ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 66О0000-01-2023-000368-04 от 20.09.2023 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Екатеринбург Дело № 66OS0000-01-2023-000368-04

Резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2023 года

Полный текст решения изготовлен 19 октября 2023 года

Свердловский областной суд в составе судьи Рудакова М.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаа Ч.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новикова Александра Васильевича к Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области о признании не действующим в части нормативного правового акта,

при участии в судебном заседании:

представителя административного истца – Изюрова Н.Н.,

представителей административного ответчика – Бочкова П.Н. и Семерикова М.А. (до перерыва), Алехина Д.П. (после перерыва),

заинтересованного лица Козловой-Афанасьевой Е.М. (после перерыва путем использования систем видеоконференц-связи)

председателя правления заинтересованного лица СООООКН «Уральский хронотоп» – Букина О.Н.,

прокурора Васильевой М.А.,

У С Т А Н О В И Л :

Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области (далее также – Управление) был издан приказ от 10 февраля 2023 года № 80 «О включении выявленного объекта культурного наследия «Здание», расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 38, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с наименованием «Дом Поповичевых» и адресом: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малышева, стр. 38, утверждении предмета охраны, границ территории данного объекта культурного наследия и режима использования его территории» (далее также – Приказ № 80, оспариваемый (проверяемый) нормативный правовой акт) (листы 23-30, 208-215 тома 1 материалов дела).

Основанием для издания Приказа № 80 послужил акт государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия «Здание» расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 38 (листы 49-190 тома 1, листы 1-37 тома 2 материалов дела), составленный 14 ноября 2022 года экспертом Козловой-Афанасьевой Е.М. в целях обоснования целесообразности включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее также соответственно – Акт ГИКЭ, Здание (Объект), эксперт, ЕГРОКН).

Пунктом 2 Приказа № 80 утверждены предмет охраны, границы территории и режим использования территории Здания как объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.

Согласно приложению к Приказу № 80 предметом охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом Поповичевых» являются:

главный северный фасад: аттик криволинейных очертаний (расположение, материал, форма и размеры) и металлическое покрытие аттика; тянутый венчающий карниз (расположение, размеры, материал и профиль); угловые пилястры (расположение, количество, материал, форма и размеры); оконные проемы в уровне второго этажа (расположение, размеры и форма); центральный дверной проем (расположение и размеры); боковые оконные проемы в уровне первого этажа (расположение);

декоративное убранство главного северного фасада: наличники оконных проемов (расположение, материал, форма, профиль и размеры); сандрики (расположение, материал, форма, профиль и размеры); кессонированные подоконные филенки (расположение, форма и размеры);

дворовые фасады, исключая утраты, на начало XX в.: оконные проемы, исключая заложенные (размеры, форма и расположение); сандрики (расположение, форма и материал), дверной проем в левой части дворового восточного фасада (расположение и размеры);

Новиков А.В. обратился в Свердловский областной суд (далее также – суд) с административным исковым заявлением, в котором оспорил Приказ № 80, ссылаясь на его издание на основании Акта ГИКЭ, составленного с нарушением требований законодательства и содержащего немотивированные выводы, на нарушение порядка включения Объекта в ЕГРОКН и на неправомерный отказ Управления в назначении повторной государственной историко-культурной экспертизы. При этом, обосновывая нарушение своих прав оспариваемым нормативным правовым актом, административный истец доказывал то, что включение Здания в ЕГРОКН обусловливает увеличение расходов на его содержание, тогда как на Новикова А.В., являющегося собственником расположенных в Здании помещений, возложено бремя несения указанных расходов в соответствующей части (листы дела 6-19 тома 1, листы 65-66 тома 2 материалов дела).

В ходе рассмотрения административного дела Управление, а также привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц СООООКН «Уральский хронотоп» (далее – организация), Минкульт России, Администрация города Екатеринбурга и Козлова-Афанасьева Е.М. возражали против удовлетворения требований Новикова А.В., ссылаясь на издание Приказа № 80 уполномоченным лицом, соблюдение процедуры принятия Приказа № 80, соответствие Приказа № 80 и Акта ГИКЭ требованиям законодательства (листы дела 202-205 тома 1, листы 118-120, 160-165 тома 2, листы 6-14 тома 3 материалов дела).

