ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 680024-01-2022-000888-88 от 05.10.2022 Сосновского районного суда (Тамбовская область)

дело №2а-806/2022

УИД №68RS0024-01-2022-000888-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 октября 2022 года р.п.Сосновка Тамбовской области

Сосновский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Карнауховой И.А.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Сосновского района Тамбовской области Никишиной Я.О.,

при секретаре Неверовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сосновского района Тамбовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Сосновского поссовета Сосновского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по установке на здании администрации Сосновского поссовета Сосновского района Тамбовской области информационной таблички с дублированием сведений с названием организации и графиком работы, выполненными рельефно-точенным шрифтом Брайля на контрастном фоне,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сосновского района Тамбовской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Сосновского поссовета Сосновского района Тамбовской области, в обоснование указав, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов, которой установлено, что на здании администрации Сосновского поссовета Сосновского района Тамбовской области установлена вывеска, содержащая информацию о наименовании органа местного самоуправления, однако, не осуществлено дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Со ссылкой на Конституцию РФ, Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», указывает, что допущенные нарушения требований действующего законодательства недопустимы, в связи с тем, что являются нарушением прав и свобод граждан, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.

Просит признать незаконным бездействие администрации Сосновского поссовета Сосновского района Тамбовской области по установке на здании администрации Сосновского поссовета Сосновского района Тамбовской области информационной таблички с дублированием сведений с названием организации и графиком работы, выполненными рельефно-точенным шрифтом Брайля на контрастном фоне и обязать администрацию Сосновского поссовета Сосновского района Тамбовской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить на здании администрации Сосновского поссовета Сосновского района Тамбовской области информационную табличку с дублированием сведений с названием организации и графиком работы, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Сосновского района Тамбовской области Никишина Я.О., требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - администрации Сосновского поссовета Сосновского района Тамбовской области Милованов С.А., действующий по доверенности, в судебном заседании заявленные административные исковые требования прокурора признал в части, указав, что с учетом положений федерального законодательства РФ требования прокурора обоснованны, однако в настоящее время в бюджете Сосновского поссовета не имеется денежных средств для приобретения информационной таблички с дублированием сведений с названием организации и графиком работы, выполненными рельефно-точенным шрифтом Брайля на контрастном фоне. Ранее указанные расходы также не вносились в бюджет поссовета. Вместе с тем отметил, что указанный в административном исковом заявлении прокурора трехмесячный срок для добровольного исполнения заявленных требований, является достаточным для внесения корректировки в бюджет Сосновского поссовета и последующего исполнения решения суда в установленный срок.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает административное исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

В силу ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 7, ч.1 ст. 39 Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе, в случае инвалидности.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов, который гарантирует инвалидам социальную защиту, представляющую собой, согласно статье 2 данного закона, систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст.ст.9,14,15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм, обеспечивают инвалидам, в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Одним из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающим, в том числе социально-бытовую адаптацию, является социально-средовая реабилитация. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации, независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации). К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-ФЗ) решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

К вопросам местного значения в соответствии с п.19 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ относится, в том числе, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

Статьей 32 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрено право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

В здании администрации Сосновского поссовета сельсовета Сосновского района Тамбовской области осуществляется прием граждан в целях предоставления муниципальных услуг, что позволяет отнести его к объектам социальной инфраструктуры.

В судебном заседании установлено, что в результате проведенной 31 августа 2022 года прокуратурой Сосновского района Тамбовской области проверки выявлено, что на здании администрации Сосновского поссовета Сосновского района Тамбовской области имеется вывеска, содержащая информацию о наименовании органа местного самоуправления, графика работы, однако администрацией сельсовета не осуществлено дублирование необходимой для инвалидов зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Таким образом, неисполнение вышеуказанных требований законодательства является недопустимым, так как влечет за собой нарушение гарантированных конституцией прав в сфере социальной защиты и социального обслуживания инвалидов.

Установка информационно-тактильной таблички со шрифтом Брайля для адаптации льготной категории граждан представляет собой меру, обеспечивающую удовлетворение их минимальных потребностей.

Как установлено в судебном заседании администрацией Сосновского поссовета сельсовета меры, направленные на устранение нарушений, указанных в административном исковом заявлении, не приняты.

Принимая во внимание, что в силу положений Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления обеспечивают доступность для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, вместе с тем, как установлено в судебном заседании, административным ответчиком - администрацией Сосновского поссовета сельсовета Сосновского района Тамбовской области до настоящего времени какие-либо меры, по размещению на здании администрации сельсовета необходимой для инвалидов зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, в виде таблички, дублирующей сведения о наименовании органа местного самоуправления, графика его работы, не принимаются, в связи с чем суд приходит к выводу о возложении на административного ответчика данной обязанности.

Доводы представителя административного ответчика об отсутствии в бюджете Сосновского поссовета Сосновского района Тамбовской области денежных средств для приобретения информационной таблички, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля, суд признает формальными, принимая во внимание, что исполнение административным ответчиком обязанности по установлению на здании администрации Сосновского поссовета Сосновского района Тамбовской области информационной таблички с дублированием сведений с названием организации и графиком работы, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне, имеет место в силу действующего законодательства, направленного на защиту прав и интересов неопределенного круга лиц - инвалидов, в соответствии с требованиями Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года, и на протяжении достаточно длительного времени указанная обязанность административным ответчиком не исполняется.

При этом суд учитывает, что бездействие администрации Сосновского поссовета Сосновского района Тамбовской области, выразившееся в не принятии мер, направленных на установку на здании администрации Сосновского поссовета Сосновского района Тамбовской области информационной таблички с дублированием сведений с названием организации и графиком работы, выполненными рельефно-точенным шрифтом Брайля на контрастном фоне противоречит вышеперечисленным нормам закона и нарушает права неопределенного круга лиц, так как ограничивает беспрепятственный доступ лиц-инвалидов к объектам социального значения, что является одним из способов обеспечения прав граждан с ограниченными возможностями здоровья на достойную жизнь и свободное развитие.

Указанные обстоятельства в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации служат основанием для удовлетворения заявленных прокурором требований.

При таких обстоятельствах, суд находит административные исковые требования прокурора Сосновского района Тамбовской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Сосновского района Тамбовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Сосновского поссовета Сосновского района Тамбовской области, выразившееся в не принятии мер, направленных на установку на здании администрации Сосновского поссовета Сосновского района Тамбовской области информационной таблички с дублированием сведений с названием организации и графиком работы, выполненными рельефно-точенным шрифтом Брайля на контрастном фоне.

Обязать администрацию Сосновского поссовета Сосновского района Тамбовской области в течение трех месяцев с даты вступления решения в законную силу установить на здании администрации Сосновского поссовета Сосновского района Тамбовской области информационную табличку с дублированием сведений с названием организации и графиком работы, выполненными рельефно-точенным шрифтом Брайля на контрастном фоне.

Обязать администрацию Сосновского поссовета Сосновского района Тамбовской области сообщить об исполнении решения по данному административному делу в Сосновский районный суд и прокурору Сосновского района Тамбовской области в течение 10 дней с момента исполнения судебного решения.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через Сосновский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение принято 05 октября 2022 года.

Судья И.А.Карнаухова