УИД 19RS0№-68 Дело №а-5695/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ.
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Неткачева К.Н.,
при секретаре ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО3, главе Аскизского района ФИО6, главе города Абакана ФИО7, главе Усть-Абаканского района ФИО8, главе Бейского района ФИО11, главе Орджоникидзевского района ФИО12 о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилось в суд с административным исковым заявлением к депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО3, главе Аскизского района ФИО6, главе города Абакана ФИО7, главе Усть-Абаканского района ФИО8, главе Бейского района ФИО11, главе Орджоникидзевского района ФИО12 о признании действий незаконными.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> прошло заседание Правления Совета муниципальных образований Республики Хакасия, в котором принял участие действующий депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО3, по результатам которого п. 3 решения Правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» от ДД.ММ.ГГГГ№ Главам муниципальных образований Республики Хакасия – членам Совета рекомендовано оказывать поддержку ФИО3 при проведении им предвыборной кампании. Копия данного решения размещена в открытом доступе на сайте сетевого издания «Пульс Хакасии» по адресу: ФИО25
ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ в большом зале Администрации <адрес> прошло заседание Правления Совета муниципальных образований Республики Хакасия, в соответствии с повесткой которого первым вопросом было рассмотрено обращение Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» о поддержке ФИО3 на выборах депутатов Государственной Думы от Республики Хакасия. В рамках рассматриваемого вопроса участникам заседания был предоставлен раздаточный материал, в котором имелось письменное обращение к жителям Республики Хакасия, в котором в качестве подписанта указан Председатель Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» ФИО6 (далее – обращение).
Указанное обращение было роздано присутствующим на заседании Ассоциации лицам, и не только ее членам. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ данное обращение было размещено на официальном сайте Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» по адресу: № Также данное обращение размещено в телеграмм канале «Хакасский инсайдер» (№). Кроме того, на официальном сайте телеканала «РТС» также размещен информационный материал с видеосюжетом по данному вопросу №
За принятие положительного решения по рассматриваемому вопросу проголосовали все присутствующие Главы муниципальных образований Республики Хакасия – члены Ассоциации, кроме трех – Главы муниципального образования город Саяногорск ФИО13, Главы Боградского района ФИО14. и Главы Алтайского района ФИО16
В ходе обсуждения данного вопроса присутствующие на его заседании члены Ассоциации – главы соответствующих муниципальных образований, в частности Глава Усть-Абаканского района Республики Хакасия ФИО8, Глава города Абакана ФИО7, Глава Бейского района ФИО11, Глава Орджоникидзевского района Республики Хакасия ФИО12, а также Первый заместитель Председателя Верховного Совета Республики Хакасия ФИО17 высказались за положительное принятие данного вопроса.
После принятия решения Председатель Ассоциации «Совет МО РХ» ФИО6 сказал, обращаясь к кандидату ФИО3, что он может опубликовывать обращение.
Истец полагает, что в рамках указанного заседания были допущены следующие нарушения избирательного законодательства.
В указанном обращении явно преобладают сведения о зарегистрированном кандидате в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Восьмого созыва по Хакасскому одномандатному округу №ФИО9 С.М. в сочетании с позитивными комментариями, который также является действующим депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Члены Ассоциации «Совет МО РХ», выступившие на заседании за принятие решения о поддержке кандидата ФИО9 С.М. обосновывали законность таких действий тем, что обращение будет от имени некоммерческой организации – Ассоциации, при том, что участие в агитации некоммерческим организациями не запрещено.
Вместе с тем, обстоятельства свидетельствуют о том, что в агитации принимали участие Главы муниципальных образований – члены Ассоциации.
Из текста обращения видно, что оно исходит не от Ассоциации «Совет МО РХ», а от его членов, о чем свидетельствует использование в абзаце пятом текста обращения словосочетания «мы члены Ассоциации». Слово «мы» также использовано в последнем абзаце обращения, где содержатся просьба прийти на избирательные участки и поддержать Сергея Сокола.
Кроме того, пунктом 3 решения Правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» от ДД.ММ.ГГГГ№ Главам муниципальных образований Республики Хакасия – членам Совета рекомендовано оказывать поддержку ФИО3 при проведении им предвыборной кампании.
