УИД № 68RS0013-01-2022-001229-36
Дело № 2-533/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Мичуринск 11 апреля 2022 года
Мичуринский городской суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Ильина Н.Л., с участием:
представителя истца старшего помощника прокурора г. Мичуринска Белякова С.И.,
представителя ответчика ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж» ФИО1,
при секретаре Медведевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора города Мичуринска Тамбовской области Киреева В.В., действующего в интересах неопределенного круга лиц к ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж» о возложении обязанности разработать и согласовать мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,
У С Т А Н О В И Л :
И.о. прокурора города Мичуринска Тамбовской области Киреев В.В., действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в Мичуринский городской суд Тамбовской области с иском к ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж» о возложении обязанности разработать и согласовать мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В обоснование исковых требований истцом указано, что прокуратурой города Мичуринска проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж», касающегося принятия мер, направленных на охрану атмосферного воздуха в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ).
В ходе проверки установлено, что ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж», расположенное по адресу: <...>, площадка № 1, согласно нормативу выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам имеет 2 стационарных источника выбросов в атмосферный воздух, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (согласно отчету по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников).
Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж», оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № DITIOZ2Z от 27.08.2019 объекту негативного воздействия на окружающую среду присвоена III категория.
Вместе с тем, по состоянию на 16.02.2022 при наличии периодов НМУ, в нарушение ч. 3 ст. 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж» не имели согласования с управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, уполномоченным на проведение регионального государственного экологического надзора.
Следовательно, ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж» не соблюдались требования по охране атмосферного воздуха, установленные ч. 3 ст. 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».
Истец просил суд обязать ответчика разработать и согласовать с Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, уполномоченным на проведение регионального государственного экологического надзора - мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора города Мичуринска Беляков С.И. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж» ФИО1 в судебном заседании с указанными нарушениями согласилась, пояснила, что они будут устранены в июне 2022 года. Изменения в законодательство, предусматривающие разработку таких мероприятий вступили в силу в июле 2021 года. Для этих целей их организацией в ноябре 2021 года заключен соответствующий договор с ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» на разработку документации (разработка проектов нормативов предельно допустимых выбросов, разработка и согласование мероприятий при НМУ, актуализация сведений о постановке на государственный учет как объекта, оказывающего негативное воздействия на окружающую среду, с подачей заявки на Веб-портал Росприроднадзора). Предоплата по данному договору осуществлена ответчиком в январе 2022 года. Срок исполнения обязательств по договору значится в июне 2022 года. Таким образом, выявленные недостатки будут устранены ответчиком в июне 2022 года.
Представитель третьего лица - Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области в судебное заседание не явился. От него поступило заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, при вынесении решения полагается на усмотрение суда, указал, что ответчиком мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с Управлением не согласованы.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой города Мичуринска проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж», касающегося принятия мер, направленных на охрану атмосферного воздуха в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ).
По требованию ч. 1. ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
В соответствии с ч. 3 ст. 19 названного Федерального закона при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Согласно РД 52.04.52-85 Руководящий документ Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях, утвержденных Госкомгидрометом СССР 01.12.1986, загрязнение приземного слоя воздуха, создаваемое промышленными предприятиями, транспортом, другими объектами в большей степени зависит от метеорологических условий. Неблагоприятными считаются периоды, когда метеоусловия, такие как скорость ветра, температурный режим, относительная влажность воздуха способствуют накоплению вредных веществ в приземном слое атмосферы, при этом концентрации примесей в воздухе могут резко возрастать.
На основании положений п. 7 РД 52.04-52-85 предприятия на согласование представляют реальные планы мероприятий и план-график контроля выбросов вредных веществ непосредственно на источниках в периоды НМУ. При согласовании также устанавливают наличие средств контроля технологических процессов и выбросов загрязняющих веществ на источниках и на границе санитарно-защитной зоны.
Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.11.2019 № 811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования).
Пунктами 1, 2, 3, 4, 19 Требований предусмотрено, что требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - хозяйствующие субъекты, источник выбросов).
При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам».
Мероприятия разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Рекомендуемый срок рассмотрения указанными органами мероприятий не должен превышать 60 дней с даты их поступления в соответствующий орган.
По требованию ч. 2 ст. 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Как установлено судом, ТОГАПОУ «Промышленно - технологический колледж» (ИНН <***>; ОГРН <***>), расположенный по адресу: <...>, имеет стационарный источник выбросов в атмосферный воздух, осуществляющий выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (согласно отчету по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников).
Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта что ФГБНУ «ФНЦ им. И.В. Мичурина», оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № DITIOZ2Z от 27.08.2019, данному объекту негативного воздействия на окружающую среду присвоена III категория.
Вместе с тем, по состоянию на 16.02.2022 при наличии периодов НМУ, в нарушение ч. 3 ст. 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды ТОГАПОУ «Промышленно - технологический колледж» не были разработаны и не имели согласования с управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, уполномоченным на проведение регионального государственного экологического надзора.
Следовательно, ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж» не соблюдались требования по охране атмосферного воздуха, установленные ч. 3 ст. 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».
С указанными нарушениями также согласилась представитель ответчика в ходе рассмотрения гражданского дела, указав на то, что ответчиком уже предприняты меры к устранению выявленных нарушений, заключены соответствующие договоры для разработки и согласования вышеуказанных мероприятий.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных и.о. прокурора г. Мичуринска исковых требований и возложении обязанности на ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж», разработать и согласовать с Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, уполномоченным на проведение регионального государственного экологического надзора, мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
В связи с изложенным, учитывая, что в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» срок рассмотрения мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух может составлять 60 дней с даты их поступления в соответствующий орган, из представленного суду договора на оказание природоохранных услуг, заключенного ответчиком 15.11.2021 с ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО», срок сдачи работ по разработке плана мероприятий установлен до 16 июня 2022 года, суд устанавливает для ответчика срок для исполнения принимаемого решения в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с требованиями пп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком.
Поскольку согласно пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, освобождается от уплаты государственной пошлины, суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. прокурора г. Мичуринска Тамбовской области Киреева В.В., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж» удовлетворить.
Обязать ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж», (ИНН ***; ОГРН ***), расположенное по адресу: ***. ***, разработать и согласовать с Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, уполномоченным на проведение регионального государственного экологического надзора мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в течение двух месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Взыскать с ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Мичуринский городской суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 12 апреля 2022 года.
Председательствующий судья Ильин Н.Л.