ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 690026-01-2022-001018-52 от 24.06.2022 Ржевского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-515/2022 (УИД № 69RS0026-01-2022-001018-52)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 июня 2022 года город Ржев Тверской области

Ржевский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Брязгуновой А.Н.,

при секретаре Изотовой А.П.,

с участием административного истца - помощника Ржевского межрайонного прокурора Тверской области Рябовой Н.В.,

заинтересованного лица Петровой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ржевского межрайонного прокурора Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Ржевского района Тверской области о признании бездействия незаконным и обязании организовать водоотведение поверхностных сточных вод в границах населённого пункта пос. Успенское Ржевского района,

У С Т А Н О В И Л:

Ржевский межрайонный прокурор Тверской области обратился в суд с административным иском (с учётом изменения) в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Ржевского района Тверской области о признании незаконным бездействие Администрации Ржевского района, выразившееся в ненадлежащей организации отведения поверхностных сточных вод в зоне капитальной застройки в юго-восточной части населённого пункта пос. Успенское Ржевского района Тверской области; обязании Администрацию Ржевского района Тверской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать систему отвода поверхностных сточных вод с территории общего пользования населённого пункта пос. Успенское Ржевского района Тверской области в районе нахождения жилых домов с по в границах координат точек местности (56.324555, 34.452491); (56.324376, 34.454894); (56.320382, 34.449734); (56.320626, 34.453446).

Требования мотивированы тем, что межрайонной прокуратурой в ходе осуществления прокурорского надзора выявлено нарушение при организации поверхностного водоотведения в границах населённого пункта пос. Успенское Ржевского района Тверской области. Установлено, что на территории населённого пункта пос. Успенское в юго-восточной его части в границах координат точек (56.324555, 34.452491); (56.324376, 34.454894); (56.320382, 34.449734); (56.320626, 34.453446) в районе нахождения жилых домов с по наблюдается переувлажнение почвы. В ходе осмотра прилегающей территории МКД а с северной, восточной сторон наблюдается большое скопление стоящих поверхностных вод в виде луж. С северной стороны на расстоянии 50м от указанного дома расположен искусственный водоём (пруд), который переполнен, излишки воды вытекают в сторону жилых домов отвод которой от жилой застройки не осуществляется. Придорожная канава вдоль дороги, где расположены жилые дома с по , полностью заполнена поверхностными сточными водами, то есть придорожная канава и прилегающая территория к МКД и жилому дому , где расположены многочисленные хозяйственные постройки, заперты автомобильной дорогой, которая не имеет инженерных коммуникаций (перепускных труб), обеспечивающих сброс сточных вод. Таким образом, на данном участке местности общего пользования населённого пункта пос. Успенское не организовано поверхностное водоотведение. В ходе осмотра территории общего пользования в районе жилых домов также наблюдается переувлажнение почвы в виде скопления поверхностных сточных вод. Вдоль автомобильной дороги, где расположены жилые дома с по , водоотводящая придорожная канава частично засыпана, перепускные трубы засорены. Вдоль автомобильной дороги, где расположены жилые дома с по с западной стороны, также отсутствуют водоотводящие устройства, обеспечивающие отвод поверхностных вод. Таким образом, в ходе осмотра выявлено, что не во всех местах, где образуется большое скопление поверхностных сточных вод, под автомобильными дорогами установлены перепускные трубы, а там, где они имеются, в местах пересечения автомобильных дорог ввиду отсутствия организованного уклона, указанные перепускные трубы не выполняют своего функционального назначения, скопившаяся вода в придорожных канавах по ним не отводится с необходимым сбросом. Кроме того, установлено, что в юго-восточной части населённого пункта пос. Успенское грунтовые воды слишком близко к поверхности земли, в связи с чем участки, в том числе в зоне капитальной застройки, в весенний период переувлажняются по причине неорганизованной работы дренажей либо их отсутствия. Схема расположения дренажной системы в населённом пункте п. Успенское отсутствует, на Генеральном плане сельского поселения «Успенское» такая схема не нанесена. На территории населённого пункта пос. Успенское Ржевского района отсутствует наружная ливневая канализация и организованная система водоотводных канав. Администрация Ржевского района не выполняет возложенные действующим законодательством обязанности по организации поверхностного водоотведения в границах населённого пункта пос. Успенское. Непринятие администрацией Ржевского района Тверской области мер по организации водоотведения с земель общего пользования нарушает закреплённое и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Отсутствие в бюджете сельского поселения достаточных денежных средств на проведение работ по организации водоотведения не могут являться основанием для бездействия администрации, поскольку в силу закона данное обстоятельство не снимает с органа местного самоуправления обязанности по выполнению требований, предусмотренных действующим законодательством. К полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений Тверской области отнесена организация водоотведения. В силу ст. 32 Устава администрация поселения осуществляет полномочия по вопросам местного значения поселения. Вместе с тем, на основании решения Собрания депутатов Ржевского района Тверской области от 13.12.2021 № 82 и решения Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Успенское» Ржевского района Тверской области от 25.11.2022 № 116 администрацией сельского поселения «Успенское» Ржевского района и Администрацией Ржевского района 25.12.2021 заключено соглашение, согласно которому на 2022 год полномочия по решению вопросов местного значения в части организации водоотведения в границах поселения передаются администрации Ржевского района Тверской области. Таким образом, обязанность по организации водоотведения в настоящее время возложена на орган местного самоуправления - администрацию Ржевского района Тверской области, которая несёт ответственность за принятие необходимых мер по отведению поверхностных сточных вод от жилых домов в соответствии с санитарным и природоохранным законодательством. Обращение в защиту прав неопределённого круга лиц обосновано тем, что определить конкретное количество лиц, права которых нарушены либо могут повлечь за собой их нарушение не представляется возможным. В качестве правового обоснования своих требований административный истец ссылается на положения ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации, ст. 14, 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В судебном заседании представитель административного истца помощник Ржевского межрайонного прокурора Тверской области - Рябова Н.В. поддержала административные исковые требования с учётом изменения по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и дала объяснения в соответствии с приведёнными в нём доводами, пояснив, что при определении координаты точки № 2 в исковом заявлении и акте осмотра от 18.04.2022 ошибочно указан номер жилого дома вместо . Точки с указанными в исковом заявлении координатами на местности не выносились, в проведённой прокуратурой проверке соответствующий специалист для выноса точек на местности и определения их координат участия не принимал.