Выступивший против принятия положительного решения по рассматриваемому вопросу Глава муниципального образования город Саяногорск ФИО13 четко обозначил присутствующим главам муниципальных образований что в момент проведения заседания они находятся не на отдыхе, а на рабочем совещании.
Согласно пункту 2.1 устава Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» членами Совета являются учредители – муниципальные образования Республики Хакасия, от имени которых выступают главы муниципальных образований, подписавшие Учредительный договор Совета, признающие и соблюдающие настоящий Устав и непосредственно участвующие в его деятельности, а также муниципальные образования, образованные путем преобразования в соответствии с действующим законодательством Республики Хакасия, вступившие в Совет в дальнейшем. От имени муниципального образования члена Совета представляют глава или председатель представительного органа муниципального образования, а в случае их отсутствия – иные лица в соответствии с Уставом муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования.
Пунктом 3 части 3.5 статьи 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицам, замещающим муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, если федеральными законами не установлено иное, запрещено участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением случая представление на безвозмездной основе интересов муниципального образования в совете муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединениях муниципальных образований, а также в их органах управления.
В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель.
Таким образом, на заседании Ассоциации присутствующие представители муниципальных образований действовали как главы муниципальных образований.
В силу части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
При этом согласно уставу Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия», она является социально ориентированной некоммерческой организацией, среди уставных видов деятельности которой отсутствует оказание поддержки кандидатам на выборах различных уровней, изготовление печатной агитационной продукции, либо осуществление иной деятельности, в целях содействия избранию кандидатов.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания, а также, если оно противоречит основам правопорядка или нравственности.
Частью 10 статьи 62 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» установлено, что расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств избирательных фондов кандидатов в порядке и формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы (оказывающие услуги) по изготовлению печатных предвыборных агитационных материалов, обязаны обеспечить политическим партиям, выдвинувшим федеральные списки кандидатов, кандидатам равные условия оплаты изготовления таких агитационных материалов. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ (услуг) по изготовлению печатных предвыборных агитационных материалов, выполняемых соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем, должны быть опубликованы не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы и в тот же срок представлены в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации либо в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы эта организация, этот индивидуальный предприниматель. Вместе с указанными сведениями в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации должны быть представлены также сведения, содержащие наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства). Организации, индивидуальные предприниматели, не выполнившие данных требований, не вправе осуществлять работы (оказывать услуги) по изготовлению печатных предвыборных агитационных материалов (ч. 3 ст. 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).
Запрещается бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями работ (оказание услуг), прямо или косвенно связанных с выборами депутатов Государственной Думы и направленных на достижение определенного результата на выборах (ч. 7 ст. 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации).
Таким образом, Ассоциация «Совет муниципальных образований Республики Хакасия», являясь юридическим лицом (ОГРН № не имела права безвозмездно изготавливать и распространять печатные агитационные материалы, как в силу того, что данный вид деятельности не предусмотрен его уставом, так и в силу того, что такая деятельность должна осуществляться с соблюдением обязательных требований – за плату из средств избирательного фонда кандидата и с предварительным опубликованием сведений об условиях изготовления печатных агитационных материалов и предоставлением данных сведений в избирательные комиссии.
Следовательно, осуществление предвыборной агитации в данном случае осуществили члены коллегиального органа Ассоциации, которые представляют без доверенности в данной организации свое муниципальное образование. Представление без доверенности муниципальных образований в отношениях с организациями относится к должностным полномочиям глав муниципальных образований.
Таким образом, Главы муниципальных образований, проголосовавшие за положительное принятие решение по рассматриваемому вопросу, приняли участие в агитации за кандидата ФИО3, чем нарушили избирательное законодательство.
В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 62 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» запрещается проводить предвыборную выпускать и распространять любые агитационные материалы лицам, замещающим выборные муниципальные должности, а также лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, – членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 68 Федерального от ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» все печатные и аудиовизуальные предвыборные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя и отчество лица, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя и отчество лица), заказавшей (заказавшего) данные материалы, а также информацию о тираже, дате изготовления этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.
В рассматриваемом агитационном материале соответствующие указания отсутствуют.
Помимо этого, в соответствии с частью 5 статьи 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» экземпляры или копии печатных и аудиовизуальных предвыборных агитационных материалов, а также электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде до начала их распространения должны быть представлены в соответствующую избирательную комиссию.
