ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 660024-01-2022-000181-28 от 08.04.2022 Верхнепышминского городского суда (Свердловская область)

УИД № 66RS0024-01-2022-000181-28

Дело № 2а-735/2022

Мотивированное решение изготовлено 08 апреля 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Верхняя Пышма 25 марта 2022 года

Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи М.П. Вершининой,

при секретаре Коноплине П.А.,

с участием: представителя административного истца Беловой Т.В., представителя административного ответчика – Черемных Е.В., заместителя прокурора г. Верхняя Пышма – Бондаря О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торгово-строительный холдинг «Глобус» к администрации городского округа Верхняя Пышма о признании недействующим постановления администрации городского округа Верхняя Пышма от 07.10.2021 № 859 «Об утверждении внесения изменений в документацию по планировке территории «Внесение изменений в проект планировки жилой застройки и проект межевания территории земельного участка с кадастровым номером , утвержденный постановлением администрации городского округа Верхняя Пышма от 15.04.2009 № 774» в части земельного участка с кадастровым номером

установил:

ООО Торгово-строительный холдинг «Глобус» обратилось в суд с административным иском к администрации городского округа Верхняя Пышма с вышеназванными требованиями.

В обоснование требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ администрация ГО Верхняя Пышма приняла постановление «Об утверждении внесения изменений в документацию по планировке территории «Внесение изменений в проект планировки жилой застройки и проект межевания территории земельного участка с кадастровым номером , утвержденный постановлением администрации городского округа Верхняя Пышма от 15.04.2009 № 774». Полагает, что принятый нормативный акт противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации, нарушает права как административного истца, так неопределенного круга лиц, поскольку, по его мнению, нарушена процедура проведения общественных обсуждений. Согласно пункту 80 Положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний в городском округе Верхняя Пышма, утвержденного Решением Думы городского округа Верхняя Пышма от 28.05.2020 № 22/12, постановление главы городского округа о назначении публичных слушаний по проекту подлежит официальному опубликованию и размещению не менее чем за четырнадцать календарных дней до начала публичных слушаний. Постановление главы городского округа № 116 «О назначении общественных обсуждений по документации по планировке территории, по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа Верхняя Пышма» было принято и опубликовано ДД.ММ.ГГГГ, а начало общественных обсуждений - ДД.ММ.ГГГГ, то есть за один день вместо 14. Согласно пункту 83 Положения, глава городского округа в течение десяти календарных дней после представления ему проекта и приложений принимает решение: 1) об утверждении проекта; 2) об отклонении проекта и направлении его на доработку. Согласно пункту 13 статьи 46 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний. Заключение комиссии по проведению общественных обсуждений по документации по планировке территории, по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа Верхняя Пышма было принято ДД.ММ.ГГГГ, опубликовано ДД.ММ.ГГГГ, а постановление «Об утверждении внесения изменений в документацию по планировке территории «Внесение изменений в проект планировки жилой застройки и проект межевания территории земельного участка , утвержденный постановлением администрации городского округа Верхняя Пышма от 15.04.2009 № 774» принято ДД.ММ.ГГГГ, то есть через 23 рабочих дня, при этом без направления проекта на доработку. Административный истец принимал участие в обсуждениях путем подачи замечаний к документации по планировке территории, в частности, обществом были поданы следующие замечания: 1) несоответствие документации по планировке территории Генеральному плану городского округа Верхняя Пышма применительно к территории г. Верхняя Пышма, утвержденного решением Думы ГО Верхняя Пышма от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пункту 2.3.2 Генерального плана, ул. Машиностроителей отнесена к районным магистральным улицам, а в документах по планировке территории ул. Машиностроителей – магистраль общегородского значения. Проекты планировки и межевания территории разрабатываются на основании Генерального плана поселения и не могут ему противоречить; 2) проект планировки территории разработан для участка <адрес> территория находится за границей земельного участка с КН . К утвержденному проекту планировки относится земельный участок с КН , площадью 141 926 кв.