В судебном заседании 17.06.2022 представитель административного ответчика Администрации Ржевского района Тверской области - Русакова О.В. административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление. После объявленного перерыва в судебном заседании представитель административного ответчика Администрации Ржевского района Тверской области - Русакова О.В. в суд 24.06.2022 не явилась. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от административного ответчика не поступало.

Из ранее представленных в суд письменных возражений административного ответчика Администрации Ржевского района на административное исковое заявление следует, что указанные в п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по водоотведению относятся к вопросам местного значения сельского поселения. Соглашением от 25.12.2021 полномочия сельского поселения «Успенское» по водоотведению были приняты Администрацией Ржевского района на период до 31.12.2022. Постановлением Администрации Ржевского района от 09.04.2018 № 144-1па МУП «ЖКХ-Сервис» Ржевского района наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение на территории, в том числе на территории сельского поселения «Успенское» Ржевского района. 16.05.2022 вступил в силу Закон Тверской области от 05.05.2022 № 19-ЗО «О преобразовании муниципальных образований Тверской области путем объединения поселений, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области Ржевский муниципальный район с городским округом город Ржев Тверской области и наделении городского округа город Ржев Тверской области статусом муниципального округа и внесении изменений в отдельные законы Тверской области». Согласно ч. 3 ст. 1 указанного закона преобразуемые поселения, а также муниципальное образование Тверской области Ржевский муниципальный район утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего закона. Согласно ст. 3 указанного закона границы Ржевского муниципального округа совпадают с внешними границами Ржевского района на день вступления в силу настоящего закона и включают территории преобразуемых поселений и городского округа город Ржев Тверской области. Иск заявлен прокурором в порядке ч. 1 ст. 39 КАС РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга, однако жалобы поступают только от одной гражданки Петровой С.В., временно проживающей в <адрес>. В материалы дела не представлены доказательства и Ржевским межрайонным прокурором не доказан факт того, что нарушены права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов. На основании заявления Петровой С.В. 17.08.2021 было проведено собрание граждан в Ржевском районе, сельском поселении «Успенское», пос. Успенское, жилых домов для определения мероприятий, исключающих затопление земельного участка около жилого дома , принадлежащего Петровой С.В., о котором было оповещено заранее, в установленный срок. Присутствовало 11 жителей. Петрова С.В. проигнорировала собрание граждан, хотя решался вопрос по её жалобе. При визуальном осмотре земельного участка Петровой С.В. не обнаружено затопления земельного участка. Дом гражданки Петровой С.В. по рельефу местности находится в низине, и в связи с этим в её огороде может скапливаться вода. На протяжении многих лет по участкам домов пос. Успенское была обустроена ливневая (водоотводная) канава, которая проходила вдоль их земельных участков и была закопана землёй Петровой С.В. (со слов соседей). Водоотводная канава, закопанная Петровой С.В., обеспечивала сток паводковых, ливневых вод и предохраняла дома, расположенные как выше земельного участка Петровой С.В., так и земельный участок Петровой С.