Согласно части 8 статьи 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» запрещается распространение предвыборных агитационных материалов, изготовленных с нарушением части 7 настоящей статьи и (или) с нарушением требований, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и частями 9 и 9.3 статьи 62 настоящего Федерального закона.
Таким образом, распространение предвыборных агитационных материалов с нарушением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» является противоправной агитационной деятельностью.
Помимо вышеуказанных нарушений, заседание Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» не было закрытым. Кроме глав муниципальных образований – членов Ассоциации, на нем присутствовали представители средств массовой информации, сотрудники администрации города Абакана, а также представители Верховного Совета Республики Хакасия ФИО17 и ФИО18
Таким образом, данное заседание является массовым мероприятием, организованным Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» совместно с Администрацией города Абакана с использованием муниципального имущества – большого зала Администрации города Абакана.
В ходе рассмотрения Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» вопроса о поддержке кандидата ФИО3 ему была предоставлена возможность выступить. Он озвучил, что «Очень много времени потратил на то, чтобы объехать все муниципалитеты, познакомиться с главами всех уровней, и когда возникла инициатива муниципалитетов меня поддержать, наверно не просто так она возникла. Не просто потому что я попросил. Я вам больше того скажу – я ничего не просил. И мне это приятно. И если это рассматривается здесь как элемент раскола в Ассоциации, то я оставляю это безусловно на решение Ваше, членов Ассоциации. Но если это вопрос проголосовать кто за а кто против, то наверно здесь вопрос...».
То есть в данном выступлении ФИО3 указал на то, что инициатива муниципалитетов поддержать его на выборах возникла в результате его деятельности, которая не связана с выполнением его должностных обязанностей. В силу пункта 5 части 1 статьи 62 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей является агитацией.
При этом, другие кандидаты в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Восьмого созыва по Хакасскому одномандатному округу № на заседание Ассоциации приглашены не были, возможность выступить на указанном мероприятии другим кандидатам обеспечена не была.
Кроме того, ФИО3 устно одобрил принятие членами Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» любого решения по рассматриваемому вопросу об оказании ему поддержки на выборах, в том числе и положительного (т.е. в его пользу).
Согласно статье 982 Гражданского кодекса Российской Федерации, если лицо, в интересе которого предпринимаются действия без его поручения, одобрит эти действия, к отношениям сторон в дальнейшем применяются правила о договоре поручения или ином договоре, соответствующем характеру предпринятых действий, даже если одобрение было устным.
В силу части 1 статьи 971 Гражданского кодекса Российской Федерации, права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
Таким образом, изготовление печатного агитационного материала в виде обращения от имени членов Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия», и последующего его распространения в сети интернет, фактически было совершено в интересах ФИО19
При этом пунктом 7 части 3 статьи 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации запрещено получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц.
Пунктами 2 и 3 части 3.2 статьи 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации также запрещено:
участвовать на возмездной основе в управлении некоммерческой организацией;
участвовать в деятельности коллегиального органа организации без соответствующего акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Более того, выступления Главы Усть-Абаканского района Республики Хакасия ФИО8, а также Главы Аскизского района ФИО6 содержали сведения о ФИО3 в сочетании с положительными комментариями о нем, что само по себе является агитацией.
В указанных действиях Глав муниципальных образований – членов коллегиального органа управления Ассоциацией, а также депутата Государственной Думы Российской Федерации, являющегося одновременно кандидатом в депутаты Государственной Думы Российской Федерации ФИО3 имеются признаки использования преимуществ своего должностного положения.
Частями 1 и 3 статьи 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» для указанных лиц, а также кандидатов установлен запрет на использование преимуществ своего должностного или служебного положения в целях выдвижения федеральных списков кандидатов, кандидатов и (или) содействия избранию кандидатов.
В соответствии с пунктами 2, 3, 5 части 4 статьи 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:
использование помещений, занимаемых органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, для осуществления деятельности, способствующей избранию кандидатов, в случае, если иным кандидатам, выдвинутым по одномандатным избирательным округам, не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
использование оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности;
ведение предвыборной агитации лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, –членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций) в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении массового (публичного) мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в случае предоставления помещения политической партии, зарегистрированному кандидату собственник, владелец помещения не позднее дня, следующего за днем предоставления помещения, обязаны уведомить в письменной форме избирательную комиссию субъекта Российской Федерации о факте предоставления помещения, об условиях, на которых оно было предоставлено, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим политическим партиям, другим зарегистрированным кандидатам.
