него возложены обязанности, установленные действующим законодательством в области охраны водных объектов.

Согласно пп. 1 п. 2.3 решения Министерства природных ресурсов Свердловской области о предоставлении водного объекта в пользование от *Дата* одним из условий использования водного объекта является недопущение нарушения прав других водопользователей, а также причинения вреда окружающей среде.

В пп. 13 п. 2.3 решения Министерства природных ресурсов Свердловской области о предоставлении водного объекта в пользование от *Дата* указаны значения показателей, которые не должны превышать максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах: сульфаты - 100 мг/дм3, аммоний-ион – 0,5 мг/дм3, нитрит-ион – 0,08 мг/дм3, фосфаты (по Р) – 0,2 мг/дм3.

Разрешением Министерства природных ресурсов Свердловской области ответчику МУ ОП «Рефтинское» разрешено осуществлять сброс сточных вод в соответствии с графиками их выпуска (сброса), согласованными с органами, принявшими решение, при условии недопущения залповых сбросов сточных вод в реку Полуденка в период с *Дата* по *Дата*. Данное разрешение действительно при условии, что не будет допускаться превышения допустимой концентрации любого из загрязняющих веществ, указанных в разрешении на сброс, на выпуске сточных вод (л.д. 17-22).

В ходе осуществления общенадзорных мероприятий соблюдения законодательства об охране окружающей среды МУ ОП «Рефтинское», было установлено, что в составе сточных вод, сбрасываемых в реку Полуденка с очистных сооружений МУ ОП «Рефтинское», выявлены превышения допустимой концентрации по микробиологическим показателям (термотолерантные колифорные бактерии, общие колиформные бактерии), что является нарушением СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы».

Согласно анализам, проводимых аккредитованной организацией ООО НПП «Эксорб» Центр химико-аналитических испытаний «Эксорб», качественный состав сточных вод - выпуск *Номер* сброс очищенных хозбытовых сточных вод в реку Полуденка показал следующее:

В 2019 году сточные воды по выпуску *Номер* имели превышения допустимых концентраций (ДК) по показателям сульфаты – в 1,7 раза, фосфаты (по Р) – в 4,6 раз, аммонийный-ион – в 2,7 раза, нитрит-анион – в 10,25 раза, нефтепродукты – в 1,47 раза (л.д.38-39, 44).

В 2020 году сточные воды по выпуску *Номер* имели превышения допустимых концентраций (ДК) по показателям сульфаты – в 1,4 раза, азот аммонийный - в 1,2 раза, нитрит-анион – в 3,5 раза (41-45).

Таким образом, проведённой проверкой установлено, что предприятие допускает сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект с превышениями допустимой концентрации веществ, что не оспаривалось представителями ответчиков в судебном заседании.

Из пояснений лиц, участвующих в деле следует, что причиной сброса загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект с превышениями установленных нормативов загрязняющих веществ является ненадлежащая работа очистных сооружений.

В целях доведения качества сбрасываемых сточных вод в водный объект до нормативных требований разработана проектно-сметная документация по объекту «Реконструкция очистных сооружений канализации МУ ОП «Рефтинское» с внедрением блока локальной очистки сточных вод городского округа Рефтинский».

Администрацией городского округа Рефтинский в Министерство Энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области направлена заявка от *Дата**Номер* муниципальных образований на предоставление в 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годах в рамках государственной программы Свердловской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышения эффективности в Свердловской области до 2024 года» субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на строительство и реконструкцию систем и (или) объектов коммунальной инфраструктуры городской округ Рефтинский.

*Дата* Министерством экономики и территориального развития Свердловской области дано положительное заключение об эффективности инвестиционного проекта, финансируемого полностью или частично за счет средств областного бюджета, направленных на капитальные вложения.

Инвестиционный проект предусматривает реконструкцию второй очереди действующих очистных сооружений бытовой канализации городского округа Рефтинский с выделением двух этапов, планируемый срок реконструкции объекта – 2021-2022 г.г.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлено и сторонами не оспаривалось, что до настоящего времени вопрос с финансированием реализации проекта реконструкции очистных сооружений из местного и (или) областного бюджета не решен, запланированные мероприятия по надлежащей очистке сточных вод ответчиками до настоящего времени не проводились.

Обращаясь с заявленными требованиями, истец, руководствуясь ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, полагает, что обязанность по обеспечению нормативной степени очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Полуденка по выпуску *Номер* с очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков МУ ОП «Рефтинское» должна быть возложена на МУ ОП «Рефтинское», как на водопользователя и лицо, осуществляющее эксплуатацию очистных сооружений на праве хозяйственного ведения, и на администрацию Рефтинского городского округа, которая является собственником очистных сооружений и органом, уполномоченным на решения вопросов местного значения.

Между тем, определяя надлежащего ответчика, отклоняя доводы представителя ответчика МУ ОП «Рефтинское» о том, что у МУ ОП «Рефтинское» отсутствует возможность обеспечить нормативную очистку сточных вод на существующих очистных сооружениях, собственником которых является муниципальное образование, в связи с чем указанная обязанность должна быть возложена на администрацию городского округа Рефтинский, суд исходит из следующего.