В., от заболачивания, застоя вод. Необходимость организации прохождения паводковых и ливневых вод силами домо- и землевладельцев обусловлена естественным рельефом местности, а также наличием низин, которые являются местами скопления (застоя) воды. При такой ситуации прокладывание водоотводных канав на своих земельных участках их владельцами является неизбежностью и обязанностью по надлежащему содержанию домовладений. Нежелание Петровой С.В. выполнять обязательные требования не только в отношении принадлежащего ей имущества, но и создание препятствий для традиционно организованного, существовавшего много лет оттока воды через водоотводные канавы, нарушает интересы владельцев вышерасположенных земельных участков. После проведения собрания граждан в Администрацию Ржевского района поступило обращение от граждан - соседей Петровой С.В. от 18.08.2021, которые просят оставить всё без изменений, так как при проведении водоотведения от участка Петровой С.В. будут ущемлены интересы других жителей. Указанный протокол и обращение граждан от 18.08.2021 подтверждают факт того, что кроме Петровой С.В. жалоб от других граждан не поступает. Проведёнными неоднократно проверками установлен, что подтоплений, указанных в исковом заявлении прокурора, выявлено не было: 1) акт обследования от 17.05.2021 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в присутствии помощника Ржевского межрайонного прокурора Рябовой Н.В. - установлено, что следов подтопления стоками либо ливневыми, грунтовыми водами нет; 2) акт проверки ГУ «Государственная жилищная инспекция» Тверской области от 24.08.2021 по запросу Правительства Тверской области - установлено, что дом и разрушений не имеет, отмостка в хорошем состоянии, конструкции стен в исправном состоянии, прогибы, просадки, разрушения, отклонения от вертикали и горизонтали отсутствуют. На момент проверки подтоплений водами земельных участков прилегающих территорий дома и не выявлено; 3) акт обследования от 08.10.2021 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в присутствии помощника Ржевского межрайонного прокурора Рябовой Н.В. - установлено, что следов подтопления стоками либо ливневыми, грунтовыми водами нет. Слива хозяйственных стоков в канаву не установлено; 4) Протокол собрания граждан жилых домов от 05.04.2021 - жалобы Петровой С.В. о затоплении её участка неоднократными выездами комиссий и проведёнными проверками не подтвердились. 23.05.2022 осуществлён выезд по адресу: Тверская область, Ржевский район, пос. Успенское, комиссии с участием Главы сельского поселения «Успенское», представителя Администрации Ржевского района и МУП «ЖКХ-Сервис». На момент осмотра установлено, что на территории пос. Успенское в указанных границах местности и в водоотводных каналах отсутствует вода (затоплений и подтоплений территории не обнаружено). ООО «СУ-845» выполнены работы по очистке водоотводной канавы и водопропускной трубы, расположенной под дорогой вблизи жилых домов . В связи с недоказанностью фактов нарушения прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, просит в удовлетворении заявленных требований отказать и производство по делу прекратить.

В судебном заседании 17.06.2022 представитель заинтересованного лица МУП «ЖКХ-Сервис» - Матвеева С.А. разрешение спора оставила на усмотрение суда. Суду пояснила, что МУП «ЖКХ-Сервис» наделён статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории Ржевского района согласно постановлению Администрации Ржевского района Тверской области от 09.04.2018 № 144-1 па. Вопрос организации отведения поверхностных сточных вод к деятельности МУП «ЖКХ-Сервис» не относится. После объявленного перерыва в судебном заседании представитель заинтересованного лица МУП «ЖКХ-Сервис» - Матвеева С.А. в суд 24.06.2022 не явилась, направив ходатайство в письменной форме от 20.06.2022 о рассмотрении дела в отсутствие представителя указанного заинтересованного лица.