м., на который был заключен договор комплексного освоения территории с ЮИТ Уралстрой. Комплексное освоение территории происходит в границах участка, переданного в аренду лицу, с которым заключен соответствующий договор, или в границах земель, образованных из такого участка. Данное внесение изменений в утвержденную документацию по планировке территории, по сути, увеличивает территорию, переданную застройщику – ЮИТ, минуя процедуру торгов, установленную для заключения договора о комплексном освоении в целях жилищного строительства; 3) чертеж границ зоны планируемого размещения линейного объекта не содержит информации о наличии на земельном участке с КН объекта капитального строительства; 4) информация о том, что вблизи от проектируемого объекта потенциально опасных объектов не имеется, объект находится вне зон чрезвычайных ситуаций потенциально опасных объектов, не соответствует действительности, так как в границах зоны планируемого размещения линейного объекта проходит тепловая сеть от ТК 01-65 до теплообменника ЦТП по <адрес> г. Верхняя Пышма, находящейся в собственности АО «УТС». Данная тепловая сеть относится к опасным производственным объектам с температурным режимом сети – 170 градусов и включена в актуализированную схему теплоснабжения на период с 2020 по 2035 год городского округа Верхняя Пышма; 5) отсутствует информация о постановлении администрации городского округа Верхняя Пышма «О подготовке внесения изменений в проект «Внесение изменений в проект планировки жилой застройки и проект межевания территории земельного участка с КН ». Часть замечаний комиссией признаны обоснованными, а, следовательно – проект надлежит доработать. При публикации вместе с постановлением «Об утверждении внесения изменений в документацию по планировке территории «Внесение изменений в проект планировки жилой застройки и проект межевания территории земельного участка с КН , утвержденный постановлением администрации городского округа Верхняя Пышма от 15.04.2009 № 774» были опубликованы утвержденные проекты планировки и межевания отличные от тех, которые были представлены на обсуждение. В частности, в проекты были внесены изменения согласно замечаниям, поступившим в ходе обсуждений. Данные изменения внесены с нарушением требований раздела 7 ГОСТ Р 21.101-2020 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации». Кроме того, утверждаться могут лишь проекты, прошедшие процедуру публичных слушаний. Если же к проекту имеются обоснованные замечания, то в утверждении проекта должно быть отказано, а сам проект отправлен доработку. На основании вышеизложенного, полагает, что утверждение документации «Внесение изменений в проект планировки жилой застройки и проект межевания территории земельного участка с КН , утвержденный постановлением администрации городского округа Верхняя Пышма от 15.04.2009 № 774 «об утверждении документации по планировке территории», по застраиваемому микрорайону «Северный» в г. Верхняя Пышма Свердловской области» прямо нарушает права как административного истца, так и неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель истца Белова Т.В., действующая на основании доверенности, заявила ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому истец просит признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда Постановление Администрации городского округа Верхняя Пышма от 07.10.2021г. «Об утверждении внесения изменений в документацию по планировке территории «Внесение изменений в проект планировки жилой застройки и проект межевания территории земельного участка с кадастровым номером , утвержденный постановлением администрации городского округа Верхняя Пышма от 15.04.2009 № 774» в той части, в которой он влечет прекращение существования земельного участка с кадастровым номером на котором располагается объект капитального строительства с КН . В ходе судебного заседания пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку проект планировки и межевания не содержит сведений об изъятии объекта капитального строительства с КН , что нарушает права административного истца как собственника указанного объекта, а также сведений об изымаемом земельном участке с КН , на котором располагается данный объект. Кроме того, администрация отказала административному в выкупе земельного участка с КН , сформированного под объектом капитального строительства с КН по причине несоразмерности, однако, иной участок сформирован не был. ООО «Торгово-строительный холдинг «Глобус» является арендатором земельного участка с КН , категория земель - земли населенных пунктов с разрешенным использованием - под размещение автостоянки, общей площадью 16 173 кв.м. В настоящее время площадь данного земельного участка составляет 8 587 кв.м., административный ответчик самостоятельно сформировал земельный участок под объектом недвижимого имущества - зданием КПП, общей площадью 107,4 кв.м. При рассмотрении дела в Арбитражном суде Свердловской области было установлено, что объект недвижимости - КПП построен в соответствии со строительными нормами и правилами, основания для его сноса отсутствуют. Полагает, что указание сведений о земельных участках, подлежащих изъятию в проекте планировки и межевания территории, является императивным требованием градостроительного законодательства.

