Административное дело №2а-380/2021
УИД № 68RS0024-01-2021-000500-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2021 года р.п. Сосновка Тамбовской области
Сосновский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Аникиной А.Г.,
при секретаре Прокопчук Я.В.,
с участием представителя административного истца – заместителя прокурора Сосновского района Тамбовской области Чепрасовой С.В., представителя административного ответчика - Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области Лисицыной С.С., действующей на основании доверенности от 04.06.2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сосновского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тамбовской области, Управлению по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области о признании незаконным бездействия по установлению границ памятника природы регионального значения «Балка Большая Карташовая» и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сосновского района Тамбовской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тамбовской области, Управлению по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области о признании незаконным бездействия по установлению границ памятника природы регионального значения <данные изъяты>» и обязании устранить допущенные нарушения. В заявлении указал, что прокуратурой <адрес> в соответствии с заданием прокуратуры <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в области особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с постановлением администрации <адрес> от 25.04.2011 года № 414 «О Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в <адрес>» на территории области размещено 107 особо охраняемых природных территорий регионального значения (памятники природы и биологические заказники). В число особо охраняемых природных территорий регионального значения включена «<данные изъяты>», являющаяся памятником природы и расположены на территории <адрес>.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ.21 Положения об Управлении по охране окружающей среды и природопользованию <адрес>, утверждённому постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, Управление по охране окружающей среды и природопользованию <адрес>> в рамках своей компетенции и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет подготовку и направление документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия администрацией <адрес> решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Таким образом, к полномочиям администрации тамбовской области отнесено принятие решения об установлении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, а к полномочиям Управления по охране окружающей среды и природопользованию <адрес> последующая подготовка и направление документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно информации Управления по охране окружающей среды и природопользованию <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сведения о памятнике природы «Балка Большая Карташовая» в единый государственный реестр недвижимости не внесены. Сведений о принятии решения об установлении границ памятника природы «Балка Большая Карташовая» в ходе проверки также не представлено.
В отсутствие сведений о границах земельного участка, на котором расположена особо охраняемая природная территория, невозможно осуществление надлежащего контроля за ее сохранностью и соблюдением установленного режима хозяйственной деятельности в ее пределах.
Памятник природы «<данные изъяты>» был учет в качестве памятника природы решением Облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ№, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в <адрес>». Таким образом, у администрации <адрес> и Управления по охране окружающей среды и природопользованию <адрес> было достаточно времени для обеспечения надлежащего кадастрового учета границ вышеуказанного памятника природы.
Неисполнение обязанностей по надлежащему кадастровому учету особо охраняемых природных территорий делает невозможным обеспечение их сохранности и нарушает права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, просил суд:
- признать незаконным бездействие администрации <адрес> и Управления по охране окружающей среды и природопользованию <адрес> в части не установления границ памятника природы регионального значения «<данные изъяты>
- обязать администрацию <адрес> и Управление по охране окружающей среды и природопользованию <адрес> установить границы памятника природы регионального значения <данные изъяты>» в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда. Обязать Управление по охране окружающей среды и природопользованию <адрес> поставить на государственный кадастровый учет границы памятника природы регионального значения «Балка Большая Карташовая» в течение 6 месяцев с момента принятия решения об установлении границ памятника природы регионального значения «Балка Большая Карташовая».