В судебном заседании заинтересованное лицо Петрова С.В. административные исковые требования с учётом изменения поддержала, уточнив, что указанные административным истцом дома расположены в стороне от заявленного прокурором участка местности в населённом пункте пос. Успенское, где имеется подтопление поверхностными сточными водами. Также указанные прокурором координаты точек № 2 или № 3 не соответствуют нумерации домов, одна из точек расположена не в районе дома , как указано административным истцом, а в районе многоквартирного дома . В промежутке нумерации домов с по расположены многоквартирный дом и дом Дома к спорному участку местности не относятся, расположены в стороне и выше многоквартирного дома . Именно в районе дома начинается участок подтопления. Территория для организации системы отвода поверхностных сточных вод начинается с дома , а не с дома .

Заинтересованное лицо Администрация муниципального образования сельское поселение «Успенское» Ржевского района Тверской области, будучи надлежащим образом извещённым о дате, времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направила. Ходатайств об отложении судебного разбирательства и возражений относительно заявленных административных исковых требований от неё не поступало.

Заслушав лиц, участвующих в административном деле, их представителей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Статьёй 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путём комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ст. 1 Закона Тверской области от 19.11.2014 № 92-ЗО (далее - Закон Тверской области от 19.11.2014 № 92-ЗО) «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» к вопросам местного значения сельских поселений Тверской области относится организация в границах сельского поселения водоотведения.

Аналогичные вопросы местного значения содержатся п. 4 ст. 8 Устава муниципального образования сельского поселения «Успенское» Ржевского района Тверской области.

Как следует из п. 4.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Аналогичные полномочия закреплены п. 7 ст. 10 Устава муниципального образования сельское поселение «Успенское» Ржевского района Тверской области.

Пунктом 1 части 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ) предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей, в частности, охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путём обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в частности, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).

Во взаимосвязи положений ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ и Закона Тверской области от 19.11.2014 № 92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений Тверской области отнесена организация водоотведения.

Решением Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Успенское» Ржевского района Тверской области от 25.11.2021 № 116 постановлено передать Администрации Ржевского района осуществление части полномочий Администрации сельского поселения «Успенское» Ржевского района по решению вопросов местного значения на 2022 год, в том числе по организации в границах поселения водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Решением Собрания депутатов Ржевского района Тверской области от 13.12.2021 № 82 «О передаче осуществления части полномочий Администрации сельского поселения «Успенское» Ржевского района по решению вопросов местного значения сельского поселения Администрации Ржевского района в 2022 году» рекомендовано Администрации Ржевского района принять полномочия Администрации сельского поселения «Успенское» Ржевского района по организации в границах поселения водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Соглашением о передаче Администрации Ржевского района Тверской области осуществления части полномочий администрации сельского поселения «Успенское» Ржевского района Тверской области от 25.12.2021 в соответствии со ст. 14, ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрации Ржевского района переданы полномочия, в том числе по организации в границах поселения «Успенское» водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3.4а «СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85» под поверхностными сточными водами 1-го типа понимаются поверхностные сточные воды, образующиеся на территориях жилых и общественно-деловых зон всех видов, и близкие к ним по составу и степени загрязнения производственные сточные воды, образующиеся на территориях.

В силу п. 13.3 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» отвод поверхностных вод следует осуществлять со всего бассейна (стоки в водоёмы, водостоки, овраги и т.п.) в соответствии с СП 32.13330, предусматривая в городах, как правило, дождевую канализацию закрытого типа с предварительной очисткой стока. Применение открытых водоотводящих устройств - канав, кюветов, лотков допускается в районах одно-, двухэтажной застройки и сельских поселениях, а также на территории парков с устройством мостиков или труб на пересечении с улицами, дорогами, проездами и тротуарами.

Согласно п. 13.4 указанного Свода правил на территории поселений с высоким стоянием грунтовых вод, на заболоченных участках следует предусматривать понижение уровня грунтовых вод в зоне капитальной застройки путём устройства закрытых дренажей. На территории усадебной застройки городов, в сельских поселениях и на территориях стадионов, парков и других озеленённых территорий общего пользования применяется открытая осушительная сеть.

