ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 673/2023 от 28.08.2023 Чекмагушевского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело – 673/2023

УИД 03RS0-15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 августа 2023 года <адрес>

Чекмагушевский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Галикеевой Р.С.

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика Прокуратуры Республики Башкортостан помощника прокурора <адрес> РБ ФИО6 по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика администрации МР <адрес> РБ ФИО7 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, Чекмагушевскому муниципальному унитарному предприятию по водоснабжению, Прокуратуре <адрес> о признании права собственности отсутствующим, оспаривание представления, оспаривании договоров водоснабжения, обязании выполнить действия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с уточненными исковыми требованиями к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, Чекмагушевскому муниципальному унитарному предприятию по водоснабжению, Прокуратуре <адрес> о признании права собственности отсутствующим, оспаривание представления, оспаривании договоров водоснабжения, обязании выполнить действия.

Исковые требования ФИО1 мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит часть дома по адресу: РБ, <адрес>, где имеется централизованное холодное водоснабжение, проведенного от водопроводного колодца по <адрес>, возле , проведенное его покойным отцом на собственные средства.

Истцу предоставлены договора от ДД.ММ.ГГГГ, по которому участок водопровода находится в зоне его эксплуатационной ответственности; справка от ДД.ММ.ГГГГ выданная Чекмагушевская МУП по водоснабжению, что участок водопровода на балансе Чекмагушевского МУП по водоснабжению не состоит; справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная администрацией МР <адрес>, что участок водопровода не состоит на балансе администрации МР.

Из ответа Прокуратуры Республики Башкортостан истцу стало известно, что право собственности на участок водопровода зарегистрировано за администрацией МР <адрес> РБ.

Ранее истец обращался в органы прокуратуры. Полагает, что администрация МР на момент поступления заявления обладала сведениями о притязаниях истца.

Истец полагает, что данный участок водопровода не принадлежит ответчикам, поскольку на нем отсутствуют колодцы, не имеет идентифицирующих признаков, не имеется законных оснований для регистрации муниципальной собственности. Вследствие врезки (подключения) иных жилых домой в участок водопровода Чекмагушевским МУП по водоснабжению нарушаются обязательства, права истца: не обеспечивается размер нагрузки к централизованной системе водоснабжения, напор в месте подключения, делает невозможным перезаключение договора.

Подключение домов по адресам <адрес> на участке водопровода, проведенного от водопроводного колодца по <адрес> до осуществлено в отсутствие права пользования и согласия собственников.

Право муниципальной собственности на участок водопровода зарегистрировано на основании представления Прокуратуры РБ о постановке на баланс водопроводной сети по <адрес>, а не спорного участка. Считает, что у муниципального образования отсутствовали основания для регистрации права собственности на указанный участок водопровода, а Чекмагушевский МУП по водоснабжению не могло эксплуатировать и осуществлять подключение новых абонентов к спорному участку водопровода, заключать договора водоснабжения на указанно участке водопровода.