Вместе с тем, данное условие администрацией города Абакана не было выполнено, т.е. другим кандидатам не было гарантировано предоставление здания Администрации города Абакана для осуществления деятельности, способствующей избранию кандидата, на таких же условиях.
При этом очевидно, что изготовленный для проведения заседания раздаточный материал, в том числе и вышеуказанное письменное обращение к гражданам Республики Хакасия с поддержкой кандидата ФИО3, были изготовлены и распространены с использованием оргтехники, принадлежащей юридическому лицу – Ассоциации «Совет МО РХ».
При этом, как ранее уже указывалось, ряд Глав Муниципальных образований Республики Хакасия ФИО8, ФИО6, а также сам кандидат ФИО3 осуществили агитационное выступление на заседании ассоциации, при этом данные главы муниципалитетов, а также Депутат Государственной Думы Российской Федерации ФИО3 находились при исполнении должностных обязанностей.
Таким образом, Главы муниципальных образований – члены коллегиального органа управления Ассоциацией, Глава города Абакана, предоставивший помещение для проведения заседания, а также Депутат Государственной Думы Российской Федерации ФИО3 допустили использование преимуществ своего должностного положения, а также нарушение запретов, установленных законодательством о противодействии коррупции.
Указанными действиями Глав муниципальных образований – членов коллегиального органа управления Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия», Главы города Абакана, предоставившего помещение для проведения заседания, а также Депутата Государственной Думы Российской Федераций ФИО3 нарушены избирательные права зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Хакасскому одномандатному округу № ФИО1, а именно:
пассивное избирательное право, закрепленное частью 4 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
право на равные права и обязанности с другими кандидатами, закрепленное частью 1 статьи 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №; 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».О нарушении своих прав, в том числе о том, что ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ также участвовал в заседании коллегиального органа Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» истец узнал только ДД.ММ.ГГГГ, после того, как соответствующая информация (агитационное обращение) ДД.ММ.ГГГГ была размещена на сайте данной организации. В этом обращении было указано, что в июне 2021 года на заседании коллегиального органа организации было принято решение поддержать на выборах депутатов Государственной Думы от Республики Хакасия ФИО3.
Пунктом 1 статьи 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Просит суд признать незаконными действия Главы Аскизского района ФИО6, Главы города Абакана ФИО7, Главы Усть-Абаканского района ФИО8, Главы Бейского района ФИО11, Главы Орджоникидзевского района ФИО12, выразившиеся в изготовлении и распространении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», печатного агитационного материала, в котором преобладают сведения о зарегистрированном кандидате в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Восьмого созыва по хакасскому одномандатному округу № ФИО3 в сочетании с позитивными комментариями, содержащего призывы голосовать за него;
признать незаконными действия Главы Аскизского района ФИО6, Главы города Абакана ФИО7, Главы Усть-Абаканского района ФИО8, Главы Бейского района ФИО11, Главы Орджоникидзевского района ФИО12, выразившиеся в использовании преимуществ своего должностного положения посредством использования не оплаченных из соответствующего избирательного фонда связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование Ассоциации «Совета муниципальных образований Республики Хакасия» для изготовления и распространения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», печатного агитационного материала, в котором преобладают сведения о зарегистрированном кандидате в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Восьмого созыва по хакасскому одномандатному округу №ФИО9 С.М. в сочетании с позитивными комментариями, содержащего призывы голосовать за него;
признать незаконными действия Главы Аскизского района ФИО6, Главы Усть-Абаканского района ФИО8, выразившиеся в использовании преимущества своего должностного положения посредством агитационного выступления в период избирательной кампании при проведении массового (публичного) мероприятия – заседания Правления Совета муниципальных образований Республики Хакасия, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ, организованного Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» совместно с Администрацией <адрес>;
признать незаконным действие депутата Государственной Думы Российской Федерации ФИО3, выразившееся в использовании преимуществ своего должностного положения посредством агитационного выступления в период избирательной кампании при проведении массового (публичного) мероприятия – заседания Правления Совета муниципальных образований Республики Хакасия, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ, организованного Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» совместно с Администрацией <адрес>;