Указанные мероприятия должны обеспечивать в соответствии с СП 116.13330 понижение уровня грунтовых вод на территории: капитальной застройки - не менее 2м от проектной отметки поверхности; стадионов, парков, скверов и других зелёных насаждений - не менее 1м.

В соответствии с п. 7.1.10 «СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85» на территории городских и сельских поселений, промышленных объектов следует предусматривать закрытые системы отведения поверхностных сточных вод. Отведение по открытой системе водостоков с применением лотков, канав, кюветов, оврагов, ручьев и малых рек допускается для территорий с малоэтажной индивидуальной застройкой, поселков в сельской местности, на пешеходных и административных территориях промышленных предприятий, коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства (за исключением объектов очистки сточных вод и обращения с отходами), объектов автомобильного транспорта, на которых образуются поверхностные сточные воды 1-го типа, а также парковых территорий с устройством мостов или труб на пересечениях с дорогами.

В пешеходной зоне и внутридворовых проездах многоэтажной застройки в городских и сельских поселениях допускается использование открытых лотков с малой площадью поперечного сечения согласно СП 42.13330.

Отведение на очистку поверхностного стока от автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса, расположенных вне городских и сельских поселений, допускается выполнять лотками и кюветами.

Пунктом 2.1.2 Правил благоустройства и санитарного содержания сельского поселения «Успенское» Ржевского района (утв. решением Совета депутатов Муниципального образования сельское поселение «Успенское» Ржевского района Тверской области) при проектировании стока поверхностных вод следует руководствоваться СНиП 2.04.03. При организации стока следует обеспечивать комплексное решение вопросов организации рельефа и устройства открытой или закрытой системы водоотводных устройств: водосточных труб (водостоков), лотков, кюветов, быстротоков, дождеприёмных колодцев. Проектирование поверхностного водоотвода осуществляется с минимальным объёмом земляных работ и предусматривает сток воды со скоростями, исключающими возможность эрозии почвы.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, функции по организации водоотведения на территории сельского поселения «Успенское» Ржевского района Тверской области осуществляет административный ответчик Администрация Ржевского района Тверской области.

В ходе проведённой 18.04.2022 Ржевской межрайонной прокуратурой Тверской области проверки на основании информации, размещённой в сети Интернет, был осуществлён осмотр территории общего пользования населённого пункта пос. Успенское Ржевского района Тверской области, в ходе которого установлено, что в юго-восточной части пос. Успенское в границах координат точек местности: № 1 (56.32455534113532, 34.45249132189513); № 2 (56.32437650063675, 34.45489458117248); № 3 (56.320382176968614, 34.4497340110278); № 4 (56.320626617783844, 34.4534461883044) в районе нахождения жилых домов с по , наблюдается переувлажнение почвы. В ходе осмотра прилегающей территории МКД с северной, восточной сторон наблюдается большое скопление стоящих поверхностных вод в виде луж. С северной стороны на расстоянии 50м от указанного дома расположен искусственный водоём (пруд), который переполнен, излишки воды вытекают в сторону жилых домов . Придорожная канава вдоль дороги, где расположены жилые дома с по , полностью заполнена поверхностными сточными водами, то есть придорожная канава и прилегающая территория к МКД и жилому дому , где расположены многочисленные хозяйственные постройки, заперты автомобильной дорогой, которая не имеет инженерных коммуникаций (перепускных труб), обеспечивающих сброс сточных вод. Таким образом, на данном участке местности общего пользования населённого пункта пос. Успенское не организовано поверхностное водоотведение. В ходе осмотра территории общего пользования в районе жилых домов также наблюдается переувлажнение почвы в виде скопления поверхностных сточных вод. Вдоль автомобильной дороги, где расположены жилые дома с по , водоотводящая придорожная канава частично засыпана, перепускные трубы засорены. Вдоль автомобильной дороги, где расположены жилые дома с по с западной стороны, также отсутствуют дренажная система, обеспечивающая отвод поверхностных вод. Таким образом, в ходе осмотра выявлено, что не во всех местах, где образуется большое скопление поверхностных сточных вод, под автомобильными дорогами установлены перепускные трубы, а там, где они имеются, в местах пересечения автомобильных дорог ввиду отсутствия организованного уклона, указанные перепускные трубы не выполняют своего функционального назначения, скопившаяся вода в придорожных канавах по ним не отводится с необходимым сбросом. Кроме того, в юго-восточной части населённого пункта пос. Успенское грунтовые воды слишком близко к поверхности земли, в связи с чем участки, в том числе в зоне капитальной застройки, в весенний период переувлажняются по причине неорганизованной работы дренажей либо их отсутствия. Схема расположения дренажной системы отсутствует, на Генеральном плане сельского поселения «Успенское» не нанесена. На всей территории населённого пункта отсутствует наружная ливневая канализация.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра Ржевской межрайонной прокуратуры от 18.04.2022 и фототаблицей к нему, письменными объяснениями Главы сельского поселения «Успенское» Ржевского района Тверской области Святого А.В. от 18.04.2022, который подтвердил факт переувлажнения почвы вокруг жилых домов, происходящий в осенне-весенний период на территории юго-восточной части пос. Успенское Ржевского района.

