Мотивированное решение изготовлено 29 января 2024 года дело № 66RS0035-01-2023-001687-84 производство № 2а-1-46/2024 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Красноуфимск | 16 января 2024 года |
Красноуфимский районный суд в составе:
председательствующего судьи Четиной Е.А.,
при помощнике судьи Горшковой Е.С.,
с участием представителя административного истца Расторгуевой Л.А.,
представителя административного ответчика администрации Ачитского городского округа Ивакина А.М.;
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ачитского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному казенному учреждению Свердловской области «Управление автомобильных дорог», администрации Ачитского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
установил:
прокурор Ачитского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Свердловской области «Управление автомобильных дорог» (далее – ГКУ СО «Управление автомобильных дорог»), администрации Ачитского городского округа с требованием о возложении обязанности на ответчика ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» в срок до 31 декабря 2024 года на участке автомобильной дороги общего пользования «д. Ялым – д. Тюш» по адресу: Ачитский район, с. Афанасьевское, ул. Уральская, обустроить пешеходные тротуары в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007, устранить дефекты искусственного освещения в соответствии с ГОСТа Р50597-93; возложении обязанности на ответчика администрацию Ачитского городского округа в срок до 31 декабря 2024 года обеспечить надлежащее уличное освещение по адресу: ул. Уральская, с. Афанасьевское, Ачитского городского округа Свердловской области в соответствии с требованиями ГОСТ Р50597-93 путем обеспечения работы не менее 95% светильников в вечернем и ночном режимах.
В обоснование требований указав, что в ходе проведения надзорных мероприятий по исполнению законодательства о безопасности дорожного движения, содержания автомобильных дорог выявлено отсутствие пешеходного тротуара на участке автомобильной дороги общего пользования «д. Ялым-д. Тюш» по адресу: Ачитский район, с. Афанасьевское, ул. Уральская (участок от дома № 47 до дома № 155), а также дефекты стационарного уличного освещения в виде неработающих светильников (участок от дома № 89 до дома № 103). Выявленные недостатки обустройства автомобильной дороги нарушают права граждан, ставят под угрозу жизнь и здоровье лиц, передвигающихся по указанным улицам пешком, могут повлечь нарушение гражданами правил безопасности дорожного движения.
Определением судьи от 18 октября 2023 года заявление принято к производству суда, возбуждено административное дело.
Определением суда от 14 ноября 2023 года принят частичный отказ административного истца от заявленных требований в части возложения на администрацию Ачитского городского округа обязанности обеспечить надлежащее уличное освещение по адресу: ул. Уральская, с. Афанасьевское, Ачитского городского округа Свердловской области в соответствии с требованиями ГОСТ Р50597-93 путем обеспечения работы не менее 95% светильников в вечернем и ночном режимах. В этой части производство по делу прекращено.
Этим же определением суда к производству принято уточненное административное исковое заявление о признании незаконным бездействия ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» по необустройству участка автомобильной дороги общего пользования «д. Ялым – д. Тюш» по адресу: Ачитский район, с. Афанасьевское, ул. Уральская, пешеходными тротуарами и искусственным освещением незаконным, возложении на ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» обязанности в срок до 31 декабря 2024 года на участке автомобильной дороги общего пользования «д. Ялым – д. Тюш» по адресу: Ачитский район, с. Афанасьевское, ул. Уральская обустроить пешеходные тротуары в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007, устранить дефекты искусственного освещения в соответствии с ГОСТ Р50597-93.
Определением судьи от 25 декабря 2023 года к производству принято уточненное административное исковое заявление прокурора Ачитского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в котором он просит признать незаконным бездействие ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» по необустройству участка автомобильной дороги общего пользования «д. Ялым – д. Тюш» с км. 13+260 по км. 15+050 в черте населенного пункта по адресу: Ачитский район, с. Афанасьевское, ул. Уральская, пешеходными тротуарами и искусственным освещение, возложить на ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» обязанность в срок до 31 декабря 2024 года на участке автомобильной дороги общего пользования «д. Ялым – д. Тюш» с км. 13+260 по км. 15+050 в черте населенного пункта по адресу: Ачитский район, с. Афанасьевское, ул. Уральская обустроить пешеходные тротуары в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007, устранить дефекты искусственного освещения в соответствии с ГОСТа Р50597-93.
В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель административного ответчика администрации Ачитского городского округа - Глава Ачитского городского округа ФИО2 в части требований, заявленных к администрации Ачитского городского округа (до уточнения административным истцом заявленных требований) просит отказать в их удовлетворении, указывая, что пешеходные тротуары и объекты уличного освещения являются элементами обустройства автомобильной дороги «д. Ялым-д.Тюш», находящейся в оперативном управлении ГКУ СО «Управление автомобильных дорог».
