Мотивированное решение составлено 17 декабря 2018 года. Дело № 2-1144/2018 УИД №66RS0036-01-2018-001437-22 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 декабря 2018 года город Кушва Кушвинский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Сединкина Ю.Г. при секретаре Ловуновой И.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Кушвинского городского округа о признании отказа в переводе жилого помещения в нежилое незаконным, о возложении обязанности устранить нарушения прав и законных интересов, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Кушвинского городского округа о признании недействительным уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска указала, что является собственником жилого помещения общей площадью 35,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Жилое помещение находится на первом этаже многоквартирного дома. ДД.ММ.ГГГГ она подала заявление в администрацию Кушвинского городского округа о переводе жилого помещения по указанному адресу в нежилое, в целях использования жилого помещения в качестве салона по оказанию услуг. К заявлению приложены документы: свидетельство о праве собственности на помещение, протокол-решение общего собрания собственников помещений МКД со 100% согласием собственников, поэтажный план дома. ДД.ММ.ГГГГ она получила уведомление № об отказе в переводе жилого помещения по указанному адресу в нежилое от ДД.ММ.ГГГГ за подписью и.о. главы Кушвинского КГО /-/ Отказано в переводе на основании п. 3, 4 ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с несоответствием проекта перепланировки жилого помещения требованиям законодательства в соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Также ей было направлено письмо из администрации Кушвинского городского округа о предоставлении решения общего собрания собственников МКД по изменению объекта путем его реконструкции и проектной документации по реконструкции жилого дома в соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. С данным решением она не согласна, считает уведомление об отказе в переводе жилого помещения в нежилое незаконным, как не соответствующее нормам Жилищного кодекса Российской Федерации. Ответчик ссылается на строительство тамбура, но проектом не предусмотрен выносной тамбур, это отдельное помещение, которое приведет к увеличению строительного объема. Квартира находится на первом этаже, к ней возможен доступ без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, право собственности не обременено правами каких-либо иных лиц. Технические решения, принятые в проекте перепланировки жилой квартиры, указанной выше, соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, правилам и стандартам, действующих на территории Российской Федерации. Обеспечивают безопасность для жизни и здоровья людей при условии соблюдения мероприятий, предусмотренных проектом и надлежащей эксплуатацией. Демонтаж простенка возможен и не влияет на конструктивную надежность и безопасность жилого здания при условии выполнения демонтажа в соответствии с разработанной для этой цели проектной документации и соблюдении требований техники безопасности в строительстве. Довод администрации Кушвинского городского округа о том, что при переводе жилого помещения в нежилое, изменяются площадь и объем помещений, качество инженерно-технического обеспечения, имеет место реконструкция жилого дома несостоятелен, поскольку в данном случае имеет место переустройство и перепланировка помещения, а не реконструкция капитального объекта. Проект не предусматривает разрушение внутренних и наружных стен, не изменяются размеры объекта капитального строительства. Работы по перепланировке помещения не затрагивают конструктивной надежности дома и не влекут уменьшения размера общего имущества собственников МКД. Согласно проекту, при проведении устройства отдельного входа в помещение первого этажа, стена жилого дома изменений по площади не претерпевает. Просила суд признать недействительным уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в переводе жилого помещения № в многоквартирном <адрес> общей площадью 35,9 кв.м. в нежилое; обязать администрацию Кушвинского городского округа устранить нарушение прав и законных интересов административного истца в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В судебном заседании истец ФИО1 уточнила заявленные исковые требования. Просила суд признать отказ Администрации Кушвинского городского округа в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> нежилое помещение незаконным. Обязать Администрацию Кушвинского городского округа устранить нарушения прав и законных интересов ФИО1 в полном объеме путем принятия решения о переводе жилого помещения общей площадью 35,9 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес> нежилое. Просила исковые требования удовлетворить по основаниям указанным в исковом заявлении. Представитель истца ФИО2 подержала доводы и позицию истца ФИО1 Пояснила, что Истец является собственником квартиры по адресу: <адрес> декабря 2017 года. Квартира находится на 1 этаже. Дом шлакоблочный. В доме уже есть три предпринимателя, функционируют. В квартире истца две комнаты, площадью 35,9 кв.