В судебном заседании, назначенном по делу для проведения судебного разбирательства, приняли участие представители сторон и заинтересованных лиц, а также прокурор. Извещение о времени и месте рассмотрения дела заинтересованных лиц, не обеспечивших явку своих представителей в судебное заседание, было признано надлежащим.

Заслушав доводы и объяснения сторон и заинтересованных лиц, поддержавших соответственно заявленные требования и возражения на них, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с положениями главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ).

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ).

Как следует из статьи 9.2 Закона № 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации и территориальном море Российской Федерации, относится принятие решения о включении объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения или об отказе во включении объекта в указанный реестр.

Порядок включения объектов культурного наследия в ЕГРКОН предусмотрен статьей 18 Закона № 73-ФЗ.

Так, после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы (пункт 1 статьи 18 Закона № 73-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 18 Закона № 73-ФЗ заключение государственной историко-культурной экспертизы должно содержать следующие сведения, необходимые для принятия решения о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр:

для памятника – снимки общего вида, фасадов, предмета охраны данного объекта;

для ансамбля – снимки общего вида, передающие планировочную структуру элементов и композиционные особенности ансамбля, снимки общего вида и фасадов памятников, входящих в состав ансамбля, снимки предмета охраны данного ансамбля;

для достопримечательного места – совокупность снимков и (или) иных графических изображений, передающих планировочную структуру элементов и композиционные особенности достопримечательного места.

Региональный орган охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня получения указанного заключения принимает решение о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального или по согласованию с органами местного самоуправления – местного (муниципального) значения либо об отказе во включении объекта в реестр (пункт 3 статьи 18 Закона № 73-ФЗ).

Из подпункта 2 пункта 7 статьи 18 Закона № 73-ФЗ следует то, что в отношении включения объекта культурного наследия в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения или по согласованию с органами местного самоуправления – объекта культурного наследия местного (муниципального) значения решение о включении объекта культурного наследия в ЕГРОКН принимается региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе во включении такого объекта в реестр должно быть принято соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в срок не более одного года со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия (пункт 8 статьи 18 Закона № 73-ФЗ).

В соответствии с пунктом 10 статьи 18 Закона № 73-ФЗ региональный орган охраны объектов культурного наследия, федеральный орган охраны объектов культурного наследия вправе не согласиться с заключением государственной историко-культурной экспертизы по следующим основаниям: 1) проведение государственной историко-культурной экспертизы с нарушением требований настоящего Федерального закона; 2) несоответствие выводов государственной историко-культурной экспертизы ее содержанию; 3) несоответствие выводов и содержания государственной историко-культурной экспертизы требованиям настоящего Федерального закона.

Региональный орган охраны объектов культурного наследия, федеральный орган охраны объектов культурного наследия вправе принять решение об отказе во включении выявленного объекта культурного наследия в реестр по следующим основаниям: 1) отрицательное заключение государственной историко-культурной экспертизы; 2) недостоверность сведений об объекте (в том числе сведений о времени возникновения или дате создания объекта, датах основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) датах связанных с ним исторических событий, о местонахождении объекта); 3) наличие сведений об объекте в реестре (пункт 11 статьи 18 Закона № 73-ФЗ).

Пунктом 13 статьи 18 Закона № 73-ФЗ предусмотрено то, что объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр; снос объекта культурного наследия, включенного в реестр, запрещен.

Разделом V Закона № 73-ФЗ, включающим статьи с 28 по 32, закреплены цели, принципы и порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы, объекты такой экспертизы, ее финансирование и общие требования к оформлению ее результатов.

Так, в силу абзаца второго статьи 28 Закона № 73-ФЗ одной из возможных целей проведения государственной историко-культурной экспертизы является обоснование включения объекта культурного наследия в реестр.

