ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 66О0000-01-2023-001223-58 от 29.01.2024 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Екатеринбург Дело № 66OS0000-01-2023-001223-58

29 января 2024 года Производство № 3а-335/2024

(№ 3а-1300/2023)

Резолютивная часть решения объявлена 29 января 2024 года

Полный текст решения изготовлен 9 февраля 2024 года

Свердловский областной суд в составе судьи Рудакова М.С.,

при ведении протокола помощником судьи Алексеевой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Свердловской областной общественной организации «Волейбольный клуб «Локомотив-Изумруд» (г. Екатеринбург, ОГРН 1026600008863, ИНН 6608003454) к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области и государственному бюджетному учреждению Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,

заинтересованное лицо – публично-правовая компания «Роскадастр»,

при участии в судебном заседании представителя административного истца ВК «Локомотив-Изумруд» – Рязанова В.В.,

У С Т А Н О В И Л :

ВК «Локомотив-Изумруд» (далее также – организация) обратилась в Свердловский областной суд (далее также – суд) с административным иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управлению Росреестра по Свердловской области и ГБУ СО «Центр государственной кадастровой оценки» (далее – Учреждение), в котором с учетом уточнения просила пересмотреть определенную по состоянию на 25 августа 2023 года кадастровую стоимость объекта недвижимости, имеющего кадастровый <№> (далее также – сооружение).

В обоснование заявленных требований организация ссылалась на то, что она является собственником сооружения, в связи с чем обязана уплачивать налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости сооружения, тогда как определенная по состоянию на 25 августа 2023 года в размере 227 808 594 руб. 78 коп. кадастровая стоимость сооружения существенно превышает его рыночную стоимость. В целях устранения нарушения имущественных прав организации как налогоплательщика административный истец просил установить оспариваемую кадастровую стоимость сооружения равной 38 934 000 руб., доказывая то, что в соответствии с отчетом ООО «Консалтинг Групп» от 22 ноября 2023 года № 1403-23/Н (далее – отчет, отчет об оценке) именно названная сумма определяет величину рыночной стоимости сооружения по состоянию на 25 августа 2023 года.

Определением суда от 19 декабря 2023 года административный иск был принят к производству. Тем же определением возбуждено производство по административному делу, к участию в нем в качестве заинтересованного лица была привлечена ППК «Роскадастр».

Судебное заседание, назначенное на 29 января 2024 года для проведения судебного разбирательства по делу, было открыто при участии представителя административного истца.

Извещение административных ответчиков и заинтересованного лица о времени, месте и повестке судебного заседания было признано судом надлежащим, в связи с чем судебное разбирательство было проведено в отсутствие представителей названных лиц, участвующих в деле, на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ).

Заслушав участника судебного заседания и исследовав материалы административного дела, суд установил следующее.

Представленной административным истцом выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от 25 августа 2023 года, а также отзывом ППК «Роскадастр» от 23 января 2024 года подтверждаются доводы организации о том, что она с 25 августа 2023 года является собственником сооружения, имеющего кадастровый <№> и расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, назначение – сооружения спортивно-оздоровительные и площадь 11295.9 кв. м.

Из приложенной к административному иску выписки из ЕГРН от 14 ноября 2023 года и вышеуказанного отзыва ППК «Роскадастр» следует и то, что актом Учреждения от 7 сентября 2023 года № АОКС-66/2023/001456 (далее – акт № 1456) кадастровая стоимость сооружения по состоянию на 25 августа 2023 года была определена равной 227808 594 руб. 78 коп.

Определенная актом № 1456 кадастровая стоимость сооружения была внесена в ЕГРН 11 сентября 2023 года, тогда как датой начала ее применения являлось 25 августа 2023 года.

На основании заключенного с ООО «Консалтинг Групп» договора на проведение оценки рыночной стоимости сооружения оценщиком ( / / )2 как работником названного юридического лица 22 ноября 2023 года был подготовлен отчет, согласно которому по состоянию на 25 августа 2023 года рыночная стоимость сооружения была определена равной 38934 000 руб.

В досудебном порядке административный истец с основанным на отчете заявлением о пересмотре кадастровой стоимости сооружения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Свердловской области не обращался.

Оценив в совокупности материалы и обстоятельства дела, суд пришел к следующим выводам.

Особенности производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентированы главой 25 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ одним из оснований пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Пункт 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) признает плательщиками налога на имущество организаций организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, тогда как подпункт 2 пункта 1 статьи 374 НК РФ относит к указанным объектам недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.