Представитель административного ответчика - администрации городского округа Верхняя Пышма - Черемных Е.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административных исковых требований. В судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление. Суду пояснила, что постановление главы ГО Верхняя Пышма от ДД.ММ.ГГГГ о назначении публичных слушаний опубликовано в установленный законом срок. Административный истец указывает на несоответствие документации по планировке территории Генеральному плану в части наименований улиц. На основании замечаний административного истца, направленных на публичные слушания, неточности в наименованиях устранены. Утверждение административного истца на необоснованное увеличение территории, отданной под застройку, в спорном проекте планировки, необоснованно, поскольку увеличение территории касается исключительно подъездных путей к земельному участку застройщика с КН . Иные дороги в спорном микрорайоне отсутствуют, указанная дорога необходима не только застройщику, но и гражданам, живущим в МКД более ранней застройки, с противоположной стороны участка. Что касается довода административного истца об отсутствии в чертеже границ зоны планируемого размещения линейного объекта, информации о наличии на земельном участке с КН объекта капитального строительства, то данное утверждение необоснованно, поскольку на картах в проекте все отражено. Просила в удовлетворении требований отказать.

Заместитель прокурора г. Верхняя Пышма Бондарь О.О., полагал требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в части нарушения сроков опубликования оспариваемого постановления, а также в части нарушения требования законодательства об указании сведений об изымаемых объектах в проектах планировки и межевания.

Заинтересованное лицо АО «ЮИТ Санкт-Петербург» в судебное заседание не явилось, извещалось надлежащим образом о месте и времени судебного заседания путем направления судебных извещений по адресам, имеющимся в материалах дела, а также путем публичного размещения информации о дате, времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Верхнепышминского городского суда в сети интернет: http://www.verhnepyshminsky.svd.ru. Об уважительных причинах неявки суду не сообщила, об отложении разбирательства по делу не просила.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Задача органов государственной власти субъекта Российской Федерации при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.

Обращаясь в суд с настоящим иском, административный истец указал, что постановлением в части прекращения существования земельного участка с КН затрагиваются его права на владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему объектом капитального строительства.

Судом установлено, что на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Торгово-строительный холдинг» «Глобус» являлось арендатором земельного участка с КН , расположенного по адресу: г. Верхняя Пышма, в районе <адрес><адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - под размещение автостоянки.

На указанном земельном участке расположен объект недвижимости с КН контрольно-пропускной пункт, назначение: нежилое, общей площадью 107,4 кв.м., принадлежащий административному истцу на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации ГО Верхняя Пышма от 07.10.2021 № 859 «Об утверждении внесения изменений в документацию по планировке территории «Внесение изменений в проект планировки жилой застройки и проект межевания территории земельного участка с КН утвержденный постановлением администрации ГО Верхняя Пышма от 15.04.2009 № 774» внесены изменения в проект планировки и межевания земельного участка с КН

Данное постановление было принято без учета прав ООО «Торгово-строительный холдинг «Глобус» на объект недвижимости с КН .

Тот факт, что на земельном участке с КН расположен объект недвижимости - контрольно пропускной пункт, принадлежащий административному истцу на праве собственности, в ходе судебного разбирательства не оспаривался.

Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает названный Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Отношения по планировке территории урегулированы главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так, разработка проектов планировки и межевания территории осуществляется при подготовке документации по планировке территории (часть 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В силу части 17 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические лица вправе оспаривать в судебном порядке документацию по планировке территории.

Рассматривая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что административный истец вправе оспорить в судебном порядке постановление администрации ГО Верхняя Пышма об утверждении проекта планировки территории, так как является субъектом градостроительных правоотношений, и данное постановление в оспариваемой части нарушает его права.

