дело №2а-684/2023
УИД №68RS0024-01-2023-000764-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2023 года р.п.Сосновка Тамбовской области
Сосновский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Карнауховой И.А.,
с участием старшего помощника прокурора Сосновского района Тамбовской области Утробкина В.В.,
при секретаре Неверовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сосновского района Тамбовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Сосновского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по принятию мер, направленных на разработку и утверждение паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – мост х
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сосновского района Тамбовской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Сосновского района Тамбовской области, в обоснование указав, что по результатам проведенной проверки эффективности деятельности правоохранительных и иных уполномоченных по обеспечению безопасности и противодействию преступлений на объектах транспортной инфраструктуры установлено, что до настоящего времени не разработан и не утвержден паспорт обеспечения транспортной безопасности расположенного на территории Сосновского района объекта транспортной инфраструктуры, находящийся в собственности администрации Сосновского района - мост х., что нарушает права неопределенного круга лиц.
Со ссылкой на Федеральный закон от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральный закон от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности», просит признать незаконным бездействие администрации Сосновского района Тамбовской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на разработку и утверждение паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – мост х
Обязать администрацию Сосновского района Тамбовской области в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры, направленные на разработку и утверждение паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - х
В судебном заседании прокурор Утробкин В.В., требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - администрации Сосновского района Тамбовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд поступило заявление главы Сосновского района А.А.Дьяконова, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации района, требования прокурора признает. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя административного ответчика.
Выслушав объяснения лица, участвующего в деле, изучив материалы дела, суд считает административное исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
В силу ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу требованийстатьи 3Федерального закона №35-ФЗ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Антитеррористическая защищенность объектов транспортной инфраструктуры обеспечивается путем исполнения требований транспортной безопасности. Ключевое место в данном вопросе занимает Федеральный закон от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности», пунктом 10 статьи 1которого определено, что транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов.
Согласностатье 4вышеуказанного Федерального закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
Кобъектам транспортной инфраструктуры относятся различные здания и сооружения, обеспечивающие функционирование транспортного комплекса. Закон содержит исчерпывающий перечень таких объектов в зависимости от типа транспорта. Так, к объектам транспортной инфраструктуры автомобильного транспортаотносится технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, тоннели, эстакады, мосты(пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности»).
Объекты транспортной инфраструктуры, не подлежащие категорированию, определены приказом Минтранса России от 28 августа 2020 года №331 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта», к которым в том числе отнесены мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) и тоннели длиной до 25 м включительно.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, не подлежащих категорированию, утвержденыпостановлениемПравительства Российской Федерации от 10 декабря 2020 года № 2070 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021года №2156 «О внесении изменений впостановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2020 года №2070»), вступили в силу 14 июня 2021 года.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденыпостановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020года №1639 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, не подлежащих категорированию» вступили в силу с 13 апреля 2021 года.
Статьей 9 Федерального закона от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» определено, что субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и транспортного средства, разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства (часть 1.1); паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта (часть 1.3); два экземпляра утвержденного паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства и его электронная копия в течение семи дней направляются субъектом транспортной инфраструктуры в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности (часть 1.4).
Согласно реестру мостовых сооружений Сосновского района балансодержателем объекта транспортной инфраструктуры - мост х является администрация Сосновского района Тамбовской области.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Сосновского района по результатам проведенной проверки эффективности деятельности правоохранительных и иных уполномоченных органов по обеспечению безопасности и противодействию преступлениям на объектах транспортной инфраструктуры, установлено, что администрацией Сосновского района Тамбовской области до настоящего времени не разработан и не утвержден паспорт обеспечения транспортной безопасности расположенного на территории Сосновского района объекта транспортной инфраструктуры, находящийся в собственности администрации Сосновского района - мост х
В целях устранения указанных нарушений прокурором 17 февраля 2023 года на имя главы Сосновского района Тамбовской области было внесено представление.