Государственная историко-культурная экспертиза проводится на основе принципов: научной обоснованности, объективности и законности; презумпции сохранности объекта культурного наследия при любой намечаемой хозяйственной деятельности; соблюдения требований безопасности в отношении объекта культурного наследия; достоверности и полноты информации, предоставляемой заинтересованным лицом на историко-культурную экспертизу; независимости экспертов; гласности (статья 29 Закона № 73-ФЗ).

Возможными объектами государственной историко-культурной экспертизы могут являться выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения данных объектов в реестр и документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр (абзацы второй и четвертый статьи 30 Закона № 73-ФЗ).

Предложение первое абзаца первого пункта 3 статьи 31 Закона № 73-ФЗ предусматривает то, что порядок проведения историко-культурной экспертизы объектов экспертизы, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона, требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках данной экспертизы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 32 Закона № 73-ФЗ заключение историко-культурной экспертизы оформляется в виде акта, в котором содержатся результаты исследований, проведенных экспертами в порядке, установленном пунктом 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона. Заключение историко-культурной экспертизы в отношении выявленного объекта культурного наследия должно включать в себя обоснование целесообразности включения данного объекта в реестр, а также обоснования границ территории объекта, вида, категории историко-культурного значения и предмета охраны данного объекта либо обоснование нецелесообразности включения данного объекта в реестр (абзац первый пункта 2 статьи 32 Закона № 73-ФЗ).

В случае несогласия с решением соответствующего органа охраны объектов культурного наследия физическое или юридическое лицо может обжаловать это решение в суд (пункт 3 статьи 32 Закона № 73-ФЗ).

Во исполнение требований статей 31 и 32 Закона № 73-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года № 569 утверждено Положение о государственной историко-культурной экспертизе (далее – Положение о ГИКЭ).

В соответствии с пунктом 6 Положения о ГИКЭ экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица (далее – заказчик) на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (далее – договор).

В силу подпункта «а» пункта 7 Положения о ГИКЭ в качестве экспертов могут привлекаться физические лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы, удовлетворяющие следующим требованиям:

высшее и (или) послевузовское профессиональное образование по направлению (специальности), соответствующему профилю экспертной деятельности, в исключительных случаях допускается среднее профессиональное или дополнительное образование по профилю экспертной деятельности (если эксперт привлекается для проведения экспертизы объектов, указанных в подпункте «д» пункта 11(1) настоящего Положения, необходимо высшее образование претендента (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре) по специальностям «история», «музейное дело и охрана памятников» и «археология»);

предшествующий стаж практической работы по профилю экспертной деятельности не менее 10 лет (если эксперт привлекается для проведения экспертизы объектов, указанных в подпункте «д» пункта 11(1) настоящего Положения, стаж археологических полевых работ на основании разрешения, выдаваемого федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающего право на проведение одного из видов археологических полевых работ (далее – открытый лист), должен составлять не менее 10 лет);

знание международных актов и законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

умение проводить необходимые исследования, оформлять по их результатам соответствующие документы и заключения экспертизы.

Исходя из пункта 8 Положения о ГИКЭ к проведению экспертизы не могут привлекаться лица: а) имеющие родственные связи с заказчиком (его должностным лицом или работником) (дети, супруги и родители, полнородные и неполнородные братья и сестры (племянники и племянницы), двоюродные братья и сестры, полнородные и неполнородные братья и сестры родителей заказчика (его должностного лица или работника) (дяди и тети)); б) состоящие в трудовых отношениях с заказчиком; в) имеющие долговые или иные имущественные обязательства перед заказчиком (его должностным лицом или работником), а также в случае, если заказчик (его должностное лицо или работник) имеет долговые или иные имущественные обязательства перед экспертом; г) владеющие ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах) заказчика; д) заинтересованные в результатах исследований либо решении, вытекающем из заключения экспертизы, с целью получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, услуг имущественного характера или имущественных прав для себя или третьих лиц.

Министерство культуры Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 7 настоящего Положения, осуществляет аттестацию экспертов в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации (пункт 9 Положения о ГИКЭ).

Согласно пункту 11, подпунктам «а» и «б» пункта 11(1) Положения о ГИКЭ экспертиза выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения таких объектов в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – реестр) и экспертиза документов, обосновывающих включение объектов культурного наследия в реестр, может проводиться одним экспертом.