признать незаконным действие депутата Государственной Думы Российской Федерации ФИО3, выразившееся в получении в связи с выполнением должностных обязанностей не предусмотренного законодательством Российской Федерации вознаграждения, в виде безвозмездно оказанной услуги по изготовлению и распространению печатного агитационного материала, в котором преобладают сведения о зарегистрированном кандидате в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Восьмого созыва по Хакасскому одномандатному округу №ФИО9 С.М. в сочетании с позитивными комментариями, содержащего призывы голосовать за него;
признать незаконным действие депутата Государственной Думы Российской Федерации ФИО9 С.М., выразившееся в участии в деятельности коллегиального органа Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» – заседания Правления Совета муниципальных образований Республики Хакасия без соответствующего акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, прошедшего ДД.ММ.ГГГГ;
признать незаконным действие депутата Государственной Думы Российской Федерации ФИО3, выразившееся в участии в деятельности коллегиального органа Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» – заседании Правления Совета муниципальных образований Республики Хакасия без соответствующего акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, прошедшего ДД.ММ.ГГГГ;
признать незаконным действие Главы города Абакана ФИО7, выразившееся в использовании преимущества своего должностного или служебного положения посредством использования № помещения, занимаемого Администрацией города Абакана, для осуществления деятельности, способствующей избранию кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Восьмого созыва по Хакасскому одномандатному округа №ФИО9 С.М.
Определением Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Ассоциация «Совета муниципальных образований Республики Хакасия», Избирательная комиссия Республики Хакасия, привлечена Прокуратура Республики Хакасия.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, будучи надлежащим образом извещенный о его проведении.
В судебном заседании представители административного истца ФИО20 и ФИО21 поддержали исковые требования, при этом дополнили их требованием о признании незаконным действия депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, члена Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству ФИО3, выразившееся в использовании преимущества своего должностного положения посредством привлечения Главы Аскизского района ФИО6, Главы города Абакана ФИО7, Главы Усть-Абаканского района ФИО8, Главы Бейского района ФИО11, Главы Орджоникидзевского района ФИО12 к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей избранию кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Восьмого созыва по Хакасскому одномандатному округу №ФИО9 С.М., а именно, к осуществлению предвыборной агитации при проведении заседания Правления Совета муниципальных образований Республики Хакасия, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ.
Административный ответчик депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО9 С.М. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенный о его проведении.
Административный ответчик Глава города Абакана ФИО7 в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенный о его проведении.
В судебном заседании представитель административного ответчика Главы города Абакана ФИО7 – ФИО22 возражала против удовлетворения исковых требований, считая их необоснованными.
Административный ответчик Глава Бейского района ФИО11 в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенный о его проведении.
В судебном заседании представитель административного ответчика Главы Бейского района ФИО11 – ФИО23 возражала против удовлетворения исковых требований, считая их несостоятельными.
Административный ответчик Глава Орджоникидзевского района ФИО12 в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенный о его проведении.
В судебном заседании представитель административного ответчика Главы Орджоникидзевского района ФИО12 – ФИО24 возражала против удовлетворения исковых требований, считая их несостоятельными.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Республики Хакасия ФИО26 также возражал против удовлетворения исковых требований, считая их несостоятельными.
В судебное заседание административные ответчики глава Аскизского района ФИО6, глава Усть-Абаканского района ФИО8 и представитель заинтересованного лица Ассоциации «Совета муниципальных образований Республики Хакасия» не явились, будучи надлежащим образом извещенные о его проведении.
Заместитель прокурора г. Абакана Гончаренко С.Ю. в судебном заседании полагала, что административные исковые требования являться необоснованными.
Суд в соответствии с положениями ч. 3 ст. 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса, заключение прокурора, исследовав материалы дела и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В силу ч. 1 ст. 26 КАС РФ административное исковое заявление к нескольким административным ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, подается в суд по месту жительства или адресу одного из них по выбору административного истца.
Учитывая, что требования к административным ответчикам являются однородными, основаны на одних и тех же обстоятельствах, иск подан административным истцом в соответствии с ч. 1 ст. 26 КАС РФ по месту нахождения одного из административных ответчиков.
