ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 680024-01-2022-000254-50 от 13.04.2022 Сосновского районного суда (Тамбовская область)

дело №2а-276/2022

УИД №68RS0024-01-2022-000254-50

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2022 года р.п.Сосновка Тамбовской области

Сосновский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Карнауховой И.А.,

с участием представителя административного истца – заместителя прокурора Сосновского района Тамбовской области Чепрасовой С.В.,

при секретаре Неверовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сосновского района Тамбовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Подлесного сельсовета Сосновского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по разработке и принятию нормативного правового акта, закрепляющего перечень имущества Подлесного сельсовета, свободного от прав третьих лиц, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, и применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», а также порядок формирования, ведения, обязательного опубликования таких перечней и порядок и условия предоставления в аренду включенного в эти перечни муниципального имущества,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сосновского района Тамбовской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Подлесного сельсовета Сосновского района Тамбовской области, в обоснование указав, что прокуратурой района был проведен мониторинг нормативно-правовых актов Ольховского сельсовета по исполнению требований Федерального закона №209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части оказания поддержки физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в ходе которого установлено, что принятое постановлением №141 от 03 декабря 2018 года администрации Подлесного сельсовета Положение о порядке формирования, ведения и обязательного опубликования Перечня муниципального имущества Подлесного сельсовета, свободного от прав третьих лиц, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, не предусматривает возможность предоставления во владение и (или) пользования муниципального имущества физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», а также порядок формирования, ведения, обязательного опубликования таких перечней и порядок и условия предоставления в аренду включенного в эти перечни муниципального имущества.

Просит признать незаконным бездействие администрации Подлесного сельсовета Сосновского района Тамбовской области по разработке и принятию нормативного правового акта, закрепляющего перечень имущества Подлесного сельсовета, свободного от прав третьих лиц, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, и применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», а также порядок формирования, ведения, обязательного опубликования таких перечней и порядок и условия предоставления в аренду включенного в эти перечни муниципального имущества, и обязать администрацию Подлесного сельсовета Сосновского района Тамбовской области в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу в установленном порядке разработать и утвердить данный нормативный правовой акт.

В судебном заседании представитель административного истца – заместитель прокурора Сосновского района Тамбовской области Чепрасова С.В., требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала и просила их удовлетворить. Кроме того, пояснила, что к нормативно-правовым актам предъявляются определенные требования, они не должны противоречить требованиям законодательства. Несмотря на то, что администрацией Подлесного сельсовета были разработаны проекты нормативно-правовых актов, однако установлено, что представленная редакция требует доработки, в связи с наличием норм, противоречащих законодательству, в связи с чем, прокуратурой района вынесены заключения на проекты нормативных правовых актов, с указанием, что разработанные проекты нормативно-правовых актов, в данном случае, не подлежат применению и требуют приведения в соответствие с действующим законодательством. Вместе с тем, до настоящего времени проект нормативно-правового акта не разработан администрацией сельсовета и в прокуратуру не поступил.

Представитель административного ответчика - администрации Подлесного сельсовета Сосновского района Тамбовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд поступило заявление главы администрации Подлесного сельсовета Сосновского района Тамбовской области ФИО1, в котором она просит рассмотреть дело в отсутствие представителя сельсовета, требования прокурора признает.

Выслушав объяснения лица, участвующего в деле, изучив материалы дела, суд считает административное исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

В силу ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Федеральным законом №169-ФЗ от 08 июня 2020 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и статьи 1 и 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки» внесены изменения в Федеральный закон №209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», согласно которым на физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, распространены отдельные меры господдержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно ст.14.1 Федерального закона №209-ФЗ от 24 июля 2007 года, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», вправе обратиться в порядке и на условиях, которые установлены частями 2 - 6 статьи 14 настоящего Федерального закона, за оказанием поддержки, предусмотренной статьями 17 - 21, 23, 25 настоящего Федерального закона, и поддержки, предоставляемой корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерними обществами, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, а также в организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, корпорацию развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерние общества.

Условия и порядок оказания поддержки физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Федеральным законом от 27 ноября 2018 года №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» определен срок и порядок его действия до 31 декабря 2028 года включительно.

Законом Тамбовской области от 03 августа 2020 года №514-З «О введении в действие на территории Тамбовской области специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» данный специальный налоговый режим введен на территории Тамбовской области с 04 сентября 2020 года.

В соответствии с п.28 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Сосновского района в ноябре 2021 года был проведен мониторинг нормативно-правовых актов Подлесного сельсовета по исполнению требований Федерального закона №209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», регулирующего отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, который показал, что нормативная база муниципального образования - Ольховского сельсовета, не приведена в соответствие с изменениями закона, касающегося вопросов оказания поддержки физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

Принятое постановлением №141 от 03 декабря 2018 года администрации Подлесного сельсовета Положение о порядке формирования, ведения и обязательного опубликования Перечня муниципального имущества Подлесного сельсовета, свободного от прав третьих лиц, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, не предусматривает возможность предоставления во владение и (или) пользования муниципального имущества физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», а также порядок формирования, ведения, обязательного опубликования таких перечней и порядок и условия предоставления в аренду включенного в эти перечни муниципального имущества, поскольку названное Положение содержит императивную норму о том, что муниципальное имущество, включенное в Перечень, предназначено для предоставления только субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Иные акты, утверждающие Перечень муниципального имущества Подлесного сельсовета, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование физическим лицам, не являющимися индивидуальными предпринимателями, и применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», а также порядок формирования, ведения, обязательного опубликования таких перечней и порядок и условия предоставления в аренду включенного в эти перечни муниципального имущества, также отсутствуют.

В целях устранения указанных нарушений прокурором 29 ноября 2021 года на имя главы администрации Подлесного сельсовета Сосновского района Тамбовской области было внесено представление.

