УИД № 66RS0015-01-2022-000051-22 Гражданское дело № 2-372/2022
Мотивированное решение составлено 27.05.2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2022 года г. Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Филимонова А.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Душкиной М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Водоканал» о возложении обязанности выполнить работы,
установил:
Свердловский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к акционерному обществу «Водоканал» (далее – АО «Водоканал») о возложении обязанности выполнить работы, указав, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства об охране, использовании водных объектов, недр и подземных вод в деятельности АО «Водоканал», в ходе которой установлено, что АО «Водоканал» эксплуатирует водозаборный участок скважин № 1,2 в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения п. Красноармейский Асбестовского городского округа на основании лицензии на пользование недрами СВЕ №02299 ВЭ сроком действия до 31.12.2031. В ходе проверки установлен факт пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, а именно, условиями пользования недрами, являющимися приложением к лицензии, установлено требование в срок до 30.12.2009 выполнить работы по оценке эксплуатационных запасов подземных вод водозаборного участка, результаты работ предоставить на государственную геологическую экспертизу. Бездействие ответчика может повлечь нерациональное использование подземных вод, их загрязнение, истощение компонентов окружающей природной среды, невозможность в будущем добычи подземных вод для питьевого водоснабжения населения, что является недопустимым.
На основании изложенного, истец просит суд: возложить на АО «Водоканал» обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу выполнить работы по оценке эксплуатационных запасов подземных вод водозаборного участка скважин №1, 2, эксплуатируемых на основании лицензии на пользование недрами СВЕ №02299 ВЭ; возложить на АО «Водоканал» обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу направить результаты работ по оценке эксплуатационных запасов подземных вод водозаборного участка скважин №1, 2, эксплуатируемых на основании лицензии на пользование недрами СВЕ №02299 ВЭ, на государственную геологическую экспертизу (л.д. 3-6).
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Асбеста Яготин А.К., действующий в интересах неопределенного круга лиц, настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представители ответчика ООО «Водоканал» Поролло К.В., Горбовская Н.В., Фереферов Н.С. в судебном заседании исковые требования не признали, подтвердив доводы письменного мнения, указав, что решение суда фактически невозможно исполнить до исполнения администрацией Асбестовского ГО решения Арбитражного Суда Свердловской области от 25.05.2020 о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО «Водоканал» путем разработки проекта зон санитарной охраны.
Представитель третьего лица администрации Асбестовского городского округа в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебном заседании 21.04.2022 представитель Осинцева А.Е. поддержала мнение представителя ответчика АО «Водоканал», пояснила, что в настоящее время исполнить решение Арбитражного Суда Свердловской области не представляется возможным ввиду недостатка финансирования.
Представитель третьего лица Отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Асбестовского городского округа не явился, представил мнение по иску, указав, что объекты водоснабжения и водоотведения Асбестовского городского округа переданы в аренду АО «Водоканал», артезианские скважины № 1,2 по адресу: Свердловская область, г. Асбест, п. Красноармейский поставлены на кадастровый учет. На основании постановления администрации Асбестовского городского округа от 14.02.2014 № 80-ПА ответчик является гарантирующим поставщиком и эксплуатирующей организацией водозаборных участков на территории Асбестовского городского округа, осуществляет свою деятельность на основании выданных лицензий на добычу подземных вод, являясь недропользователем. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. ст. 36, 41, 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, при этом каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Охрана окружающей среды является выражением публичного интереса в сохранении и восстановлении природных ресурсов и благоприятной среды обитания человека, представляет собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц, в том числе, направленную на предотвращение негативного воздействия от их хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
В силу указанных положений, а также норм ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, сохраняющих его здоровье.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране сужающей среды» при осуществлении хозяйственная и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. Указанная деятельность осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 3 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации порядок пользования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
В соответствии со ст. 23.2. Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Статьей 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» установлены основные требования по рациональному использованию и охране недр, в том числе:
соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
обеспечение полноты геологического изучения, комплексного использования и охраны недр;
проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, государственный учет работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами.
В соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также за исключением добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации об участках недр, предоставленных в пользование, проводится по заявлению пользователей недр и за счет средств заявителей.
Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Единые для Российской Федерации принципы подсчета, оценки и государственного учета эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод по степени их изученности и подготовленности для дальнейшего изучения и использования с учетом природоохранных и других ограничений в соответствии с требованиями действующего законодательства установлены Приказом МПР РФ от 07.03.1997 № 40 «Об утверждении Классификаций запасов полезных ископаемых».
Под эксплуатационными запасами подземных вод понимается их количество, которое может быть получено на месторождении (участке) с помощью геолого-технически обоснованных водозаборных сооружений при заданных режиме и условиях эксплуатации, а также качестве воды, удовлетворяющем требованиям ее целевого использования в течение расчетного срока водопотребления с учетом природоохранных требований.
Под прогнозными ресурсами понимается количество подземных вод определенного качества и целевого назначения, которое может быть получено в пределах гидрогеологического региона, бассейнов рек или административного района и отражает потенциальные возможности использования вод (п. 1.3. Классификации).
В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании лицензии на право пользования недрами от 18.01.2007 СВЕ № 02299 ВЭ, зарегистрированной Региональным агентством по недропользованию по Уральскому федеральному округу 18.01.2007 № 2299, ответчик АО «Водоканал» является пользователем участка недр - горного отвода на территории Асбестовского городского округа, водозаборного участка скважин № 1,2 п. Красноармейский.
Целевое назначение и виды работ – добыча питьевых подземных вод на водозаборном участке скважин № 1,2 для хозяйственно-питьевого и производственно-технического водоснабжения поселка Красноармейский. Срок окончания действия лицензии 31.12.2031 (л.д. 11-22).