Административным ответчиком – Управлением по охране окружающей среды и природопользованию <адрес> в суд подано возражение на административное исковое заявление, в котором указано, что Управлением работы проводились, о чем свидетельствует выделение денежных средств из областного бюджета в 2016, в 2017 годах, в частности заключение контракта № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении работ по уточнению границ особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории <адрес>» в отношении 98 особо охраняемых природных территорий. В 2017 году были проведены работы по уточнению границ всех на тот момент существующих особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории <адрес>. Результатом выполненных работ являлась карта (план) объектов землеустройства в 2 экземплярах в бумажном виде; компакт-диск с электронным образом карта (плана) в хml-формате, заверенный ЭЦП кадастрового инженера для последующего внесения сведений в государственный кадастр недвижимости; компакт-диск, содержащий файл со сводом сведений о координатах объектов землеустройства в электронном виде в формате Excel. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> (далее - Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>). После выполнения работ управление направило в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> электронные документы в формате хml для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий регионального значения (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №291 Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> проинформировал о невозможности внесения сведений о границах особо охраняемых природных территорий регионального значения в ЕГРН в связи с тем, что в представленных xml- документах были выявлены недостатки, в том числе и несоответствие площади особо охраняемых природных территорий, указанной в xml- документах, площади в предоставленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия документах. В связи с выявленными недостатками в рабочем порядке кадастровым инженером проводилась работа по их устранению в части порядка оформления xml- документов. Кроме того, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №342-ФЗ в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» внесены изменения, согласно которым обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. В целях продолжения работы по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий регионального значения управлением была организована работа по внесению изменений, в том числе в постановление администрации области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в <адрес>» в части актуализации площадей памятников природы регионального значения. После завершения согласования и уточнения всех ООПТ постановлением администрации области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в <адрес>» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) были закреплены фактические площади территорий. Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> со ссылкой на разъяснения, изложенные в письме от ДД.ММ.ГГГГ№-МС, том, что действующим законодательством, регулирующим вопрос внесения в ЕГРН сведений об объектах реестра границ, не предусмотрена возможность заверения документов, предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии со статьей 32 Закона №218-ФЗ, усиленной квалифицированной электронной подписью иного лица, действующего на основании доверенности, выданной ему органом государственной власти, принявшим решение об установлении границ объекта реестра границ было отказано в принятии документов, в связи с тем, что документы подавались за подписью начальника управления Конакова М.А. по доверенности, выданной администрацией области. В связи с ограничениями, установленными постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (2019-пСоУ) на территории <адрес>» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), процедура взаимодействия с Росреестром, а также подготовка и формирование необходимых документов была усложнена и потребовала дополнительного времени. После прохождения установленной процедуры согласования постановлением главы администрации области от ДД.ММ.ГГГГ№ в Положение об управлении, утвержденное постановлением главы администрации области от ДД.ММ.ГГГГ№, внесены изменения в части дополнения функцией по осуществлению подготовки и направления документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия администрацией <адрес> решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также их охранных зон. В настоящее время продолжается работа по обеспечению кадастрового учета границ памятников природы регионального значения, расположенных на территории <адрес> (письма от ДД.ММ.ГГГГ№, №).ДД.ММ.ГГГГ Росреестром в письме № указаны замечания, в частности, о несоответствии поступивших документов требованиям к формату таких документов в электронной форме. В 2016 году управлением поставлено на кадастровый учет 11 ООПТ, в 2017 году - 4 ООПТ, в 2018 - 52 ООПТ, в 2019 - 14 ООПТ, что свидетельствует о непрерывно проводимой работе по постановке на учет ООПТ. Таким образом, управлением в рамках имеющихся полномочий предпринимались и предпринимаются все возможные меры по постановке на учет в Росреестр.
На основании изложенного, Управление по охране окружающей среды и природопользованию области просит заявленные административные исковые требования прокурора <адрес> в части признания незаконным бездействия по установлению границ памятника природы регионального значения «Балка Большая Карташовая» отказать.
Представитель административного ответчика – администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ, с учетом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика - администрации <адрес>.
В судебном заседании административный истец – заместитель прокурора <адрес> Чепрасова С.В. административные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном иске, и просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области Лисицина С.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в части признания незаконным бездействия администрации Тамбовской области и Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области по не установлению границ памятника природы регионального значения <данные изъяты>», в связи с тем, что администрацией Тамбовской области приняты необходимые правовые акты в отношении рассматриваемой особо охраняемой природной территории и Управлением ведётся работа по постановке на государственный кадастровый учёт указанных объектов в рамках полномочий. В остальной части заявленные требования признала.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Отношения в Тамбовской области, связанные с организацией, охраной, использованием, управлением в области особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда регулируются <адрес> от 06.07.2010 года №672-З «Об особо охраняемых природных территориях <адрес>».