Истец просит признать право собственности администрации <адрес> на участок водопровода, проведенного от водопроводного колодца по <адрес> возле <адрес> до <адрес> отсутствующим; признать наличие и сохранение записи права собственности на участок водопровода, проведенного от водопроводного колодца по <адрес> возле <адрес> до <адрес> ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ за администрацией <адрес>, нарушающим права собственника; признать представление Прокуратуры Республики Башкортостан в ответе от ДД.ММ.ГГГГ не относящимся к участку водопровода, проведенного от водопроводного колодца по <адрес> возле <адрес> до <адрес>; признать право на эксплуатацию Чекмагушевского МУП по водоснабжению участка водопровода, проведенного от водопроводного колодца по <адрес> возле <адрес> до <адрес> отсутствующим; признать, что участок водопровода, проведенного от водопроводного колодца по <адрес> возле <адрес> до <адрес> создан исключительно для водоснабжения домов по адресам: <адрес>; признать договора о водоснабжении на участке водопровода, проведенного от водопроводного колодца по <адрес> возле <адрес> до <адрес> на водоснабжение домов, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес> заключенными в отсутствие каких-либо прав; признать заключенные договора водоснабжения на участке водопровода, проведенного от водопроводного колодца по <адрес> возле <адрес> до <адрес> на водоснабжение домов, расположенных по адресам: <адрес>, Советская,<адрес> ничтожными; обязать Межмуниципальный отдел по Буздякскому и <адрес>м Управления Росреестра по РБ исключить из ЕГРН сведения на участок водопровода, проведенного от водопроводного колодца по <адрес> возле <адрес> до <адрес>; обязать Чекмагушевское МУП по водоснабжению в месячный срок со дня вынесения судебного решения, осуществить демонтаж и отключение существующих подключений домов, расположенных по адресам: <адрес>, Советская, <адрес> на участке водопровода, проведенного от водопроводного колодца по <адрес> возле <адрес> до <адрес> соответствии с местом, указанным на фотографии и возникших на основании ничтожных договоров; обязать Чекмагушевское МУП по водоснабжению привести место врезки в трубопровод в первоначальный вид и целостность, в соответствии с ранее существовавшим, до осуществления врезки, исключающим и гарантирующим безаварийную эксплуатацию в дальнейшем; признать возражения представителя администрации на ходатайство об установке люка на открытом колодце возле <адрес>, на территории общего пользования, рядом с дорогой, неконституционными.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, просит удовлетворить, пояснил, что замеры в колодце, проведенные Чекмагушевским МУП по водоснабжению показывает, что не соответствуют атмосферам, он по отсутствию давления воды письменно не обращался, полагает, что представление прокуратуры вынесено из вредительских побуждений, поскольку в ответе ДД.ММ.ГГГГ они считали участок водопровода принадлежащим истцу, сейчас же ответчикам.

Представитель ответчика администрации муниципального района <адрес> РБ в судебном заседании исковые требования не признал, просит в удовлетворении отказать, поддерживает доводы возражения, пояснил, что водопроводная система является единой и разделу на участки не подлежит, права за муниципальным районом зарегистрированы правомерно, частная собственность не него не предусмотрена нормами права, доказательств истцом о праве спорное имущество не представлено.

Представитель Прокуратуры РБ в судебном заседании исковые требования не признал, в удовлетворении просит отказать по причине необоснованности исковых требований.

Ответчик Чекмагушевский МУП по водоснабжению в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, ходатайство об отложении не заявил, явку представителя не обеспечил.

Третьи лица ФИО14, ФИО15, ФИО17ФИО3 Ф., ФИО4, ФИО16, ФИО9, Управление Росреестра по РБ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, ходатайство об отложении не заявили.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В отзыве на исковое заявление администрация Чекмагушевский МУП по водоснабжению указал, что водопровод не может находиться в частной собственности.

Сооружение коммунального хозяйства - водопровод центральная зона <адрес>, с , протяженностью принадлежит на праве собственности муниципальному району <адрес> Республики Башкортостан.

Доводы истца, об отсутствии права собственности у администрации района на водопровод по <адрес> от <адрес> до , а также признания записи в Едином государственном реестре недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ относительно данного участка водопровода являются несостоятельными. Спорный участок водопровода входит в единую систему водопроводной сети <адрес>, отдельно на кадастровом учете не состоял и не состоит.

В ходе судебного разбирательства истец подтвердил, что пользование водой для бытовых нужд осуществляет через центральный водопровод. Оспариваемый участок водопровода присоединен к центральному водопроводу. Предоставил в суд заключенный между Чекмагушевским МУП по водоснабжению договор о водоснабжении от ДД.ММ.ГГГГ, договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения . жилого дома <адрес>.

Доказательств, подтверждающих об отсутствии права собственности у муниципального района <адрес> Республики Башкортостан на водопровод от водопроводного колодца по <адрес> от <адрес> до <адрес> истцом не предоставлено.

Ответчиком Чекмагушевским МУП по водоснабжению предоставлено возражение, в котором указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ЧМУП по водоснабжению с заявлением о выдаче технических условий на свое имя. На момент обращения истца в доме по адресу: , <адрес> /1 было централизованное водоснабжение через спорную линию водопровода. Договор водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ заключен с ФИО17ФИО3 Ф. он является действующим. Обращения о переоформлении договора на свое имя не поступало. При составлении схемы со слов истца ФИО1 без выезда на место подключения абонента, инженером по проектированию ФИО10 была допущена техническая ошибка, неверно был указан водопровод, принадлежащим абоненту, который находится во владении и пользовании предприятия.