Представитель административного ответчика ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» ФИО3 в письменном отзыве на заявление просила в удовлетворении административного искового заявления отказать, ссылаясь на необходимость уточнения заявленных административных исковых требований, поскольку ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» непосредственно работы по обустройству дорог не осуществляет, не имеет для этого необходимой техники и дорожных рабочих, на балансе ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» отсутствуют объекты уличного освещения на указанном участке дороги. При этом участок дороги, на котором следует, по мнению административного истца, выполнить дорожные работы не конкретизирован. Также работы, на которые ссылается в требованиях административный истец, невозможно выполнить в указанный прокурором срок, их исполнение возможно только в 2027 году.
В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель заинтересованного лица Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области ФИО4 просит вынести решение судом с учетом того, что задачами деятельности ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» как владельца автомобильных дорог общего пользования регионального значения являются организация дорожной деятельности, обеспечение безопасного и бесперебойного движения автотранспортных средств по автодорогам, а целях чего ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» осуществляет ведение учета автомобильных дорог общего пользования регионального значения; проведение оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования регионального значения, подготовку документов для оформления земельных участков под строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального значения; организацию работ по подготовке территории строительства, реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального значения; заключение государственных контрактов для обеспечения государственных нужд на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
В судебном заседании представитель административного истца Расторгуева Л.А. требования административного иска поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Ачитского городского округа Ивакин А.М. в судебном заседании пояснил, что не возражает против уточненных требований административного истца. На данном участке дороги в настоящее время при отсутствии тротуаров пешеходы вынуждены передвигаться по обочине, тогда как постоянно осуществляется движение автомобилей, а в темное время суток отсутствует освещение. Объекты освещения, установленные рядом с дорогой в настоящее время, принадлежат муниципальному образованию, не являются объектами уличной дорожной инфраструктуры, ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» никакого освещения на данном участке дороги не устанавливало.
Представители административного ответчика ГКУ СО «Управление автомобильных дорог», представители заинтересованных лиц Отделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Красноуфимский», Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.
На основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы административного дела, заслушав представителя административного истца Расторгуеву Л.А., представителя административного ответчика Ивакина А.М., суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон «О безопасности дорожного движения») указанный Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Задачами данного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Под автомобильной дорогой согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об автомобильных дорогах») понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности (пункт 6 статьи 12 Федерального закона «Об автомобильных дорогах»).
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
При этом, в соответствии с частями 1 и 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года № 270-ст, (далее – ГОСТ Р 52766-2077) установлено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Согласно пункту 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты.
В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений (пункт 4.5.1.2 ГОСТ Р 52766-2007).
Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке – с одной стороны (пункт 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007).
Как следует из материалов дела, в ходе проведения прокуратурой Ачитского района надзорных мероприятий по исполнению законодательства о безопасности дорожного движения, содержания автомобильных дорог установлено, что участок автомобильной дороги общего пользования «д. Ялым-д. Тюш», по адресу: Ачитский район, с. Афанасьевское, ул. Уральская, с км. 13+260 по км. 15+050 от дома № 47 до дома № 155, имеет дефекты стационарного уличного освещения в виде неработающих светильников, а также на данном участке автомобильной дороги отсутствуют пешеходные тротуары.
Согласно публичной кадастровой карте автомобильная дорога «д. Ялым – д. Тюш» (код автодороги 0407000) имеет кадастровый номер 66:04:0000000:2126 и в соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального значения Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 14 июня 2011 года № 737-ПП, является дорогой регионального значения (номер 216 в Перечне).
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости подтверждается, что автомобильная дорога «д. Ялым-д. Тюш» находится в оперативном управлении ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» (л.д. 24-27).
В соответствии с пунктом 3 Порядка содержания и ремонта автомобильных дорог регионального значения Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 10 ноября 2010 года № 1639-ПП, организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения Свердловской области, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области «Управление автомобильных дорог», осуществляется указанным учреждением.
При таких обстоятельствах, организация работ по ремонту и содержание автомобильной дороги общего пользования регионального значения «д. Ялым-д. Тюш» является обязанностью ГКУ СО «Управление автомобильных дорог».
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что указанные обязанности административным ответчиком ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» исполняются ненадлежащим образом.
Так, на участке автомобильной дороги общего пользования регионального значения «д. Ялым – д. Тюш» с км. 13+260 по км. 15+050 по адресу: Ачитский район, с. Афанасьевское, ул. Уральская от дома № 47 до дома № 155, отсутствуют пешеходные тротуары и искусственное освещение.
