ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 680024-01-2021-001303-88 от 18.01.2022 Сосновского районного суда (Тамбовская область)

дело №2а-83/2022

УИД №68RS0024-01-2021-001303-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2022 года р.п.Сосновка Тамбовской области

Сосновский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Карнауховой И.А.,

с участием представителя административного истца – заместителя прокурора Сосновского района Тамбовской области Чепрасовой С.В.,

при секретаре Неверовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сосновского района Тамбовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Грязновского сельсовета Сосновского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по разработке и принятию плана мероприятий по реализации на территории сельских поселений Грязновского сельсовета Сосновского района Тамбовской области Стратегии государственной антинаркотической политики РФ на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 23 ноября 2020 года №733,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сосновского района Тамбовской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Грязновского сельсовета Сосновского района Тамбовской области, в обоснование указав, что прокуратурой района проведена проверка выполнения требований законодательства при реализации региональных и муниципальных программ антинаркотической направленности, в ходе которой установлено, что администрацией Грязновского сельсовета, в нарушение положений Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 08 января 1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах психотропных веществах» не проводятся мероприятия по реализации антинаркотической политики, и в соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 23 ноября 2020 года №733, не приняты должные меры по разработке и утверждению плана мероприятий по реализации антинаркотической стратегии на территории сельских поселений Грязновского сельсовета Сосновского района Тамбовской области.

Просит признать незаконным бездействие администрации Грязновского сельсовета Сосновского района Тамбовской области по разработке и принятию плана мероприятий по реализации на территории сельских поселений Грязновского сельсовета Сосновского района Тамбовской области Стратегии государственной антинаркотической политики РФ на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 23 ноября 2020 года №733, и обязать администрацию Грязновского сельсовета Сосновского района Тамбовской области в течение месяца со дня вступления решения в законную силу в установленном порядке разработать и принять план мероприятий по реализации на территории сельских поселений Грязновского сельсовета Сосновского района Тамбовской области Стратегии государственной антинаркотической политики РФ на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 23 ноября 2020 года №733.

В судебном заседании представитель административного истца – заместитель прокурора Сосновского района Тамбовской области Чепрасова С.В., требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика - администрации Грязновского сельсовета Сосновского района Тамбовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд поступило заявление главы администрации Грязновского сельсовета Сосновского района Тамбовской области ФИО1, в котором она просит рассмотреть дело в отсутствие представителя сельсовета, требования прокурора признает в полном объеме.

Выслушав объяснения лица, участвующего в деле, изучив материалы дела, суд считает административное исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

В силу ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «О общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено понятие местного самоуправления, которое в соответствии с ч.2 ст.1, п.33 ч.1 ст.14 данного закона определено как форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. К вопросам местного значения сельского поселения относится в том числе оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин.

В соответствии с ч.2 ст.4, ч.2 ст.7 Федерального закона от 08 января 1998 года №3-ФЗ № «О наркотических средствах и психотропных веществах» государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту строится на ряде принципах, среди которых: координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; приоритетность мер по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, профилактике правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, особенно среди детей и молодежи, а также стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.

23 ноября 2020 года вступила в законную силу новая Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента РФ от 23 ноября 2020 года №733. До 2030 года она определяет государственную антинаркотическую политику и её цели, указывает перечень направлений для их достижения. Целью государственной антинаркотической политики является обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в сфере контроля за оборотом наркотиков, защиты личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в этой сфере. Это основа для скоординированных действий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, скоординированной политики в сфере контроля за оборотом наркотиков, а также в области противодействия их незаконному обороту.

Пунктами 11,13 24 данной Стратегии определено, что в процессе реализации антинаркотической политики подлежат решению следующие стратегические задачи: формирование на общих методологических основаниях единой системы комплексной антинаркотической профилактической деятельности; создание с учетом традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей условий для формирования в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков.

