ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 670003-01-2023-002384-52 от 12.07.2023 Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 67RS0003-01-2023-002384-52

Производство № 2-2409/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 июля 2023 года

Промышленный районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего судьи Самошенковой Е.А.,

при секретаре Старовойтовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Промышленного района г. Смоленска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г. Смоленска, Военному комиссариату города Смоленска и Смоленского района Смоленской области о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Зам. прокурора Промышленного района г. Смоленска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с данным исковым заявлением, указав в обоснование требований, что прокуратурой Промышленного района города Смоленска во исполнение поручения прокуратуры области на основании информации, поступившей из военной прокуратуры Смоленского гарнизона в истекшем периоде 2023 года проведена проверка исполнения Администрацией города Смоленска требований законодательства об увековечении памяти погибших при защите Отечества. Установлено следующее. В течение 2022 года захоронения погибших в ходе специальной операции производились на следующих Общественных кладбищах города Смоленска: «Братское» (2 человека), «Новое, 7 км Рославльского шоссе» (3 человека), «Шейновское» (1 человек). Паспортизация воинских захоронений проводится путем составления паспорта воинского захоронения (далее - паспорт). Паспорт составляется в трех экземплярах на бумажном носителе на стандартных листах формата А4. На каждое воинское захоронение, за исключением расположенного в водной акватории, устанавливается мемориальный знак (п. 3 Порядка). Вопреки указанным требованиям действующего законодательства паспортизация воинских захоронений (отдельных могил) лиц, погибших в ходе специальной операции в 2022 году не произведена, паспорта в уполномоченный орган не предоставлены, образец мемориального знака не утвержден, решения об установлении мемориальных знаков на указанной категории захоронений не принято. В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района в адрес Администрации города Смоленска 01.03.2023 внесено представление об устранении нарушений законодательства об увековечении памяти погибших при защите Отечества. Данное представление рассмотрено Администрацией города Смоленска 31.03.2023. Документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений не предоставлены. Причиной неисполнения требований прокурора указан отказ в предоставлении Военным комиссариатом города Смоленска и Смоленского района Смоленской области запрашиваемых сведений (ответ от 13.03.2023). Просит суд обязать Военный комиссариат города Смоленска и Смоленского района предоставить в Администрации города Смоленска в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу сведения о лицах, погибших в ходе специальной операции в 2022 году - 1 квартале 2023 года и захороненных на кладбищах, расположенных территории Промышленного района города Смоленска (с указанием Ф.И.О., даты рождения, даты смерти, месте захоронения); обязать Администрацию города Смоленска в течении 4-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести паспортизацию воинских захоронений (отдельных могил) лиц, погибших в ходе специальной операции в 2022 году - 1 квартале 2023 года и захороненных на кладбищах, расположенных территории Промышленного района города Смоленска; обязать Администрацию города Смоленска в течении 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести установку мемориального знака на воинских захоронениях (отдельных могилах) лиц, погибших в ходе специальной операции в 2022 году - 1 квартале 2023 года и захороненных на кладбищах, расположенных территории Промышленного района города Смоленска.

12.07.2023 определением Промышленного районного суда г. Смоленска производство по делу в части требования к Военному комиссариату города Смоленска и Смоленского района о предоставлении в Администрации города Смоленска в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу сведения о лицах, погибших в ходе специальной операции в 2022 году - 1 квартале 2023 года и захороненных на кладбищах, расположенных территории Промышленного района города Смоленска (с указанием Ф.И.О., даты рождения, даты смерти, месте захоронения) прекращено в связи с отказом от иска в данной части.

В судебном заседании помощник прокурора Промышленного района г. Смоленска Лейтес Т.Е. заявленные требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным обстоятельствам. Просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации г. Смоленска Яшкова О.В. заявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным ранее. Дополнительно суду пояснила, что проведение паспортизации было невозможно в связи с отсутствием необходимых сведений от Военного комиссариата г. Смоленска и Смоленской области. Также существует проблема с финансированием.

Представитель ответчика Военного комиссариата г. Смоленска и Смоленской области Кутырева Т.В. в судебном заседании заявленные исковые требования оставила на усмотрение суда, поскольку в части требований к Военному комиссариату г. Смоленска и Смоленской области принят и утвержден судом отказ от иска. Дополнительно суду пояснила, что информация о погибших во время проведения специальной военной операции и местах их захоронения направлена в Администрацию г. Смоленска 25.05.2023.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 23 ч. 1 ст.16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В силу абзаца 2 ст. 3 Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (далее - Закон РФ) к воинским захоронениям относятся, в том числе братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ.

