ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 66О0000-01-2022-001154-55 от 18.07.2023 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Дело № 66OS0000-01-2022-001154-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург

18 июля 2023 года

Номер производства 3а-244/2023

Свердловский областной суд в составе

судьи Полевщиковой С.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Митюковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного производства № 3а-244/2023 по административному исковому заявлению предпринимателя Левина Алексея Георгиевича

к административным ответчикам – Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ГБУ Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки»,

с участием заинтересованного лица – Публично-правовой компании «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Уральскому федеральному округу,

об установлении кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства с кадастровым номером <№> равной рыночной стоимости,

установил:

индивидуальный предприниматель Левин Алексей Георгиевич (далее – административный истец) обратился в Свердловский областной суд с административным иском, в котором просит установить кадастровую стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером <№> (далее – объект незавершенного строительства), равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2019 года, представив в обоснование размера рыночной стоимости отчет об оценке № 22-К-027 от 27 декабря 2022 года (далее – Отчет), выполненный оценщиком Калинкиным А.Л. (ООО «Брянский центр оценки и экспертизы»).

Представителем Публично-правовой компании «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Уральскому федеральному округу Мелобинской М.А. направлен отзыв, в котором подтверждены дата определения и размер кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства.

Поскольку от представителя Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области поступил отзыв, в котором, указано, что Отчет является недопустимым доказательством, так как составлен с нарушениями требований законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, определением суда от 27 февраля 2023 года была назначена судебная экспертиза, которая была поручена эксперту Уховой Наталье Геннадьевне (ООО «АВЛ ГРУПП»).

Перед экспертом был поставлен вопрос о том, какова по состоянию на 01 января 2019 года рыночная стоимость рыночная стоимость объекта незавершенного строительства. По результатам проведенной экспертизы составлено заключение от 29 июня 2023 года.

Представитель административного истца Скалкин А.А. направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, просил суд установить кадастровую стоимость объекта незавершенного строительства в размере его рыночной стоимости, определенном экспертом.

Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области ГБУ Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки» (административные ответчики), а также Публично-правовая компания «Роскадастр» в лице филиала публично-правовой компании «Роскадастр» по Уральскому федеральному округу (заинтересованное лицо) возражений касающихся размера определенной экспертом рыночной стоимости объекта незавершенного строительства не заявили.

Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ, надлежащее извещение не явившихся лиц, суд считает возможным рассмотреть административное дело после возобновления производства по административному делу протокольным определением от 18 июля 2023 года.

Исследовав и оценив имеющиеся в административном деле письменные доказательства, а также заключение эксперта, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Аналогичная норма предусмотрена пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

По материалам административного дела судом установлено, что административный истец является собственником объекта незавершенного строительства площадью 277,3 кв.м., вид объекта недвижимости – объект незавершенного строительства, расположенного по адресу – <адрес>, <адрес>.

Как следует из положений статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Кадастровая стоимость объекта незавершенного строительства определена актом ГБУ Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки» от 20 мая 2020 года № 595 по состоянию на 01 января 2019 года в размере 42645208,58 руб.

Сведения о кадастровой стоимости были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 25 мая 2020 года, датой начала применения кадастровой стоимости указано 01 января 2020 года.

В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Пунктом 1 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Таким образом, административный истец в соответствии с положениями главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на имущество физических лиц.

Следовательно, результаты определения кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку принадлежащий ему объект недвижимого имущества является объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства, административный истец предоставил в суд Отчет, согласно которому, рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию 01 января 2019 года определена в размере 12437 000 руб.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.

Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении.

В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела Отчета судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту Уховой Наталье Геннадьевне.

Согласно заключению эксперта № 23.06-244 от 10 июня 2023 года рыночная стоимость объекта незавершенного строительства по состоянию на 01 января 2019 года определена в размере 17234 000 руб.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.

Экспертное заключение подготовлено экспертом Уховой Н.Г., которая имеет необходимое образование, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости», предупреждена об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения, ее ответственность как оценщика застрахована должным образом.

Выводы сделаны экспертом с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.

В заключении эксперт подробно обосновал необходимость применения затратного подхода, указав на нецелесообразность применения сравнительного или доходного подходов для объекта незавершенного строительства. Выводы эксперта подтверждены приведенными в заключении приложениями. Из фотоматериалов и таблиц, следует вывод об индивидуальных особенностях исследуемого объекта незавершенного строительства.

Как следует из заключения эксперта, рыночная стоимость оцениваемого объекта была определена методом удельных затрат на единицу площади или объема (сравнительной единицы), которая рассчитана в следующей последовательности: расчет стоимости на возведение аналогичного объекта; получение восстановительной стоимости; определение износа; уменьшение восстановительной стоимости на величину износа. Экспертом обоснован выбор сравнительной единицы, как сопоставимый аналог, произведены необходимые корректировки с учетом особенностей объекта оценки.

В заключении подробно описано техническое состояние объекта, по результатам осмотра оценщиком определен и принят во внимание износ, расчет которого является арифметически верным.

Оценивая экспертное заключение по правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд исходит из того, что оно полностью соответствует пунктам 10, 12 - 14 ФСО № 1. Приведенные в заключении выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.

Лицами, участвующими в деле, каких-либо убедительных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения, и определенной в нем величины рыночной стоимости объекта незавершенного строительства, не представлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности принять заключение оценочной судебной экспертизы в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости объекта незавершенного строительства по состоянию на 01 января 2019 года.

Таким образом, кадастровая стоимость объекта незавершенного строительства полежит установлению по состоянию на 01 января 2019 года в размере рыночной стоимости 17234 000 руб.

Дата подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (дата обращения административного истца с административным исковым заявлением в суд) – 30 декабря 2022года.

Руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Левина Алексея Георгиевича удовлетворить.

Установить по состоянию на 01 января 2019 года кадастровую стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером <№> в размере его рыночной стоимости 17234 000 (семнадцать миллионов двести тридцать четыре тысячи) руб.

Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <№> считать 30 декабря 2022 года.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд.

Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2023 года.

Судья С.Н. Полевщикова