Часть 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит: гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Как следует из статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранений всякого нарушения его права, в том числе не соединенных с лишением владения.

Таким образом, сфера права собственника распространяется как на осуществление действий, связанных с использованием объекта недвижимости, так и на действия, связанные с запретом другим лицам без правовых оснований пользоваться этим объектом.

В соответствие с частью 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.

Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (часть 6 статьи 41).

В силу положений статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

В силу положений статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры (часть 1). Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (часть 2). Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территории или в виде отдельного документа (часть 3). При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствие с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами.

Согласно пункту 7 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию проекта межевания территории включают в себя чертежи, на которых отображаются, в том числе границы существующих земельных участков (подпункт 1).

Принимая во внимание, что проект межевания территории проводится уполномоченным органом с учетом фактического землепользования, при подготовке документации по планировке территории администрации ГО Верхняя Пышма необходимо было учесть сведения о правах на объект недвижимости, расположенный на земельном участке находящимся в фактическом землепользовании ООО «Торгово-строительный холдинг» «Глобус».

Что касается доводов административного истца о несоблюдении административным ответчиком порядка принятия нормативного правового акта, суд приходит к следующему.

Так, согласно пункта 11 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

В соответствии с пунктом 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи.

Срок проведения публичных слушаний по проектам планировки территории и проектам межевания территории должен быть достаточным для того, чтобы участники публичных слушаний представили свои замечания и предложения по поводу соответствующих документов. С другой стороны, затягивание сроков проведения публичных слушаний является препятствием в реализации градостроительных решений. В этой связи необходимо обеспечить баланс между минимальным и максимальным сроками проведения публичных слушаний.

Срок начинает течь со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения. Срок истекает со дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний.

Согласно пункту 80 Положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний в городском округе Верхняя Пышма, утвержденного Решением Думы городского округа Верхняя Пышма от 28.05.2020 № 22/12, постановление главы городского округа о назначении публичных слушаний по проекту подлежит официальному опубликованию и размещению не менее чем за четырнадцать календарных дней до начала публичных слушаний.

Как установлено судом, постановление Главы ГО Верхняя Пышма № 116 «О назначении общественных обсуждений по документации по планировке территории, по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции капитального строительства на территории городского округа Верхняя Пышма», опубликовано 10.08.2021, а начало общественных обсуждений – 11.08.2021, то есть за день до начала обсуждений.

Заключение комиссии по проведению общественных обсуждений по документации по планировке территории, по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа Верхняя Пышма было принято 03.09.2021, опубликовано 06.09.2021, а постановление № 859 «Об утверждении внесения изменений в документацию по планировке территории «Внесение изменений в проект планировки жилой застройки и проект межевания территории земельного участка , утвержденный постановлением администрации городского округа Верхняя Пышма от 15.04.2009 № 774» принято - 07.10.2021.

Таким образом, несоблюдение порядка принятия нормативного правового акта в рассматриваемой ситуации признается судом достаточным основанием для признания оспариваемого акта недействующим в части предусматривающей прекращение существования земельного участка с кадастровым номером под объектом недвижимости с кадастровым номером .

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административный иск общества с ограниченной ответственностью «Торгово-строительный холдинг «Глобус», - удовлетворить.

Признать подпункты 1, 2 пункта 1 постановления администрации города администрации городского округа Верхняя Пышма от 07.10.2021 № 859 «Об утверждении внесения изменений в документацию по планировке территории «Внесение изменений в проект планировки жилой застройки и проект межевания территории земельного участка с кадастровым номером , утвержденный постановлением администрации городского округа Верхняя Пышма от 15.04.2009 № 774» в части утверждения приложений № 1 и 2 в части, предусматривающей прекращение существования земельного участка с кадастровым номером под объектом недвижимости с кадастровым номером со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении оставшейся части требований отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления - газете «Красное знамя».

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верхнепышминский городской суд Свердловской области.

Судья М.П. Вершинина