Согласно ч. 1 ст. 240 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.
Пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления (ч. 10 ст. 240 КАС РФ).
Административный истец обжалует действия административных ответчиков, связанных по его мнению, с нарушением избирательного законодательства, совершенных ими ДД.ММ.ГГГГ и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С административным иском ФИО2 обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штемпелем на почтовом конверте.
Как пояснил в судебном заседании представитель административного истца ФИО15, решение Правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано на сайте Ассоциации ДД.ММ.ГГГГ. На данном сайте также сообщалось, что на заседании Правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» от ДД.ММ.ГГГГ присутствовал депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО9 С.М.
Следовательно, административным истцом пропущен трехмесячный срок, установленный ч. 1 ст. 240 КАС РФ, для оспаривания действия депутата Государственной Думы Российской Федерации ФИО9 С.М., выразившегося в участии в деятельности Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия», а именно, в заседании Правления Совета муниципальных образований Республики Хакасия, прошедшего ДД.ММ.ГГГГ, что в силу ч. 10 данной статьи является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Довод представителя административного истца ФИО15 о том, что на момент публикации на сайте Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» приведенных сведений, ФИО2 не участвовал в избирательной кампании, поэтому он не мог обжаловать указанные действия ФИО9 С.М. от ДД.ММ.ГГГГ, является несостоятельным, поскольку ФИО2ДД.ММ.ГГГГ представил документы в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа Республики Хакасия – Хакасский одномандатный избирательный округ №, необходимые для его регистрации в качестве кандидата в депутаты, поэтому он имел возможность в срок обжаловать упомянутые действия административного ответчика.
Кроме того, отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд учитывает нижеследующее.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва на ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.п. 19, 20 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная кампания – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов. Избирательная кампания кандидата, избирательного объединения – деятельность, направленная на достижение определенного результата на выборах и осуществляемая в период со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов до дня представления итогового финансового отчета кандидатом, избирательным объединением, а также уполномоченными ими лицами.
В силу п. 2 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в соответствующую избирательную комиссию заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Согласно ч. 1 ст. 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», агитационный период для кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу, начинается со дня представления кандидатом в окружную избирательную комиссию документов, указанных в частях 1 и 4 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определено, что агитационные материалы – печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума (п. 1 ст. 2); агитация предвыборная (предвыборная агитация) – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них) (п. 4 ст. 2).
Кандидат в депутаты ФИО9 С.М. ДД.ММ.ГГГГ представил документы, указанные в ч.ч. 1 и 4 ст. 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа Республики Хакасия – Хакасский одномандатный избирательный округ №.
Кандидат в депутаты ФИО2ДД.ММ.ГГГГ представил документы, указанные в ч.ч. 1 и 4 ст. 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа Республики Хакасия – Хакасский одномандатный избирательный округ №.
Таким образом, решение Правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» от ДД.ММ.ГГГГ, а также участие ФИО9 С.М. на заседании Правления Ассоциации ДД.ММ.ГГГГ, не могут нарушать избирательные права ФИО2, являться агитационными, поскольку данное решение принято, а действия совершены до назначения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Доказательств того, что на заседании Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» от ДД.ММ.ГГГГ его участникам был предоставлен раздаточный материал, предназначенный для распространения в печатном виде среди избирателей, а также доказательств того, что административными ответчиками изготовлялся, распространялся данный печатный материал среди избирателей, в том числе с использованием не оплаченных из соответствующего избирательного фонда оргтехники, связи и информационных услуг, что глава <адрес>ФИО5ДД.ММ.ГГГГ предоставил помещение администрации города для проведения указанного заседания, что депутат ФИО9 С.М., используя свое должностное положение, привлек глав муниципальных образований Республики Хакасия для участия в заседании Ассоциации от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании не установлено.
В судебном заседании установлено, что на заседании Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» от ДД.ММ.ГГГГ был роздан для обсуждения среди его членов проект обращения Ассоциации к жителям Республики Хакасия, отредактированный текст которого размещен на сайте Ассоциации ДД.ММ.ГГГГ. При этом сам проект обращения не может являться агитационным материалом, поскольку он не был предназначен для распространения среди избирателей.
