ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 66О0000-01-2022-001148-73 от 24.07.2023 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Екатеринбург Дело № 66OS0000-01-2022-001148-73

24 июля 2023 года Производство № 3а-262/2023

Резолютивная часть решения объявлена 24 июля 2023 года

Полный текст решения изготовлен 2 августа 2023 года

Свердловский областной суд в составе судьи Рудакова М.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лаа Ч.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Левина Алексея Георгиевича (ОГРНИП 311660422300013, ИНН 660403237127) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области и Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,

заинтересованное лицо – публично-правовая компания «Роскадастр» в лице филиала по Уральскому федеральному округу,

У С Т А Н О В И Л :

30 декабря 2022 года в Свердловский областной суд (далее также – суд) поступил административный иск индивидуального предпринимателя Левина А.Г. (далее также – предприниматель), в котором административный истец просил пересмотреть утвержденную по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость объекта недвижимости, имеющего кадастровый <№> и расположенного по адресу: <адрес><адрес> (далее также – объект незавершенного строительства).

В обоснование заявленных требований предприниматель ссылался на то, что является собственником объекта незавершенного строительства и обязан уплачивать экономически необоснованный налог на имущество, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, тогда как оспариваемая кадастровая стоимость объекта незавершенного строительства в размере 41629 846 руб. 47 коп. превышает его рыночную стоимость. В связи с этим и в целях устранения нарушения имущественных прав предпринимателя как налогоплательщика административный истец просил установить оспариваемую кадастровую стоимость объекта незавершенного строительства в размере 11251 000 руб. При этом административный истец доказывал то, что в соответствии с отчетом об оценке ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» от 27 декабря 2022 года № 22-К-026 (далее – отчет) именно названная сумма определяет величину рыночной стоимости объекта незавершенного строительства на дату определения оспариваемых результатов государственной кадастровой оценки.

Определением суда от 10 января 2023 года административный иск был принят к производству суда. Тем же определением возбуждено производство по административному делу, к участию в нем в качестве заинтересованного лица привлечена ППК «Роскадастр» в лице филиала по УФО.

Определением суда от 8 февраля 2023 года по ходатайству административного истца по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, порученная эксперту ( / / )2, перед которой поставлен вопрос о величине рыночной стоимости объекта незавершенного строительства по состоянию на 1 января 2019 года. Тем же судебным актом производство по делу было приостановлено до поступления заключения эксперта.

Определением суда от 4 июля 2023 года на 24 июля 2023 года было назначено судебное заседание для рассмотрения вопроса о возобновлении производства по делу, а в случае возобновления производства по делу – и для проведения судебного разбирательства по делу.

В назначенное на 24 июля 2023 года для разбирательства дела судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились. При этом от представителя административного истца поступило письменное ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствие.

В связи с поступлением в материалы дела экспертного заключения от 9 июня 2023 года № 23.06-262 (далее – заключение) протокольным определением суда производство по делу было возобновлено на основании статьи 192 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ).

Поскольку в определении суда от 4 июля 2023 года было указано на проведение в назначенном на 24 июля 2023 года судебном заседании разбирательства дела в случае возобновления производства по делу, суд перешел к рассмотрению дела по существу. При этом ввиду надлежащего извещения всех лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела и на основании части 4 статьи 247 КАС РФ судебное разбирательство по делу было проведено в отсутствие сторон и заинтересованного лица.

По письменному ходатайству административного истца суд применительно к положениям части 1 статьи 46 КАС РФ принял уточнение административных исковых требований, согласно которому административный истец просил установить оспариваемую кадастровую стоимость объекта незавершенного строительства равной 16012 000 руб. согласно заключению эксперта.

Исследовав материалы административного дела, суд установил следующее.

Приложенной к административному иску выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от 24 декабря 2022 года и отзывом ППК «Роскадастр» от 8 февраля 2023 года подтверждается то, что административный истец с 29 декабря 2012 года является собственником объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый <№>, и следующие характеристики: площадь – 257.3 кв. м; назначение – нежилое.

Выписка из ЕГРН от 27 декабря 2022 года № КУВИ-001/2022-230707213 и отзыв ППК «Роскадастр» от 8 февраля 2023 года свидетельствуют о том, что приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 27 сентября 2019 года № 2500 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Свердловской области: зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства, единых недвижимых комплексов» (далее – Приказ № 2500) кадастровая стоимость объекта незавершенного строительства по состоянию на 1 января 2019 года утверждена в размере 41629 846 руб. 47 коп.

Сведения об указанной кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства были внесены в ЕГРН 11 января 2020 года, тогда как датой начала ее применения является 1 января 2020 года.

На основании заключенного предпринимателем с ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» договора на проведение оценки рыночной стоимости объекта незавершенного строительства оценщиком ( / / )3, трудоустроенным названным юридическим лицом, 27 декабря 2022 года был подготовлен отчет, согласно которому по состоянию на 1 января 2019 года рыночная стоимость объекта незавершенного строительства составляла 11251 000 руб.