Согласно ст.24 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Вместе с тем, в нарушение данного положения Федерального закона «О прокуратуре РФ», администрацией Подлесного сельсовета меры, направленные на устранение нарушений, указанных в представлении, не приняты. В прокуратуру района 17 декабря 2021 года администрацией сельсовета дан ответ на представление прокуратуры от 29 ноября 2021 года, согласно которому администрация сельсовета требования представления признала законными и обоснованными с указанием на то, что нормативная база администрации Подлесного сельсовета будет приведена в соответствие с изменениями Федерального законодательства, касающегося оказания поддержки физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, и применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

Принимая во внимание, что в силу положений ст.14.1 и ч.4 ст.18 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, закрепляющие перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, и применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», а также порядок формирования, ведения, обязательного опубликования таких перечней и порядок и условия предоставления в аренду включенного в эти перечни муниципального имущества, вместе с тем, как установлено в судебном заседании, административным ответчиком - администрацией Подлесного сельсовета Сосновского района Тамбовской области до настоящего времени данный нормативно - правовой акт не утвержден, суд приходит к выводу о возложении на административного ответчика обязанности по разработке и принятию вышеуказанного нормативно - правового акта.

Согласно поступившему в адрес суда сообщению администрации Подлесного сельсовета, нормативный правовой акт, закрепляющий перечень имущества Подлесного сельсовета, свободного от прав третьих лиц, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, и применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», а также порядок формирования, ведения, обязательного опубликования таких перечней и порядок и условия предоставления в аренду включенного в эти перечни муниципального имущества, не принят, администрацией сельсовета приняты меры по устранению нарушений законодательства, путем разработки проекта указанного нормативного правового акта, который находится в настоящее время на правовой экспертизе в прокуратуре Сосновского района.

Как установлено в судебном заседании, административным ответчиком были разработаны проекты нормативно-правововых актов – постановления «Об утверждении Порядка формирования, ведения и обязательного опубликования перечня имущества, свободного от прав третьих лиц, предназначенного для предоставление во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» и постановления «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления в аренду имущества, включенного в перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставление во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», которые направлены в прокуратуру района для его проверки на предмет соответствия требованиям федерального законодательства.

По результатам проверки проектов, прокурором 29 марта 2022 года вынесены заключения на проекты нормативных правовых актов, которые представлены в судебное заседание. Согласно выводам данных заключений, представленные проекты постановления «Об утверждении Порядка формирования, ведения и обязательного опубликования перечня имущества, свободного от прав третьих лиц, предназначенного для предоставление во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» и постановления «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления в аренду имущества, включенного в перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставление во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» содержат противоречия действующему законодательству, пробелы правового регулирования, коррупциогенные факторы, в связи с чем проекты нормативно правовых актов требуют доработки.

Суд принимает во внимание, что после вынесения отрицательных заключений прокурора на проекты нормативных правовых актов, закрепляющих перечень имущества Подлесного сельсовета, свободного от прав третьих лиц, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, и применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», а также порядок формирования, ведения, обязательного опубликования таких перечней и порядок и условия предоставления в аренду включенного в эти перечни муниципального имущества, иных действий, направленных на разработку и принятие вышеуказанного нормативно-правового акта, административным ответчиком не предпринималось.

Таким образом, до настоящего времени нормативный правовой акт, закрепляющий перечень имущества Подлесного сельсовета, свободного от прав третьих лиц, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, и применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», а также порядок формирования, ведения, обязательного опубликования таких перечней и порядок и условия предоставления в аренду включенного в эти перечни муниципального имущества, не разработан и не принят в установленном законом порядке.

При этом, суд учитывает, что бездействие администрации Подлесного сельсовета Сосновского района Тамбовской области, выразившееся в непринятии своевременных мер по разработке и утверждению такого нормативно-правового акта, противоречит вышеперечисленным нормам закона и нарушает права неопределенного круга лиц, так как состав лиц, применяющих специальный налоговый режим не определен и постоянно изменяется, а допущенные нарушения препятствуют улучшению инвестиционного климата, развитию отдельных видов предпринимательской деятельности, ведение которых не требует государственной регистрации граждан в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку ограничивают их право на получение имущественной поддержки, что связано с недооценкой значимости поддержки физических лиц, применяющих специальный налоговый режим.

Указанные обстоятельства в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации служат основанием для удовлетворения заявленных прокурором требований.

При таких обстоятельствах, суд находит административные исковые требования прокурора Сосновского района Тамбовской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Сосновского района Тамбовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц- удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Подлесного сельсовета Сосновского района Тамбовской области по разработке и принятию нормативного правового акта, закрепляющего перечень имущества Ольховского сельсовета, свободного от прав третьих лиц, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, и применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», а также порядок формирования, ведения, обязательного опубликования таких перечней и порядок и условия предоставления в аренду включенного в эти перечни муниципального имущества.

Обязать администрацию Подлесного сельсовета Сосновского района Тамбовской области в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу в установленном порядке разработать и утвердить нормативно - правовой акт, закрепляющий перечень имущества Подлесного сельсовета, свободного от прав третьих лиц, предназначенный для передачи во владение и (или) пользование физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, и применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», а также порядок формирования, ведения, обязательного опубликования таких перечней и порядок и условия предоставления в аренду включенного в эти перечни муниципального имущества.

Обязать администрацию Подлесного сельсовета Сосновского района Тамбовской области сообщить об исполнении решения по данному административному делу в Сосновский районный суд и прокурору Сосновского района Тамбовской области в течение 10 дней с момента исполнения судебного решения.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через Сосновский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение принято 13 апреля 2022 года.

Судья И.А.Карнаухова