ДД.ММ.ГГГГФИО14 обратился в ЧМУП по водоснабжению с заявлением о подключении к централизованной системе водоснабжения. ДД.ММ.ГГГГ объект капитального строительства по адресу: <адрес>А подключен к спорной линии водоснабжения. Согласно схеме технического подключения данная линия принадлежит предприятию. Она является верной.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 заказным письмом с уведомлением направлена новая исправленная схема. Также ДД.ММ.ГГГГ схема направлена ему по его просьбе на номер телефона. Несмотря на это истец продолжает ссылаться на неверную схему.

Водопровод по <адрес> находится в хозяйственном ведении предприятия на основании контракта от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче муниципальных объектов в хозяйственное ведение».

Согласно акту балансовой и эксплуатационной ответственности договора водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ наружные (уличные) сети до задвижки (крана, вентиля) в колодце находятся в хозяйственном ведении ЧМУП по водоснабжению.

К данной спорной линии водопровода подключены абоненты: ФИО15, ФИО14, ФИО9, ФИО4

В году предприятием были проведены ремонтные работы водопровода по протяженности всей <адрес> переподключении абонентов к новой линии водопровода, все работы предприятия были выполнены за свой счет. Со стороны истца не было заявлено требований о признании его права собственности на линию водопровода. По акту разграничения абонент за счет собственных средств должен содержать линию и точку врезки: купить ж/б кольца, люк, перекрытие, кран седелку. Ремонтные работы по переподключению абонентов с центральной ветки к спорной линии было осуществлено по причине значительности затрат со стороны абонентов.

Водопроводная линия по <адрес> не была поставлена на кадастровый учет, но безхозяйным она не являлась. По предписанию прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на водопровод зарегистрировано и поставлен на учет муниципального района.

По многочисленным обращениям истца были прияты меры, а именно установлен люк перекрытия на ж/б колодец. Один из люков принадлежит абоненту. Вода в точке врезки поднимается из-за заболоченности данной территории, вода поступает через дренажную трубу, предназначенную для оттока воды. Неоднократная откачка воды приводит к новому подъему воды.

По заявленному ходатайству истца о низком давлении воды, были прияты неоднократные попытки выезды для замера давления воды. Истец препятствует замеру давления. Соответствие напора воды требованиям подтверждается показаниями у других абонентов, подключенных к данной ветке водоснабжения.

Подключения субабонента в данном случае не было, поскольку место врезки для абонентов по адресам <адрес><адрес> является одна точка врезки.

Точка врезки истца к магистральному водопроводу находится в аварийном состоянии. Технологическое присоединение к магистральному водопроводу выполнено с нарушением: отсутствует седелка кран перекрытия в точке врезки к магистральному водопроводу, что препятствует возможности при необходимости отключения дома от общего водопользования. Также отсутствует смотровой водопроводный колодец в точке врезки к магистральному водопроводу. Об этом истцу направлено уведомление. Меры истцом не приняты.

До возникновения в 2022 году между соседями ФИО1, и ФИО14 конфликтной ситуации, никто и сособственников жилого дома по <адрес> не обращался по вопросу права собственности и ремонтных работ водопровода. Утверждая, что он собственник, ФИО1, обращается предприятию о проведении ремонтных работ в колодке в месте врезки спорной линии.

Истцом не представлены доказательства в подтверждение его права собственности, он ссылается на документы, которые не являются правоустанавливающими. Им неверно трактуется справка от ДД.ММ.ГГГГ в том, что отдельный переулок линии не стоит на балансе предприятия, а передано по протяженности всей улицы. Полагает исковые требования подлежащими отказу в удовлетворении.