Как пояснил в судебном заседании представитель административного ответчика администрации Ачитского района Ивакин А.М., установленные рядом с дорогой фонарные столбы являются собственностью муниципального образования, непосредственно объектов стационарного электрического освещения, установленных и обслуживаемых ГКУ СО «Управление автомобильных дорог», на данном участке дороги не имеется. Данный факт не оспаривался и административным ответчиком ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» в письменном отзыве на административное исковое заявление, со ссылкой на отсутствие на балансе ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» объектов освещения на рассматриваемом участке автодороги.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ГКУ СО «Управление автомобильных дорог», обязанное обеспечивать соответствие состояния дороги при ее содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, организовывать работы по ремонту и содержанию автомобильной дороги общего пользования регионального значения «д. Ялым-д. Тюш», надлежащим образом свои обязанности не выполняет, проявляется бездействие, что выражается в необустройстве участка автомобильной дороги общего пользования «д. Ялым – д. Тюш» с км. 13+260 по 15+050 в черте населенного пункта по адресу: Ачитский район, с. Афанасьевское, ул. Уральская, пешеходными тротуарами и искусственным освещением. В связи с чем заявленные административное исковое требование о признании незаконным бездействия ГКУ СО «Управление автомобильных дорог», выраженного в необустройстве участка автомобильной дороги общего пользования «д. Ялым – д. Тюш» с км. 13+260 по 15+050 в черте населенного пункта по адресу: Ачитский район, с. Афанасьевское, ул. Уральская, пешеходными тротуарами и искусственным освещением, подлежит удовлетворению.
Поскольку судом установлено незаконное бездействие административного ответчика ГКУ СО «Управление автомобильных дорог», подлежат также удовлетворению заявленные административные исковые требования об устранении выявленных нарушений, путем возложения на ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» обязанности обустроить пешеходные тротуары и установить стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 на данном участке автомобильной дороги. При этом в административном исковом заявлении, в том числе в уточненном, административным истцом прокурором Ачитского района ошибочно указано на необходимость устранения дефектов искусственного освещения автомобильной дороги в соответствии с ГОСТ Р50597-93, тогда как указанный нормативный правовой акт в настоящее время утратил свое действие. В настоящее время действующим нормативным правовым актом, устанавливающим требования к организации стационарного уличного освещения автомобильных дорог, является ГОСТ Р 52766-2007, в соответствии с которым административный ответчик ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» и обязан организовывать содержание автомобильной дороги.
Кроме того, поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено отсутствие объектов стационарного электрического освещения на данному участке автомобильной дороги в целях устранения выявленного нарушения на административного ответчика ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» подлежит возложению обязанность установить стационарное электрическое освещение на данном участке дороги в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007.
Вопреки доводам административного ответчика ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» о некорректном возложении на него обязанности обустроить пешеходные тротуары и установить стационарное электрическое освещение на участке автомобильной дороги ввиду отсутствия у ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» в штате дорожных рабочих и отсутствии на балансе Учреждения дорожной техники, возложение на ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» вышеуказанных обязанностей означает, что ГКУ СО «Управление автомобильных дорог», как самостоятельный хозяйствующий субъект, обязано будет выполнить возложенную на него судом обязанность с самостоятельным избранием способа исполнения такой обязанности, как путем непосредственного выполнения данных работ самим Учреждением, так и путем привлечения сторонней организации для выполнения возложенных на нее судом работ. В данном случае иное означало бы чрезмерное вмешательство в деятельность хозяйствующего субъекта.
В части срока устранения выявленных нарушений по содержанию автомобильной дороги общего пользования «д. Ялым – д. Тюш», вопреки доводам административного ответчика ГКУ СО «Управление автомобильных дорог», суд приходит к выводу, что предложенный административным истцом срок выполнения работ до 31 декабря 2024 года является разумным и достаточным. Непосредственно в своем письменном отзыве ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» указывает, что для проведения всех необходимых мероприятий требуется в совокупности 331 день. При этом, установление срока выполнения работ до 2027 года не отвечает требованиям разумности.
Как пояснил в судебном заседании представитель административного ответчика администрации Ачитского городского округа Ивакин А.М., в настоящее время указанный участок дороги, проходящий через населенный пункт, активно используется водителями для движения, а пешеходы ввиду отсутствия пешеходных тротуаров вынуждены передвигаться по обочине.
Понуждение пешеходов передвигаться по обочине дороги в границах населенного пункта, в том числе при отсутствии соответствующего освещения на данном участке дороги, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, не отвечает принципам и задачам, установленным Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», в связи с чем установление такого длительного срока проведения работ по устранению выявленных недостатков содержания автомобильной дороги не отвечает требованиям разумности и будет являться недопустимым.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования прокурора Ачитского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Государственного казенного учреждения Свердловской области «Управление автомобильных дорог», выразившееся в необустройстве участка автомобильной дороги общего пользования «д. Ялым – д. Тюш» с км. 13+260 по 15+050 в черте населенного пункта по адресу: Ачитский район, с. Афанасьевское, ул. Уральская, пешеходными тротуарами и искусственным освещением.
Возложить на Государственное казенное учреждение Свердловской области «Управление автомобильных дорог» обязанность в срок до 31 декабря 2024 года на участке автомобильной дороги общего пользования «д. Ялым – д. Тюш» с км. 13+260 по 15+050 в черте населенного пункта по адресу: Ачитский район, с. Афанасьевское, ул. Уральская:
- обустроить пешеходные тротуары в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007;
- установить стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) Четина Е.А.