Экспертиза проводится в зависимости от ее целей в том числе на основании материалов, содержащих информацию о ценности объекта с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры, и фотографических изображений объекта на момент заключения договора на проведение экспертизы (подпункты «а» и «б» пункта 16 Положения о ГИКЭ).

Заказчик в зависимости от целей экспертизы представляет документы (сведения), указанные в пункте 16 настоящего Положения, эксперту. В случаях, предусмотренных договором между заказчиком и экспертом, сбор документов (сведений) осуществляется экспертом самостоятельно (пункт 16(1) Положения о ГИКЭ).

В соответствии с пунктом 19 Положения о ГИКЭ заключение экспертизы оформляется в виде акта, в котором указываются: а) дата начала и дата окончания проведения экспертизы; б) место проведения экспертизы; в) заказчик экспертизы; г) сведения об эксперте (экспертах): фамилия, имя и отчество (при наличии), образование, специальность, ученая степень (звание) (при наличии), стаж работы, место работы и должность, реквизиты решения уполномоченного органа по аттестации экспертов на проведение экспертизы с указанием объектов экспертизы, указанных в пунктах 11(1) и 11(2) настоящего Положения, – для физического лица; полное и сокращенное наименование организации, ее организационно-правовая форма, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика, а также фамилия, имя и отчество (при наличии), образование, специальность, ученая степень (звание) (при наличии), стаж работы, место работы и должность, реквизиты решения уполномоченного органа по аттестации экспертов на проведение экспертизы с указанием объектов экспертизы, указанных в пунктах 11(1) и 11(2) настоящего Положения, – для юридического лица; д) информация о том, что в соответствии с законодательством Российской Федерации эксперт (эксперты) несет ответственность за достоверность сведений, изложенных в заключении; е) цели и объекты экспертизы; ж) перечень документов, представленных заявителем (при значительном количестве документов их перечень приводится в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения); з) сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты экспертизы (если имеются); и) сведения о проведенных исследованиях с указанием примененных методов, объема и характера выполненных работ и их результатов; к) факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований (при значительном объеме информации факты и сведения излагаются в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения); л) перечень документов и материалов, собранных и полученных при проведении экспертизы, а также использованной для нее специальной, технической и справочной литературы (при значительном количестве документов и литературы их перечень приводится в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения); м) обоснования вывода экспертизы; н) вывод экспертизы в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 20 настоящего Положения; о) перечень приложений к заключению экспертизы; п) дата оформления заключения экспертизы, являющаяся датой его подписания экспертом, индивидуально проводившим экспертизу, или членами экспертной комиссии.

Согласно подпункту «а» пункта 20 Положения о ГИКЭ одним из однозначных выводов по итогам проведения ГИКЭ (в зависимости от целей ее проведения) может быть вывод об обоснованности (положительное заключение) или о необоснованности (отрицательное заключение) включения объекта культурного наследия в реестр.

Пунктами 21, 22 Положения о ГИКЭ к заключению ГИКЭ (акту) предъявляются требования об обязательной нумерации каждой его страницы, а также о его подписании усиленной квалифицированной электронной подписью эксперта.

По смыслу пункта 26 Положения о ГИКЭ к приложению заключения ГИКЭ (акта), подготовленного одним экспертом относятся: приложения, указанные в заключении экспертизы (подпункт «а»); документы, представленные заказчиком экспертизы, или их копии (подпункт «в»); копии документов и материалов, собранных и полученных при проведении экспертизы (если имеются) (подпункт «г»); иные документы и материалы по усмотрению эксперта, индивидуально проводившего экспертизу (подпункт «д»).

В силу абзаца четвертого пунктом 29 Положения о ГИКЭ орган охраны объектов культурного наследия в течение 5 рабочих дней со дня получения заключения экспертизы (в отношении заключения экспертизы, указанного в абзаце третьем настоящего пункта, – в течение 3 рабочих дней) и в соответствии с подпунктом «а» пункта 26 настоящего Положения приложений к нему обязан их размещать на официальном сайте органов охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») для общественного обсуждения.