Представителем прокуратуры Республики Башкортостан представил суду возражение о том, что водопроводная линия от <адрес> до <адрес> находится в муниципальной собственности. Водопровод по <адрес> находится в хозяйственном ведении Чекмагушевского МУП по водоснабжению, на основании контракта о передаче муниципальных объектов в хозяйственное ведение от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно перечню основных средств передаваемых в хозяйственное ведение ЧМУП по водоснабжению (строфа и ) водопроводные линии по <адрес> находятся на балансе предприятия.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы администрации сельского поселения Чекмагушевский сельсовет внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о муниципальной собственности и о водоснабжении в связи с непринятием мер по признанию водопроводной линии от <адрес> до <адрес> бесхозяйной, государственная регистрация права собственности на указанные объекты водоснабжения в Едином государственном реестре недвижимости не осуществлена.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального района <адрес> РБ на сооружение коммунального хозяйства (водопровод центральная зона <адрес>) кадастровый зарегистрировано право собственности. Вся сеть водопровода по <адрес> относится к центральной зоне водоснабжения.

В схеме к техническим условиям от ДД.ММ.ГГГГФИО1, инженером по проектированию ФИО10 допущена техническая ошибка в части обозначения водопровода абонента. Вместо «условного обозначения водопровода предприятия» использовано «условное обозначение абонента».

За исх. А от ДД.ММ.ГГГГФИО1 направлено уведомление о допущенной технической ошибке, направлена исправленная схема технических условий, необходимости установки железобетонного колодца в точке врезки.

спорная водопроводная линия находится в муниципальной собственности, что подтверждается также выпиской из ЕГРН.

В соответствии с частью 1 статьи 9 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.

Истцом не представлены доказательства, подтверждающие право собственности на спорный участок водопровода.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы гражданского дела, надзорного производства, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (часть 1 ст.45, часть 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации). Право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17, статья 18 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.

В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Если право на имущество возникает, изменяется или прекращается вследствие наступления обстоятельств, указанных в законе, запись о возникновении, об изменении или о прекращении этого права вносится в государственный реестр по заявлению лица, для которого наступают такие правовые последствия. Законом может быть предусмотрено также право иных лиц обращаться с заявлением о внесении соответствующей записи в государственный реестр.

Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав, а также указано, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

В силу ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Как разъяснено в пунктах 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", и исходили из отсутствия доказательств возникновения права хозяйственного ведения на спорное недвижимое имущество. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.

В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Поскольку в федеральном законе, в частности статье 295 ГК РФ, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.

Пунктами 58, 59 названного постановления разъяснено, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.

Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.

В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на сооружение коммунального хозяйства – водопровод центральная зона <адрес> РБ, за муниципальным районом <адрес> РБ. Протяженность сооружения составляет . Сооружение постройки.

Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжении, а централизованная система водоотведения поселения, муниципального округа или городского округа - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения, муниципального округа или городского округа.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.

В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством (часть 5 статьи 8 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении").

По смыслу приведенных правовых положений, муниципальное образование, в случае выявления бесхозяйного имущества должно принять предусмотренные законом меры к постановке такого имущества на учет, в дальнейшем признать на него право муниципальной собственности, а также обеспечить его эксплуатацию ввиду отсутствия собственника имущества. Для принятия вещи в муниципальную собственность как бесхозяйной необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права.

Выпиской из реестра муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается нахождение сооружения в казне муниципального района <адрес> РБ.

Из материалов регистрационного дела следует, что названная выписка основанием для регистрации права муниципальной собственности.

<адрес> комитета по управлению собственностью от ДД.ММ.ГГГГ Чекамгушевскому МУП по водоснабжению переданы основные средства по перечню. Названный перечень содержит водопровод <адрес>. Контрактом от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> комитет по управлению собственностью передал Чекмагушевскому МУП по водоснабжению в хозяйственное ведение объекты государственного нежилого фонда для пользования в целях обеспечения водой для питьевых и хозяйственных нужд населения <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации сельского поседения Чекмагушевский сельсовет МР <адрес> РБ прокурором <адрес> направлено представление, направленное на государственную регистрацию права на объекты водоснабжения на территории сельского поселения.

Как следует из содержания пункта 15 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О водоснабжении и водоотведении", под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организацией водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Пунктом 28 вышеуказанного федерального закона предусмотрено, что централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

Согласно пункту 29 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ централизованная система холодного водоснабжения представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

Частью 1 статьи 7 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения (часть 2).

Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (части 1 статьи 18).