В силу ст. <адрес> от 06.07.2010 года №672-З «Об особо охраняемых природных территориях <адрес>» процедура создания особо охраняемых природных территорий регионального значения включает проведение комплексного экологического обследования участков территорий для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий. При этом, материалы комплексного экологического обследования участков территорий, на которых предполагается создание особо охраняемой природной территории, включают сведения о границах особо охраняемой природной территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно ч. 2 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены ограничения любой деятельности в пределах особо охраняемых природных территорий в целях исключения нарушения их сохранности.
В силу ч. 4 и ч. 4.1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, а также описания его границ, являются сведения из единого государственного реестра недвижимости.
Судом установлено, что на основании постановления администрации тамбовской области от 25.04.2011 года №414 «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в <адрес>» утверждена Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий в <адрес> ( далее - ООПТ). В перечень ООПТ регионального значения включена «Балка Большая Карташовая», категория-памятник природы, местоположение: <адрес>.
Решением Облисполкома № от ДД.ММ.ГГГГ, памятник природы «Балка Большая Карташовая» был учтен в качестве памятника природы.
ДД.ММ.ГГГГ принято постановление администрации Тамбовской области №414 «О Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в <адрес>» и «Балка Большая Карташовая» включены в Перечень ООПТ регионального значения.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ.21 Положения об Управлении по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, утверждённому постановлением Главы администрации Тамбовской области от 22.08.2013 года №251, Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области> в рамках своей компетенции и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет подготовку и направление документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия администрацией Тамбовской области решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Таким образом, к полномочиям администрации Тамбовской области отнесено принятие решения об установлении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, а к полномочиям Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области последующая подготовка и направление документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Как установлено прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства в области особо охраняемых природных территорий сведения о границах памятника природы «Балка Большая Карташовая» в единый государственный реестр недвижимости не внесены, что делает невозможным обеспечение их сохранности и нарушает права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.
В подтверждение доводов административного ответчика Управления по охране окружающей среды и природопользованию <адрес> о том, что проводились работы по уточнению границ ООПТ и постановке их на кадастровый учет, представителем административного ответчика в судебное заседание представлены: обращение в регистрирующие органы от ДД.ММ.ГГГГ о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий областного (регионального) значения – памятники природы, уведомления из Филиала ФГБУ «ФКП Ростреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности внесения сведений о границах ООПТ в ЕГРН по указанным в уведомлениях основаниях, контракт № на выполнение работ по уточнению границ особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы представителя административного ответчика Лисицыной С.С. о принятии мер по постановке на кадастровый учет границ памятника природы принимаются во внимание судом при принятии решения по заявленным требованиям, но не являются предопределяющими, поскольку, учитывая, что памятник природы <данные изъяты>» был учтен в качестве памятника природы решением Облисполкома №12 от 21.01.1983 года и постановлением администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, а административными ответчиками до настоящего времени не произведён надлежащий кадастровый учет границ памятника природы регионального значения «Балка Большая Карташовая» и тем самым нарушаются права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц, имеются основания для удовлетворения административных исковых требований в полном объёме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 226-227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Сосновского района Тамбовской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Тамбовской области и Управления по охране окружающей среды и природопользованию <адрес> в части установления границ памятника природы регионального значения «<данные изъяты>».
Обязать администрацию <адрес> и Управление по охране окружающей среды и природопользованию <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу установить границы памятника природы регионального значения «Балка Большая Карташовая», расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Управление по охране окружающей среды и природопользованию <адрес> в течение 6 месяцев с момента принятия решения об установлении границ памятника природы регионального значения «Балка Большая Карташовая», расположенного по адресу: <адрес>, поставить на государственный кадастровый учет границы памятника природы регионального значения «Балка Большая Карташовая», расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сосновский районный суд Тамбовской области.
Судья А.Г.Аникина
Мотивированное решение принято 15 июня 2021 года.
Судья А.Г.Аникина