Вопреки доводам административного ответчика факт ненадлежащей организации административным ответчиком отведения поверхностных сточных вод в зоне капитальной застройки в юго-восточной части населённого пункта пос. Успенское Ржевского района Тверской области нашёл своё подтверждение в ходе судебного разбирательства, в том числе подтверждается внесённым Главе Ржевского района Тверской области представлением Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Тверской области от 25.03.2022 об устранении и недопущении впредь нарушений федерального законодательства. Из указанного представления следует, что в ходе проведённого 23.03.2022 осмотра установлено, что водосточные (водоотводные) траншеи на дорогах местного значения III и IV категорий сельского поселения «Успенское» содержатся в ненадлежащем виде, а именно: имеются факты перекрытия траншей почвой (у домов и ), зарастание сорной растительностью, препятствующей нормальный проход вод и создающей риски засорения (закупоривания) каналов. Указанные факты создают риски подтопления и заболачивания земель и как следствие их дальнейшую деградацию как по минеральным, так и по микробиологическим показателям.

Согласно письменному сообщению Администрации Ржевского района в адрес Осташковской межрайонной природоохранной прокуратуры от 11.04.2022 работы по организации и подготовке к безаварийному пропуску весеннего половодья в сельском поселении «Успенское», по расчистке водоотводных канав и растительности проведены дорожной службой. На решение данной проблемы неоднократно выезжали сотрудники администрации и дорожной организации.

Однако доказательств, подтверждающих устранение выявленных нарушений, суду не представлено.

Факт бездействия и ненадлежащей организации административным ответчиком отведения поверхностных сточных вод в зоне капитальной застройки в юго-восточной части населённого пункта пос. Успенское Ржевского района Тверской области подтверждается также представлением Ржевского межрайонного прокурора Тверской области от 11.10.2021 в адрес Главы сельского поселения «Успенское» Ржевского района Тверской области, информацией Администрации МО СП «Успенское» Ржевского района в ответ на указанное представление, объяснениями главы сельского поселения «Успенское» Ржевского района от 24.01.2022, представлением Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Тверской области от 05.03.2022 в адрес ГКУ ТО «Дирекция ТДФ Тверской области» по факту ненадлежащего содержания водосточных (водоотводных) траншей на дорогах II категорий в границах сельского поселения «Успенское», а именно засорения и зарастания сорной растительностью, препятствующей нормальному проходу вод и создающей риски засорения (закупоривания) каналов. Указанное представление рассмотрено на совещании ГКУ ТО «Дирекция ТДФ Тверской области» 21.04.2022.

Доказательств, подтверждающих принятие административным ответчиком надлежащих мер по организации отведения поверхностных сточных вод в зоне капитальной застройки в юго-восточной части населённого пункта пос. Успенское Ржевского района Тверской области, суду не представлено.

Невыполнение указанной обязанности Администрацией Ржевского района Тверской области по организации системы отведения поверхностных сточных вод как органа местного самоуправления свидетельствует о ненадлежащей организации обеспечения бесперебойного и качественного водоотведения на подконтрольной ему территории, об отсутствии надлежащего контроля за осуществлением мероприятий, направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоотведения, что влечёт нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 6 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом, а также подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В определении о подготовке административного дела к судебному разбирательству от 29.04.2022 суд разъяснил административному ответчику ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, а именно бремя доказывания обстоятельств, на которые административный ответчик ссылается в обоснование заявленных требований, и определил подлежащие доказыванию обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Однако в ходе судебного разбирательства дела административным ответчиком не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о принятии органом местного самоуправления надлежащих мер по организации отведения поверхностных сточных вод в зоне капитальной застройки в юго-восточной части населённого пункта пос. Успенское Ржевского района Тверской области и вместе с тем опровергающие доводы административного истца о незаконности бездействия Администрации Ржевского района в рассматриваемом случае.