Отношения организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организации водопроводно-канализационного хозяйства), заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения в данном случае регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 644 в редакции, действовавшей на момент рассмотрения спорного правоотношения (редакции от ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Правила).

Согласно пункту 5 - 8 Правил, договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".

Если для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения органами местного самоуправления определена гарантирующая организация, соответствующие договоры холодного водоснабжения, водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения заключаются с такой гарантирующей организацией.

До определения органами местного самоуправления гарантирующей организации абоненты заключают договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены объекты абонента.

Основанием для заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента на основании доверенности (далее - заявка абонента), либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации после выбора такой организации).

Подпунктом "г" пункта 17 Правил холодного водоснабжения и водоотведения установлено, что к заявке абонента прилагаются копии документов, подтверждающих подключение (технологическое присоединение) объектов абонента к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения на законных основаниях, в том числе договора о подключении (технологическом присоединении), условий подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения (далее - условия подключения (технологического присоединения), а также копии акта о подключении (технологическом присоединении) объекта, акта о промывке и дезинфекции внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования (в случае заключения договора холодного водоснабжения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения) или иных документов.

Договором о водоснабжении от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен отпуск питьевой воды на домовладение по адресу: <адрес>, сторонами договора являются Чекмагушевский МУП по водоснабжению и ФИО11 Мать истца ФИО11 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО12ДД.ММ.ГГГГ.

Право собственности на данное домовладение адресу: <адрес> зарегистрировано в долевом порядке: ? доля за истцом ФИО1 Из наследственного дела следует, что за оформлением наследственных прав на домовладение после смерти родителей обратился брат истца ФИО17ФИО3 Ф., истец ФИО1 отказался от наследственного имущества.

Судом установлено, что в МУП по водоснабжению произведены ремонтные работы водопровода по протяженности всей <адрес>, переподключены абонентов к новой линии водопровода. Данные обстоятельства подтверждаются актом выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, сторонами не оспаривается.

Согласно пунктам 88, 90 Правил, заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе при необходимости увеличения подключаемой нагрузки, обращается в орган местного самоуправления, который в течение 5 рабочих дней в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения определяет организацию водопроводно-канализационного хозяйства, к объектам которой необходимо осуществить подключение (технологическое присоединение). Орган местного самоуправления или правообладатель земельного участка, планирующие осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий подключения. В случае если заявитель определил необходимую ему нагрузку, он обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о заключении договора о подключении, при этом указанное заявление может быть подано без предварительного получения заявителем технических условий подключения.

Для заключения договора о подключении и получения условий подключения (технологического присоединения) заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, определенную органом местного самоуправления, заявление о подключении, содержащее полное и сокращенное наименования заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес, наименование подключаемого объекта и кадастровый номер земельного участка, на котором располагается подключаемый объект, данные об общей подключаемой нагрузке.

В случае если организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая подключение (технологическое присоединение) объекта заявителя, не является гарантирующей организацией, такая организация обязана осуществить согласование подключения (технологического присоединения) с гарантирующей организацией в части наличия технической возможности для подключения (технологического присоединения) и с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, к которой непосредственно присоединены водопроводные и (или) канализационные сети организации водопроводно-канализационного хозяйства. Гарантирующая организация и организация водопроводно-канализационного хозяйства, к которой непосредственно присоединены водопроводные и (или) канализационные сети, в течение 10 рабочих дней после получения обращения обязаны согласовать подключение (технологическое присоединение).

Согласно вышеизложенным положения закона и иных нормативно-правовых актов, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию в рамках возникших правоотношений, являются обстоятельства выполнения подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоснабжения пользователей в установленном законом порядке, наличия договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения между истцом и ответчиком, выдачи истцом ответчику технических условий.

Так, к данной спорной линии водопровода подключены домовладения абонентов: ФИО15, ФИО14, ФИО9, ФИО4, ФИО17ФИО3 Ф., с которыми и Чекмагушевским МУП по водоснабжению заключены договора холодного водоснабжения и отпуска воды. Несоответствие технических условий абонентов не установлено.