Орган охраны объектов культурного наследия рассматривает предложения, поступившие в течение 15 рабочих дней (в отношении заключения экспертизы, указанного в абзаце втором или третьем пункта 29 настоящего Положения, – в течение 7 рабочих дней) со дня размещения заключения экспертизы и в соответствии с подпунктом «а» пункта 26 настоящего Положения приложений к нему, на официальных сайтах органов охраны объектов культурного наследия в сети «Интернет» в электронной или письменной форме (абзац первый пункта 30 Положения о ГИКЭ).

Орган охраны объектов культурного наследия, разместивший заключение экспертизы и в соответствии с подпунктом «а» пункта 26 настоящего Положения приложения к нему, в течение 10 рабочих дней (в отношении заключения экспертизы, указанного в абзаце втором или третьем пункта 29 настоящего Положения, – в течение 3 рабочих дней) со дня окончания общественного обсуждения на официальном сайте в сети «Интернет» размещает сводку предложений, поступивших во время общественного обсуждения заключения экспертизы, с указанием позиции органа охраны объектов культурного наследия (абзац третий пункта 30 Положения о ГИКЭ).

Абзац четвертый пункта 30 Положения о ГИКЭ обязывает орган охраны объектов культурного наследия рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в электронной или письменной форме по результатам общественного обсуждения размещенных заключений экспертизы.

Орган охраны объектов культурного наследия письменно уведомляет заказчика о согласии или несогласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы (абзац пятый пункта 30 Положения о ГИКЭ).

К причинам несогласия органа охраны объектов культурного наследия с выводами, изложенными в заключении экспертизы, абзац шестой пункта 30 Положения о ГИКЭ относит: 1) несоответствие заключения экспертизы законодательству Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия; 2) истечение 3-летнего срока со дня оформления заключения экспертизы; 3) выявление в отношении эксперта, подписавшего заключение экспертизы, обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения; 4) нарушение установленного порядка проведения экспертизы; 5) представление для проведения экспертизы документов, указанных в пункте 16 настоящего Положения, содержащих недостоверные сведения.

В соответствующем органе охраны объектов культурного наследия хранится экземпляр заключения экспертизы и прилагаемые к нему документы и материалы на электронном носителе в формате переносимого документа (PDF), а также копия уведомления (пункт 31 Положения о ГИКЭ).

В силу части первой пункта 3 статьи 14 Областного закона (закона Свердловской области) от 24 декабря 1996 года № 58-ОЗ «Об областных и территориальных исполнительных органах государственной власти Свердловской области» структура областных исполнительных органов государственной власти Свердловской области утверждается Правительством Свердловской области или в случаях, предусмотренных федеральными законами, Губернатором Свердловской области.

Пунктом 2 Указа Губернатора Свердловской области от 16 октября 2015 года № 488-УГ «Об областных исполнительных органах государственной власти Свердловской области» создано Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области.

Пунктом 3 постановления Правительства Свердловской области от 28 декабря 2015 года № 1216-ПП утверждено Положение об Управлении (далее – Положение).

Согласно пункту 1 Положения Управление является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объект культурного наследия) на территории Свердловской области.

Управление является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) (пункт 2 Положения).

Пунктом 10 Положения к полномочиям Управления в сфере выявления и государственного учета объектов культурного наследия отнесены в числе прочих организация проведения работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии с Законом № 73-ФЗ (подпункт 1); формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области (далее – перечень выявленных объектов культурного наследия) (подпункт 2); осуществление формирования совместно с федеральным органом охраны объектов культурного наследия единого государственного реестра объектов культурного наследия народов Российской Федерации (далее – реестр) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 3).

В силу подпункта 2 пункта 18 Положения с целью реализации полномочия, указанного в подпункте 3 пункта 10 Положения Управление: 1) обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы, необходимой для принятия решения о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр; 2) на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия областного или местного (муниципального) значения, принимает решение о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия областного или, по согласованию с органами местного самоуправления, местного (муниципального) значения либо об отказе во включении объекта в реестр; 3) направляет в федеральный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения, заключение государственной историко-культурной экспертизы для рассмотрения им вопроса о принятии решения о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения либо об отказе во включении указанного объекта в реестр; 4) уведомляет собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, о принятии решения о включении такого объекта в реестр либо об отказе во включении такого объекта в реестр; 5) в пределах своей компетенции в целях своевременного изменения данных об объектах культурного наследия осуществляет мониторинг данных об объектах культурного наследия, включенных в реестр.