Совершенствование антинаркотической деятельности и государственного контроля за оборотом наркотиков осуществляется путем реализации ряда мер, в число которых входит: обеспечение согласованности мер по реализации настоящей Стратегии на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в том числе касающихся ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности, исключая дублирование таких мер; повышение роли антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, установление обязательности формирования антинаркотических комиссий органами местного самоуправления, методическое обеспечение деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам реализации антинаркотической политики.

Согласно п.18 настоящая Стратегия реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах установленной компетенции.

Реализация настоящей Стратегии на уровне муниципальных образований осуществляется на основании планов мероприятий, утвержденных главами муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Сосновского района проведена проверка выполнения требований законодательства при реализации региональных и муниципальных программ антинаркотической направленности, которой установлено, что администрацией Грязновского сельсовета не соблюдаются требования законодательства, направленного на борьбу с наркоманий.

В нарушение положений Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 08 января 1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах психотропных веществах» не проводятся мероприятия по реализации антинаркотической политики, и в соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 23 ноября 2020 года №733, администрацией Грязновского сельсовета не приняты должные меры по разработке и утверждению плана мероприятий по реализации антинаркотической стратегии на территории сельских поселений Грязновского сельсовета Сосновского района Тамбовской области.

В целях устранения указанных нарушений прокурором 22 июня 2021 года на имя главы администрации Грязновского сельсовета Сосновского района Тамбовской области было внесено представление.

Согласно ст.24 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Вместе с тем, в нарушение данного положения Федерального закона «О прокуратуре РФ» администрацией Грязновского сельсовета меры, направленные на устранение нарушений, указанных в представлении, не приняты.

Принимая во внимание, что в силу положений Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 23 ноября 2020 года №733, ее реализация на уровне муниципальных образований осуществляется на основании планов мероприятий, утвержденных главами муниципальных образований, вместе с тем, как установлено в судебном заседании, административным ответчиком - администрацией Грязновского сельсовета Сосновского района Тамбовской области до настоящего времени данный план мероприятий не разработан и не утвержден в установленном законом порядке, суд приходит к выводу о необходимости возложения на административного ответчика обязанности по разработке и принятию плана мероприятий по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 23 ноября 2020 года №733.

Согласно поступившему в адрес суда сообщению главы Грязновского сельсовета ФИО1, план мероприятий по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 23 ноября 2020 года №733, не разработан.

При этом, суд учитывает, что бездействие администрации Грязновского сельсовета Сосновского района Тамбовской области, выразившееся в непринятии своевременных мер по разработке и утверждению такого плана мероприятий, противоречит вышеперечисленным нормам закона и нарушает права неопределенного круга лиц, так как затрагивает их интересы в сфере профилактики наркомании.

Антинаркотическая политика является одним из наиболее актуальных направлений деятельности всех органов власти и требует от органов местного самоуправления принятия эффективных мер и согласованных действий, направленных на предупреждение и пресечение проявления любых форм наркомании.

Вместе с тем, вышеуказанные нарушения законодательства, выразившиеся в бездействии органа местного самоуправления, приводят к нарушениям прав граждан в указанной сфере, создают излишние барьеры в процессе их реализации, являются недопустимыми и подлежащими незамедлительному устранению.

Указанные обстоятельства в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации служат основанием для удовлетворения заявленных прокурором требований.

При таких обстоятельствах, суд находит административные исковые требования прокурора Сосновского района Тамбовской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Сосновского района Тамбовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Грязновского сельсовета Сосновского района Тамбовской области - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Грязновского сельсовета Сосновского района Тамбовской области по разработке и принятию плана мероприятий по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 23 ноября 2020 года №733.

Обязать администрацию Грязновского сельсовета Сосновского района Тамбовской области в течение месяца со дня вступления решения в законную силу в установленном порядке разработать и утвердить план мероприятий по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 23 ноября 2020 года №733.

Обязать администрацию Грязновского сельсовета Сосновского района Тамбовской области сообщить об исполнении решения по данному административному делу в Сосновский районный суд и прокурору Сосновского района Тамбовской области в течение 10 дней с момента исполнения судебного решения.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через Сосновский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение принято 18 января 2022 года.

Судья И.А.Карнаухова