м. Планировали переделать из жилого в нежилого помещение, чтоб оказывать услуги населению, либо сдать в аренду. Пока квартира в неизмененном виде находится, в стадии подготовки документально. К перепланировке не приступила еще истец. Заявление о переводе из жилого в нежилое помещение было подано в установленном порядке. Других заявлений не подавала. Администрацией был выдан тех план. Был приложен весь перечень документов. Все документы были представлены. Проект назывался перепланировка жилого помещения в нежилое помещение. В части безопасности данной перепланировки угрозы для других жильцов не несет. Выводы основаны на том, что ни одной капитальной стены в этой перепланировке не затрагивается. Во внешней части дома убирается только подоконная часть, которая убирается свободно. Если бы ее нельзя было убрать, тогда бы не вошли ни в один проем. Описание в проекте есть, где написано, что это не влияет на безопасность. Уведомление Администрации Кушвинского городского округа об отказе в переводе жилого помещения в нежилое не соответствует действующему законодательству и нарушает права истца. Проект, предоставленный истцом в Администрацию Кушвинского городского округа, содержит в себе технические решения, которые являются перепланировкой, а не реконструкцией помещения. Перевод жилого помещения в нежилое осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а не Градостроительным кодексом Российской Федерации. Перепланировка касается отдельного жилого помещения, в данном случае речь не может идти о реконструкции, поскольку вносимые изменения не затрагивают весь объект капитального строительства. Просила исковые требования удовлетворить. Представитель истца ФИО3 в судебном заседании поддержал исковые требования ФИО1 Суду пояснил, что в соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства за исключением линейных объектов, это изменение параметров объектов капитального строительства, ее частей, высоты, количества этажей, площади, объема, в том числе надстройка, перестройка, расширение объема объекта капитального строительства, а также замена и восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства. Объектом капитального строительства является весь дом. Перепланировка жилых помещений может включать перенос и разбор перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь, и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений. Ликвидация темных кухонь, приходов в кухни через квартиры или жилых помещений, устройство или переоборудование существующих тамбуров, это к вопросу о тамбуре. Правила указывают, что переоборудование или перепланировка жилых домов или квартир, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций, соответственно не допускается. По мнению Минстроя России, работы, проводимые в многоквартирных, жилых домах по демонтажу стен между квартирами, демонтажу частей стен между лоджиями, комнатами, демонтажу частей несущих ограждающих конструкций, реализация отдельного входа помещения следует относить к перепланировке жилых помещений. К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира либо часть квартиры. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан. Таким образом, исходя из буквального толкования Жилищного кодекса перевод помещения из жилого фонда в нежилой является фактически изменением функциональной принадлежности помещения. Реконструкция объекта капитального строительства, в том числе нежилого помещения, осуществляется на основании норм Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так, ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязывает застройщика получить разрешение на строительство. Как может получить данное разрешение истец, это невозможно. Также в таком случае необходимо ввести объект в эксплуатацию на основании разрешения федерального органа исполнительной власти, органа местного самоуправления. В случае истца имеет место именно перепланировка жилого помещения, а не реконструкция, поэтому отказ Администрации Кушвинского городского округа в переводе жилого помещения в нежилое необходимо признать незаконным. Решение ответчика фактически делает невозможным перевод помещения в нежилое. На основании изложенного просил исковые требования ФИО1 удовлетворить. Представители истца ФИО4, ФИО5 поддержали доводы и позицию ФИО1 Суду пояснили, что их организация является исполнителем проектной документации на перепланировку жилого помещения по адресу: <адрес>. Ранее они выполняли проекты на реконструкцию жилых помещений, которые заказчики предоставляли в Администрацию для получения услуги по переводу жилого помещения в нежилое. Однако после проведения проверки сотрудники Администрация отказалась принимать такие проекты, при этом пояснили, что реконструкция может быть выполнена только в отношении всего объекта капитального строительства, а не отдельного помещения. После чего они стали делать проекты на перепланировку. Однако теперь ответчик поменяли позицию, отказали истцу в переводе на основании того, что необходим проект на реконструкцию всего многоквартирного дома. Однако в таком случае потребуется государственная экспертиза такого проекта. Кроме того, считают, что технические решения, предлагаемые в проекте, относятся к понятию перепланировки, а не реконструкции, тем более, что строительные работы затрагивают только конкретное жилое помещение. Считают отказ Администрации Кушвинского городского округа в переводе жилого помещения по адресу: <адрес> нежилое незаконным, нарушающим права истца. Представитель ответчика Администрации Кушвинского городского округа ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала. Суду пояснила, что перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством. Условия перевода жилого помещения в нежилое определены статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу части 1 которой перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. В силу ч. 1 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации указанной статьи перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Истцом для согласования представлен проект перепланировки жилой квартиры под размещение салона по оказанию услуг, расположенной по адресу: <адрес>. Вместе с тем, правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (п. 1.7) определены условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений и повышение благоустройства жилых домов и жилых помещений. Пункт 4.2.4.9 Правил содержит запрет на расширение и пробивание проемов в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий при техническом обслуживании и ремонте конкретных строительных конструкций, а именно: балконов, козырьков, лоджий и эркеров. Проектом перепланировки, представленным истцом, предусмотрено устройство основной входной группы в салон со стороны <адрес> с устройством проема в несущей стене, разборка кладки подоконной части оконного проема для устройства входной группы. Таким образом, указанные мероприятия повлекут внесение конструктивных изменений в ограждающие несущие конструкции дома. Кроме того, выносной тамбур (это отдельное дополнительное помещение) – его строительство ведет к увеличению строительного объема здания и увеличению его общей площади. В соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Согласно пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Из анализа указанных норм следует, что перепланировка должна происходить в границах существующего помещения, а расширение границ помещения, согласно подпункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относится к реконструкции многоквартирного жилого дома. Работы, проведение которых планируется ФИО1, фактически являются реконструкцией жилого дома и должны осуществляться по правилам, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации. Кроме того, уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, в данном случае путем его реконструкции, возможно только с согласия всех собственников помещений (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации). Истцом представлен протокол общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома. Пунктами 1, 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случаях же, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации). Из представленного в материалы дела протокола внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласие собственников на реконструкцию с использованием общего имущества многоквартирного дома отсутствует, согласована только перепланировка помещения под салон оказания услуг с устройством входной группы во внешней стене дома, вопрос в отношении же земельного участка, на котором будет размещен тамбур (крыльцо) – не разрешен, а также стоянка для автотранспорта. Между тем, разрешение вопроса о режиме и порядке использования общедомового имущества – земельного участка, являющегося общедолевой собственностью, общим собранием не разрешен. В связи с вышеизложенным, на основании пп. 5 п. 10 Раздела 2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие документов, а также выдача разрешений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение» на территории Кушвинского городского округа, утвержденного постановлением администрации Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№, пунктов 3, 4 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации администрация Кушвинского городского округа отказала в переводе жилого помещения общей площадью 35,9 кв.м., находящегося по адресу <адрес>, в нежилое помещение, в связи с несоблюдением предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации условий перевода помещения, а также в связи несоответствием проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства (в соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотренные проектом виды работ являются реконструкцией жилого дома). Принимая во внимание, что в соответствии с действующим в настоящее время законодательством работы, указанные в проекте, относятся к реконструкции, администрация Кушвинского городского округа считает, что требование о признании Уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым отказано в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, удовлетворению не подлежит. Выслушав истца, его представителей, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам. В силу пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. В соответствии со статьей 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Перевод помещений из жилых в нежилые и наоборот производится в порядке, определяемом жилищным законодательством. Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником жилого помещения - <адрес> общей площадью 35,9 квадратных метров, расположенной на 1 этаже <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости ( т. 1 л.д. 8-9). С целью перевода жилого помещения по указанному выше адресу в нежилое ООО «Ротонда» выполнен проект перепланировки квартиры с последующим использованием по нежилому назначению (под размещение салона по оказанию услуг) (т. 1 л.д. 68-162). ДД.ММ.