Согласно ст.24 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Вместе с тем, в нарушение данного положения Федерального закона «О прокуратуре РФ», администрацией Сосновского района меры, направленные на устранение нарушений, указанных в представлении, не приняты. В прокуратуру района 27 марта 2023 года главой района дан ответ на представление прокуратуры от 17 февраля 2023 года, в котором указано, что выполнение работ по разработке паспортов обеспечения транспортной безопасности на объекты транспортной инфраструктуры требует значительных денежных затрат, которые не заложены в программных мероприятиях на 2023 год в подпрограмму «противодействие терроризму и экстремизму в Сосновском районе» муниципальной программы Сосновского района «Обеспечение безопасности населения Сосновского района и противодействие преступности». Ведется работа по сбору и комплектованию необходимой документации для последующего выполнения работ по разработке паспортов обеспечения транспортной безопасности на объекты транспортной инфраструктуры.
Согласно поступившему в адрес суда сообщению главы Сосновского района А.А.Дьяконова, администрация района требования прокурора признала, находит их выполнимыми в срок, указанный в административном исковом заявлении.
Принимая во внимание, что административным ответчиком до настоящего времени надлежащих мер по устранению нарушений закона, приведенных в представлении прокурора от 17 февраля 2023 года, не принято, что расценивается как неправомерное бездействие, суд приходит к выводу о возложении на административного ответчика обязанности по принятию мер, направленных на разработку и утверждение паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - мост х
При этом, выполнение администрацией Сосновского района Тамбовской области данной обязанности предусмотрено законом, и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе необходимости, возникшей в конкретный период времени.
Бездействие администрации Сосновского района Тамбовской области по принятию мер, направленных на разработку и утверждение паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – мост х влечет нарушение гарантированных прав неопределенного круга лиц на устойчивое функционирование объектов транспортной инфраструктуры, на защиту от актов незаконного вмешательства. Вместе с тем, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов от террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей, к которым, безусловно, относятся и мосты.
При этом суд учитывает, что бремя финансовых затрат на проведение мероприятий по обеспечению технической безопасности объектов транспортной инфраструктуры лежит на администрации Сосновского района Тамбовской области как балансодержателе вышеуказанного объекта транспортной инфраструктуры.
Указанные обстоятельства в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации служат основанием для удовлетворения заявленных прокурором требований.
В силу ч.ч.3, 5 ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит КАС РФ, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Учитывая, что представителем административного ответчика заявление о признании иска подано в суд добровольно, доказательств обратного в материалы дела не представлено, кроме того, административному ответчику понятны предусмотренные ст.157 КАС РФ последствия признания административного иска и принятия его судом, поскольку признание административного иска административным ответчиком является добровольным, не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц, суд не усматривает обстоятельств, препятствующих принятию признания административного иска судом и считает возможным принять признание административного иска административным ответчиком.
На основании положений ч.3 ст.157 КАС РФ, при признании административным ответчиком административного иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии ч.2 ст.178 КАС РФ суд считает необходимым установить административному ответчику срок для исполнения данного решения суда - в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения, который, по мнению суда, является разумным и достаточным для исполнения данного решения.
Прокурором Сосновского района Тамбовской области срок на обращение в суд с указанными требованиями, предусмотренный ч.1.1 ст.219 КАС РФ, не пропущен, поскольку у администрации Сосновского района Тамбовской области сохраняется обязанность, связанная с принятием мер, направленных на разработку и утверждение паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - мост х
При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора Сосновского района Тамбовской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Сосновского района Тамбовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Сосновского района Тамбовской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на разработку и утверждение паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – мост х
Обязать администрацию Сосновского района Тамбовской области в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу в установленном порядке принять меры, направленные на разработку и утверждение паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – мост х
Обязать администрацию Сосновского района Тамбовской области сообщить об исполнении решения по данному административному делу в Сосновский районный суд и прокурору Сосновского района Тамбовской области в течение 10 дней с момента исполнения судебного решения.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через Сосновский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение принято 24 октября 2023 года.
Судья И.А.Карнаухова