Довод административного ответчика о наделении заинтересованного лица МУП «ЖКХ-Сервис» статусом гарантирующей организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение на территории, в том числе пос. Успенское Ржевского района, не свидетельствует о выполнении Администрацией Ржевского района установленной законом обязанности по организации отведения поверхностных сточных вод в зоне капитальной застройки в юго-восточной части населённого пункта пос. Успенское Ржевского района Тверской области. Кроме того, вопрос организации отведения поверхностных сточных вод к деятельности МУП «ЖКХ-Сервис» не относится. Доказательств того, что выявленное в ходе проведения прокурором проверки переувлажнение почвы в районе нахождения жилых домов с по возникло вследствие ненадлежащего выполнения МУП «ЖКХ-Сервис» своих обязанностей по водоотведению, в том числе при принятии образующихся на территории пос. Успенское поверхностных сточных вод в централизованные системы водоотведения поселения (общесплавные, ливневые, комбинированные), а также факта наличия технической возможности такого принятия, суду не представлено.

Доводы административного ответчика о невозможности исполнить решение суда в указанный административным истцом срок ввиду прекращения полномочий Администрации Ржевского района Тверской области в связи с вступлением в силу Закона Тверской области от 05.05.2022 № 19-ЗО «О преобразовании муниципальных образований Тверской области путем объединения поселений, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области Ржевский муниципальный район, с городским округом город Ржев Тверской области и наделении городского округа город Ржев Тверской области статусом муниципального округа и внесении изменений в отдельные законы Тверской области» не может быть принят во внимание судом, поскольку в силу ч. 1 ст. 14 указанного Закона Тверской области от 05.05.2022 № 19-ЗО полномочия администраций Ржевского района, преобразуемых поселений прекращаются в день завершения процедуры реорганизации и (или) ликвидации юридического лица, но не ранее 01.01.2023.

Представленные административным ответчиком в обоснование своих возражений акт обследования территории пос. Успенское Ржевского района Тверской области от 23.05.2022 с фототаблицей, письменное сообщение ООО «Лидер-А» от 14.06.2022 о производстве в апреле-мае 2022 года на автодороге Тверь-Ржев-Успенское вырубки и расчистки кустарника, разработки продольных водоотводных и нагорных канав, очистки водоотводных канав, а также акты обследования специалистом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» от 17.05.2021, 08.10.2021, акт проверки Госжилинспекции Тверской области от 24.08.2021 не опровергают факт выявленного 18.04.2022 административным истцом переувлажнения почвы и отсутствия наружной ливневой канализации в пос. Успенское Ржевского района.

Доводы административного ответчика об отсутствии подтопления на территории пос. Успенское Ржевского района и представленные в подтверждение акты проверок и обследований, проведённых в 2021 году, суд находит несостоятельными, опровергаются установленными в ходе судебного разбирательства обстоятельствами, исследованными письменными доказательствами по делу.

Вопреки доводам административного ответчика, предъявляя административные исковые требования в защиту прав неопределённого круга лиц, прокурор обоснованно указал на невозможность определить конкретное число лиц, права которых нарушены либо могут повлечь за собой их нарушение. Таким образом, прокурор действует в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях предупреждения нарушения прав как лиц, проживающих в пос. Успенское Ржевского района Тверской области в районе нахождения жилых домов с по а, так и лиц, которые могут посетить указанную территорию либо находиться в непосредственной близости от неё.

При изложенных обстоятельствах, оценив в совокупности собранные по административному делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в части признания незаконным бездействие Администрации Ржевского района Тверской области, выразившееся в ненадлежащей организации отведения поверхностных сточных вод в зоне капитальной застройки в юго-восточной части населённого пункта пос. Успенское Ржевского района Тверской области, а также в части обязания Администрацию Ржевского района Тверской области организовать систему отвода поверхностных сточных вод с территории общего пользования населённого пункта пос. Успенское Ржевского района Тверской области в районе нахождения жилых домов с по .

