№689/2022 УИД 63RS0044-01-2022-000177-25 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 марта 2022 года г.Самара Железнодорожный районный суд г.о.Самара в составе: председательствующего судьи Зелениной С.Ю., при помощнике ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-689/2022 по иску ФИО2к ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области об индексации недополученной пенсии, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: ФИО2 обратился в Железнодорожный районный суд г.Самары с иском к ГУ – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации в Самарской области (далее – ГУ ОПФ РФ) об индексации недополученной пенсии, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, в обоснование указав, что с детства и на бессрочной основе ему установлена инвалидность по зрению. В сентябре 2020г. истец обратился в ГУ ОПФ РФ в Самарской области с заявлением о перерасчете пенсии, в результате рассмотрения которого установлено, что в пенсионном органе на имя ФИО2 заведено два СНИЛСа с номерами № и №, последний из которых истцу на руки никогда не выдавался. По СНИЛСу № на имя ФИО2 назначена страховая пенсия по инвалидности, однако при исчислении выплат пенсионным органом не был учтен страховой стаж при переходе на индивидуальный персонифицированный учет, в связи с чем, исчисление размера пенсии является неверным. При начислении пенсии на имя истца по СНИЛСу № пенсионным органом не учтена инвалидность истца и достижение им пенсионного возраста. С учетом допущенных ошибок, ФИО2 был осуществлен перерасчет пенсии, после чего, 05.12.2020г. истцу выплачена недополученная сумма пенсии за период с 01.08.2009г. по 30.11.2020г. в размере 111.594 руб. 88 коп. Истец, полагая, что выплата недополученных сумм произведена неверно, без учета индексации и роста потребительских цен, обратился в пенсионный орган с жалобой на осуществление перерасчета, на что получил ответ №4-1206-1401/2323-21 от 06.04.2021, согласно которому нормами законодательства не предусматриваются коэффициенты индексации своевременно неполученных сумм пенсии. Поскольку выплата пенсии осуществлена пенсионным органом без учета покупательской способности, что явилось нарушением конституционных прав истца, ФИО2 обратился в суд. С учетом уточнения исковых требований, истец просит суд взыскать с ГУ ОПФ РФ в Самарской области в пользу ФИО2 сумму индексации недополученной пенсии с учетом роста потребительских цен в размере 313.100 руб. 15 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.08.2009г. по 30.11.2020г. в размере 38.031 руб. 54 коп., компенсацию морального вреда в размере 136.000 руб. В судебном заседании представитель истца ФИО2 – ФИО3, действующая на основании доверенности от 14.02.2018г., уточненное исковое заявление поддержала по доводам, изложенным в нем, просила удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика ГУ ОПФ РФ в Самарской области – ФИО4, действующая на основании доверенности от 01.10.2021г., в удовлетворении иска просила отказать, представила письменный отзыв на иск, в соответствии с которым требование о взыскании суммы индексации недополученной пенсии считает необоснованным, поскольку действующим пенсионным законодательством порядок индексации пенсий с учетом роста потребительских цен не предусмотрен. При таких обстоятельствах, вина пенсионного органа в спорных правоотношениях отсутствует, в связи с чем, оснований для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда не имеется. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившегося истца. Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных исковых требований ФИО2 по следующим основаниям. Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст.39 Конституции РФ. В соответствии с п.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны стран и безопасности государства. Положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст. 18, 19, 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. В соответствии с п.20 ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд. Согласно ч.1, 2 ст.23 кодекса перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: 1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения; 2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Материалами дела подтверждается, и не оспаривалось сторонами, с 20.02.1979г. по 28.02.1987г. ФИО2 являлся инвалидом детства по зрению 2 группы, в связи с чем, ему выплачивались государственные пособия. Установлено, с 01.03.1987г. ФИО2 является инвалидом детства 3 группы на бессрочной основе, что подтверждается копией справки от 02.02.1987г. серии №. Таким образом, в настоящее время ФИО2 является получателем страховой пенсии по инвалидности. Согласно доводам искового заявления и пояснениям стороны истца, в отделении пенсионного фонда на имя ФИО2 ошибочно открыто два индивидуальных лицевых счета № и №, которые впоследствии объединены пенсионным органом с присвоением единого номера № Индивидуальный лицевой счет № упразднен, использованию не подлежит, что подтверждается ответом ГУ – ОПФ РФ по Самарской области от 30.10.2020 №24460-1 о завершении работ по объединению ИЛС ФИО2 Вследствие указанных обстоятельств выплата пенсии ФИО2 осуществлялась не в полном объеме, без учета особенностей конкретного лица, претендующего на социальные выплаты, в связи с чем, истец обратился в пенсионный орган