В пределах своей компетенции Управление осуществляет подготовку нормативных правовых актов Свердловской области, издаваемых в форме приказов (подпункт 14 пункта 11, абзац второй подпункта 14 пункта 18 Положения).

Согласно пункту 1 статьи 96 Областного закона от 10 марта 1999 года № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области» официальным опубликованием правового акта областного или территориального исполнительного органа государственной власти Свердловской области нормативного характера считается первая публикация его полного текста в «Областной газете» или первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области» (www.pravo.gov66.ru) либо на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Правовые акты областных и территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области нормативного характера должны быть официально опубликованы в «Областной газете» и (или) на «Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области» (www.pravo.gov66.ru), а также официально опубликовываются на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Применительно к пункту 1 части 8 статьи 213 КАС РФ по результатам оценки влияния Приказа № 80 на права и законные интересы Новикова А.В., суд признал доказанным факт того, что в оспариваемый нормативный правовой акт непосредственно затрагивает права и законные интересы административного истца как собственника помещений в Здании (листы 44-48 тома 1 материалов дела), включенном в ЕГРОКН именно на основании Приказа № 80. Таким образом, административный истец был вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании Приказа № 80.

Между тем, применительно к пунктам 2 и 3 части 8 статьи 213 КАС РФ суд признал несостоятельными доводы административного иска о несоблюдении процедуры и оснований издания Приказа № 80, включая доводы о несоответствии Акта ГИКЭ требованиям законодательства.

Подготовке Акта ГИКЭ и изданию Приказа № 80 предшествовало включение Здания в перечень выявленных объектов культурного наследия Свердловской области приказом Управления от 5 мая 2022 года № 250 (далее – Приказ № 250) (листы 61-62 тома 2 материалов дела).

Акт ГИКЭ был подготовлен на основании договора от 25 июля 2022 года, заключенного СООООКН «Уральский хронотоп» как заказчиком и экспертом Козловой-Афанасьевой Е.М. как исполнителем (лист 116 тома 2 материалов дела), по условиям которого последний за предусмотренную обязался провести ГИКЭ выявленного объекта культурного наследия «Здание», расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 38, в целях обоснования целесообразности включения в ЕГРОКН (далее – договор).

К обязанностям заказчика по договору помимо оплаты услуг исполнителя пунктом 2.2.1 было отнесено предоставление исполнителю необходимой для проведения ГИКЭ документации.

Как на дату заключения договора, так и на дату подготовки Акта ГИКЭ Козлова-Афанасьева Е.М. являлась аттестованным Министерством культуры Российской Федерации экспертом по проведению государственной историко-культурной экспертизы, в том числе экспертизы выявленных объектов культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения данных объектов в реестр и экспертизы документов, обосновывающих включение объектов культурного наследия в реестр (аттестация была утверждена приказом Минкультуры России от 26 апреля 2021 года № 557 (листы 108-109 тома 2 материалов дела), тогда как срок ее действия составляет 3 года (пункт 10 Положения о порядке аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы, утвержденного приказом Минкультуры России от 26 августа 2010 года № 563)).

При этом Козлова-Афанасьева Е.М. имеет образование по специальности «история и теория изобразительного искусства», квалификацию «искусствовед», ученую степень кандидата искусствоведения и стаж работы по специальности с 2002 года (листы дела 110-114 тома 2 материалов дела).

