Мотивированное решение изготовлено 08 февраля 2021 года
УИД № 66RS0024-01-2020-004187-06
Дело № 2а-444/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Верхняя Пышма 26 января 2021 года
Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе председательствующего М.П. Вершининой,
при помощнике судьи Янковской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате налогов, страховых взносов, пени,
установил:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой России № 32 по Свердловской области (далее по тексту - МИФНС России № 32 по Свердловской области) обратилась с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки в сумме 57 318,61 рублей, в том числе: по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 10 410 рублей, пени в размере 45 974,60 рублей; задолженность пени по страховым взносам в фиксированном размере в ПФ Российской Федерации в размере 561,78 рублей; задолженность пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 110,56 рублей; задолженность пени по земельному налогу в размере 261,67 рублей.
В обоснование требований указала, что ФИО1 в период с 28.09.2016 по 02.05.2017 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем являлся плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. ФИО1 имеет задолженность по УСН за 2016 год. 27.04.2017 им представлена налоговая декларация по УСН за 2016 год. Согласно указанной декларации налогоплательщик исчислил налог к уплате в бюджет в размере 10 410 рублей. 07.02.2018 налогоплательщиком была уплачена задолженность по пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложение доходы, в сумме 10 000 рублей, согласно карточке расчета с бюджетом задолженность, подлежащая взысканию, составляет 45 974,60 рублей. Кроме того, в карточке расчета с бюджетом образовалась задолженность по пени на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ Российской Федерации в размере 362,15 рублей, а также задолженность по пени на обязательное медицинское страхование в размере 71,05 рублей в связи с переходом налогоплательщика из одной инспекции в другую. По данным инспекции, полученным в результате электронного документооборота ФИО1 имеет задолженность по пени по страховым взносам: - на обязательное пенсионное страхование - 362,15 рублей, - на обязательное медицинское страхование – 71,05 рублей. Кроме того по данным регистрирующих органов, ФИО1 имеет в собственности земельные участки: с КН №. По состоянию на дату начисления земельного налога за 2018 год в размере 217 163 рублей в карточке расчетов с бюджетом числилась переплата в размере 167 163 рублей, следовательно, к уплате подлежит 50 000 рублей. По состоянию на 27.12.2019 в карточку расчета с бюджетом был зачислен платеж в размере 30 000 рублей, следовательно, сумма, подлежащая взысканию, составляет 20 000 рублей. Согласно карточке расчета с бюджетом по земельному налогу, налогоплательщиком 23.01.2020 была произведена уплата задолженности по земельному налогу в размере 20 000 рублей, таким образом по земельному налогу числится задолженность по пени в размере 261,67 рублей. Обязанность по уплате вышеуказанных налогов, страховых взносов административным ответчиком не была исполнена, в связи с чем в его адрес были направлены требования об уплате налогов, страховых взносов и пени. Данные требования в установленный срок добровольно не исполнены, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены, в суд с указанным административным иском.
В судебное заседание административный истец, административный ответчик не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»), вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
В частности, в силу пункта 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.
Исходя из положений пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности.
Согласно статье 430 Налогового кодекса Российской Федерации упомянутые плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в размере, который определяется исходя из их дохода.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Материалами дела установлено, что ФИО1 в период с 28.09.2016 по 02.05.2017 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Статус индивидуального предпринимателя прекращен в связи с принятием соответствующего решения. Кроме того, по сведениям регистрирующих органов ФИО1 имеет в собственности земельные участки: с КН №.
Административным ответчиком обязанность по уплате налогов и страховых взносов не была исполнена, в связи с чем в его адрес были направлены требования № 127744 от 22.05.2017, № 157900 от 17.10.2017, № 40697 от 06.12.2018, № 91028 от 30.12.2019 об уплате недоимки по страховым взносам, а также пени на недоимку по страховым взносам, задолженности по земельному налогу, пени по налогу, предоставлен срок для добровольного исполнения до 09.06.2017, 07.11.2017, до 26.12.2018 и до 31.01.2020, соответственно.
В связи с неисполнением ФИО1 обязанности по уплате страховых взносов МИФНС России № 32 по Свердловской области 13.03.2020, обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно пункту 2 этой же статьи Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи).
Шестимесячный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и страховым взносам по требованию от 22.05.2017 истекал 09.12.2017, по требованию от 17.10.2017 – 07.05.2018, по требованию от 06.12.2018 – 26.06.2019, однако с заявлением о выдаче судебного приказа МИФНС России № 32 по Свердловской области обратилась только 13.03.2020, то есть с нарушением установленного законом срока.
13.03.2020 мировым судьей судебного участка № 3 Верхнепышминского судебного района вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по налоговым обязательствам. В связи с поступившими от ФИО1 возражениями, определением от 11.06.2020 судебный приказ отменен.
14.12.2020 МИФНС России № 32 по Свердловской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 задолженности по уплате страховых взносов, пени в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Административным истцом при подаче административного иска в суд, а также при рассмотрении дела в суде, представителем административного истца ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд не заявлено. Уважительных причин пропуска срока на обращение в суд ни при подаче заявления о вынесении судебного приказа, ни при обращении в суд с административным исковым заявлением, административным истцом не представлено, судом таких причин при рассмотрении дела не установлено.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Таким образом, несоблюдение МИФНС России № 32 по Свердловской области установленных налоговым законодательством сроков обращения в суд с заявлением о взыскании налогов, страховых взносов, пени является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
требование Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате налогов, страховых взносов, пени, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционный жалобы через Верхнепышминский городской суд Свердловской области в течение месяца с момента вынесения решения в окончательном виде.
Судья М.П. Вершинина