с заявлением о произведении перерасчета пенсионных выплат. Как следует из истории пенсионных выплат за период с 01.10.2014г. по 31.03.2021г., вышеизложенные обстоятельства стали основанием для перерасчета пенсии истца, в связи с чем, в декабре 2020г. ФИО2 осуществлена выплата в размере 119.630 руб. 01 коп., впоследствии размер ежемесячной выплаты увеличился с 6.728 руб. 48 коп. до 8.541 руб. 40 коп. В силу пп. 2 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент перерасчета пенсии ФИО2) социальная пенсия нетрудоспособным гражданам, в частности инвалидам с детства, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени, инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, детям-инвалидам, детям в возрасте до 18 лет, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери, назначается в размере - 100 процентов размера базовой части трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренной подп. 1 п. 3 ст. 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" устанавливает пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета (п. 1 ст. 1). Согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона №173 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается нетрудоспособным гражданам. Право на социальную пенсию в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 11 названного Федерального закона имеют инвалиды I, II, III группы, в том числе инвалиды с детства. В силу ст. 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсии, предусмотренные данным Законом, индексируются с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством Российской Федерации. Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы (ст. 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»). На основании п. 1 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи) определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Основные социально-демографические группы населения - трудоспособное население, пенсионеры, дети (ст. 1 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"). Пунктом 2 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" определено, что величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 этой статьи) устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных п. 4 этой статьи) - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Во исполнение данной нормы Правительство Российской Федерации ежегодно устанавливает величину прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации. Таким образом, законом установлен механизм индексации социальных пенсий, то есть их увеличение в связи с ростом стоимости потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов. Посредством индексации социальных пенсий обеспечивается жизнедеятельность пенсионера, поддерживается покупательная способность его доходов, а также возможность нести расходы по обязательным платежам и сборам, оплачивать услуги. Коэффициент индексации социальных пенсий устанавливается исходя из удорожания стоимости потребительской корзины, при определении которой уполномоченным органом учитываются инфляционные процессы. На основании изложенного суд приходит к выводу, что при перерасчете пенсионных выплат, ответчик произвел выплату на имя ФИО2 с применением установленного Правительством РФ коэффициента индексации социальных пенсий за каждый год. Тем самым в рамках действующего правового регулирования была восстановлена покупательная способность выплаченной пенсионным органом ФИО2 социальной пенсии за указанный период. Учитывая, что иного механизма увеличения размера социальной пенсии в связи с инфляционными процессами Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и законодателем в целом не предусмотрено, суд не находит оснований для удовлетворения требования ФИО2 о взыскании с пенсионного органа недополученной пенсии в размере 313.100 руб. 15 коп. Требование о взыскании процентов в порядке статьи 395 Гражданского кодекса РФ, как производное от основного, в удовлетворении которого отказано, также удовлетворению не подлежит. Кроме того, спорные отношения являются по своему содержанию пенсионными, они регулируются специальными нормативными правовыми актами в сфере пенсионного обеспечения, которые не содержат нормы, предусматривающей основания для взыскания с пенсионного органа процентов за пользование чужими денежными средствами. Согласно статье 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В соответствии с частью 2 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающим имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Поскольку действующее законодательство не содержит нормы, позволяющей компенсировать моральный вред, причиненный отказом в перерасчете пенсии, при отсутствии доказательств нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ истца, а также учитывая, что в ходе судебного заседания доводы истца о неправильном исчислении пенсии не нашли своего подтверждения, суд отказывает истцу в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований ФИО2к ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области об индексации недополученной пенсии, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда – отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самара в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения. Председательствующий судья С.Ю. Зеленина Мотивированное решение составлено 19.04.2022г. |