Из акта балансовой и эксплуатационной ответственности договора водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, приложения к договору холодного водоснабжения квартиры по адресу: <адрес>, заключенного между ФИО17ФИО3 Ф. и Чекмагушевским МУП по водоснабжению, следует, что наружные (уличные) сети до задвижки (крана, вентиля) в колодце находятся в хозяйственном ведении ЧМУП по водоснабжению.

Между Чекмагушевским МУП по водоснабжению и ФИО1 заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения жилого дома по адресу: <адрес> соответствии с техническими условиями на подключение, составлено технические условия .

Письмом директора Чекмагушевского МУП по водоснабжению за исх.А от ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО1 сообщено об ошибке в обозначении границы водопровода абонента и предприятия с направлением исправленной схемы к техническому условию и уведомления о необходимости установления железобетонного колодца в точке врезки для возможности перекрытия водоснабжения в случае необходимости.

Из установленных судом обстоятельств дела следует, что сооружение по водоснабжению <адрес> с момента постройки находится во владении, пользовании и распоряжении муниципального района. Распорядителем муниципального имущества передано в хозяйственное ведение организации Чекмагушевский МУП по водоснабжению. Государственная регистрация права муниципальной собственности зарегистрировано в . Ремонт, обслуживание сооружения производится Чекмагушевским МУП по водоснабжению. Нарушений правовых норм в регистрации права судом не установлено, органами государственной регистрации произведена правовая оценка документов.

Истцом исковые требования обоснованы утверждением об отсутствии права собственности администрации <адрес> на участок водопровода, проведенного от водопроводного колодца по <адрес> возле <адрес> до . Между тем, правообладателем сооружения водоснабжения администрация муниципального района согласно выписке ЕГРН не является. Также законодательством не предусмотрено разделение сооружения водопровода на участки. Иное толкование противоречит цели создания сооружения водоснабжения.

Также судом, не установлено и материалами дела не подтверждается нарушение прав истца со стороны ответчиков, в том числе отсутствием давления и напора воды в домовладении ФИО1 ввиду подключения иных абонентов к участку водопровода.

Представление прокурорам <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ внесено в интересах неопределенного круга лиц, жителей <адрес>, пользующихся водой, в том числе абонентов по <адрес>.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 по заявленным им доводам не находит. При этом суд исходит из того, что заявляя исковые требования об отсутствии права, им исковые требования о признании права на спорное сооружение водопровода не заявлено. На основании изложенного суд приходит к выводу об избрании истцом неверного способа защиты права.

Таким образом, исковые требования ФИО1 подлежат оставлению без удовлетворения.

По заявленным ходатайствам ФИО1 о вынесении частных определений в адрес ответчиков по делу по осушке колодца, установлении люка, организации водоснабжения <адрес>, укрепления берега реки, очистка русла реки, публикации о проведении проверки в интересах неограниченного круга лиц, укладке асфальта, установке ламп освещения, о установлении квалификации правонарушения в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела в адрес Отдела МВД по <адрес>, получения истцом ответа по обращению, устранении препятствий в пользовании территорией общего пользования, сносу самовольных построек, отмене разрешительных документов, закрытия магазина суд приходит к следующему.

В силу ст. 226 ГПК РФ при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.

Положения статьи 226 ГПК РФ, закрепляющие возможность вынесения судом частных определений, направленных на устранение нарушений законности, не предполагают их произвольного применения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1316-О-О)

Принимая во внимание, что истцом заявлены ходатайства о вынесении частного определения по вопросам, не относящихся к разрешаемому судом делу, в отсутствие нарушений законности, оснований для вынесения частного определения, предусмотренных положениями части 1 статьи 226 ГПК РФ, суд не усматривает, поскольку неправильное понимание правовых норм, несогласие его с правовой позицией ответчиков, результатом рассмотрения его обращений само по себе не является основанием для вынесения частного определения в рамках настоящего спора. Истец при наличии полномочий не лишен права оспаривания вопросов, заявленных в ходатайстве в исковом порядке.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, Чекмагушевскому муниципальному унитарному предприятию по водоснабжению, Прокуратуре <адрес> о признании права собственности отсутствующим, оспаривание представления, оспаривании договоров водоснабжения, обязании выполнить действия оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Чекмагушевский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Р.С.Галикеева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.