ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 680015-01-2021-001259-18 от 20.09.2021 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

УИД № 68RS0015-01-2021-001259-18

Дело № 7-361(2)/2021

Судья Комарова И.А.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов 20 сентября 2021 года

Судья Тамбовского областного суда Курохтин Ю.А., рассмотрев жалобу ФИО2 ФИО1 на решение судьи Моршанского районного суда Тамбовской области от 22 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ,

установил:

Постановлением эксперта отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области, государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора № 04-127/2021 от 25 мая 2021 года должностное лицо – ведущий инженер по охране окружающей среды (эколог) филиала ООО «Газпром трансгаз Москва» Моршанское ЛПУМ» ФИО2 привлечен к административной ответственности по ст.8.46 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с постановлением инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора № 04-127/2021 от 25 мая 2021 года ФИО2 обратился с жалобой в суд.

Решением судьи Моршанского районного суда Тамбовской области от 22 июля 2021 года постановление инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора от 25 мая 2021 года оставлено без удовлетворения.

На указанное выше решение судьи районного суда Пеловым И.П. была подана жалоба.

В своей жалобе выражает несогласие с выводом судьи районного суда о том, что отсутствие сведений об эксплуатируемых артезианских скважинах в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) препятствует получению достоверной информации о данных объектах и планированию государственного экологического надзора, т.к. если объект является объектом трубопроводного транспорта, предназначенным для транспортировки газа (магистральный трубопровод), то он будет являться объектом, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору. Кроме того, подача заявки о постановке на государственный учёт объектов HBOC артезианских скважин или подземного водозабора отдельно от единого линейного объекта HBOC II категории код ***Л не будет способствовать целям достоверного учёта объектов HBOC. В связи с отсутствием в форме заявки графы для указания наименования объектов HBOC, наименование объекта HBOC содержащего только артезианские скважины (как и любого другого объекта HBOC) не регламентировано, а поэтому не может отражать конкретные и единообразные сведения о количестве и характеристиках артезианских скважин/подземного водозабора входящих в данный объект HBOC.

Также не согласен с выводом судьи районного суда о том, что соединение в один объект HBOC линейного объекта - «Филиал «Газпром трансгаз Москва» Моршанское ЛПУМГ, деятельность которого связана с транспортированием по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, и артезианских скважин, осуществляющих подземный водозабор, не представляется возможным, поскольку данные объекты не объединены единым назначением, как того требуют положения ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», т.к. артезианские скважины/подземный водозабор не являются самостоятельным объектом, создавались и эксплуатируются исключительно для обеспечения функционирования компрессорных станций (водоснабжение для хозяйственно-бытовых, производственных, противопожарных нужд), которые в свою очередь предназначены только для обеспечения транспортировки (перекачки) природного газа по газопроводам.

Полагает, что в решении суда и постановлении инспектора Росприроднадзора не учтены разъяснения Федеральной службы Росприроднадзора, изложенные в двух заключительных абзацах Методических рекомендаций по постановке на государственный учёт объектов, на которых осуществляется деятельность, связанная с пользованием участками недр, согласно которым включение в состав единого объекта HBOC более высокой II категории (код объекта ***Л) артезианских скважин, которые отдельно относятся к более низким III или IV категориям (в зависимости от объёма добычи вод) не противоречит позиции Федеральной службы Росприроднадзора.

Кроме того, указывает, что судьей Моршанского районного суда не учтены доводы заявителя о том, что согласно пп. 7 Методических рекомендаций по постановке на учет объектов HBOC, относящихся к объектам нефтегазового комплекса прямо указано, что линейное производственное управление магистральных газопроводов (трубопроводов) (ЛПУМГ) подлежит постановке на учёт как линейный объект II категории в границах субъекта РФ.

Просит решение судьи Моршанского районного суда Тамбовской области от 22 июля 2021 года, постановление эксперта отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области, государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора № 04-127/2021 от 25 мая 2021 года отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

От государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 поступили возражения на жалобу ФИО2, просит оставить решение судьи Моршанского районного суда Тамбовской области от 22 июля 2021 года, постановление эксперта отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области, государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора № 04-127/2021 от 25 мая 2021 года без изменения, жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, выслушав защитника ФИО2 - Топильского Д.В., поддержавшего жалобу, прокурора Смарокову И.А., считавшую решение правильным, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.

Пунктами 1 и 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 65 вышеуказанного закона, перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Как видно из материалов дела, отказывая в удовлетворении жалобы ФИО2 на постановление эксперта отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области, государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора № 04-127/2021 от 25 мая 2021, судья районного суда исходила из того, что ООО «Газпром трансгаз Москва» Моршанское линейное производственное управление магистральных газопроводов осуществило постановку на учет линейного объекта, в который включены газопроводы отводы, крановые узлы, узлы запуска приема поршней, газоизмерительные и газораспределительные станции, компрессорные станции как объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, при этом в направленной заявке отсутствовали сведения о наличии у предприятия артезианских скважин и осуществлении деятельности на участке недр.

Вместе с тем, судьей не дана оценка доводам жалобы относительно того, каким образом в соответствии с действующим законодательством должно быть обеспечена постановка на учет используемых предприятием артезианских скважин, а именно исключительно как отдельных объектов негативного воздействия на окружающую среду или эти объекты должны быть учтены в составе производственного комплекса ООО «Газпром трансгаз Москва» Моршанское линейное производственное управление магистральных газопроводов (его составных частей), и каким образом. Выполнено ли конкретное требование закона с приведением правовой нормы, если нет, в чем выражается конкретное нарушение. Имелось ли вопреки требованиям законодательства сокрытие сведений об объектах негативного воздействия на окружающую среду и последующего их государственного контроля.

Без разрешения данного вопроса и иных заявленных в жалобе доводов невозможно правильно, всесторонне и полно рассмотреть данное дело и верно определить объективную сторону правонарушения (вмененного или иного), либо его отсутствия.

Формальное приведение нормативных правовых норм общего характера в изложенной ситуации не обеспечивает принятие судьей законного и обоснованного решения без оценки конкретных особенностей сложившейся ситуации, предприятия, нормативно-правового регулирования.

Таким образом, при рассмотрении дела судьей не обеспечено всестороннее и полное рассмотрение дела об административном правонарушении, а именно не изучены в полном объеме доводы жалобы о том, что артезианские скважины являются частью системы производственно-хозяйственного и пожарного водоснабжения, входящей в комплекс систем обеспечения функционирования компрессорной станции и каких-либо отдельных действий по постановке их на учет совершать не нужно.

При таких обстоятельствах в ходе производства по делу допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поэтому решение судьи от 22 июля 2021 года нельзя признать законным и обоснованным, оно в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение судье Моршанского районного суда Тамбовской области.

На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Моршанского районного суда Тамбовской области от 22 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, вынесенное в отношении ведущего инженера по охране окружающей среды (эколога) филиала ООО «Газпром трансгаз Москва» Моршанское ЛПУМ» ФИО2 отменить, дело возвратить судье Моршанского районного суда Тамбовской области на новое рассмотрение.

Судья Ю.А. Курохтин