Так, в соответствии со ст. ст. 39, 44, 60 Водного кодекса Российской Федерации обязанности по очистке и обезвреживанию сточных вод и обеспечению их состава нормативным требованиям возлагаются на хозяйствующих субъектов, осуществляющих эксплуатацию водохозяйственных систем.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права и приложению *Номер* к нему, очистные сооружения хозяйственно-бытовых стоков городского округа Рефтинский, являются собственностью городского округа Рефтинский.

Вместе с тем, постановлением главы городского округа Рефтинский от *Дата**Номер* очистные сооружения хозяйственно-бытовых стоков городского округа Рефтинский преданы в хозяйственное ведение МУ ОП «Рефтинское», одной из целей которого является обеспечение потребителей городского округа Рефтинский тепловой и электрической энергией, питьевой водой и отведение хозбытовых стоков.

Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области *Дата* МУ ОП «Рефтинское» выдано решение о предоставлении водного объекта в пользование

Следовательно, администрация Рефтинского городского округа не является водопользователем, не осуществляет сброс сточных вод, несоответствующих установленным нормативам для сброса загрязняющих веществ, в водный объект реки Полуденка.

В соответствии со ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», у собственников имущества унитарного предприятия остаются полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения, все права и обязанности по владению и пользованию очистных сооружений городского округа Рефтинский осуществляет МУ ОП «Рефтинское».

В связи с изложенным, суд полагает, что требования к администрации Рефтинского округа подлежат отклонению, поскольку надлежащим ответчиком по делу является МУ ОП «Рефтинское».

Оценивая по существу заявленные требования, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. ст. 8, 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с нормами Федерального закона «Об охране окружающей среды»№ 7-ФЗ от 10.01.2002 каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (ст. 11 п. 1).

Эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (ст. 34).

Из положений ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ следует, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

На основании части 1 статьи 55 Федерального закона "Об охране окружающей среды" органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного воздействия на окружающую среду в населенных пунктах, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В силу ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица, осуществляющие эксплуатацию строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, в том числе путем обезвреживания сбросов загрязняющих веществ.

В соответствии с п. 2 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Согласно подп. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Поскольку сточные воды не подвергаются надлежащей очистке, складывается неблагополучная санитарно-эпидемиологическая обстановка, угрожающая санитарно-эпидемиологическому и экологическому благополучию населенного пункта.

Учитывая, что в соответствии с п.п.2.2 Устава МУ ОП «Рефтинское» осуществляет в установленном законодательством РФ порядке, в числе прочего очистку, удаление и обработку сточных вод, суд приходит к выводу, что требования прокурора к МУ ОП «Рефтинское» о возложении обязанности обеспечить нормативную степень очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Полуденка по выпуску *Номер* с очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков МУ ОП «Рефтинское», в соответствии с разрешительной документацией, законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Определяя срок исполнения обязанности по обеспечению нормативной степени очистки сточных вод, суд соглашается с заявленным прокурором сроком - до двух лет со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку указанный срок заявлен с целью скорейшего обеспечения восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

При этом доводы представителей ответчиков относительно увеличения срока исполнения данного обязательства до 5 лет не подтвержден надлежащими доказательствами (статьи 55, 56, 71, 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Из представленного в материалы дела разработанного проекта «Реконструкция очистных сооружений канализации МУ ОП «Рефтинское» данное обстоятельство напрямую не следует, поскольку наличие проектной документации не свидетельствует о невозможности исполнения обязанности в течение 2 лет.

Наличие государственной программы Свердловской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение эффективности в Свердловской области до 2024 года» свидетельствует о последовательности финансирования работ по модернизации, и не является препятствием для исполнения заявленных прокурором требований в двухлетний срок.

Кроме того, суд учитывает, что уровень износа первой очереди очистных сооружений составляет 100%, второй очереди – 78% (л.д.51-72), факты сброса загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект с превышениями допустимой концентрации веществ, свидетельствуют о давно возникшей необходимости реконструкции объектов водоотведения в целях обеспечения безопасности жизни здоровья граждан и охраны окружающей среды.

Учитывая объем работ по устранению выявленных нарушений, необходимость привлечения специализированных организаций и спецтехники, значительного финансирования работ, суд считает необходимым установить ответчику для исполнения возложенных судом обязанностей срок до двух лет со дня вступления в законную силу решения суда.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ суд взыскивает с ответчика МУ ОП «Рефтинское» в местный бюджет госпошлину в сумме 300 рублей, от уплаты которой прокурор освобожден при подаче иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования и.о. Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Возложить на Муниципальное Унитарное Объединенное Предприятие «Рефтинское» обязанность в срок до двух лет со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить нормативную степень очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Полуденка на выпуске *Номер* с очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков Муниципального Унитарного Объединенного Предприятия «Рефтинское», в соответствии с разрешительной документацией.

Исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского округа Рефтинский – оставить без удовлетворения.

Взыскать с Муниципального Унитарного Объединенного Предприятия «Рефтинское» государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С. Филимонов