В соответствии с Уставом Ассоциация «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» является некоммерческой организацией, учрежденной муниципальными образованиями Республики Хакасия, от имени которых выступают главы муниципальных образований, подписавшие Учредительный договор о создании Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия», внесшие членские взносы и участвующие в деятельности Совета (п. 1.2).
Совет муниципальных образований Республики Хакасия создан в целях организации взаимодействия, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований Республики Хакасия, становления и развития местного самоуправления в Республики Хакасия, а также организации взаимной поддержки органов местного самоуправления в интересах жителей муниципальных образований Республики Хакасия (п. 1.1 данного Устава).
Решением Правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» от ДД.ММ.ГГГГ постановлено принять к сведению результаты голосования по праймеризу кандидатов от Хакасского регионального отделения партии «Единая Россия» на региональных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» № созыва, проведенных с ДД.ММ.ГГГГ Рекомендовано главе <адрес> Республики Хакасия ФИО4 согласиться с итогами голосования на праймериз. Рекомендовано главам муниципальных образований Республики Хакасия оказать поддержку ФИО9 С.М. при проведении им предвыборной кампании.
ДД.ММ.ГГГГ с целью обсуждения решения Правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» от ДД.ММ.ГГГГ было проведено заседание Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия», по результатам которого было принято обращение к жителям Республики Хакасия о поддержке на выборах кандидата в депутаты ФИО9 С.М.
Учитывая, что заседание Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» от ДД.ММ.ГГГГ было проведено для рассмотрения главами муниципальных образований вопроса о наличии либо об отсутствии основания для поддержки на выборах ФИО9 С.М., то оснований для рассмотрения такого же вопроса в отношении кандидата в депутаты ФИО2 не имелось, в связи с чем последний на указанное заседание не приглашался, а был приглашен ФИО9 С.М.
При этом суд также обращает внимание на то, что кандидат в депутаты ФИО1 был выдвинут для участия в выборах Коммунистической партией Российской Федерации. Глава Боградского района ФИО14, являющийся членом Коммунистической партией Российской Федерации и Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия», принимал участие в заседании Ассоциации от ДД.ММ.ГГГГ, однако каких-либо заявлений о необходимости участия и выступления своего однопартийца – ФИО2 в данном заседании не заявил.
Выступления на заседании от ДД.ММ.ГГГГ главы Аскизского района ФИО6 и главы Усть-Абаканского района ФИО8, вопреки доводам искового заявления, не являлись агитацией среди избирателей, поскольку их выступления были адресованы главам муниципальных образований Республики Хакасия по вопросу относительно возможной поддержки на выборах ФИО9 С.М. При этом выступление ФИО9 С.М. также было адресовано главам муниципальных образований Республики Хакасия.
Кроме того, учитывая, что члены Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» пришли к выводу о том, что их обращение направлено в интересах жителей муниципальных образований, то оснований считать, что оно противоречит положениям Устава Ассоциации, не имеется. При этом участие членов Ассоциации в рабочее время в заседании от ДД.ММ.ГГГГ также не противоречит положениям этого Устава.
Статья 62 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» конкретно указывает, каким органам, лицам, учреждениям, организациям и т.д. запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы.
Обращение Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия», размещенное на сайте Ассоциации ДД.ММ.ГГГГ, фактически сделано от имени Ассоциации, а не от конкретного лица, поэтому полагать, что нарушено положение п. 2 ч. 7 ст. 62 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» оснований нет.
При принятии решения суд также исходит из того, что административный истец не представил суду доказательств о том, что обжалуемыми действиями административных ответчиков были нарушены его права, свободы и законные интересы, поскольку он участвовал в избирательной кампании, в период ее проведения ФИО2 непосредственно либо через своих представителей не обжаловал действия ответчиков, иск подал только после утверждения итогов голосования.
Таким образом, административные исковые требования являются необоснованными, в связи с чем не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО3, главе Аскизского района ФИО6, главе города Абакана ФИО7, главе Усть-Абаканского района ФИО8, главе Бейского района ФИО11, главе Орджоникидзевского района ФИО12 о признании действий незаконными отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд.
Председательствующий К.Н. Неткачев
Мотивированное решение составлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ
Судья К.Н. Неткачев