Таким образом, ответчик является пользователем недр, поэтому на него возложены обязанности обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недрах, выполнение условий, установленных лицензией.
Согласно п. 3 Приложения № 1 к лицензии СВЕ № 02299 ВЭ, одним из условий недропользования является выполнение в срок до 30.12.2009 работ по оценке эксплуатационных запасов подземных вод водозаборного участка скважин № 1,2, результаты работ предоставить на государственную геологическую экспертизу для утверждения эксплуатационных запасов подземных вод.
01.01.2008 между ответчиком и Асбестовским городским округом, в лице начальника отдела по управлению муниципальным имуществом, заключен договор аренды муниципальных объектов водопроводного и канализационного хозяйства № 03, согласно которому ответчику передано в аренду (владение и пользование) принадлежащее Муниципальному образованию город Асбест объекты водопроводного и канализационного хозяйства, перечисленные в приложении 3 1 от 01.01.2008, Приложении № 2 от 01.01.2008, Приложении № 3 от 01.01.2008, являющимися неотъемлемой частью договора для их дальнейшего использования арендатором в соответствии с техническим назначением указанных объектов. В перечне передаваемого имущества значатся скважины № 1,2 п. Красноармейский (л.д. 51-74).
Из отчета о выполнении условий недропользования за 2020 следует, что указанное в п. 3 Приложения № 1 лицензии условие АО «Водоканал» не выполняется (л.д. 23-24).
В ходе осуществления проверки исполнения законодательства об охране, использовании водных объектов, недр и подземных вод АО «Водоканал», Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что АО «Водоканал» пользуется недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией, поскольку в срок до 30.12.2009 года не выполнило работы по оценке эксплуатационных запасов подземных вод водозаборного участка, не сдало результаты на государственную геологическую экспертизу.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что ответчиком АО «Водоканал» допущено нарушение условий лицензии на пользование недрами СВЕ № 02299 ВЭ.
Нарушение требований к охране окружающей среды может повлечь загрязнение, засорение и (или) истощение компонентов окружающей среды, причинение вреда жизни и здоровью людей, представляет угрозу интересам общества и государства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Грубые нарушения законодательства об охране окружающей среды и природопользования, допущенные ответчиком, нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Суд соглашается с доводами истца о том, что бездействие ответчика может повлечь нерациональное использование подземных вод, их загрязнение, истощение компонентов окружающей природной среды, невозможность в будущем добычи подземных вод для питьевого водоснабжения населения, что является недопустимым.
Суд не соглашается с доводами представителей ответчика о невозможности исполнения решения суда в требованиях, заявленных прокурором. В подтверждение своих доводов представители ответчика ссылаются на неисполнение администрацией Асбестовского городского округа решения Арбитражного Суда Свердловской области от 25.05.2020. Указанным решением суда были частично удовлетворены требования АО «Водоканал». Признано незаконным бездействие Администрации Асбестовского городского округа, выразившееся в неразработке проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и их утверждении. На Администрацию Асбестовского городского округа возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО «Водоканал» путем разработки проекта зон санитарной охраны в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в том числе в отношении источника питьевого водоснабжения п.Красноармейский (скважина).
Представители ответчика указывают о том, что при исполнении решения Арбитражного Суда Свердловской области администрацией Асбестовского ГО может быть установлен факт того, что указанные в настоящем иске скважины №№1,2 непригодны для дальнейшей эксплуатации. Однако эти доводы стороны ответчика в соответствии с положениями ст.56 ГПК РФ ничем объективно не подтверждены, не предоставлены какие-либо заключения экспертов либо специалистов. Кроме того, из решения Арбитражного Суда Свердловской области следует, что с заявлением о разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, утверждению и установлению ограждений 1 пояса ЗСО заявитель (ответчик по настоящему иску) обратился только 31.10.2019, в то время, как условиями лицензии работы по оценке эксплуатационных запасов подземных вод водозаборного участка скважин № 1,2 должны были быть выполнены ответчиком в срок до 30.12.2009.
Исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о возложении на ответчика спорных обязанностей.
Согласно ст. ст. 204, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
В силу ст. ст. 35 и 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представление доказательств в обоснование своих требований и возражений является не только правом, но и обязанностью стороны, и неисполнение данной обязанности влечет наступление последствий, предусмотренных законодательством о гражданском судопроизводстве.
В письменном возражении ответчик просил увеличить предложенный истцом срок для выполнения работ по оценке эксплуатационных запасов подземных вод водозаборного участка скважин № 1,2, и направления их результатов на государственную геологическую экспертизу до 36 месяцев после исполнения Администрацией Асбестовского городского округа решения Арбитражного суда Свердловской области по делу № А60-69245/2019, которым на Администрацию АГО возложена обязанность разработать проект зон санитарной охраны в отношении нескольких источников водоснабжения, в частности и скважин пос. Красноармейский.
Учитывая мнение ответчика, объем работ, необходимых для оценки эксплуатационных запасов подземных вод, фактически длительное бездействие ответчика, суд полагает, что срок в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для исполнения ответчиком решения соответствует положениям ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и является разумным.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд взыскивает с ответчика АО «Водоканал» в местный бюджет госпошлину в сумме 6 000 рублей, от уплаты которой прокурор освобожден при подаче иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на акционерное общество «Водоканал» обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы по оценке эксплуатационных запасов подземных вод водозаборного участка скважин №1, №2 в г.Асбесте Свердловской области, эксплуатируемых на основании лицензии на пользование недрами СВЕ №02299 ВЭ, и направить результаты работ по оценке эксплуатационных запасов подземных вод водозаборного участка скважин №1, №2, эксплуатируемых на основании лицензии на пользование недрами СВЕ №02299 ВЭ, на государственную геологическую экспертизу.
Взыскать с акционерного общества «Водоканал» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Филимонов