В досудебном порядке предприниматель с основанным на отчете заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Свердловской области не обращался.

Ввиду представления Министерством возражений, сводящихся к невозможности принятия отчета в качестве достоверного доказательства заявленных требований как несоответствующего требованиям федеральных стандартов оценки, по определению суда от 8 февраля 2023 года экспертом ( / / )2 было представлено в суд заключение, в котором сделан вывод о том, что по состоянию на 1 января 2019 года рыночная стоимость объекта незавершенного строительства составляла 16012 000 руб.

Оценив в совокупности материалы и обстоятельства дела, суд пришел к следующим выводам.

Особенности производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентированы главой 25 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ одним из оснований пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) признает плательщиками налога на имущество физических лиц физических лиц, обладающих правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ, тогда как подпунктом 5 пункта 1 статьи 401 НК РФ объекты незавершенного строительства отнесены к названным объектам.

Согласно пункту 1 статьи 403 НК РФ налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость объекта налогообложения, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В силу пункта 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

В пункте 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон № 237-ФЗ) установлено понятие, согласно которому кадастровой стоимостью объекта недвижимости является полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с Законом № 237-ФЗ и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 3 Закона № 237-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 269-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Закона № 237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Во исполнение части 3 статьи 24 Закона № 237-ФЗ Правительством Свердловской области было издано постановление от 30 ноября 2017 года № 884-ПП, которым датой перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Свердловской области в соответствии с Законом № 237-ФЗ установлено 1 января 2018 года.

Поскольку Правительством Свердловской области не было принято решение о переходе к применению положений статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ ранее 1 января 2026 года, постольку согласно части 3 статьи 6 Закона № 269-ФЗ рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, полученных в соответствии с Законом № 237-ФЗ, осуществляется в соответствии со статьей 22 Закона № 237-ФЗ, в силу которой названные результаты могут быть оспорены в комиссии, созданной уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (части 1, 2, 3, 7 статьи 22 Закона № 237-ФЗ).

В силу части первой статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В абзаце первом пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено то, что, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Наличие у административного истца права на оспаривание кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства, определенной по состоянию на 1 января 2019 года, признано судом подтвержденным материалами дела и положениями статей 3, 400, 401, 403 НК РФ, а также части 4 статьи 6 Закона № 269-ФЗ, в частности, в связи с тем, что Левин А.Г. является собственником объекта недвижимости и обязан уплачивать налог на имущество физических лиц, размер которого поставлен в зависимость от величины кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства.

Поскольку установленная Приказом № 2500 кадастровая стоимость объекта недвижимости определялась в порядке, предусмотренном Законом № 237-ФЗ, ее оспаривание осуществляется по правилам статьи 22 названного закона.

Оценив отчет, суд не принял его в качестве достаточного и достоверного доказательства заявленных требований с учетом неопровергнутых и признанных судом обоснованными возражений, изложенных в отзыве Министерства. При этом с учетом существа указанных возражений, а равно с учетом объяснений представителя административного истца, который при заявлении ходатайства о назначении по делу судебной оценочной экспертизы не отрицал обоснованности возражений Министерства относительно отчета и полагал необходимым проведение указанной экспертизы именно для установления действительной рыночной стоимости объекта незавершенного строительства, суд пришел к выводу о том, что для целей оценки отчета как доказательства по делу не требуется проведение экспертного исследования.

Оценив заключение, суд установил то, что изложенное в нем итоговое суждение о рыночной стоимости объекта незавершенного строительства не является произвольным: эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; заключение базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, содержащих его характеристики; определение рыночной стоимости в рамках использованного экспертом затратного подхода является мотивированным и корректным.

В связи с этим и согласно положениями статей 59, 60, 61, 82 и 84 КАС РФ суд признал заключение относимым, допустимым и достоверным доказательством по делу, поскольку оно было подготовлено с учетом требований, предъявляемых к заключению эксперта, притом что эксперт дал подписку о его предупреждении об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Достаточных доказательств, опровергающих изложенный в заключении вывод о рыночной стоимости объекта незавершенного строительства по состоянию на дату определения оспариваемых результатов кадастровой оценки, в материалы дела представлено не было, в связи с чем ставить заключение под сомнение оснований не имеется.

Поскольку административным истцом были доказаны влияние оспариваемой кадастровой стоимости на размер его обязательств как налогоплательщика, а также несоответствие указанного вида стоимости объекта незавершенного строительства его рыночной стоимости, суд признал административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению путем установления оспариваемой кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2019 года заключением.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в ЕГРН и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, при разрешении настоящего административного спора судом также определена дата подачи административным истцом указанного заявления, которой является дата подачи заявления в суд – 30 декабря 2022 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Свердловский областной суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Левина Алексея Георгиевича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.

Установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость объекта незавершенного строительства, имеющего кадастровый <№>, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, составляющей 16012 000 руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства считать 30 декабря 2022 года.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.

Судья М.С. Рудаков