Исходя из абзаца первого пункта 2 статьи 375 НК РФ, если иное не установлено названным пунктом, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

В силу пункта 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

В пункте 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон № 237-ФЗ) установлено понятие, согласно которому кадастровой стоимостью объекта недвижимости является полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с Законом № 237-ФЗ и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 3 Закона № 237-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 269-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Закона № 237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Во исполнение части 3 статьи 24 Закона № 237-ФЗ Правительством Свердловской области было издано постановление от 30 ноября 2017 года № 884-ПП, которым датой перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Свердловской области в соответствии с Законом № 237-ФЗ установлено 1 января 2018 года.

Поскольку Правительством Свердловской области не было принято решение о переходе к применению положений статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ ранее 1 января 2026 года, постольку согласно части 3 статьи 6 Закона № 269-ФЗ рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, полученных в соответствии с Законом № 237-ФЗ, осуществляется в соответствии со статьей 22 Закона № 237-ФЗ, в силу которой названные результаты могут быть оспорены в комиссии, созданной уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (части 1, 2, 3, 7 статьи 22 Закона № 237-ФЗ).

В силу части первой статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В абзаце первом пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено то, что, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Наличие у административного истца права на оспаривание кадастровой стоимости сооружения, утвержденной по состоянию на 25 августа 2023 года, признано судом подтвержденным материалами дела и положениями статей 3, 373, 375 НК РФ, а также части 4 статьи 6 Закона № 269-ФЗ, в частности, в связи с тем, что организация является собственником сооружения и обязана уплатить налог на имущество организаций, размер которого поставлен в зависимость от величины кадастровой стоимости названного объекта недвижимости.

Поскольку определенная актом № 1456 кадастровая стоимость сооружения определялась в порядке, предусмотренном Законом № 237-ФЗ, ее оспаривание осуществляется по правилам статьи 22 названного закона.

Оценщик ( / / )2, подготовивший отчет об оценке как работник ООО «Консалтинг Групп», на дату подготовки отчета являлся членом саморегулируемой организации оценщиков Ассоциации «Межрегиональный союз оценщиков», имел стаж работы в области оценочной деятельности 17 лет, а также действующие квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости» и полис страхования профессиональной ответственности оценщиков, то есть соответствовала требованиям, предъявляемым к субъектам оценочной деятельности (статья 4 Закона об оценочной деятельности).

Оценив отчет, суд в соответствии со статьями 59, 60, 61 и 84 КАС РФ признал его относимым, допустимым и достоверным доказательством по делу, поскольку он выполнен компетентным субъектом оценочной деятельности в соответствии с Законом об оценочной деятельности, действующими федеральными стандартами оценки, отвечает установленным требованиям к его оформлению и содержанию, в приложении к отчету представлены копии документов, использованных оценщиком.

При этом изложенное в отчете итоговое суждение о рыночной стоимости сооружения не является произвольным: оценщик в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, содержащих его характеристики; определение рыночной стоимости в рамках использованного оценщиком затратного подхода является мотивированным и корректным.

Достаточных доказательств, опровергающих изложенный в отчете вывод о величине рыночной стоимости сооружения по состоянию на 25 августа 2023 года, в материалы дела представлено не было. При этом в период рассмотрения административного дела административные ответчики и заинтересованное лицо возражений относительно достоверности отчета не заявляли, о назначении по делу судебной оценочной экспертизы не ходатайствовали.

Поскольку административным истцом были доказаны влияние оспариваемой кадастровой стоимости на размер его обязательств как налогоплательщика, а также несоответствие указанного вида стоимости сооружения его рыночной стоимости, суд признал административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению путем установления оспариваемой кадастровой стоимости сооружения в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 25 августа 2023 года отчетом.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в ЕГРН и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, при разрешении настоящего административного спора судом также определена дата подачи административным истцом указанного заявления, которой является дата направления в суд административного искового заявления – 27 ноября 2023 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Свердловский областной суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Свердловской областной общественной организации «Волейбольный клуб «Локомотив-Изумруд» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить по состоянию на 25 августа 2023 года кадастровую стоимость объекта недвижимости, имеющего кадастровый <№>, в размере его рыночной стоимости, составляющей 38934 000 руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 27 ноября 2023 года.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.

Судья М.С. Рудаков