Вместе с тем не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований в части указания границ территории общего пользования населённого пункта пос. Успенское Ржевского района Тверской области, на которой необходимо организовать систему отвода поверхностных сточных вод, начиная с района нахождения жилого дома , и для включения в данную территорию района нахождения жилого дома , а также в части указания координат точек местности (56.324555, 34.452491); (56.324376, 34.454894); (56.320382, 34.449734); (56.320626, 34.453446). В ходе судебного разбирательства установлено, что точки по указанным административным истцом координатам на местности не выносились, в проведении Ржевской межрайонной прокуратурой проверки соответствующий специалист для выноса точек на местности и определения их координат участия не принимал. Из письменных объяснений ФИО, данных 24.06.2022 помощнику Ржевского межрайонного прокурора, следует, что нахождение жилых домов в пос. Успенское можно определить, только находясь на местности либо на публичной карте. Определённые прокурором координаты можно увидеть на Яндекс-карте любому пользователю путём их введения в поисковую строку. Специальное образование и оборудование требуется для определения геодезических точек. Однако судом достоверно установлено и подтверждается объяснениями административного истца, что геодезически точки границ рассматриваемой территории не определялись, специалист к определению указанных прокурором точек не привлекался, в связи с чем правильность таких координат и возможность их использования при исполнении решения суда, их достоверность и относимость административным истцом не подтверждены. Напротив, в ходе судебного разбирательства установлено, что при определении координат точки № 2 в административном исковом заявлении и акте осмотра от 18.04.2022 ошибочно указан номер жилого дома , в районе которого прокурором была отмечена данная точка, вместо . Яндекс-карты, на которые административный истец ссылается при определении заявленных координат, и распечатка с которых приложена к акту осмотра от 18.04.2022, также подтверждают неточность нумерации домов. Так, из приложенной к акту осмотра от 18.04.2022 распечатки координат на Яндекс-карте следует, что указанная прокурором точка № 2 с координатами (56.324376, 34.454894) расположена в районе дома . А из распечатки координат на Яндекс-карте, представленной административным истцом в судебном заседании 24.06.2022, следует, что та же самая точка № 2 с заявленными координатами (56.324376, 34.454894) расположена в районе дома . Таким образом, у суда отсутствуют достоверные данные о координатах границ спорной территории; указанные административным истцом координаты точек не могут быть положены в основу решения. Каких-либо доказательств, подтверждающих наличие нарушений отвода поверхностных вод с территории в районе нахождения домов , суду не представлено. На наличие таких нарушений лица, участвующие в деле, не ссылались. Напротив, из объяснений заинтересованного лица Петровой С.В. следует, что дома к спорному участку местности не относятся, расположены в стороне и выше многоквартирного дома . Именно в районе дома начинается участок подтопления. Территория для организации системы отвода поверхностных сточных вод начинается с дома , а не с дома .

Суд находит обоснованным предложенный прокурором срок, в течение которого должна быть организована система отвода поверхностных сточных вод, а именно не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Указанный срок обусловлен необходимостью обеспечения благоприятной окружающей среды, благоприятных условий для жизни и здоровья населения, в том числе путём комплексного благоустройства сельского поселения и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. Доказательств, подтверждающих принятие административным ответчиком мер, направленных на устранение нарушения, выразившегося в ненадлежащей организации отведения поверхностных сточных вод в зоне капитальной застройки в юго-восточной части населённого пункта пос. Успенское Ржевского района Тверской области, и наличия причин, препятствующих их реализациии к заявленному сроку, суду не представлено.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Ржевского межрайонного прокурора Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации Ржевского района Тверской области, выразившееся в ненадлежащей организации отведения поверхностных сточных вод в зоне капитальной застройки в юго-восточной части населённого пункта пос. Успенское Ржевского района Тверской области.

Обязать Администрацию Ржевского района Тверской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать систему отвода поверхностных сточных вод с территории общего пользования населённого пункта пос. Успенское Ржевского района Тверской области в районе нахождения жилых домов с по

В удовлетворении остальных административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Ржевский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Н. Брязгунова

Мотивированное решение составлено 01.07.2022.

Дело № 2а-515/2022 (УИД № 69RS0026-01-2022-001018-52)