Акт ГИКЭ содержит все сведения, предусмотренные пунктом 19 Положения о ГИКЭ, в том числе:

период проведения экспертизы – с 1 августа 2022 года по 14 ноября 2022 года;

место проведения экспертизы – г. Екатеринбург, г. Тюмень (по месту нахождения Здания и по месту жительства эксперта);

объекты экспертизы: выявленный объект культурного наследия – Здание и документы, обосновывающие включение данного объекта в ЕГРОКН;

указание на несение экспертом ответственности за достоверность сведений, изложенных в заключении;

перечень документов представленных заказчиком по договора: копия Приказа № 250, копия письма ГБУК СО НПЩ от 27 апреля 2022 года № 449/05-1, копия письма МКУ «Екатеринбургский центр по охране исторического и культурного наследия» от 3 февраля 2022 года № 84, выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении Здания, земельного участка, на котором оно расположено, и в отношении помещений, расположенных в Здании; письмо департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации г. Екатеринбурга от 7 сентября 2022 года № 27-11-25/001/6826; выкопировки из технических паспортов; копия исторической записки.

В Акте ГИКЭ эксперт, описывая примененные в ходе экспертизы методы, объем и характер выполненных работ, указал на то, что им были изучены документы, представленные заказчиком, проведены натурный осмотр и фотофиксация Здания, осмотр участка и прилегающей территории Объекта, собраны и изучены материалы историко-культурных, историко-архитектурных, историко-градостроительных исследований по объекту экспертизы, проведены историко-архивные изыскания.

В Акте ГИКЭ подробно описаны выявленные экспертом сведения о периоде (примерном) и обстоятельствах возникновения Здания, его характеристика, дальнейшее использование и видоизменения.

Акт ГИКЭ содержит однозначный вывод о том, что по итогам проведения исследования эксперт считает обоснованным (положительное заключение) включение Здания в ЕГРОКН.

Относительно наименования Объекта в Акте ГИКЭ содержится вывод о том, что поскольку Объект исторически совмещал в себе как жилую, так и торговые функции, целесообразен выбор наименования, отражающего данное обстоятельство, в связи с чем экспертом предложено наименование «Дом Поповичевых»

Кроме того, в Акте ГИКЭ эксперт, делая вывод об отнесении объекта к категории муниципального (местного) значения, указал на то, что Объект отражает определенный этап развития исторической застройки Екатеринбурга.

При этом, обосновывая выводы экспертизы и признавая градостроительную ценность Объекта, эксперт ссылался на то, что Здание является составным элементом исторической пространственно-планировочной структуры локального участка улицы Малышева, сложившейся во второй половине XIX века, рядовым элементом исторической красной линии улицы, взаимодействующим с ближним историко-архитектурным окружением – соседним «Домом Линдеров», выявленным объектом культурного наследия по ул. Малышева, 40 (объект «Дом Линдеров» был включен в ЕГРОКН приказом Управления от 10 февраля 2023 года № 79 на основании акта государственной историко-культурной экспертизы от 14 ноября 2022 года (листы 177-263 тома 2, листы 1-5 тома 3 материалов дела)).

Содержащийся в Акте ГИКЭ перечень документов и материалов, полученных для проведения экспертизы, а также использованной специальной литературы свидетельствует об использовании экспертом Козловой-Афанасьевой Е.М. значительного количества источников, в том числе архивных.

Акт ГИКЭ был направлен с письмом СООООКН от 14 ноября 2022 года в Управление и получен последним 15 ноября 2022 года (лист 216 тома 1 материалов дела).

Акт ГИКЭ был опубликован на сайте Управления 18 ноября 2022 года (листы 90-92 тома 2 материалов дела).

Сводка предложений, поступивших в рамках обсуждения заключения (Акта ГИКЭ), включая возражения Новикова А.В., была подготовлена Управлением 2 декабря 2022 года (листы 38-45 тома 2 материалов дела).

С учетом характера указанных предложений вопрос о возможности принятия Акта ГИКЭ был вынесен Управлением на обсуждение общественного научно-методического совета по сохранению объектов культурного наследия при Управлении, которым в заключении от 6 декабря 2022 года было рекомендовано согласиться с Актом ГИКЭ (листы 46-47, 55-60 тома 2 материалов дела).

Письмом от 31 января 2023 года Администрация города Екатеринбурга согласовала проект приказа Управления о включении Здания в ЕГРОКН (лист 49 тома 2 материалов дела).