Из содержания выше приведенных норм закона следует, что законодателем установлен перечень обязанностей органов местного самоуправления по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт. Порядок паспортизации и централизованного учета воинских захоронений устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Учет захоронений погибших при защите Отечества определен Порядком паспортизации и централизованного учета воинских захоронений, утвержденным Приказ Министра обороны РФ от 14.10.2021 № 605 (далее - Порядок).

Пунктом 2. Порядка установлен, что паспортизация воинских захоронений включает в себя следующие мероприятия: сбор сведений, необходимых для составления паспорта на каждое воинское захоронение, списка захороненных; составление паспорта, списка захороненных, актуализацию содержащихся в них сведений; направление паспорта и (или) списка захороненных в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Паспортизация воинских захоронений проводится путем составления паспорта воинского захоронения (далее - паспорт). Паспорт составляется в трех экземплярах на бумажном носителе на стандартных листах формата А4. На каждое воинское захоронение, за исключением расположенного в водной акватории, устанавливается мемориальный знак (п. 3 Порядка).

По делу установлено, что в ходе проведенной Прокуратурой Промышленного района г. Смоленска проверки паспортизация воинских захоронений (отдельных могил) лиц, погибших в ходе специальной операции в 2022 году не произведена, паспорта в уполномоченный орган не предоставлены, образец мемориального знака не утвержден, решения об установлении мемориальных знаков на указанной категории захоронений не принят.

01.03.2023 прокуратурой района в адрес Администрации города Смоленска внесено представление об устранении нарушений законодательства об увековечении памяти погибших при защите Отечества.

Согласно ответа Администрации г. Смоленска на указанное представление от 31.03.2023 №1/14/007-исх, причиной неисполнения требований прокурора указан отказ в предоставлении Военным комиссариатом города Смоленска и Смоленского района Смоленской области запрашиваемых сведений.

В ходе проверки прокуратурой района на основании ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на имя Военного комиссара города Смоленска и Смоленского района направлен 09.02.2023 запрос, в котором предложено до 17.02.2023 предоставить сведения о не поступивших из Администрации города Смоленска паспортах учета воинских захоронений (в том числе отдельных могил) в отношении лиц, погибших в ходе специальной операции в течении 2022 года и захороненных на территории Промышленного района города Смоленска. Данный запрос до настоящего времени не исполнен.

Таким образом, суд приходит к выводу, что на поднадзорной территории требования законодательства об увековечении памяти погибших при защите Отечества, в части паспортизации воинских захоронений (отдельных могил) лиц, погибших в ходе специальной операции в 2022 году и установления мемориальных знаков не реализуются, что является недопустимым и требует принятия дополнительных мер по их надлежащему исполнению.

Согласно ответу Военного комиссариата г. Смоленска и Смоленского района Смоленской области от 19.096.2023 исх. №Ю/1916 25.05.2023 в адрес Администрации города Смоленска была направлена информация о погибших во время проведения специальной военной операции и местах их захоронения.

Данные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались.

Органы местного самоуправления вправе самостоятельно осуществлять бюджетный процесс и самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

В соответствии с частью 2 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия.

Согласно части 2 статьи 171 Бюджетного кодекса Российской Федерации, непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Таким образом, финансовые органы, осуществляют полномочия по непосредственному составлению проектов местных бюджетов и по организации исполнения местных бюджетов.

Согласно ст. 5 Закон РФ от 14.01.1993 № 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" воинские захоронения подлежат государственному учету. На территориях субъектов Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления, во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации, в международном районе морского дна - штабами военных округов, флотов, на территориях других государств, включая их внутренние воды и территориальные моря, - дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт. Порядок паспортизации и централизованного учета воинских захоронений устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что частью 1 ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194–198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора заместителя прокурора Промышленного района г. Смоленска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать Администрацию города Смоленска в течение 4-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести паспортизацию воинских захоронений (отдельных могил) лиц, погибших в ходе специальной операции в 2022 году - 1 квартале 2023 года и захороненных на кладбищах, расположенных территории Промышленного района города Смоленска.

Обязать Администрацию города Смоленска в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести установку мемориального знака на воинских захоронениях (отдельных могилах) лиц, погибших в ходе специальной операции в 2022 году - 1 квартале 2023 года и захороненных на кладбищах, расположенных территории Промышленного района города Смоленска.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Самошенкова