ГГГГ по вопросу перевода жилого помещения в нежилое, с последующей перепланировкой помещения под салон оказания услуг, с устройством входной группы во внешней стене дома проведено внеочередное общее собрание собственников помещений многоквартирного <адрес>, на котором принято решение разрешить перевод жилого помещения №<адрес>, в нежилое помещение с последующей перепланировкой помещения под салон оказания услуг, с устройством входной группы во внешней стене дома (т. 1 л.д. 48). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрацию Кушвинского городского округа с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по переводу жилого помещения по адресу: <адрес>, в нежилое. К заявлению приложила проект на перепланировку жилого помещения, выписку из ЕГРН нежилое помещение, протокол общего собрания собственников помещений многократного дома от ДД.ММ.ГГГГ. Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Кушвинского городского округа отказала ФИО1 в переводе принадлежащего ей жилого помещения в нежилое ввиду несоблюдения требований, установленных пунктами 3, 4 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, в адрес ФИО1 направлено письмо № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием причин отказа в переводе помещения в нежилое. Ответчиком указано, что работы, проведение которых планируется заявителем, фактически являются реконструкцией жилого дома, а не перепланировкой жилого помещения, и должны осуществляться по правилам, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации. Таким образом, проект перепланировки, предоставленный заявителем, не соответствует требованиям законодательства (т. 1 л.д. 11-13). Разрешая исковые требования ФИО1 о признании отказа Администрации Кушвинского городского округа в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> нежилое помещение незаконным, суд исходит из следующего. В силу части 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Согласно части 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. В соответствии с частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение; 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения). Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений, а также с указанием перечня сведений и документов, которые будут получены по межведомственным запросам (часть 3 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации). По результатам рассмотрения представленных документов выносится решение о переводе или об отказе в переводе помещения (ч. 4 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации). Согласно ч. 5 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 данной статьи решений выдает или направляет заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. При этом в случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо. В силу части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения (пункт 3); несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства (пункт 4). В силу статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. В соответствии с частью 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Переоборудование (переустройство) жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Более подробно данное понятие раскрывается в постановлении Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 №170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». Под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (постановление Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 №170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»). Перепланировку и переустройство, определяемых статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует отличать от реконструкции. В силу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации. Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. Согласно ч. ч. 1 - 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом. Согласно проекту перепланировки и переустройства жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес> последующим использованием ее по нежилому назначению предполагается, в том числе, обустройство входной группы в салон со стороны <адрес> с разборкой кладки подоконной части оконного проема для устройства входной группы, монтаж крыльца (т. 1 л.д. 92). Доводы истца о том, что названные технические решения не являются реконструкцией, а также об отсутствии необходимости в получении разрешения на строительство, подлежат отклонению, как основанные на неправильной оценке фактических обстоятельств и ошибочном толковании закона. В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к реконструкции объекта капитального строительства относится изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Частью 17 статьи 51 указанного Кодекса предусмотрены конкретные случаи, когда выдача разрешения на строительство (реконструкцию) не требуется. В частности, согласно п. 4 ч. 17 ст. 51 этого Кодекса одним из таких случаев являются изменения объекта капитального строительства и (или) его частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики его надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенной реконструкции, установленные градостроительным регламентом. Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 № 624. Предусмотренные проектной документацией перепланировки <адрес> под салон оказания услуг строительные работы (разборка кладки подоконной части окна с последующим устройством дверного проема и выполнение крыльца) входят в утвержденный вышеупомянутым Приказом Минрегиона Российской Федерации Перечень (раздел III, п. 2.1 разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей; п. 7.2 монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок; п. 10.1 монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений). В результате строительных работ, предусмотренных проектом, изменится площадь квартиры, ее функциональное назначение, изменится также размер общего имущества - ограждающих несущих и ненесущих конструкций данного дома и земельного участка. В связи с тем, что в случае перевода помещения, принадлежащего истцу на праве собственности, из жилого в нежилое возникает необходимость разрушения части несущей стены под оконным проемом, устройство отдельного входа в помещение, что связано с присоединением части общего имущества, суд приходит к выводу, что в данном случае имеет место реконструкция. Доводы представителей истца о том, что демонтаж подоконной части окна с устройством дверного проема и возводимое крыльцо не изменят общую площадь многоквартирного дома, подлежат отклонению. Предполагаемая установка отдельного входа в нежилое помещение связана с занятием части земельного участка, непосредственно прилегающего к жилому многоквартирному дому. Также подлежат отклонению доводы истца и его представителей о том, что ранее Администрацией Кушвинского городского округа принимались решения о переводе жилых помещений в нежилые при наличии таких же технических решений в проектной документации, так как наличие иных решений ответчика, которыми не требовалось от заявителей при переводе жилых помещений в нежилые составления проекта на реконструкцию, а также получения разрешения на строительство, на выводы суда по настоящему делу не влияет, поскольку в рассматриваемом деле разрешается вопрос о законности конкретного акта органа местного самоуправления. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что проект перепланировки, представленный истцом, не соответствует требованиям законодательства, так как строительные работы, предусмотренные проектом, фактически представляют собой реконструкцию помещения. В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищных кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации). Согласно положениям части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации). Согласно части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Так, пунктами 1, 2 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок под многоквартирным жилым домом сформирован, поставлен на кадастровый учет, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, в связи с чем земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый № является объектом гражданских прав и общей долевой собственности жильцов дома. Таким образом, исходя из положений вышеприведенных правовых норм, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному помещению части общего имущества многоквартирного дома. ФИО1 представлен проект, согласно которому необходимо, в том числе, демонтировать оконный блок, возвести крыльцо, что свидетельствует об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме, а также влечет за собой использование наружных стен и придомовой территории, то есть общего имущества собственников многоквартирного дома. При изложенных обстоятельствах, а также учитывая, что истцом обустраивается входная группа (крыльцо), которые должны располагаться за пределами здания на прилегающем земельном участке, согласие на перевод жилого помещения в нежилое помещение, в силу требований статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации должно быть получено со всех собственников помещений. Истцом в материалы дела представлен протокол внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на котором принято решение разрешить перевод жилого помещения №<адрес>, в нежилое помещение с последующей перепланировкой помещения под салон оказания услуг, с устройством входной группы во внешней стене дома (т. 1 л.д. 48). Вместе с тем, вопрос в отношении земельного участка, на котором будет размещено крыльцо, на внеочередном собрании перед собственниками помещения многократного дома истцом не ставился, на общем собрании не разрешен. В силу части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения (пункт 3); несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства (пункт 4). Учитывая, что проект перепланировки, представленный истцом, не соответствует требованиям действующего законодательства, а также то, что истцом не получено согласие собственников помещений многоквартирного дома на использование земельного участка, суд приходит к выводу об отсутствии основания для удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании отказа Администрации Кушвинского городского округа в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> нежилое помещение незаконным. Кроме того, суд считает необходимым указать, что решение вопроса о переводе жилых помещений в нежилые законом отнесено к компетенции органа местного самоуправления. Понуждение ответчика к переводу жилого помещения в нежилое помещение является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 к Администрации Кушвинского городского округа о признании отказа в переводе жилого помещения в нежилое незаконным, о возложении обязанности устранить нарушения прав и законных интересов не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Кушвинского городского округа о признании отказа в переводе жилого помещения в нежилое незаконным, о возложении обязанности устранить нарушения прав и законных интересов – отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кушвинский городской суд Свердловской области. Судья: Ю.Г.Сединкин |